ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Асташина Елена Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье м. р. Приволжский Самарской области
ВИД ГРАМОТНОСТИ
Читательская грамотность. 4 класс
ТЕКСТ
Зачем лесу грибы
Когда – то в степных районах стали создавать лесные полосы, чтобы защищать посевы от суховеев. И обнаружилось что, деревья здесь растут очень плохо. Чего – то им не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из старых, богатых грибами лесов привезли землю с грибницей. Вскоре в молодых посадках тоже появились грибы. И что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, силе, здоровье.
Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.
Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими – то определёнными. Подберёзовик мы обычно находим под берёзой, подосиновик- под осиной, рыжик - под сосной и елью, маслёнок – под сосной, а белый гриб – под берёзой, елью, сосной, дубом. Кроме того, грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже травами.
Но не только поэтому грибы нужны лесу. Вот на большом подберёзовике слизень. Ты недоволен, что он испортил гриб? Но у слизня есть все права на этот гриб. Он в лесу законный житель. Вот здесь на грибной шляпке оставила след своих коготков и зубов белка. А у этого молоденького боровичка бок отгрызла полёвка. Одним словом, многие животные едят грибы. Белка, как известно, даже запасает их на зиму, накалывает на веточки.
Вкусы у животных не всегда совпадает с нашими. Они не обходят стороной и опасные для нас грибы, например, мухомор. Не брезгуют им слизни, сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по несколько штук. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавиться от глистов. Возможно, и другие животные ими лечатся.
Нужно помнить и о том, что многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса, без которых не обойтись.
Но как часто человек, проходя по лесу, пинает или сшибает палкой мухоморы, валуи и даже сыроежки. Поступать так - значит не уважать лес, не понимать, не любить его!
А если уж говорить о мухоморе, то этот гриб помогает расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. А ещё украшает лес. Это ведь тоже важно.
(А.А.Плешаков «Зеленые страницы»)
ЗАДАНИЕ 1.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: находить и извлекать информацию
Уровень ФГ: низкий
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Что деревья получают от грибов? Отметьте ОДИН верный ответ.
воду с растворенными минеральными солями
питательные вещества
воздух
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
1 балл | Выбран ответ 1 (воду с растворенными минеральными солями), другие ответы не выбраны. |
0 | В других случаях. |
ЗАДАНИЕ 2.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: интегрировать и интерпретировать
информацию
Уровень ФГ: средний
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Что означает выражение «участвуют в переработке растительных
остатков»?
Выпиши предложение из текста, которое объясняет это.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
1 балл | Выписано предложение: Многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. |
0 | В других случаях. |
ЗАДАНИЕ 3.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: понимать значение слова или выражения
на основе контекста
Уровень ФГ: высокий
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
В тексте вам встретилось выражение «санитары леса»?
Опираясь на текст, запишите, как понимаете его значение.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
2 балла | Дан ответ: «Санитары леса – это живые организмы, которые помогают содержать лес в чистоте, чистят его от отмерших остатков» Или «Грибы разрушают отмершие остатки растений и животных» |
0 | В других случаях. |
ЗАДАНИЕ 4.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: находить и извлекать информацию
Уровень ФГ: низкий
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Соотнесите названия грибов и деревьев, с которыми они дружат.
В поле ответа рядом с буквой, обозначающей название гриба, запишите
соответствующую цифру, обозначающую названия деревьев.
Грибы | Деревья |
А. Подберезовик | 1. Сосна , ель |
Б. Подосиновик | 2. Берёза, ель, сосна, дуб |
В. Рыжик | 3. Осина |
Г. Масленок | 4. Береза |
Д. Белый гриб | 5. Сосна |
А-___, Б-___, В-___, Г-___, Д-___.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
2 балла | Дан ответ: А-4, Б-3, В-1, Г-5, Д-2 |
1 балл | Допущена 1 ошибка |
0 | Допущены 2 и более ошибок |
ЗАДАНИЕ 5.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: интегрировать и интерпретировать
информацию
Уровень ФГ: средний
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Рассмотрите таблицу сбора грибов в Средней полосе России.
Соотнесите время сбора с названием грибов
Время сбора этих грибов с августа по октябрь. Эти грибы называются_________________________________.
Время сбора этих грибов с мая по октябрь. Эти грибы называются_________________________________.
Время сбора этих грибов с конца июля по сентябрь. Эти грибы называются_________________________________.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
2 балла | Даны ответы: 1. Опенок. 2. Подберезовик. 3. Свинушка. |
0 | В других случаях. |
ЗАДАНИЕ 6.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: находить и извлекать информацию
Уровень ФГ: низкий
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Запиши названия животных, которые упоминает автор в тексте.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
1 балл | Даны ответы: слизень, белка, полёвка, лоси, сороки. |
0 | В других случаях. |
ЗАДАНИЕ 7.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: осмыслить и оценить содержание текста
Уровень ФГ: высокий
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Какое правило поведения в лесу автор считает самым важным?
Сформулируйте и запишите его.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
1 балл | Дан ответ: Не уничтожай просто так грибы в лесу. |
0 | В других случаях. |
ЗАДАНИЕ 8.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: интегрировать и интерпретировать
информацию
Уровень ФГ: средний
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Ниже даны два утверждения. Для каждого утверждения найдите в тексте
предложения, в которых объясняется, какое значение имеют грибы для
животных. Запишите их.
Грибы – пища.
_____________________________________________________________
Грибы – лекарство.
_____________________________________________________________
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
1 балл | Дан ответ: Грибы – пища. Вот на большом подберёзовике слизень. Вот здесь на грибной шляпке оставила след своих коготков и зубов белка. А у этого молоденького боровичка бок отгрызла полёвка. Многие животные едят грибы. |
0 | В других случаях. |
1 балл | Дан ответ: Грибы – лекарство. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавиться от глистов. |
0 | В других случаях. |
ЗАДАНИЕ 9.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: находить и извлекать информацию
Уровень ФГ: низкий
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Как белка запасает грибы на зиму? Отметьте ОДИН правильный ответ.
Складывает в дупло
Накалывает на ветки
Закапывает в землю
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
1 балл | Дан ответ: 2. Накалывает на ветки |
0 | В других случаях. |
ЗАДАНИЕ 10.
Область содержания: человек и природа
Контекст: личный
Познавательная деятельность: оценивать содержание и форму текста
Уровень ФГ: высокий
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Расположи пункты плана данного текста по порядку. В поле ответа
рядом с цифрой, обозначающей номер пункта плана, запиши
соответствующую ему букву.
А. Чего не хватает деревьям?
Б. Грибы нужны для животных.
В. Как связаны между собой грибы и деревья.
Г. Грибы – санитары леса.
Д. Дружба грибов и деревьев.
Е. Не уничтожай грибы!
_____________________________________________________________
1.___, 2. ___, 3. ___, 4. ___, 5. ___.6. ___.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
2 балла | Дан ответ: 1.А, 2. В, 3.Д, 4.Б, 5.Г.6.Е. |
0 | В других случаях. |