СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная работа с текстом как способ формирования функциональной (читательской) грамотности. 4 класс "Грибы" А.А.Плешаков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная работа с текстом

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа с текстом как способ формирования функциональной (читательской) грамотности. 4 класс "Грибы" А.А.Плешаков»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Асташина Елена Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье м. р. Приволжский Самарской области

ВИД ГРАМОТНОСТИ

Читательская грамотность. 4 класс

ТЕКСТ

Зачем лесу грибы

Когда – то в степных районах стали создавать лесные полосы, чтобы защищать посевы от суховеев. И обнаружилось что, деревья здесь растут очень плохо. Чего – то им не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из старых, богатых грибами лесов привезли землю с грибницей. Вскоре в молодых посадках тоже появились грибы. И что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, силе, здоровье.

Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.

Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими – то определёнными. Подберёзовик мы обычно находим под берёзой, подосиновик- под осиной, рыжик - под сосной и елью, маслёнок – под сосной, а белый гриб – под берёзой, елью, сосной, дубом. Кроме того, грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже травами.

Но не только поэтому грибы нужны лесу. Вот на большом подберёзовике слизень. Ты недоволен, что он испортил гриб? Но у слизня есть все права на этот гриб. Он в лесу законный житель. Вот здесь на грибной шляпке оставила след своих коготков и зубов белка. А у этого молоденького боровичка бок отгрызла полёвка. Одним словом, многие животные едят грибы. Белка, как известно, даже запасает их на зиму, накалывает на веточки.

Вкусы у животных не всегда совпадает с нашими. Они не обходят стороной и опасные для нас грибы, например, мухомор. Не брезгуют им слизни, сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по несколько штук. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавиться от глистов. Возможно, и другие животные ими лечатся.

Нужно помнить и о том, что многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса, без которых не обойтись.

Но как часто человек, проходя по лесу, пинает или сшибает палкой мухоморы, валуи и даже сыроежки. Поступать так - значит не уважать лес, не понимать, не любить его!

А если уж говорить о мухоморе, то этот гриб помогает расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. А ещё украшает лес. Это ведь тоже важно.

(А.А.Плешаков «Зеленые страницы»)





ЗАДАНИЕ 1.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: находить и извлекать информацию

Уровень ФГ: низкий

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Что деревья получают от грибов? Отметьте ОДИН верный ответ.

  1. воду с растворенными минеральными солями

  2. питательные вещества

  3. воздух

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

1 балл

Выбран ответ 1 (воду с растворенными минеральными солями), другие ответы не выбраны.

0

В других случаях.



ЗАДАНИЕ 2.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: интегрировать и интерпретировать

информацию

Уровень ФГ: средний

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Что означает выражение «участвуют в переработке растительных

остатков»?

Выпиши предложение из текста, которое объясняет это.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

1 балл

Выписано предложение: Многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву.

0

В других случаях.



ЗАДАНИЕ 3.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: понимать значение слова или выражения

на основе контекста

Уровень ФГ: высокий

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

В тексте вам встретилось выражение «санитары леса»?

Опираясь на текст, запишите, как понимаете его значение.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

2 балла

Дан ответ: «Санитары леса – это живые организмы, которые помогают содержать лес в чистоте, чистят его от отмерших остатков»

Или «Грибы разрушают отмершие остатки растений и животных»

0

В других случаях.



ЗАДАНИЕ 4.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: находить и извлекать информацию

Уровень ФГ: низкий

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Соотнесите названия грибов и деревьев, с которыми они дружат.

В поле ответа рядом с буквой, обозначающей название гриба, запишите

соответствующую цифру, обозначающую названия деревьев.

Грибы

Деревья

А. Подберезовик

1. Сосна , ель

Б. Подосиновик

2. Берёза, ель, сосна, дуб

В. Рыжик

3. Осина

Г. Масленок

4. Береза

Д. Белый гриб

5. Сосна

А-___, Б-___, В-___, Г-___, Д-___.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

2 балла

Дан ответ:

А-4, Б-3, В-1, Г-5, Д-2

1 балл

Допущена 1 ошибка

0

Допущены 2 и более ошибок



ЗАДАНИЕ 5.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: интегрировать и интерпретировать

информацию

Уровень ФГ: средний

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Рассмотрите таблицу сбора грибов в Средней полосе России.

Соотнесите время сбора с названием грибов

  1. Время сбора этих грибов с августа по октябрь. Эти грибы называются_________________________________.

  2. Время сбора этих грибов с мая по октябрь. Эти грибы называются_________________________________.

  3. Время сбора этих грибов с конца июля по сентябрь. Эти грибы называются_________________________________.


ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

2 балла

Даны ответы: 1. Опенок. 2. Подберезовик. 3. Свинушка.


0

В других случаях.



ЗАДАНИЕ 6.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: находить и извлекать информацию

Уровень ФГ: низкий

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Запиши названия животных, которые упоминает автор в тексте.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

1 балл

Даны ответы: слизень, белка, полёвка, лоси, сороки.


0

В других случаях.




ЗАДАНИЕ 7.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: осмыслить и оценить содержание текста

Уровень ФГ: высокий

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Какое правило поведения в лесу автор считает самым важным?

Сформулируйте и запишите его.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

1 балл

Дан ответ: Не уничтожай просто так грибы в лесу.


0

В других случаях.




ЗАДАНИЕ 8.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: интегрировать и интерпретировать

информацию

Уровень ФГ: средний

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Ниже даны два утверждения. Для каждого утверждения найдите в тексте

предложения, в которых объясняется, какое значение имеют грибы для

животных. Запишите их.

Грибы – пища.

_____________________________________________________________

Грибы – лекарство.

_____________________________________________________________


ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

1 балл

Дан ответ:

Грибы – пища.

Вот на большом подберёзовике слизень. Вот здесь на грибной шляпке оставила след своих коготков и зубов белка. А у этого молоденького боровичка бок отгрызла полёвка. Многие животные едят грибы.


0

В других случаях.


1 балл

Дан ответ:

Грибы – лекарство.

Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавиться от глистов.


0

В других случаях.



ЗАДАНИЕ 9.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: находить и извлекать информацию

Уровень ФГ: низкий

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Как белка запасает грибы на зиму? Отметьте ОДИН правильный ответ.

  1. Складывает в дупло

  2. Накалывает на ветки

  3. Закапывает в землю

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

1 балл

Дан ответ: 2. Накалывает на ветки


0

В других случаях.



ЗАДАНИЕ 10.

Область содержания: человек и природа

Контекст: личный

Познавательная деятельность: оценивать содержание и форму текста

Уровень ФГ: высокий

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Расположи пункты плана данного текста по порядку. В поле ответа

рядом с цифрой, обозначающей номер пункта плана, запиши

соответствующую ему букву.

А. Чего не хватает деревьям?

Б. Грибы нужны для животных.

В. Как связаны между собой грибы и деревья.

Г. Грибы – санитары леса.

Д. Дружба грибов и деревьев.

Е. Не уничтожай грибы!

_____________________________________________________________

1.___, 2. ___, 3. ___, 4. ___, 5. ___.6. ___.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ

2 балла

Дан ответ:

1.А, 2. В, 3.Д, 4.Б, 5.Г.6.Е.


0

В других случаях.