СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная работа с текстом. Материалы для проведения промежуточной аттестации и по русскому языкув 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 вариантов комплексной работы с текстом.Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа с текстом. Материалы для проведения промежуточной аттестации и по русскому языкув 8 классе»

Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вандализм – это разрушение культурных ценностей. 2) Вандалу свойственна ненависть ко всему прекрасному. 3) Но, очевидно, от ненависти ко всему прекрасному, к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему, что сотворено другими людьми и для общей людской пользы. 4) Ко всему, во что другой человек вложил и ум, и талант, и труд.

5) Нельзя сказать, что это у нас новое явление, вызванное сегодняшним неустройством жизни. 6) Это у нас происходит уже давно.

7) Не успеет выйти на линию первый вагон пригородной электрички, глядишь, уже кто-то порезал обивку сиденья. 8) Маляры покрасили забор – не пройдет и месяца, как он уже весь изукрашен названиями популярных музыкальных групп, эмблемами футбольных команд.

9) А подъезды наших домов? 10) О чём думал человек, выламывая двери? 11) Почему непременно надо разбить лампочку, взломать почтовые ящики, поджечь лежащие там газеты, разрисовать изнутри лифт, набросать в него объедков и окурков?

12) Но ведь противно видеть день за днем, уходя из дома и возвращаясь, выломанные двери, разбитые лампочки, изгаженные лифты. 13) Всё это унижает наше человеческое достоинство и достоинство ребят, живущих в домах, обезображенных вандалами. (И. Стрелкова)


А1. Чем, по мнению автора текста, отличается от обычного человека вандал?

  1. Вандалу противно видеть выломанные двери, разбитые лампочки, изгаженные лифты.

  2. Вандал ненавидит всё прекрасное, что сотворено другими людьми и для общей пользы.

  3. Человеческое достоинство вандала унижают ребята, живущие в обезображенных домах.

  4. Вандалу свойственна тяга ко всему прекрасному, ко всему, во что другой человек вложил и ум, и талант, и труд.

А2. Определите стиль речи и тип текста.

  1. научно-популярный стиль; рассуждение

  2. публицистический стиль; рассуждение

  3. художественный стиль; повествование

  4. научный стиль; описание

А3. Укажите, какое утверждение отражает одну из мыслей текста:

  1. Вандализм – историческое явление.

  2. Вандализм порождает неприязнь к искусству.

  3. Вандализм – это не новое явление, это происходит давно.

  4. Вандалу свойственна только ненависть к культуре.

А4. В каких предложениях использованы риторические вопросы?

1) 7,8,9 2) 9,10,11 3) 11,12,13 4) 5,6,7

А5. В каком предложении средством выразительности речи является ряд однородных членов предложения?

1) 13 2) 11 3) 5 4) 7

А6. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую (ие) пунктуацию при вводном слове. Отметьте знаком х эту цифру (цифры) в столбце А6

Но,(1) очевидно,(2) от ненависти ко всему прекрасному (3), к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему,(4) что сотворено другими людьми и для общей людской пользы.

В1. Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложения № 6 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В3. Замените словосочетание культурных ценностей (предложение № 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со способом связи управление. Запишите полученное словосочетание.

В4. Среди предложений 1 – 4 найдите такое, в котором употребляется изъявительное наклонение глагола, напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 4 – 6 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное, напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 9 – 13 найдите предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, напишите их номера.

В7. Среди предложений 9 – 13 найдите предложение, осложненное обособленными определениями, напишите его номер.

В8. В каком из предложений 4 – 8 есть неопределённое местоимение? Напишите номер этого предложения.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8. Ответ запишите цифрой.

В10. Укажите тип сказуемого в предложении № 2.

В11. Среди предложений 9 – 13 найдите предложение (предложения) в котором (ых) есть составное глагольное сказуемое. Запишите номер (номера).

В12. Замените в предложении № 8 слово изукрашен стилистически нейтральным синонимом, запишите его.


Прочитайте текст В.П. Астафьева. Какая мысль объединяет оба текста? Выскажите своё мнение по проблеме, заявленной авторами. Объем сочинения – 50 – 70 слов.

Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? Кто портит телефоны-автоматы? Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство? Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Кто…

Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

Пакость чаще всего творится скрытно. Если бы её «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается. Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет. (В. Астафьев)


Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. (2) Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно.

(3) Какое-то время я с радостью первооткрывателя бродил по набережной, по приморскому парку, среди праздной толпы, подчеркнуто веселой, бесцельно плывущей куда-то. (4) И не раздражали меня пока ни это массовое безделье, ни монотонный шум моря, ни умильные, ухоженные клумбочки с цветами, ни оболваненные ножницами пучки роз, возле которых так любят фотографироваться провинциальные дамочки и широкоштанные кавалеры.

(5) Но уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, сделалось одиноко, и я начал искать чего-то, рыская по городу и парку. (6) Чего искал — сам не ведал.

(7) В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира. (8) Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. (9) Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. (10) Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. (11) Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. (12) Непорочными, какими-то невзаправдашними театральными цветами были завешаны магнолии. (13) И пальмы, пальмы…

(14) Кусты, деревья, все эти заморские растения, названий которых я не знал, удивляли, но не радовали. (15) Должно быть, открывать и видеть их надо в том возрасте, когда снятся далекие страны, когда тянет куда-то убежать.

(16) Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. (17) Глазам своим не поверил: не растут березы в этих местах! (18) Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. (19) Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. (20) Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа...

(По В.П. Астафьеву)

А1. Укажите, какое утверждение отражает одну из мыслей текста:

  1. Берёзам было не место в приморском парке.

  2. Автор осуждает «праздную толпу» отдыхающих.

  3. Автор обрадовался берёзкам, так как они напомнили ему о его «малой» родине.

  4. Автору не понравились экзотические растения приморского парка.

А2. Определите стиль речи и тип текста.

  1. публицистический стиль; рассуждение

  2. публицистический стиль; повествование с элементами описания

  3. художественный стиль; повествование

  4. художественный стиль; описание

А3. В каких предложениях использованы эпитеты?

1) 7,8,9 2) 1, 3,10 3) 3, 4, 10 4) 5,6,7

А4. В каком предложении средством выразительности речи является ряд однородных членов предложения?

1) 4 2) 9 3) 14 4) 19

А5. Какое предложение является сложносочинённым?

1) 1 2) 5 3) 16 4) 17

А6. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую (ие) пунктуацию при вводном слове. Отметьте знаком х эту цифру (цифры) в столбце А6

Должно быть,(1) открывать и видеть их надо в том возрасте,(2) когда снятся далекие страны,(3) когда тянет куда-то убежать.

В1. Из предложений 17-18 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложения № 10 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В3. Замените словосочетание берёзового листа (предложение № 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со способом связи управление. Запишите полученное словосочетание.

В4. Среди предложений 16-20 найдите односоставное назывное предложение, напишите его номер.

В5. Среди предложений 16-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное, напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 7-11 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В7. Среди предложений 7-12 найдите предложения, осложненные обособленными определениями, напишите их номера.

В8. Среди предложений 1-6 найдите предложения, в которых есть неопределённые местоимения. Напишите номера этих предложений.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении № 1. Ответ запишите цифрой.

В10. Укажите тип сказуемого в предложении № 12.

В11. Среди предложений 14-17 найдите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое. Запишите его номер.

В12. Замените в предложении № 12 слово невзаправдашними стилистически нейтральным синонимом, запишите его.


Прочитайте текст В.Г. Распутина. Какая мысль объединяет тексты В.П. Астафьева и В.Г. Распутина? Напишите сочинение-рассуждение на тему, заявленную в данных текстах. Объем сочинения – 50 – 70 слов.


Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре.

«Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

Черты «малой» родины и дух её, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве писателя заметны всегда. Потому что «малая» родина – это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это «родимые» пятна каждого человека, а в писателе они видны в особенности.

(По В. Г. Распутину)

Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

3 вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. (2)Не видать берегов, не видать белого света. (3) Как и когда поднялось солнце - я не заметил.(4) Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался.

(5) И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. (6)Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка, колыхался, подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.

(7) Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный. (8) Я отложил удочку, завороженный.

(9) За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. (10)Уже и дальнюю заводскую трубу сделалось видно. (11) И крыши домишек. (12) А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась под ним.

(13) Наконец храм опустился на лед, утвердился.(14) Я молча указал пальцем на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

(15) - Спас-камень, кажется, - коротко молвил товарищ мой.

(16) И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас – камне. (17) Но я думал, что камень - это просто камень.

(18) А тут Спас-камень - храм! Монастырь!

(19) Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. (20) В честь русского воина-князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник-монастырь.(21) Предание гласит, что князь, спасавшийся вплавь от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как почувствовал под ногами камень, который и спас его. (22) И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега. (23)На лодках монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь.

(24) Я смотрел на залитый солнцем храм. (25) Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко.(26) Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм - белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.

(27) Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете. (В.Астафьев «Видение»)


А1. Какова идея данного текста?

1) Передать красоту храма на озере Кубенском.
2) Рассказать, как автор провёл время на озере Кубенском.

3) Рассказать об истории возникновения храма.
4) Осуждение разрушения памятников зодчества в советскую эпоху.

А2. Определите стиль речи и тип текста.

1) научно-популярный стиль; повествование

2) публицистический стиль; рассуждение

3) художественный стиль; повествование с элементами описания

4) художественный стиль; описание

А 3. Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) 4 2) 6 3) 7 4) 13

А 4. В каком предложении средством выразительности речи является сравнение?

1) 12 2) 17 3) 25 4) 26

А5. В каком предложении есть неопределённое местоимение?

1) 12 2) 14 3) 15 4) 16

А6. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую(ие) пунктуацию при вводном слове. Отметьте знаком Х эту цифру (цифры) в столбце А6

Наконец храм опустился на лед,(1) утвердился. И молча указал пальцем на него,(2) думая, (3) что мне пригрезилось,(4) что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

- Спас-камень,(5) кажется,(6) - коротко молвил товарищ мой.

В1. Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложений № 24 - 25 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В3. Замените словосочетание ЗАВОДСКУЮ ТРУБУ (предложение № 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со способом связи управление. Запишите полученное словосочетание.

В4. Из предложений 24 – 26 выпишите слова, в которых написание приставки зависит от последующего согласного звука.

В5. Из предложений 1 – 6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН».

В6. Среди предложений 9 – 15 найдите предложения, осложненные обособленным обстоятельством, напишите их номера.

В7. Среди предложений 19 - 23 найдите предложения, осложненные обособленными определениями, напишите их номера.

В8. Из предложения № 10 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении № 12. Ответ запишите цифрой.

В10. Укажите тип сказуемого в предложении № 22.

В11. Среди предложений 24 - 27 найдите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое. Запишите его номер.

В12. Замените в предложении № 14 слово ПРИГРЕЗИЛОСЬ стилистически нейтральным синонимом, запишите его.


Прочитайте текст Е. Осетрова. Какая мысль (тема) объединяет оба текста? Объем сочинения – 50 – 70 слов.

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Благородные пропорции белого храма точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается со всеми временами года.

Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, пронёсшихся над его стенами.

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. (По Е.И.Осетрову.)

Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

Вариант 4

Прочитайте текст и выполните задания.

1) В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остается для меня лучшим городом в мире. 2) Идешь по Москве, по ее площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город. 3) Он есть у тебя так же, как есть мать, родина, небо над головой, воздух, которым ты дышишь.

4) Можно бессчетно приходить на Красную площадь, и все-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремленный в небо всеми своими цветными фантастическими куполами. 5) Он как бы вобрал в себя красоту и мастерство русских зодчих. 6) И тут же малиновая кремлевская стена, а за ней — соборы, встают как зажженные свечи, торжественные, гордые и нарядные. 7) Кажется, вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. 8) Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. 9) И учатся этому с детства.

10) Святые камни Москвы — летопись, бережно хранящая имена поэтов, писателей, художников, воинов, связавших с ней свою жизнь и судьбу. 11) Москва бесконечно разнообразна. 12) Есть в ней переулки пушкинских и лермонтовских времён. 13) Сохранились до сих пор дома, где бывали великие русские поэты, писатели, композиторы, художники. 14) Это – живая история, культура и гордость наша.

15) Есть и сегодняшняя Москва, стремительная, с новыми широкими проспектами и магистралями, с пестротой реклам и афиш. 16) Но, восхищаясь современной Москвой, нельзя забывать Москву историческую, потому что когда забывается история, то неизбежно рождается непонимание своей исконной национальной культуры. 17) Начинается духовная деградация человека.

(По С.В. Михалкову.)


А1. В каких предложениях наиболее полно выражена основная мысль данного текста?

1) 4 и 5 2) 2 и 16 3) 10 и 14 4) 8 и 9

А2. Определите стиль речи и тип текста.

1) научно-популярный стиль; повествование

2) публицистический стиль; рассуждение с элементами описания

3) художественный стиль; повествование

4) художественный стиль; описание

А 3. Какое предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения?

1) 2 2) 3 3) 6 4) 9

А 4. В каком предложении средством выразительности речи являются эпитеты?

1) 3 2) 4 3) 5 4) 13

А5. В каком предложении есть действительное причастие настоящего времени?

1) 4 2) 6 3) 10 4) 15

А6. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую(ие) пунктуацию при вводном слове. Отметьте знаком Х эту цифру (цифры) в столбце А6

И тут же малиновая кремлевская стена, а за ней — соборы (1), встают как зажженные свечи (2), торжественные (3), гордые и нарядные. Кажется (4), вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть (5), чувствовать эту красоту.

В1. Из предложений 7 - 9 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ способом.

В2. Из предложений № 4 - 5 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.

В3. Замените словосочетание ЛЕРМОНТОВСКИХ ВРЕМЁН, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со способом связи управление. Запишите полученное словосочетание.

В4. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется звонкостью/глухостью последующего согласного.

В5. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффиксов -ОНН-, -ЕНН- пишется НН».

В6. Среди предложений 13 - 16 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В7. Среди предложений 1 - 4 найдите предложение, осложненное обособленным определением, напишите его номер.

В8. Из предложения № 9 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении № 4. Ответ запишите цифрой.

В10. Укажите тип сказуемого в предложении № 11.

В11. Среди предложений № 6 - 9 найдите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое. Запишите его номер.

В12. Замените устаревшее слово ЗОДЧИЕ из предложения № 5 стилистически нейтральным синонимом.


Прочитайте текст В. Пескова. Какая мысль (тема) объединяет оба текста? Объем сочинения – 50 – 70 слов.


Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь…

Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество, любовь к которому надо воспитать. (По В.М. Пескову.)

Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

5 вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения.

(2) Считают иногда, что в век ракет и лазера новые средства коммуникации и информации оттесняют книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам – классикам. (3) И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. (4) В нашей стране пока еще существует голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. (5) И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней как таковой есть оттенок «ретро», чего-то старомодного, сродни веку кринолинов и сюртуков. (6) Не близка ли смерть книги?

(7) Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. (8) Книгу трудно заменить даже как привычный для человека источник глубокой информации. (9) Но уж книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт-дисками, на видео-, стереозаписью.

(10) У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перелистывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. (11) Почему диалог? (12) Да потому что книга – хорошая, мудрая книга – требует труда мысли, сознания, воображения. (13)Настоящая книга (не говоря уж о великих созданиях) – это огромный сгусток энергии. (14)Но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда человек воспринимающий, читатель, обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноценное восприятие текста. (15)Иными словами: творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги создается живой мир. (16)И, как следствие всякого преодоления, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в составе памяти, входят, возвышено выражаясь, в душу.

(17)Нет, не думаю, что книге угрожает смерть!

( По А. Алексину.)


А1. Каково, по мнению автора текста, главное качество книги, в отличие от современных средств информации?

1) Книга старомодна, в ней есть оттенок «ретро».

2) Книга является не только источником информации, но ещё и источником наслаждения и восхищения.

3) Хорошая, мудрая книга требует исключительного труда мысли

4) Книга – продукт творчества писателя.

А2. Определите стиль и тип речи.

1) научно-популярный стиль; повествование

2) публицистический стиль; рассуждение

3) художественный стиль; описание

4) научный стиль; рассуждение

А3. В каком предложении использованы эпитеты?

1) 1 2) 5 3) 9 4) 12

А4. В каком предложении средством выразительности речи является ряд однородных членов предложения?

1) 2 2) 5 3) 12 4) 15

А5. Какое предложение является сложносочинённым?

1) 3 2) 4 3) 14 4) 17

А6. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую (ие) пунктуацию при вводном слове. Отметьте знаком х эту цифру (цифры) в столбце А6

У книги,(1) безусловно,(2) есть одна особенность: с ней беседуешь,(3) перелистывая страницы,(4) один на один вступаешь с автором в немой диалог.


В1. Из предложения №4 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложения № 8 выпишите словосочетание со способом связи примыкание.

В3. Замените словосочетание потенциалом культуры (предложение № 14), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со способом связи согласование. Запишите полученное словосочетание.

В4. Из предложений № 2 – 6 выпишите сложные слова..

В5. Среди предложений 2 - 7 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное, напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 9 – 12 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В7. Среди предложений 12 - 15 найдите предложение, осложненное обособленным определением, напишите его номер.

В8. В предложениях № 15 – 17 найдите неопределённое местоимение. Выпишите его.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении № 15. Ответ запишите цифрой.

В10. Укажите тип сказуемого в предложении № 6.

В11. Среди предложений 2 - 5 найдите предложение (предложения) в котором (ых) есть составное глагольное сказуемое. Запишите номер (номера).

В12. Замените в предложении № 1 слово манускрипт стилистически нейтральным синонимом, запишите его.


Прочитайте текст Д.С. Лихачёва. Какая мысль (тема) объединяет оба текста? Объем сочинения – 50 – 70 слов.

Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту.
Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Благодаря ей накопленные знания приобретают могущество лавины, способной преодолеть любое препятствие на столбовой дороге прогресса.

Книга — друг, верный, бескорыстный и наиболее сведущий. Встреча с интересной книгой как встреча с добрым человеком. Однако не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, и только хорошая книга может научить нас безошибочно распознавать многие вещи: добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. Хорошая книга воспитывает также чувства, во многом формирует характер человека. (По Д. Лихачеву)


Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

6 вариант

Прочитайте текст и выполните задания.


(1) До последнего своего часа Пушкин собирал книги. (2) В самые лучшие светлые годы, «в изгнанье, горести, разлуке…» - всегда они были неразлучны с поэтом.

(3) Любовь к чтению возникла ещё в детские годы, во время учения в лицее. (4) Лицейская библиотека была богата. (5) В ее шкафах хранились лучшие творения мировой и отечественной классики, обильно были представлены выходившие в то время журналы.

(6) Здесь на протяжении шести лет, питая душу чтением, провел немало счастливейших часов среди книг и друзей юный Пушкин. (7) В лицее родилась и мечта о собственной библиотеке.

(8) Однако лишь во время ссылки в Одессе опальный поэт стал собирать книги. (9) В книге поэта интересовало всё: и пламенное слово, и бумага, и шрифт, и «одежда». (10) Но, конечно, прежде всего он ценил живую мысль, новое слово. (11) Об этом свидетельствует пушкинская библиотека, её подбор.

(12) Эта библиотека уцелела до наших дней не полностью. (13) Но и то, что сохранилось, поражает огромным разнообразием. (14) Ныне она находится в Пушкинском Доме.

(15) А с чего начинается у каждого из нас первая книжная полка? (16) Наверное, с нескольких томиков. (17) С нескольких десятков книг, приобретённых на первых порах, которые кажутся случайными, беспорядочным собранием. (18) Проходит время. (19) Наша библиотека пополняется. (20) Теперь, правда, берется уже не все, а только то, что соответствует интересам ума и души. (21) Невидимая нить связывает одну за другой книги в единое целое, и складывается постепенно, как у Пушкина, библиотека, определяются главные пути подбора книг.

(22) В любую эпоху, в любые времена полезное занятие – собирать хорошие книги, но главное – чаще обращаться к ним. (23) Ведь ещё наши предки говорили тем, кто покупал много книг: «Не в библиотеку клади, а в душу».

(Б.С.Горбачевский)


А1. В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл подбора книг в личную библиотеку?

1) Для удовлетворения интересов вкусов, моды.

2) Чтобы собрать больше книг разнообразных авторов.

3) Чтобы чаще обращаться к лучшим творениям мировой и отечественной классики.

4) Чтобы собрать библиотеку, подобную библиотеке Пушкина.

А2. Определите стиль и тип речи.

1) научно-популярный стиль; повествование

2) публицистический стиль; рассуждение

3) художественный стиль; описание

4) научный стиль; рассуждение

А 3. Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) 2 2) 5 3) 9 4) 13

А4. В каких предложениях средством выразительности являются эпитеты?

1) 1 и 11 2) 5 и 13 3) 9 и 10 4) 7 и 22

А5. В каком предложении есть неопределённое местоимение?

1) 11 2) 12 3) 15 4) 16


В1. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую(-ие) пунктуацию при вводном слове. Если ответом являются две цифры, запишите их без пробелов и запятых.

Теперь,(1) правда,(2) берется уже не все,(3) а только то,(4) что соответствует интересам ума и души. Невидимая нить связывает одну за другой книги в единое целое,(5) и складывается постепенно,(6) как у Пушкина,(7) библиотека,(8) определяются главные пути подбора книг.

В2. Из предложений 19 - 21 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ способом.

В3. Из предложения № 23 выписать словосочетание со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Замените словосочетание ПУШКИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА (предложение № 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со способом связи управление. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.

В5. Из предложений 15 - 18 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением "присоединения, приближения".

В6. Из предложений 1 – 5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется Н»

В7. Среди предложений 3 - 7 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В8. Среди предложений 15 - 20 найдите предложение, осложненное обособленным определением, напишите его номер.

В9. Среди предложений 15 - 21 найдите неполное предложение, напишите его номер.

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении № 21. Ответ запишите цифрой.

В11. Укажите тип сказуемого в предложении № 4. Ответ записывайте без пробелов и запятых.

В12. Среди предложений 6 - 11 найдите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое. Запишите его номер.

В13. Замените в предложении № 14 устаревшее слово НЫНЕ стилистически нейтральным синонимом, запишите его.


Прочитайте текст Е. Осетрова. Какая мысль (тема) объединяет оба текста? Выскажите своё мнение по данной теме. Объем сочинения – 50 – 70 слов.


Сегодня личные библиотеки в очень многих домах... Думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.

Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг. (Д.С. Лихачёв)

Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

7 вариант.

Прочитайте текст и выполните задания.


1) Незаживающей раной в моём сердце болит, не давая покоя, Великая Отечественная война, которую прошёл солдатом-окопником, на которой мёрз и мок вместе с друзьями белорусами, украинцами, Земляками из Сибири… 2) Сколько смертей насмотрелся-навиделся, скольких друзей похоронил… 3) А какие прекрасные люди легли, духовно сильные, талантливые…

4) При всех своих ужасах, кричащей противоестественности всему живому на земле война ещё страшна и тем, что человек и сам себя убивал постепенно. 5) Привыкаешь ко всему: к ужасам, к смерти. 6) Я, например, лет пять после войны совершенно не чувствовал боли в душе, не воспринимал смерть. 7) Да ребёнка своего малого, первенца нашего, схоронил в послевоенные голодные годы, и как-то горе меня обнесло: я не пережил тех страданий, которые должен был пережить в этой ситуации отец. 8) И в этом тоже повинна война. 9) То, что может «подарить» она человеческой психике, выше всякого понимания и воображения. 10) Это страшный багаж памяти. 11) И не дай бог, чтобы он ещё раз когда-нибудь лёг тягостным грузом на наши плечи. 12) Поэтому и пишу о войне обнажённо-сурово, без дешёвой романтики и сентиментальности. 13) Нет, писать нужно лишь правду – в этом долг моего поколения и каждого писателя-труженика, совестливого и честного. 14) Писать иначе – попрать память, забыть двадцать семь миллионов жизней, которые унесла война.

(В. П. Астафьев)


А1. Как характеризует автора-рассказчика информация, заключённая в предложениях 5 – 8?

1) Автор-рассказчик – человек с чёрствой душой.

2) В своей собственной чёрствости автор-рассказчик обвиняет войну.

3) Автор-рассказчик осознаёт, насколько война калечит души людей.

4) Автор-рассказчик – хороший отец.

А2. Какое из высказываний содержит наиболее точный ответ на вопрос: почему автор-рассказчик считает, что о войне нужно писать «обнажённо-сурово, без дешёвой романтики и сентиментальности»?

1) Потому что воина унесла жизни миллионов людей.

2) Потому что на войне «человек сам себя убивал постепенно».

3) Потому что в первые послевоенные годы Астафьев похоронил своего первенца.

4) Потому что это долг бывшего солдата: сделать так, чтобы не повторилась война.

А3. Определите стиль речи и тип текста.

1) научно-популярный стиль; повествование

2) публицистический стиль; повествование с элементами рассуждения

3) художественный стиль; повествование

4) художественный стиль; рассуждение

А4. Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях 10 – 11:

1) олицетворение 2) сравнение 3) гипербола 4) метафора

А5. В каком предложении есть неопределённое местоимение?

1) 2 2) 4 3) 11 4) 13

В1. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую(ие) пунктуацию при вводном слове. Запишите ответ. Если ответом являются две цифры, записывайте их без пробелов и запятых.

При всех своих ужасах, (1) кричащей противоестественности всему живому на земле война ещё страшна и тем, (2) что человек и сам себя убивал постепенно. Привыкаешь ко всему: к ужасам, (3)к смерти. Я, (4) например, (5) лет пять после войны совершенно не чувствовал боли в душе, (6) не воспринимал смерть.

В2. Из предложений 8 - 10 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ способом.

В3. Из предложения № 4 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ. Словосочетание запишите без пробелов и запятых.

В4. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ (предложение № 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со способом связи управление. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.

В5. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется звонкостью/глухостью последующего согласного.

В6. Из предложений 1 - 6 выпишите слово в котором правописание Н / НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффиксов -ОНН-, -ЕНН- пишется НН».

В7. Среди предложений 1 - 4 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В8. Среди предложений 10 - 14 найдите предложение, осложнённое обособленным определением, напишите его номер.

В9. Из предложения № 12 выпишите грамматическую основу.

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении № 7. Ответ запишите цифрой.

В11. Укажите тип сказуемого в предложении № 8. Ответ запишите без пробелов и запятых.

В12. Среди предложений 2 - 7 найдите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое. Запишите его номер.

В13. Замените слово «ОБНЕСЛО» из предложения № 7 стилистически нейтральным синонимом.


Прочитайте текст В. Катаева. Какая мысль (тема) объединяет оба текста? Объем сочинения – 50 – 70 слов.


Я пишу то, что от меня требует действительность. Война. Народная война, когда мы увидели колоссальное количество одетых в шинели людей, которые шли сражаться за Родину. Как я мог не написать о них! Я был освобождён от военной службы. Но я понимал, что должен быть на фронте, что иначе что-то не так увижу в жизни. И все мои товарищи делали так же. Все писатели-фронтовики были на войне не потому, что их мобилизовали, но потому, что когда весь народ занимается войной, стоять вне этого нельзя. Рукой писателя движет та действительность, которая вокруг него.

( По Валентину Катаеву.)



Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс.

Вариант 8

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим – нет. (7)Вопрос только размеров и времени.

(8)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (9)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (10)Стоит только принести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уже распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (11)Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(12)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимности общения человека с природой, с красотой нашей земли. (13)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (14)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (15)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В.Солоухину)


А1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?

1) Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете.

2) Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.

3) Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.

4) Состояние планеты Земля и судьба человечества зависит от экологически разумного поведения человека.

А2. Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический стиль; описание

2) художественный стиль; описание

3) публицистический стиль; рассуждение

4) научный стиль; рассуждение

А3. В каком предложении слово корабль употреблено в переносном значении?

1) 2 2) 3 3) 5 4) 6

А4. Какое из перечисленных языковых средств выразительности использовано в предложении 8?

1) антитеза 2) эпитет 3) метафора 4) сравнение

А5. Какое предложение является сложносочинённым?

1) 1 2) 2 3) 5 4) 8

В1. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую(-ие) пунктуацию при вводном слове. Если ответом являются две цифры, запишите их без пробелов и запятых.

К сожалению,(1) столь же ранимыми,(2) как и биосфера,(3) столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия,(4) как тишина,(5) возможность уединения и интимности общения человека с природой,(6) с красотой нашей земли.

В2. Из предложения № 1 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.

В3. Определить способ образования слова ОСТРОУМНО (предложение № 2). Запишите ответ одним словом в форме И.п. м.р., ед.ч.

В4. Замените словосочетание ШУБУ ЛЕСА (предложение № 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со способом связи согласование. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.

В5. Из предложений 8 - 10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется звонкостью/глухостью последующего согласного.

В6. Из предложения № 13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффиксов -ОНН-, -ЕНН- пишется НН».

В7. Среди предложений 3 - 6 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В8. Среди предложений 2 – 6 найдите предложение, осложненное обособленными определениями, напишите его номер.

В9. В предложениях № 13 - 15 найдите неопределённое местоимение. Выпишите его.

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении № 9. Ответ запишите цифрой.

В11. Укажите тип сказуемого в предложении № 15. Ответ записывайте без пробелов и запятых.

В12. Среди предложений 2 - 4 найдите предложение, в котором есть составное именное сказуемое. Запишите его номер.

В13. Замените в предложении № 10 разговорное слово КАПЕЛЬКУ стилистически нейтральным синонимом, запишите его.

Прочитайте текст В. Пескова. Какая мысль (тема) объединяет оба текста? Выскажите своё мнение по данной теме. Объем сочинения – 50 – 70 слов.

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие-то старые ящики. Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом — Родина — должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга. (По В. Пескову)

Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

9 вариант

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Любила Русь колокольный звон.

(2) Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. (3) Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». (4) Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывая ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

(5) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (6) Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского. (7) Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(8)Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. (9)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била.(10) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (11)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. (12)Отсюда и выражение "серебряный звон".

(13) С колоколами были связаны самые различные поверья. (14) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (15) Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
(16) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. (17) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (18) Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон.
(19) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

(20) Трудное дело — отливка колоколов. (21) Колокол — это гигантский музыкальный инструмент. (22) У каждого колокола — свои переливы, у каждого звона — свое назначение.

(Е. Осетров)



А1.В каком варианте ответа указана главная мысль текста?

1) Первые упоминания о литье колоколов.

2) Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

3) Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

4) Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

А2. Определите стиль и тип речи.

1) научно-популярный стиль; повествование

2) публицистический стиль; повествование с элементами рассуждения

3) художественный стиль; описание

4) научный стиль; рассуждение


А3. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты?

1) 2 2) 6 3) 8 4) 14

А4. В предложении № 19 метафоричное высказывание о колоколе является

1) пословицей 2) фразеологизмом 3) загадкой 4) гиперболой

А5. Какое предложение является сложносочинённым?

1) 4 2) 7 3) 9 4) 15

В1. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую(-ие) пунктуацию при вводном слове. Запишите ответ. Если ответом являются две цифры, записывайте их без пробелов и запятых.

Когда,(1) например,(2) приступали к литью крупного колокола, (3) то нарочито распускали ложный слух,(4) чтобы молва расходилась от села к селу,(5) от города к городу.

В2. Из предложений № 15 -17 выпишите сложное слово.

В3. Из предложения № 8 выпишите словосочетание со способом связи примыкание. Словосочетание запишите без пробелов и запятых.

В4. Замените словосочетание ДЕРЕВЕНСКИХ ЖИТЕЛЕЙ (предложение № 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со способом связи управление. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.

В5. Из предложений 15 - 16 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется звонкостью/глухостью последующего согласного.

В6. Из предложений 10 - 13 выпишите слово в котором правописание Н / НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффиксов -АН-/ -ЯН- пишется Н».

В7. Среди предложений 2 - 5 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В8. Среди предложений 15 - 18 найдите предложение, осложненное обособленным определением, напишите его номер.

В9. Среди предложений 16 – 19 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение, напишите его номер.

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении № 18. Ответ запишите цифрой.

В11. Укажите тип сказуемого в предложении № 13. Ответ запишите без пробелов и запятых.

В12. Из предложения № 20 выпишите грамматическую основу. Ответ запишите без пробелов и запятых.

В13. Замените в предложении № 4 устаревшее слово РАТНИКИ стилистически нейтральным синонимом, запишите его.

Прочитайте текст Е. Осетрова. Какая мысль (тема) объединяет оба текста? Объем сочинения – 50 – 70 слов.

Я просыпаюсь, радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске - веселый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто еще во сне - звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза - и вдруг вспоминаю: да это Пасха!.. яркое утро-солнце, пасхальный звон!.. Пасха!.. - и меня заливает радостью.

Пасха!.. - будет еще шесть дней, и сейчас будем разговляться, как и вчера, будет кулич и пасха... и еще долго будем, каждое утро будем, еще шесть дней... и будет солнце, и звон-трезвон, особенно радостный, пасхальный, и красные яички, и запах пасхи... а сегодня поедем в Кремль, будем смотреть соборы, всякие святости.. и будет еще хорошее... Что же еще-то будет?..

 Еще на Страстной выставили рамы: и потому в комнатах так светло. За окнами перезвон веселый, ликует Пасха. Трезвонят у Казанской, у Ивана-Воина, дальше где-то... - тоненький какой звон. Теперь уж по всей Москве, всех пускают звонить на колокольни, такой обычай - в Пасху поликовать. (И. Шмелёв «На Святой»)


Промежуточная аттестация по русскому языку. 8 класс

Вариант 10.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия.

(6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9)Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха.(12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

(14) Думаю, мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. (16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих. (17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.

(Д. Лихачёв.)


А1. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?

1) Забота о разрушающихся памятниках культуры – непозволительная роскошь для государства.

2) Памятники старины не имеют большого воспитательного значения.

3) Вид уходящей культуры оставляет людей равнодушными.

4) Чтобы быть сопричастным истории, нужно хранить память о прошлом, интересоваться им.

А2. Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический стиль; описание

2) художественный стиль; повествование

3) научный стиль; описание и рассуждение

4) публицистический стиль; повествование с элементами рассуждения

А3. Какой из перечисленных тропов используется в предложении 11?

1) антитеза 2) метафора 3) гипербола 4) сравнение

А4. Из перечисленных средств выразительности выберите то, которое НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ в данном тексте.

1) эпитеты

2) риторические вопросы и восклицания

3) ряды однородных членов

4) сравнительный оборот

А5. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения?

1) 8 2) 10 3) 12 4) 15

В1. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все знаки препинания. Найдите цифру (цифры), обозначающую(-ие) пунктуацию при вводном слове. Если ответом являются две цифры, запишите их без пробелов и запятых.

Думаю,(1) мы не храним старину не потому,(2) что ее много,(3) не потому,(4) что среди нас мало ценителей красоты прошлого,(5) любящих родную историю и родное искусство,(6) а потому,(7) что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи.

В2. Из предложения № 6 выпишите словосочетание со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.

В3. Из предложения № 7 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ способом.

В4. Замените словосочетание ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ (предложение № 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со способом связи согласование. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.

В5. Из предложений 7 - 8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ГЛУХОСТЬЮ последующего согласного.

В6. Из предложений № 14 - 16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В страдательном причастии совершенного вида прошедшего времени пишется НН».

В7. Среди предложений 10 - 13 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В8. Среди предложений 3 - 7 найдите предложение, осложненное обособленными определениями, напишите его номер.

В9. В предложениях № 15 - 18 найдите неопределённое местоимение. Выпишите его.

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении № 7. Ответ запишите цифрой.

В11. Укажите тип сказуемого в предложении № 10. Ответ записывайте без пробелов и запятых.

В12. Среди предложений 7 - 12 найдите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое. Запишите его номер.

В13. Замените в предложении № 2 слово КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ стилистически нейтральным синонимом, запишите его.


Прочитайте текст Н. Рериха. Какая мысль (тема) объединяет оба текста? Выскажите своё мнение по данной теме. Объем сочинения – 50 – 70 слов.

Горделиво поднимают к небу свои золочёные главы старинные русские церкви. Мерно гудят на них колокола, пережившие времена удельных князей, вольных городов и опричной слободы...

Тысячи людей приходят сюда, молятся, жертвуют деньги на украшение храма, но никто не подумает о том, что этот храм является созданием искусства, что это редкая реликвия русской старины. Ни публика, ни администрация, ни духовенство, как это ни странно, не заботятся о сохранении этих памятников. И они разрушаются.

Все мы отчасти археологи, все мы интересуемся стариной, но заботиться о сохранении её редких памятников - нам не дано. И разрушаются вековые стены, разбиваются вечевые колокола, исчезают старинные палаты.

Современный трафарет, мёртвая штукатурка не заменят строгих, но, вместе с тем, причудливых линий старинной архитектуры. Пора воспрянуть русскому самосознанию, пора обратить своё внимание на старинные реликвии и сохранять их и учиться по ним

( Н. К. Рерих 1904г.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!