СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная программа лагеря с дневным пребыванием детей «Лето – это радости пора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период является одной из приоритетных задач Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. Во время летних каникул детям необходима разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа лагеря с дневным пребыванием детей «Лето – это радости пора»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»








Комплексная программа лагеря

с дневным пребыванием детей

«Лето – это радости пора»


Обучающиеся начальных классов (7 – 10 лет),

а также подростки льготных категорий в возрасте до 14 лет


Срок реализации: 21 день



Автор:

Саранова Инна Евгеньевна,

учитель начальных классов











Докучаевск – 2020

Пояснительная записка

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период является одной из приоритетных задач Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. Во время летних каникул детям необходима разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год.

Для многих родителей возникает вопрос о том, где оздоровить, как правильно организовать отдых своим детям. Наиболее доступной и распространённой формой организации обучающихся остаются школьные лагеря с дневным пребыванием.

Разработка программы «Лето – это радости пора» вызвана:

- повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;

- необходимостью привлечь внимание подрастающего поколения к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;

- потребностью развития физической активности подростков, во время летнего отдыха.

В основу данной программы положено сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для здорового образа жизни в период летних каникул. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.

Таким образом, новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной, духовно-нравственной и гражданско-патриотической деятельности обучающихся посредством приобщения школьников к получению новых знаний, приобретению навыков и жизненного опыта.

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах оздоровительного процесса: воспитании, обучении и развитии. Заключается в:

- создании условий для развития личности ребёнка;

- развитии мотивации личности к познанию и творчеству;

- приобщении обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- создании условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальном и духовном развитии личности ребёнка.

Обучающемуся предлагается активное участие сразу в нескольких специфических программах, гарантируется возможность выбора любого детского объединения, где ребёнок сможет реализовать свои потребности, получить разнообразные знания, умения и навыки и применить их в повседневной деятельности.


Цели и задачи программы

Цель:

- создать оптимальные условия, обеспечивающие полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие на основе вовлечения их в разнообразную деятельность, профилактика беспризорности и безнадзорности в летний период.

Задачи:

- организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространённых заболеваний у детей;

- способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни и укреплении физического и психического здоровья;

- развивать умения и навыки безопасной жизнедеятельности;

- раскрыть способности воспитанников, создать условия для проявления ими инициативы и активной жизненной позиции посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности;

- развивать у детей потребности в двигательной активности;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Отличительные особенности программы

Школьный лагерь с дневным пребыванием – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для трудолюбия, целеустремлённости, активности. Отличительной особенностью данной программы является направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Полноценным отдыхом для ребёнка будут благоприятные условия пребывания в лагере, рационально организованный режим дня, сбалансированное здоровое питание, спортивные часы и спортивные мероприятия, просветительская работа, процедуры закаливания, экскурсии, качественное медицинское сопровождение каждого ребёнка.


Возраст и категория детей, участвующих в реализации

данной программы

Обучающиеся начальных классов (7-10 лет), а также подростки льготных категорий в возрасте до 14 лет:

  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой;

  • дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • дети различных льготных учётных категорий (малообеспеченные, дети погибших военнослужащих армии ДНР, многодетные семьи, пострадавшие от ЧАЭС).


Сроки реализации программы

Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня, построена с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей. По типу - комплексная, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания.


Направления деятельности

- укрепление и охрана физического здоровья детей;

- формирование двигательной активности и психоэмоциональной сферы;

- развитие познавательных способностей в разнообразной деятельности.


Формы и методы обучения и воспитания

В условиях каникулярного отдыха возникают принципиально новые виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности:

- индивидуальные и групповые занятия;

- тематические беседы;

- проведение утренней гимнастики, соревнований, игр, мероприятий;

- проведение конкурсов рисунков (на тему здорового образа жизни);

- сотрудничество со специалистами здравоохранения;

- сотрудничество со специалистами спортивных учреждений, учреждений дополнительного образования.

В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов:

  • метод воздействия на чувства, сознание (подражание, пример, внушение, погружение);

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (диспут, практические занятия);

  • методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, тестирование, анкетирование);

  • методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).


Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Программа направлена на социальное развитие каждой личности через положительную мотивацию, ведение индивидуальных, групповых и коллективных занятий.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  • постановка реальных целей и планирование результатов работы;

  • соответствие содержания мероприятий уровню развития детей;

  • заинтересованность педагогов и детей в реализации программы;

  • благоприятный психологический климат;

  • удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

  • творческое сотрудничество взрослых и детей.


Формы проведения итогов реализации программы

- оформление уголков отрядов;

- минутки здоровья («Гигиена тела», «Дядюшка Зубболит», «Берегите глаза»);

- конкурс стенгазет «За здоровый образ жизни»;

- конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»;

- конкурсная программа «Мойдодыр»;

- спортивный праздник «Вас вызывает Спортландия»;

- деловая игра «Здоровье, ты и твои друзья»;

- клип-шоу «Здоровье не купишь»;

- круглый стол «Юморина о здоровье»;

- аутотренинг с психологом «Волшебный сон»;

- весёлые старты «Будь здоров!».


Механизм реализации программы лагеря

Социально-педагогические и психолого-педагогические условия реализации программы

Программа лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Временный характер детского объединения.

  2. Разнообразная деятельность - насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».

  3. В лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

  4. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям ребёнка.

  5. Чёткий режим – максимальное использование природно-климатических факторов, возможностей школы, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

  6. Здоровьесберегающие технологии - занятия общей физической подготовкой, различными видами спорта.


Управление программой, в том числе самоуправление

Организационно управленческая структура лагеря опирается на принципы:

  • поддержки и признания детской инициативы;

  • индивидуального подхода;

  • свободного выбора и самоопределения;

  • единства цели;

  • разновозрастного подхода;

  • взаимной поддержки и взаимопомощи;

  • самостоятельности и ответственности;

  • самоуправления.


Система самоуправления

  1. Временные органы самоуправления:

  • деятельность дежурного отряда;

  • работа творческих групп.

  1. Постоянно действующие органы самоуправления:

  • совет отряда;

  • совет командиров отряда;

  • отрядное самоуправление;

  • члены редколлегии;

  • журналисты;

  • ответственный за спортивные мероприятия;

  • ответственный за утреннюю зарядку;

  • ответственный за трудовые десанты;

  • ответственный за поздравления с днём рождения;

  • помощники воспитателей.


Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех людей, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательной организации и в качестве вожатых учащиеся старших классов:

  • директор (1чел.)

  • заместитель директора по воспитательной работе (1чел.)

  • начальник лагеря (1 чел.)

  • педагоги-воспитатели (8 чел.)

  • педагог-психолог (1 чел.)

  • социальный педагог (1 чел.)

  • библиотекарь (1 чел.)

  • медицинский работник (1 чел.)

  • музыкальный руководитель (1 чел.)

  • организатор спортивных мероприятий (1чел.)

  • повар и помощник повара, кладовщик (3 чел.)

  • заведующий хозяйством (1чел.)

  • технические работники лагеря (2 чел.)


Структура лагеря

В рамках этапа самореализации в смене организуются отряды, создаваемые по возрастному принципу с целью:

- совместного анализа происходящего;

- организация совместной деятельности;

- пространства комфортного общения и взаимодействия.

Принцип формирования – добровольное участие.

Отрядная работа планируется параллельно с программой лагеря.

В лагере создаётся Пресс-центр (детский орган самоуправления). Он состоит из четырёх студий.


Функциональные обязанности студий

Дежурная студия:

  • отвечает за выполнение распорядка дня и выполнения дел этого дня;

  • отвечает за организацию и проведение дежурства по территории в помещениях и столовой.

Информационная студия:

  • информирует членов отрядов о делах данного дня;

  • готовят материалы для стенной газеты;

  • помогает творческой студии в оформлении дел.

Спортивная студия:

  • информирует членов отрядов о спортивных делах данного дня;

  • занимается организацией и провидением утренней зарядки;

  • отвечает за проведение подвижных игр.

Творческая студия:

  • занимается подготовкой и проведением музыкальных минуток;

  • готовит награды сюрпризы;

  • готовит поздравление именинникам.


Зоны

Назначение

Спортивный зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, общелагерные дела, работа детской творческой мастерской. Отрядные мероприятия.

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Компьютерный класс

Кружковая работа

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Кабинеты

№ 102 - №105

Сбор, мероприятия и отдых детей в отрядах



Легенда лагеря

Территория школы превращается в зону для деятельности детской организации «Улыбка», которая состоит из четырёх отрядов по 20 человек. Цель отрядов на протяжении трёх недель разобраться почему, для чего и зачем всем людям на планете необходимо быть:

    1. Патриотом своей Родины.

Этому способствует гражданско-патриотическое направление, которое включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Эти мероприятия направлены на воспитание в детях чувства патриотизма и гордости за свою страну, интереса к изучению истории и культуры родного края.

    1. Здоровым человеком.

Спортивно-оздоровительное направление, в которое входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Проводятся различные соревнования, конкурсные программы, спортивные фестивали по физической культуре. С помощью данного направления в лагере решаются задачи по оздоровлению детей, укреплению их физического здоровья.

    1. Активным.

Познавательно-игровое направление призвано расширить кругозор детей в разных областях знаний, создать условия для проявления их интеллектуальных способностей.

    1. Творчески-креативным.

Творческое направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, так как мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребёнка в жизни.

Создать условия для развития способностей личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.


Формы организации социального партнёрства лагеря

Сотрудничество с организациями города:

- Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского и юношеского творчества города Докучаевска» (кружковая работа, совместные оздоровительные и развлекательные мероприятия);

- Муниципальное учреждение дополнительного образования спортивного профиля «Детско-юношеская спортивная школа города Докучаевска» (спортивные соревнования);

- Образцовый Краеведческий музей истории города Докучаевска (экскурсии);

- центр культуры и досуга имени А.С. Пушкина централизованной клубной системы администрации города Докучаевска (организация совместного мероприятия ко Дню защиты детей);

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Музыкальная школа имени Переяславских города Докучаевска» (совместные мероприятия, экскурсии);

- ОГАИ по ОАГ УГАИ МВД ДНР в городе Докучаевске (встреча с работниками ГАИ);

- централизованная библиотечная система города Докучаевска (экскурсии);

- группа надзорной деятельности и профилактической работы 42 ГПСЧ г. Докучаевска (экскурсии, встреча с работниками МЧС);

- плавательный бассейн города Докучаевска (занятия плаванием);

- Докучаевское благочиние (посещение Свято-Владимирского храма, встречи с протоиереем Никитой Панасюком).


Критерии и технологии отслеживания результатов работы лагеря

Методическое сопровождение программы.

Основными методами организации деятельности являются:

  • метод игры;

  • метод коллективной творческой деятельности;

  • методы состязательности;

  • беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Формы и методы работы.

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием:

  • традиционных методов (беседа, наблюдение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии);

  • метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.


Задачи

Критерии

Способы отслеживания

Формирование благоприятной психологической среды общения со сверстниками, социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе

Адаптация ребёнка в коллективе; положительный эмоциональный микроклимат коллектива

Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование

Развитие творческих способностей детей, включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширения их кругозора

Степень вовлеченности детей в творческую деятельность; активность детей в творческих делах лагеря

Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование, отслеживание количества детей, участвующих в коллективных делах

Привитие навыков здорового образа жизни, организация физической активности детей 

Показатели здоровья детей. Опыт ответственного отношения к собственному здоровью

Наблюдение медицинского работника, количество участников спортивных мероприятий


Содержание смены лагеря

Циклограмма работы лагеря

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Подготовительный этап

Апрель - май

Сбор заявлений

Начальник лагеря, педагоги-воспитатели

Май

Формирование отрядов

Начальник лагеря

Май

Анкетирование учащихся, выявление интересов

Начальник лагеря, педагоги-воспитатели

Май

Выборы Пресс-центра (детского органа самоуправления)

Начальник лагеря, педагоги-воспитатели

Май

Составление необходимой документации для деятельности школьного лагеря с дневным пребыванием

Начальник лагеря

Организационный этап

01.06

Встреча детей

Начальник лагеря, педагоги-воспитатели

01.06

Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей

Педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, организатор спортивных мероприятий,

педагоги-воспитатели

01.06

Знакомство с правилами жизнедеятельности школьного лагеря с дневным пребыванием

Начальник лагеря

Практический этап

01.06 – 21.06

Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел

Начальник лагеря, педагоги-воспитатели,

социальный педагог, музыкальный руководитель, организатор спортивных мероприятий,

педагог-психолог,

библиотекарь

Аналитический этап

21.06

Подведение итогов, анализ предложений детей, родителей, педагогов-воспитателей по деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием

Начальник лагеря, педагоги-воспитатели,

социальный педагог, музыкальный руководитель, организатор спортивных мероприятий,

педагог-психолог,

библиотекарь

Июнь

Фотоотчёт о работе лагеря с дневным пребыванием

Начальник лагеря


План-сетка смены

План-сетка отрядных мероприятий

День/дата

Тема дня

Мероприятия

1 день


Международный День защиты детей

Знакомство с режимом дня.

Выбор актива, оформление отрядных уголков.

Проведение инструктажа по ТБ, ПДД, ППБ.

Конкурс рисунков на асфальте «Дети! Здоровье! Будущее!»

Игра на сплочение «Расскажи о себе».

2 день


День туризма

Минутка здоровья «Зелёная аптека».

Конкурс стенгазет «За здоровый образ жизни».

Профилактика противопожарной безопасности.

Тренировочная эвакуация по сигналу: «Пожар!

Деловая игра «Здоровье, ты и твои друзья».

3 день


День здоровья

Минутка здоровья «Гигиена тела».

ТБ в экстренных ситуациях.

Беседа «Похититель рассудка – алкоголь».

4 день


День бантиков

Минутка здоровья «Дядюшка Зубболит».

Беседа о правилах этикета.

«Весёлые старты».

Тренировочная эвакуация по сигналу: «Артобстрел!»

5 день


День волшебных сказок

Минутка здоровья «Берегите глаза».

Аутотренинг с психологом «Волшебный сон».

Мероприятие «С миру по строчке».

Беседа «Вся правда о курении».

6 день


День смеха

Минутка здоровья «Что мы едим?»

Круглый стол «Юморина о здоровье».

Игра «Рассмеши соседа».

Беседа «Мы против наркотиков».

7 день


День музыки

Минутка здоровья «Всё ли полезно, что мы едим?»

Музыкальный конкурс «Двойник эстрады».

«Музыкальная шкатулка» (караоке).

8 день


День именинника

Минутка здоровья «Береги свою жизнь».

Клип-шоу «Здоровье не купишь».

Праздничная программа «Самый лучший день в году»

9 день


День фантазии

Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию.

Конкурс «Модные фантазии».

Беседа о безопасном поведении во время экскурсий.

10 день


День мультфильма

Минутка здоровья «Солнечные ванны».

Конкурсная программа «Мойдодыр».

Беседа «Законы Светофора».

11 день


День творчества

Минутка здоровья «Правила закаливания».

Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров, закаляйся!».

12 день


День спорта

Минутка здоровья «От чего зависит настроение?».

Спортивный праздник «Вас вызывает Спортландия».

13 день


День фантика

Минутка здоровья «Избегай травм».

Беседа «Один дома».

Весёлые старты «Будь здоров!».

14 день


День Памяти

Минутка здоровья «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Техника безопасности дома и в быту.

Конкурс «Тропа героев».

15 день


День закрытия лагеря

Минутка здоровья «Опасные привычки».

Викторина «Моё здоровье - в моих руках».

Беседа о правилах поведения на природе и воде.

Спортивно-развлекательная программа «Зов джунглей».


Организация кружковой работы в лагере

Во время отдыха в школьном лагере с дневным пребыванием «Улыбка» ребята могут заниматься ежедневно в кружках»: «Подвижные игры», «Юный гроссмейстер», «Мелодия» и «Истоки».

Тематическое планирование кружка «Подвижные игры»

День/дата

Тема

Ответственный

1 день


Комплектация группы.

Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Организатор спортивных мероприятий

2 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры на развитие выносливости.

Организатор спортивных мероприятий

3 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры с мячом.

Организатор спортивных мероприятий

4 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры на развитие быстроты.

Организатор спортивных мероприятий

5 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры со скакалкой.

Организатор спортивных мероприятий

6 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры на развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.

Организатор спортивных мероприятий

7 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры с элементами баскетбола.

Организатор спортивных мероприятий

8 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры на развитие ловкости, координации движения.

Организатор спортивных мероприятий

9 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры-эстафеты.

Организатор спортивных мероприятий

10 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры с элементами футбола.

Организатор спортивных мероприятий

11 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры с элементами баскетбола

Организатор спортивных мероприятий

12 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры с элементами волейбола.

Организатор спортивных мероприятий

13 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры на развитие быстроты.

Организатор спортивных мероприятий

14 день


Разучивание считалки.

Разминка.

Игры с мячиками и скакалками.

Организатор спортивных мероприятий

15 день


Повторение считалок.

Разминка.

Итоговое занятие.

Организатор спортивных мероприятий


Тематическое планирование кружка «Юный гроссмейстер»

День/дата

Тема

Ответственный

1 день


Комплектация группы.

Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Социальный педагог

2 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения без предметов.

Шахматы в жизни человека.

Социальный педагог

3 день


Физическая подготовка: дыхательная гимнастика.

Расстановка фигур на доске, расположение из фигур в начальном положении.

Социальный педагог

4 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения с предметами.

Сравнительная сила фигур.

Социальный педагог

5 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения без предметов.

Ценность шахматных фигур.

Социальный педагог

6 день


Физическая подготовка: дыхательная гимнастика.

Правила хода и взятия каждой из фигур.

Социальный педагог

7 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения с предметами.

Место шахмат в системе спорта.

Социальный педагог

8 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения без предметов.

Александр Алёхин. Тренировочные партии.

Социальный педагог

9 день


Физическая подготовка: дыхательная гимнастика.

Михаил Ботвинник. Тренировочные партии.

Социальный педагог

10 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения с предметами.

Василий Смыслов. Тренировочные партии.

Социальный педагог

11 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения без предметов.

Сеанс одновременной игры.

Социальный педагог

12 день


Физическая подготовка: дыхательная гимнастика.

Венская партия.

Социальный педагог

13 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения с предметами.

Итальянская партия.

Социальный педагог

14 день


Физическая подготовка: дыхательная гимнастика.

Тренировочные партии.

Социальный педагог

15 день


Физическая подготовка: общеразвивающие упражнения с предметами.

Итоговое занятие.

Социальный педагог


Тематическое планирование кружка «Мелодия»

День/дата

Тема

Ответственный

1 день


Комплектация группы.

Вводное занятие.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Разминка для мимики.

Музыкально-творческое задание «Спой своё имя».

Музыкальный руководитель

2 день


Упражнение «Воплотить настроение».

Музыкально-творческое задание «Музыка обо мне».

Музыкальный руководитель

3 день


Разминка для мимики.

Музыкально-творческое задание «Композитор».

Музыкальный руководитель

4 день


«Упражнение «Раскрась звуки».

Музыкальное моделирование «Художник».

Музыкальный руководитель

5 день


Разминка «Угадай настроение.

Музыкально-творческое задание «Бег теней».

Музыкальный руководитель

6 день


Разминка для мимики.

Музыкальное моделирование «Марширование змейкой».

Музыкальный руководитель

7 день


Упражнение «Пантомима».

Музыкально-творческое задание «Весенние голоса».

Музыкальный руководитель

8 день


Артикуляционная гимнастика.

Музыкально-творческое задание «Маляры».

Музыкальный руководитель

9 день


Упражнение «Шарик».

Музыкально-творческое задание «Спой своё имя».

Музыкальный руководитель

10 день


Разминка для мимики.

Музыкально-творческое задание «Скакалка».

Музыкальный руководитель

11 день


Упражнение «Окошко».

Музыкально-творческое задание «Спой своё имя».

Музыкальный руководитель

12 день


Разминка для мимики.

Музыкально-творческое задание «Повтори движение».

Музыкальный руководитель

13 день


Упражнение «Пантомима».

Музыкально-творческое задание «Спой своё имя».

Музыкальный руководитель

14 день


Упражнение «Футбол».

Музыкально-творческое задание «Эхо».

Музыкальный руководитель

15 день


Артикуляционная гимнастика.

Музыкально-творческое задание «Пожелание для друга».

Музыкальный руководитель


Тематическое планирование кружка «Истоки»

День/дата

Тема

Ответственный

1 день


Комплектация группы.

Вводное занятие.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Библиотекарь

2 день


Я гражданин своей Республики».

Библиотекарь

3 день


Моя малая Родина.

Библиотекарь

4 день


Семья и родной дом.

Библиотекарь

5 день


Детская игротека «Что такое дружба?»

Библиотекарь

6 день


Заочное путешествие по своему городу.

Библиотекарь

7 день


Знакомство с творчеством писателя Григория Бойко.

Библиотекарь

8 день


Мир вокруг нас. Ты – часть природы.

Библиотекарь

9 день


Заповедные места родного края.

Библиотекарь

10 день


Виртуальная экскурсия по городу Донецку.

Библиотекарь

11 день


Легендами воспетый край.

Библиотекарь

12 день


Экскурсия в Центральную библиотеку централизованной библиотечной системы администрации города Докучаевска.

Библиотекарь

13 день


Защитники земли русской.

Библиотекарь

14 день


Они сражались за Родину.

Библиотекарь

15 день


Кого называют патриотом. Что ты можешь для Республики?

Библиотекарь


Режим работы лагеря

8.00 – 8.30

Встреча детей

8.30 – 8.45

Зарядка

8.45 – 9.00

Линейка

9.00 – 9.30

Завтрак

9.30 -10.30

Отрядные мероприятия

10.30 – 11.30

Кружковая работа по интересам

11.30 – 12.30

Подвижные игры на свежем воздухе

12.30 – 13.00

Обед

13.00 – 13.45

Занятия по интересам

13.45 – 13.55

Подведение итогов дня

14.00

Уход домой



План инструктажей для воспитанников лагеря

Вводный инструктаж.

  1. Правила поведения и безопасности в лагере дневного пребывания.

  2. Инструктаж по правила поведения при артобстреле жилых массивов.

  3. Инструктаж по правилам дорожного движения.

4. Инструктаж по ТБ во время физкультурно-оздоровительных мероприятий.

5. Инструктаж по обеспечению безопасности при проведении культурно-экскурсионных мероприятий, игр и мероприятий на территории лагеря.

6. Текущие инструктажи.






Правила поведения и безопасности в лагере дневного пребывания

1. Необходимо соблюдать режим дня пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей, общие санитарно-гигиенические нормы (умываться, причесываться, одеваться по погоде).

2. Каждый ребёнок обязан соблюдать все установленные в лагере правила, в том числе правила противопожарной безопасности, экскурсий, автобусных поездок, походов.

3. Ребёнок обязан находиться вместе с отрядом.

4. Выход за территорию лагеря допускается только с разрешения начальника лагеря и только в сопровождении воспитателя (родителя, либо законного представителя).

5. Каждый ребёнок и работник лагеря должен беречь зеленые насаждения на территории лагеря, соблюдать чистоту.

6. Запрещается есть незнакомые ягоды, плоды.

7. В случае ухудшения самочувствия необходимо сообщать воспитателям.

8. Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах - словами, действиями и поведением не мешать окружающим, не оскорблять их.

9. В лагере запрещается курить и употреблять спиртные напитки, запрещенные медицинские препараты или наркотические вещества.

10. Запрещено хранение и употребление продуктов питания запрещенных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (чипсы, острые сухарики, газированные напитки, супы, смеси быстрого приготовления).

11. Запрещено хранение и употребление веществ в аэрозольной упаковке (духи, дезодоранты).

12. Необходимо бережно относиться к личному имуществу и имуществу лагеря. Родители (законные представители) несут ответственность за причиненный ущерб имуществу лагеря.


Правила поведения при артобстреле жилых массивов Не паникуйте!

На улице

- Если вы услышали свист снаряда (он похож больше на шорох), а через 2-3 секунды - взрыв, сразу падайте на землю и лежите, закрыв голову руками!

- Если есть какой-то выступ (даже тротуар, поребрик - то рядом с ним), канава, любой выступ или углубление в земле - воспользуйтесь этой естественной защитой. Если рядом есть какая-то бетонная конструкция - лечь рядом с ней.

В транспорте

- Надо выйти, лучше с противоположной от обстрела стороны, и ползком отойти дальше, потом лечь.

Можно спрятаться в следующих местах:

— в специально оборудованном бомбоубежище;

— в очень глубоком подвале под капитальными домами старой застройки (желательно, чтобы он имел 2 выхода);

— в подземном переходе;

— в метро (идеально подходит);

— в любой канаве, траншее или яме;

— в широкой трубе водостока под дорогой;

— вдоль высокого бордюра или фундамента забора;

— в смотровой яме открытого (на воздухе) гаража или СТО;

— в канализационных люках рядом с вашим домом;

— в ямах-«воронках», оставшихся от предыдущих обстрелов.

После окончания обстрела

Не поднимать и не трогать никаких подозрительных взрывоопасных предметов!


Инструктаж по обеспечению безопасности

при проведении культурно-экскурсионных мероприятий

Общие требования безопасности:

1. К участию в культурно-экскурсионных мероприятиях (автобусная экскурсия, посещение музеев, выставок, концертов, театров) допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по безопасному проведению мероприятия, ознакомленные с маршрутом, программой мероприятия и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

2. Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей с момента отъезда из лагеря (на автобусную экскурсию по городу, в музей) и до прибытия обратно несет руководитель группы.

3. При проведении культурно-экскурсионных мероприятий воспитанники обязаны соблюдать установленные режимы работы и отдыха, общепринятые правила поведения и личной гигиены.

4. Соблюдать дисциплину, чётко выполнять все указания инструктора, (экскурсовода), самовольно не оставлять место расположения группы.

5. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую погоде и программе мероприятия.

6. Во время движения по улице идти компактной группой, не мешая прохожим.

7. Переходить дорогу спокойно, без суеты, только по команде руководителя группы.

8. Учащиеся, страдающие укачиванием в автотранспорте, должны предупредить об этом руководителя группы.

9. Обращать внимание на состояние здоровья друг друга, немедленно сообщить воспитателю (инструктору, экскурсоводу) о первых признаках острого заболевания, получении травмы участником мероприятия.

10. Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.

11. Не допускать конфликтных ситуаций между участниками мероприятия, а так же с местным населением.

12. Запрещено: приобретать и употреблять продукты питания без согласования с руководителем группы, употреблять алкогольные напитки, табачную продукцию, принимать угощения продуктами питания от незнакомых людей.


Правила поведения детей в столовой лагеря

1. Дети посещают столовую соответственно утверждённому графику.

2. Накрывают столы дежурные старшего отряда.

3. Категорически запрещено входить в столовую в верхней одежде, а также с сумками.

4. Во время еды в столовой ученики обязаны придерживаться хороших манер и вести себя прилично. Ученикам следует мыть руки перед едой, есть аккуратно, сидя за столом, не раскидывать еду, косточки, огрызки, не выносить еду и посуду из столовой.

5. Ученики обязаны уважительно относиться к работникам столовой.

6. Разговаривать во время еды следует тихо, чтобы не мешать тем, кто ест по соседству.

7. Каждый ученик должен убрать за собой посуду после приёма пищи и поставить на место стулья.

8. Дети обязаны аккуратно обращаться с имуществом школьной столовой.

9. Воспитанники обязаны помыть руки после еды, привести себя в порядок.


Правила поведения на территории школьного лагеря

1. Территорией лагеря дневного пребывания детей является часть территории школы.

2. На территории лагеря ученики должны: находиться в пределах территории, придерживаться общих правил поведения.

3. Категорически запрещается покидать территорию школы без разрешения воспитателя, руководителя лагеря.

4. Играя на школьной площадке соблюдать правила игры, быть вежливым.

5. Не разговаривать с посторонними (незнакомыми) людьми. Не реагировать на знаки внимания и требования незнакомца. Никуда не ходить с посторонними.

6. Нельзя есть незнакомые ягоды и плоды, пить воду с неизвестных источников.

7. Не злить и не гладить бродячих собак и других животных.


Правила поведения детей во время массовых мероприятий в лагере

1. При проведении массовых мероприятий следует находиться вместе со своим отрядом. Отойти можно только в сопровождении вожатого.

2. Мероприятия следует посещать в соответствующей одежде и обуви. Если это не предполагается сценарием, нельзя появляться на мероприятиях в купальнике, шлепанцах.

3. При проведении массовых мероприятий на открытых площадках в солнечную погоду наличие головного убора обязательно.

4. Воспитанникам школьного лагеря дневного пребывания следует соблюдать правила этикета в общественных местах (не шуметь, не толкаться, не свистеть, не топать ногами).


Правила пожарной безопасности в лагере дневного пребывания

1. В случае обнаружения признаков возгорания в лагере незамедлительно покинуть здание и сообщить любому взрослому.

2. Запрещается разводить огонь в помещениях, на территории лагеря и в походах.

3. Не разрешается пользоваться электроприборами без разрешения воспитателя.

4. Легковоспламеняющиеся предметы следует сдать на хранение воспитателям (руководителям группы).

5. Не разрешается трогать провисающие, торчащие провода. О наличии таких проводов следует сообщить начальнику лагеря дневного пребывания детей или любому взрослому.



Инструктаж по электробезопасности для воспитанников лагеря

Запрещается.

  1. Включать электроприборы без разрешения взрослых.

  2. Открывать электрические шкафы.

  3. Включать или выключать электрические рубильники.

  4. Открывать электрические розетки и выключатели для ремонта.

  5. Касаться оголённых электропроводов руками.

  6. Развешивать на проводах различные предметы.

  7. Подходить к упавшему на землю электропроводу.


Инструкция по правилам дорожно-транспортной безопасности

1. Правила безопасности для пешехода.

  1. Переходить дорогу только в установленных местах.

  2. Не выбегать на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями.

  3. При выходе из транспорта, если необходимо перейти на другую сторону, нужно пропустить автобус, чтобы контролировать дорогу. Автобус обходить сзади, трамвай спереди.

  4. При переходе дороги сначала посмотреть налево, а после перехода половины ширины дороги – направо.

  5. Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом – помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно и вы рискуете попасть под колеса.

  6. Не играть с мячом близко от дороги. Мяч может покатиться на проезжую часть, и вы в азарте не заметите опасности, выбежав за мячом.


2. Безопасность велосипедиста.

  1. Не катайтесь на велосипеде на дорогах с усиленным движением.

  2. Перед переходом дороги в городе сойдите с велосипеда и ведите его рядом.

  3. При езде на велосипеде в сумерки позаботьтесь о чистоте катафота на заднем крыле.


3. Безопасность пассажира.

  1. В автобусе при движении не ходите по салону, держитесь за поручни.

  2. В легковой машине занимайте место на заднем сиденье.

  3. Не садитесь в машину к неизвестным людям.

  4. Отказывайтесь от поездки в машине, если водитель не совсем здоров или принимал алкогольные напитки.


Инструкция по правилам безопасности при проведении спортивных мероприятий

  1. При отсутствии воспитателя не влезать на спортивные снаряды и оборудование.

  2. Перед выполнением упражнений провести разминку и разогрев мышц.

  3. Перед прыжками проверить прыжковую яму на отсутствие камней, стекла и других опасных предметов.

  4. Не толкать друг друга, не ставить подножки.

  5. Обувь должна быть на нескользящей подошве (кроссовки, кеды).

  6. Если при беге себя плохо почувствовали, перейдите на шаг, а потом сядьте.

  7. При игре в футбол применяйте спецодежду (защитные щитки, налокотники и другие защитные средства).

  8. Если очень устали и тяжело дышать, прекратите бег и пойдите спортивной ходьбой или обычным пешим ходом. При головокружении или тошноте сообщите об этом.

Инструкция по профилактике негативных ситуаций на улице, дома, в общественных местах

  1. Прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на площадке (около двери) нет посторонних, в противном случае переждите.

  2. Никогда не заходите в подъезд или на лестничную площадку, если там стоят незнакомые люди, особенно группа людей.

  3. Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше вас, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, играют в азартные игры.

  4. Никогда не садитесь в транспорт с незнакомыми людьми.

  5. Не выносите на улицу дорогие вещи, если около дома нет старших.

  6. Не лазайте по подвалам, чердакам и крышам.




Методическое обеспечение программы лагеря

Материалы для мониторинга эффективности реализации программы.

Анкета (на входе).

  • Твои первые впечатления от лагеря?

  • Что ты ждёшь от лагеря?

  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

  • В каких делах ты хочешь участвовать?

  • Что тебе нравиться делать?

  • Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

  • Кто твои друзья в лагере?

Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что

Я не хочу, чтобы

Я хочу, чтобы

Я боюсь, что

Игра в слова

Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так:

«Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда».

Наш отряд – это _________________ и ________________ люди.

Они собрались для того, чтобы ___________________ и _________ провести время и научиться ______________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что ______________ . Наш отряд объединяет __ мальчишек и ____девчонок. Наши воспитатели помогают нам в ______________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.


В нашем детском лагере «Понравилось. Не понравилось»

Мне понравилось

Мне не понравилось

1

1

2

2

3

3





Анкета (в конце смены).

  1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в лагерной смене?

Да


Скорее да, чем нет


Затрудняюсь ответить


Скорее нет, чем да


Нет


  1. Насколько интересно был организован твой отдых?

Оцени по десятибалльной шкале.

  1. Что для тебя было самым интересным в лагере?

Участие в конкурсах, концертах


Спортивные мероприятия


Экскурсии


Встречи с интересными людьми


Открытие смены


Другое


  1. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?

Творческие


Спортивные


Организаторские


Затрудняюсь ответить



Итоговое анкетирование

Самое яркое впечатление за эти дни у меня …

Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …

Несколько слов о нашем отряде …

Мои впечатления о нашем лагере.

Если бы я был вожатым, то бы я …

Хочу пожелать нашему лагерю «Улыбка» …

Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?

Анкета для родителей

  1. Фамилия, имя ребёнка, посещающего лагерь.

  1. Возраст ребёнка (сколько полных лет).

  2. Сколько раз посещал ребёнок лагерь при МОУ «Школа № 3 города Докучаевска».

  3. Знакомы ли Вы с программой, направлением, по которым работает наш лагерь.

  4. С каким настроением ребёнок приходит из лагеря, делится ли своими впечатлениями о прожитом в лагере дне.

  5. Ваше отношение к питанию в лагере.

  6. Планируете ли Вы посещать наш лагерь в дальнейшем.

  7. Проводились ли воспитателями лагеря с Вами беседы.

  8. Ваши пожелания, замечания, отзывы о работе лагеря.

Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией лагеря.

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей

Удовлетворены ли Вы? 

ДА

Частично

НЕТ

Затрудняюсь

организацией отдыха вашего ребёнка





организацией оздоровления вашего ребёнка





организацией питания в лагере





учётом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере





возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка





организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий





участием ребёнка в мероприятиях





организацией работы кружков и секций





взаимодействием всех организаций на территории микрорайона/посёлка  по организации отдыха и оздоровления детей





оснащенностью настольными играми










Разработки общих и отрядных мероприятий

Приложение 1

Открытие лагеря

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас!

Как много светлых улыбок

Мы видим на лицах сейчас!



Сегодня праздник открытия

Лагерной смены, друзья.



- Наш праздник уже начинается,

И мы отправляемся в путь!

С собою друзей замечательных

В дорогу ты взять не забудь!



- А сейчас я загадаю вам загадки, а вы все вместе, дружно их отгадайте!

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает -

Когда это бывает? (Летом)



Эти месяцы-братишки

Так похожи, даже слишком -

И жарою, и дождями,

Даже просто именами! -

Я различье усмотрел

Только в буквах «эн» и «эл»! (Июнь-июль)



- Лето – роскошные дни школьных каникул. Лето – это три смены полноценного отдыха детей. Каникулы – самая яркая пора у школьников.

- Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления здоровья, физической закалки.



Мы бодры и веселы

И чертовски хороши!

Вот настал опять наш час.

Лагерь вновь собрал всех нас!

Мы готовы выступать,

Так давайте ж начинать!



Наступило лето,

Но в школу мы идем.

В лагере оздоровительном

Весело живем.



Книжки мы читаем,

В мячик мы играем,

Хороводы водим,

Воду в грядки носим.



Изучаем правила

дорожного движения,

К правилам относимся

с огромным уважением.



Будем мы ходить в музей,

О селе хотим все знать.

Столько будет тут затей,

Что не сосчитать!



Да здравствуют сетки,

Мячи и ракетки,

Зеленое поле и солнечный свет.

Да здравствует отдых,

Борьба и походы!

Да здравствует радость спортивных побед!



- Слово для приветствия предоставляется гостям.

В этом году в наш лагерь пришло много новых ребят и нам с вами нужно познакомимся друг с другом. Предлагаю поиграть в игру «Знакомство». Я называю имена, и все ребята с этими именами выполняют определенное задание.

1 - покажись;

2 - улыбнись;

3 - наклонись;

4 - отзовись.

Молодцы, ну что познакомились?

- Внимание, внимание всем отрядам приготовиться к представлению.

1 отряд,

2 отряд,

3 отряд,

4 отряд.



Ребята, а давайте сейчас поиграем в игру «Я тоже»!
Я буду говорить предложения, а вы все вместе хором говорите фразу «Я тоже»!
Я сегодня рано встала (Я тоже!!!)
В зоопарке побывала (Я тоже!!!)
Видела слона со слоненком (Я тоже!!!)
Он похож на поросенка (Я тоже!!!)
Возвратилась я во двор (Я тоже!!!)
Во дворе скакал Трезор (Я тоже!!!)
Он гонялся за котом (Я тоже!!!)
И вилял своим хвостом (Я тоже!!!)
Какие же внимательные дети!!! Молодцы!!!



А сейчас немного поиграем. Вы не против?

Праздник мы сейчас откроем,

Чудо-игры здесь устроим.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: «Ура!»

Игры начинать пора!!!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте

Только «Да» и только «Нет»

Дружно дайте мне ответ:

Если «нет» вы говорите,

То ногами постучите,

Если говорите: «Да» -

В ладоши хлопайте тогда.

В школу ходит старый дед.

Это правда, дети?.. (Нет - дети стучат ногами).

Внука водит он туда?

Отвечайте дружно... (Да - хлопают в ладоши).

Лед - замерзшая вода?

Отвечаем дружно… (Да).

После пятницы - среда?

Дружно мы ответим... (Нет).

Ель зеленая всегда?

Отвечаем, дети... (Да).

День Рожденья - день веселый?.. (Да)

Ждут вас игры и приколы?.. (Да)

С юмором у вас в порядке?.. (Да)

Сейчас мы делаем зарядку?.. (Нет)

Именинницу поздравим?.. (Да)

Или к бабушке отправим?.. (Нет)



Молодцы. Играем дальше?

Наш лагерь называется летним оздоровительным. Как вы думаете, почему?

Он работает летом, поэтому летний. В нем много внимания уделяется здоровью, спорту, поэтому оздоровительный.



В нашем лагере мы будем заниматься спортом, физкультурой, играть на свежем воздухе, закаляться.

В лагере будем петь и веселиться,

В игры разные играть,

А пока всем предлагаю

Праздник продолжать.



А сейчас мы проверим, знают наши ребята своих воспитателей или нет. Я загадаю вам загадки, а кто отгадает – поднимается на сцену! Готовы?

На зарядку кто с утра

Отведет вас, детвора?!

Без него мы как без рук,

Ну, конечно, наш ……. (физрук)

А как зовут нашего физрука?



Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные

Пахучие котлеты, салаты, винегреты? (повар)



Все ребята им, как дети

Оли, Коли, Светы, Пети.

Всегда помогут, ребятам-мечтателям

Они не вожатые, а … (воспитатели)



В хозяйстве он незаменим.

Бумагу, ручку, пластилин

И все вопросы разные решает только он.

В лагере он – самый главный, кто же это? (начальник лагеря)

Продолжит нашу праздничную программу приготовленные номера.

Игровая программа

  1. Игра «Собери конфеты»

Чья команда быстрей соберёт конфеты по 1 штуке.

  1. Игра «Срежь приз»

На шнуре привязаны призы. С завязанными глазами попробовать найти и срезать приз.

  1. Игра «Музыкальная игрушка»

По кругу лежат детские игрушки. По музыку дети бегают по кругу. По окончании музыки взять игрушку. Кому игрушка не досталась - выбывает из игры.

  1. Игра «Неуловимый шнур»

Два игрока садятся на стулья, стоящие друг другу спинкой. Под сиденьями проложен шнур (скакалка). По сигналу (окончание музыки) надо схватить шнур и вытянуть его. Кто первый схватил - победил.

  1. Игра «Светофор»

Водящий показывает флажки в разной последовательности, дети выполняют действия.

зелёный - топают ногами,

жёлтый – хлопают руками,

красный – тишина.

Экзамен на выдумку

1. Игра «Придумай рисунок»

Отрядам даётся на листах изображение геометрических фигур (круг, треугольник, ½ круга, прямоугольник). Дополнить изображение так, чтобы получился рисунок.

2. Игра «Рисование вслепую»

Участвуют 2 человека. Выдается им по листу бумаги и 1 фломастеру. Глаза участников завязываются.

- Нарисовать вслепую дом без крыши.

- Дорисовать своему домику крышу, потом окно, двери.

- Нарисуйте на крыше трубу.

- Справа от дома нарисуйте ёлочку.

-Теперь изобразите дым, идущий из трубы дома.

Цветик-семицветик (выполнение творческих заданий, написанных на лепестках цветка)

1 ЗАДАНИЕ – Вспомнить и прочитать стихотворение.

2 ЗАДАНИЕ – Рассказать весёлый детский анекдот.

3 ЗАДАНИЕ – Станцевать танец.

4 ЗАДАНИЕ – Провести с детьми любую весёлую детскую игру.

5 ЗАДАНИЕ – Изобразить жестами, что вы будете делать летом, всем – отгадать.

6 ЗАДАНИЕ – Загадать летние загадки.

7 ЗАДАНИЕ – Придумать и озвучить всем пожелание на летние каникулы.

Конкурс «Юные художники»

Вам сейчас будет предложено нарисовать рисунки на тему «Мир» на асфальте мелом. Лучшие работы будут отмечены и награждены. Желаем всем фантазии и творчества! (Дети рисуют на асфальте мелом).






Дидактический материал по теме «Пожарная безопасность»

Тесты

Выберете правильные ответы:

  1. Какой материал является легковоспламеняемым?

А) металл

Б) бензин

В) бетон

  1. Что может явиться причиной пожара?

А) вода, выливающаяся из шланга

Б) включенный в розетку утюг

В) попугай, сидящий на люстре

  1. Что можно отнести к средствам пожаротушения?

А) газовый баллончик

Б) вода

В) песок

  1. Что нельзя использовать в качестве игрушки:

А) куклу

Б) конструктор «Лего»

В) спички

  1. Чем можно защититься от дыма во время пожара?

А) мокрой тряпкой, закрыв лицо

Б) противогазом

В) прозрачным полиэтиленовым пакетом

Приложение 2

Мероприятие «С миру по строчке»

Цель. Развитие творческой фантазии, воображения, речи с помощью стихов. Воспитывать любознательность. Развивать логическое мышление.



1.

  • Сегодня мы поговорим о необычных стихах, которые задают вопросы и отвечают на них.

Всем полезно чтение про себя и вслух.

Книга – самый верный, самый лучший друг.

  • Только тот, кто умеет внимательно слушать стихи, сможет ответить на вопросы.

  • Вот Ирина Токмакова спрашивает в своих стихах: «Где спит рыбка?»

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

  • Скажите, а где может спать рыбка? (Ответы детей)

  • А Виктор Лунин задаёт такой вопрос и сам же на него отвечает. Послушайте внимательно:

О чём грустят кораблики от суши вдалеке?

Грустят, грустят кораблики о мели на реке,

Где можно на минуточку присесть и отдохнуть,

И где совсем ни чуточки не страшно утонуть.

2.

  • Существуют вопросы-загадки. Чтобы их отгадать, вам надо досказать последнее слово в рифму и изобразить это слово.

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик Золотой.

Всюду нос суёт свой длинный.

Кто же это…? (БУРАТИНО)

(Показывают длинный нос).

День рожденья у меня –

Подарили мне коня.

Замечательный какой!

Голубой – преголубой.

Ездить нужно осторожно.

За рога держаться можно.

Жаль вот только – гривы нет…

Что за конь? (ВЕЛОСИПЕД)

(Крутят ногами педали)

Хвост короче уха.

Быстрые повадки.

Мчусь я что есть духу,

Мчусь я без оглядки.

Кто я, угадай-ка!

Ну конечно… (ЗАЙКА)

(Показывают «ушки»)

Стройный, быстрый. Рога ветвисты.

Пасётся весь день. Кто же это? (ОЛЕНЬ)

(Показывают «рога» на голове)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что такое? (САМОЛЁТ)

(Изображают «самолёт»)

В красивых тапочках хожу,

За собой подруг вожу.

Надоест гулять в саду –

Я поплаваю в пруду.

Ух и здорово щиплюсь!

Угадали, кто я? (ГУСЬ)

(«Похлопали крыльями»)

Лает пёс в бору до ночи,

Всем деревьям гибель прочит.

Повалить задумал бор.

Как зовут его? (ТОПОР)

(Изображают «рубку топором»)

У них усы не для красы –

Они показывают время.

Как называют их? (ЧАСЫ)

(Качаются в стороны)

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом такая злюка!

Конечно это…(ЩУКА)

(Делают волнообразные движения руками)

Танцевать он вам велит,

Песни петь заставит,

Всех подряд он веселит,

Устали не знает.

Он века у нас живёт,

Дружный, шумный…(ХОРОВОД)

3.

  • А что такое хоровод? Ну-ка, вставайте в хоровод!

(Ритмическая игра под музыку)

Эй, дружок, все в кружок

Встанем по порядку.

Сапожок – на носок,

А потом – на пятку!

Протяни мне руку, побежим по кругу.

Закружился хоровод,

Всё кружится, всё плывёт…

Хорошо, хорошо, хорошо мы пляшем,

И руками, и руками хорошо мы машем!

Хоровод водили, озорными были.

Все ребята молодцы!

Дружно все потопаем.

И себе, и себе громко мы похлопаем.

4.

Попробуйте ответить на вопрос вместе с поэтом Александром Шибаевым: «Кем становится детёныш, когда вырастает?»

Кто кем становится?

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако

И теперь он не щенок –

Взрослая…(собака)

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал…(конём)

Бык, могучий великан,

В детстве был…(телёнком)

Толстый увалень баран –

Тоненьким…(ягнёнком)

Этот важный кот Пушок –

Маленьким…(котёнком)

А отважный петушок

Крохотным…(цыплёнком).

А из маленьких утят

Вырастают…(утки)

(Танец маленьких утят)

5.

А теперь – приготовьтесь отвечать на мои вопросы коротко: «да» или «нет», но будьте внимательны.

Игра «Да –нет»

Сначала я задаю вопрос,

А вы над ним затем всерьёз

Подумайте. Одно из двух –

«Да» или «нет» - ответьте вслух.

Коль вы находчивы, сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас.

Что может с толку сбить подчас.

Скажи, приветствуя рассвет,

Поёт ли сом усатый? (Нет)

А рассекая гладь пруда,

Умеют гуси плавать? (Да)

А если солнцем снег согрет,

Он станет льдом холодным? (Да)

Ответь, а может резеда

Цвести в саду зимою? (Нет)

А крокодил собрать букет

Из белых лилий может? (Нет)

Верблюд способен, дай ответ,

Идти три дня без пищи? (Да)

Тех, кто трудится всегда,

В народе уважают? (Да)

В конце спросить пришла пора:

Вам понравилась игра? (Да)

Приложие 3

Мероприятие «Когда мои друзья со мной»

I. Расскажите, чем вы всегда можете радовать своих родных.

Почему человек не может жить один?

Есть ли у вас близкие люди, с которыми вы делитесь своими секретами? Кто они?

С кем интереснее всего вам проводить свободное от уроков время?

Как вы называете этих ребят, с которыми вы постоянно проводите время?

II. Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надёжного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придёт тебе на помощь.

Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.

Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? (Перед детьми рисунки с героями из мультфильмов, надо их правильно подобрать).

Забавный бурундук Чип и … (Дейл)

Добрая Белоснежка и … (семь гномов)

Добрый Малыш и … (Карлсон)

Доверчивый Буратино и … (папа Карло)

Печальный Пьеро и … (Мальвина)

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг»:

Когда еще никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», -

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык.

И корчить рожи (что одно и то же),

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю,

Не для того наш предок шел сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал «Дурак!»

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и то же).

И злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу!

ВОПРОСЫ:

Зачем человеку понадобился друг?

Можно ли другу показывать кулаки, даже если вы это делаете безобидно?

К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашей школе. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н. Чабаевского «Одинаковые».

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на 5.

Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

Да ты стала хуже…

Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ:

- За что мама осудила Соню?

- Что бы вы сказали Соне?

- Как ей надо было поступить?

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет,

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

(Звучит песня «Как положено друзьям»).

А что вы скажете о герое следующего произведения?

«Друг напомнил мне вчера».

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш дал мне однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка –

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счет,

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечёт!

ВОПРОС:

Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?

А как бы вы поступили в таком случае.

Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Как на свете жить?»

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.

Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:

Наш папа выздоровел! – сказала она.

Одна девочка с удивлением спросила:

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

ВОПРОС:

Почему заплакала Катя?

Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий – для всех настоящие.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

Так давайте, давайте дружить

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся,

Если дружбой – всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Исполняется песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича муз. В.Шаинского).

Попробуйте вспомнить слова с корнем - друж –

(дружить, подружишь, дружелюбие, дружественный, дружок и др.)

Назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы:

Считаться твоим другом Заслужить твоё доверие Вызвать симпатию.

Ребята выбирают нужную карточку и прикрепляют на доску в нужный столбик. (Слова: добрый, богатый, счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый).

Доказать, почему выбрали именно эту карточку.

Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.

Дерево живет корнями, (а человек друзьями).

Друга ищи, (а найдёшь береги).

Друг за друга стой, (выиграешь бой).

Доброе братство, (лучше богатства).

Друг лучше старый, (а платье новое).

Старый друг – (лучше новых двух).

Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).

На листочках предлагается написать законы дружбы. Своё понимание, что значит дружить, что можно, а чего нельзя в дружбе. Учитель собирает листочки, передает экспертной комиссии из числа ребят. Они подводят итог и вырабатывают единые законы, которые вывешиваются в классе.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.

Не обзывай и не унижай своего друга.

Помогай другу в беде.

Не обманывай друга, будь с ним честен.

Не предавай своего друга.

Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Какое надёжное и ёмкое слово «дружба!». Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добрые, отзывчивые.

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг к другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!»

Приложие 4

Считалки

    1. Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

    1. Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить!

    1. Колокольчик всех зовет,

Колокольчик нам поет

Звонким, тонким голоском:

Динь-бом, динь-бом!

Выходи из круга вон!

    1. Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

    1. Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

    1. Раз, два, три, четыре, пять, -

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «нет» не говорить –

Все равно тебе водить!

    1. Солнце спряталось за гору,

Зайка в лес,

А мишка в нору.

Кто остался на виду –

Убегай, Водить иду!

    1. Эй, Иван,

Полезай в стакан,

Отрежь лимон

И выйди вон!

Приложение 5

Игра-соревнование «Кто самый ловкий?»

  1. Подбросить мяч, хлопнув в ладони, поймать его.

  2. Подбросить мяч, хлопнув в ладони два раза, поймать его.

  3. Подбросить мяч, хлопнув в ладони сзади и перед собой, поймать его.

  4. Подбросить мяч, повернуться кругом и поймать мяч.

  5. Бросить мяч в стену и поймать его после отскока от стены.

  6. Бросить мяч в стену и поймать его после отскока от стены и пола.

  7. Бросить мяч в стену и поймать его после отскока от стены, повернувшись кругом.

  8. Подбросить теннисный мяч, наклониться, коснуться руками пола, выпрямиться и поймать мяч.

  9. Подбросить мяч, сесть и поймать его.

  10. Сидя подбросить мяч, встать и поймать его.

  11. Мяч в руках за спиной. Подбросить мяч вверх из-за спины через голову и поймать его впереди.

  12. Стоя, в обеих руках по мячу. Одновременно ударить мячами об пол и поймать каждой рукой мяч.

Приложение 6

Игра-соревнование «Кто самый гибкий?»

  1. Наклоняясь назад, слегка сгибая ноги в коленях, достать пятки.

  2. Стоя ноги в широкой стойке, наклоняясь вперед и сгибая левую ногу, достать левым локтем носок левой ноги.

  3. Лежа на спине, поднять ноги и достать носками пол за головой.

  4. Стоя, ноги вместе, руки в стороны, наклоняя голову, доставать то правым, то левым коленом лоб, не теряя равновесие.

  5. Сидя, слегка согнув ноги, захватив обеими руками левую (правую) ногу, притянуть ступню к голове или перенести через голову.

  6. Лежа на спине, руки соединить, пальцы переплести, образовав кольцо.

7. Продевать правую и левую ногу попеременно через это кольцо.

8. То же, но стоя на правой и левой ноге попеременно.

9. Стоя ноги врозь, наклоняясь назад, выполнить «мост».

Приложение 7

Игра-соревнование «Кто самый сильный?»

  1. Стоя, ноги вместе, руки на пояс. Мягко опуститься на колени движением рук и туловища, встать.

  2. Лёжа на спине, руки сцеплены за спиной. Встать, не расцепляя руки.

  3. Стоя, руки за головой, сесть, лечь на спину, снова сесть и встать, не снимая рук с головы.

  4. «Пистолетик». (Присесть, на одной ноге, другую вперед). Одной рукой можно держаться за стену или спинку стула.

  5. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу или гимнастической скамейке (отжимание) на количество раз. Вариант: отжимание за 20 или 30 сек.

  6. Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек.

  7. Подтягивание из виса лёжа.

  8. В упоре лёжа оттолкнуться руками от пола, хлопнуть в ладоши.

Приложие 8

Игра-соревнование «Кто самый быстрый?»

1. Кто сумеет большее количество раз присесть и встать за 15 сек.

2. Стоя, в руке теннисный мяч. Подняв руку вперёд, выпустить мяч и поймать хватом сверху до падения на пол.

3. То же двумя руками одновременно.

4. То же двумя руками поочередно.

5. То же, но ударом мяча об пол правой, поймать мяч левой.

6. Стоя ноги врозь, гимнастическая палка вертикально на полу, удерживается сверху двумя руками. Развести руки в стороны, присесть, встать и удержать палку руками сверху.

7. То же, стоя ноги вместе. Отпустить палку, повернуться на 360и успеть подхватить ее. Повороты выполнять вправо и влево.

8. Прыжки на скакалке за 20 сек.





Приложие 9


Игра «Светофор»

С помощью считалочки выбирается водящий, рисуются 2 линии на расстоянии нескольких метров друг от друга.

Игроки встают за одну из линий. Водящий встаёт в центр между линиями и поворачивается к игрокам спиной.

Далее он называет любой цвет и поворачивается к игрокам.

Дети ищут у себя этот цвет на одежде, если они его находят, то показывают его ведущему, и спокойно проходят на ту сторону. Если у игрока этого цвета нет, он должен перебежать на другую сторону, задача водящего попытаться осалить его.

Тот, кого осалят, становится водящим.

Если все прошли-перебежали на другую сторону, водящий отворачивается и загадывает новый цвет.

Приложение 10

Игра «Салки с мячом»

Правила игры следующие:

Перед началом игры выбирается водящий или «салка».

Водящий берет в руки мяч. Все игроки разбегаются по площадке.

Задача водящего попасть мячом в любого из играющих. Если водящий промахнулся, то он должен поднять мяч и повторить попытку. Игрок, в которого попал мяч, становится «салкой».

В игре запрещается касаться мяча, оказавшегося на земле и выбегать за границы игровой площадки. Тот из играющих, кто нарушает любое из этих правил, автоматически становится водящим.

Приложение 11

Игра в «Пустое место»

1. Участники бегают только за кругом.

2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.

3. Если участники прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.

Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех.

Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга играющих.

Приложение 12

Игра «Попрыгунчики-воробушки»

1. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.

2. В центре круга находится ведущий – «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».

3. Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают.

4. «Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.

5. Если «воробушка» все-таки поймали, то он становится ведущим, и игра начинается сначала.







Список использованной литературы

1. Материалы по практическому семинару «Организация оздоровления и отдыха обучающихся в условиях летнего пришкольного лагеря». Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 мая 2016 г. № 522 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период 2016 г.» 17 мая 2016 г.

2. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. - М. 2009.

3. Вознюк Н.Г. Полная энциклопедия развивающих игр для детей. – М. 2009. – 45 с.

4. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М. 2008.

5. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». – М. 2005.

6. Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей. – М. 2003.

7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М. 2009.