СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная работа с текстом произведения. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа направлена на поиск нужной информации. Развивает умение сопоставления, а также учит анализировать литературное произведение.

Задание объёмное, займёт много времени при выполнении, но скорее всего заставит учеников прочитать текст.

Привожу уже заполненную таблицу. Мне потребовалось  не менее 6 часов, чтобы заполнить её.

Возможно, данная таблица (заполненная) может пригодится для подготовки к уроку учителя. В ней содержится много полезной информации для уроков по изучению романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа с текстом произведения. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».»

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Комплексная работа с текстом всего произведения

Задание: Заполните таблицу. Какие принципы сопоставления семей предложили бы вы?

Дополните таблицу своими наблюдениями, подготовьте вопросы для обсуждения в классе (ниже приводится уже заполненная таблица)

«Породы» людей у Толстого

Критерии сопоставления

Курагины

Ростовы

Болконские

1. Заглавие эпизода. Фабульный пересказ эпизода (эпизодов)

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина. Показательна сцена борьбы за "мозаиковый портфель".

Графская родня осталась ни с чем. Наследником стал Пьер, которого считали незаконным. Но Курагин и здесь не отступает.

«Князь Василий не обдумывал своих планов», но как светский человек никогда не упускал возможности использовать влиятельное лицо. Именно поэтому он «делал все, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери». «Более всех других... как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухова он не выпускал из рук Пьера».

Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых.

В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. Проявление искренности и простоты – главные достоинства всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры.

Эпизод. Отъезд князя Андрея на войну.

Отец отправляет сына на войну с чувством радости за то, что тот исполняет долг, службу (в высоком значении этого слова).

Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

2. Проблема «отцов и детей»

Василий Курагин – светский человек, карьерист и эгоист. Он стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи – графа Безухова, а когда это не удаётся ему, он ловит богатого наследника – Пьера – и женит его на своей дочери – бездушной кокетке Элен. Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатоля на богатой княжне Болконской.

Отца не волнует сторона духовная, как и его детей, его забота – выгодно пристроить их.

Дети честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание. Семья отличается огромной заботой о своих детях.

Ростовы – простые дворяне, добродушный отец, добрая мать, великодушный сын, беззаботные дети.

Николай Андреевич Болконский имеет очень тяжелый, иногда самодурный характер, все прелести которого испытывает на себе княжна Марья. Но никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Болконского. Старший Болконский воспитывает своих детей. Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену и прекрасных женщин, умных, духовно богатых.


3. Отношения внутри семейного клана, стиль разговора и общения внутри семьи, роль авторских «ремарок» в диалогах героев

Со своими детьми князь Василий связан лишь кровными узами: им важно благосостояние и положение в обществе.

Дети в понимании Элен - обуза, мешающая жить.

Отсутствие общих интересов, искренних родственных чувств и близости делает семью формальной.

Стиль их разговоров – отчуждённый или равнодушно-холодный, иногда снисходительно родственный. Авторские ремарки подчёркивают неприглядные стороны в характерах, во внутреннем мире членов семьи Курагиных. Например, князь Василий говорил «с всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе».

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, граф и графиня Ростовы воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни.

Внутрисемейные отношения Ростовых просты. Здесь главенствует теплота и непосредственность, некоторый беспорядок и атмосфера всеобщей (за исключением Веры) влюбленности, они

могут шутить, громко смеяться или играть, петь, танцевать. Обращение друг к другу членов семьи доброе, трогательное, часто используются ласковые слова, например: «Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф» (целуя руку жены).

Никому из них, кроме княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. У них не принято плакать; здесь не любят гостей.

В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он - представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек.

Князь Николай, сумев дать своим детям образование, привив патриотизм, стесняется своих чувств, считая их слабостью. Например, прощаясь с сыном, он, как бы стесняясь, просит его «остаться живым», добавив при этом, что ему «больно будет», если того убьют. После чего торопливо уходит, чтобы скрыть слезы. Здесь и страдающая отцовская душа, любовь к сыну, благословление его к служению.

Просьба, обращённая Андреем к отцу, забрать к себе сына Николеньку в случае гибели на войне – это комплимент, которого старый князь, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.

4. Роль французского языка в изображении семьи

Языком общения в семье Курагиных был французский. Например, князь Ипполит говорит по-русски, как француз, проживший год в России: «И она имела ещё большой росту». Русский язык он применил в данном случае для рассказывания анекдота, но юмора никто не понял.

Говорил князь Василий "на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

Разговаривают между собой на русском языке, прибегая к французскому только в случае необходимости. Например, где-либо в свете, на приёмах или с людьми, говорящими на французском.

Но они знают народные русские песни, читают русскую литературу.

Вместо модного французского предпочитали родной русский

В семье Болконских разговаривают и на русском языке, и на французском (за исключением жены Андрея Лизы). Особенно часто по-французски говорит Андрей, так как это стало для него привычкой благодаря службе и жизни в Петербурге. Княжна Марья переписку ведёт на французском языке, но в разговоре использует и русский.

5. Интересы, стремления (жизненные цели)

В семье Курагиных у каждого свои индивидуальные потребности, но объединяет их эгоизм, самовлюблённость и безответственность в поступках. Анатоль ведёт беспутный образ жизни: кутежи, игра в карты, недостойные выходки вроде развлечения с медведем и квартальным. Готов жениться по расчёту, не задумывается о чувствах других людей, может причинить боль и страдания невинной девушке, как это произошло в его отношениях с Наташей Ростовой.

Домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе по причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям. (Из выгоды). Эгоисты, замкнутые только на себе.

Наташа (яркий представитель семьи Ростовых) оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни.

Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.

Стремление следовать законам разума.

Представитель семьи – Князь Андрей – богато одарённая натура. У него незаурядный ум. Это человек сильной воли, активная, творческая натура, он стремится к широкой общественной и государственной жизни. Андрей Болконский не способен к сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига. Князь Андрей постоянно сомневается, ищет смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение.

6. Черты семейного (портретного) сходства и различия (художественные детали)

В семействе Курагиных важны не чувства, не человечность, а корысть и расчет, присущие каждому члену этой семьи. Курагины как бы не имеют внутреннего мира. Это подчеркнуто их портретами: они подробны, статичны и словно безжизненны, похожи друг на друга как внутренне, так и внешне, красивы и пусты.

Например, в сравнении Элен с Ипполитом: он «поражал необыкновенным сходством с сестрою-красавицею», но, несмотря на это, «лицо его было отуманено идиотизмом».

Эмоциональность, движение, динамичность портретов Ростовых подчеркивает то, что они живые, что они живут не только телом, но и духом.

Толстой описывает глаза Наташи, они прекрасны, как и у её матери.

В каждой семье имеются какие-либо общие черты, как во внешности, так и в характерах. Между отцом и сыном Болконскими сходство не внешнее, между ними больше духовного родства: это люди с чувством собственного достоинства, с чувством долга перед обществом, с высоким осознанием ответственности, каким обладали честные и деятельные граждане. Богатство и знатность не сделали их самоуверенными или высоко­мерными: именно Болконские занимаются реформированием помещичьего землевладения, устройством жизни крестьян.

Брат и сестра имеют мало сходства как внешне, так и по характеру. Андрей красив, держится гордо и с достоинством, не скрывает своего неприятия светской фальши, пустоты и праздности. Княжна Марья отличается робостью, кротостью, неуверенностью в поведении, и красивой внешне она не была, но Толстой отмечает прелесть её глаз, излучающих любовь, теплоту, искренность чувств.

7. Принципы изображения представителей семьи («изнутри» или «извне»)

Семья изображена «извне», потому что «изнутри» показывать нечего, это люди абсолютно пустые внутри.

Использован принцип «изнутри», через монологи и диалоги героев, семья Ростовых показана как семья, в которой преобладает веление сердца, чувства, например эпизод лунной ночи, Наташа у открытого окна рассказывает Соне о своих ощущениях, чувствах.

«Изнутри». Также очень показательны монологи князя Андрея: «Небо Аустерлица», «Разговор у дуба»;

Разговор с Пьером в Богучарово на пароме.

Такой приём помогает лучше понять внутренние переживания героя.

8. Естественность и фальшь в отношениях с окружающими

Улыбка Элен – застывшая лицемерная маска. Всё в этой героине пропитано насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актёрством. В ней нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного – все поступки определяются условными правилами светского поведения.

Фальшь во всём была определяющей чертой членов семьи Курагиных: в свете они придавали  своему лицу такое выражение, какое требовалось в данный момент.

Фальши и лжи в их чувствах и в поведении никто не отмечал. Например, графиня не может скрыть, что очень «расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги». Она просит у мужа денег, чтобы дать Анне Михайловне Друбецкой на обмундирование для её сына.

Ростовы пребывают в счастье, в постоянном общении, живя душевными порывами, превозмогая любовью и взаимопониманием вызовы жестокого окружающего мира. Они искренни с окружающими. Они доверчивы, их легко обмануть. (Николай проигрывает огромную сумму денег шулеру Долохову)

В семье Болконских фальшь отсутствовала, им свойственны такие черты, как честность, прямодушие, поэтому лицемерие окружающих вызывало у них досаду.

Но князь Андрей, которому приходилось вращаться в свете, прибегал иногда к притворству, умел при необходимости промолчать, скрыть истинные чувства. Сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему; он мог быть добр, прост, искренен, откровенен с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи.

Он уважает и ценит тех, в ком видит серьёзное внутреннее содержание.

9. Отношение к дворовым и к слугам

У Курагиных отношение к слугам барски-презрительное,  они к людям относятся, как к вещам обихода. У них вообще цели общения даже с представителями высших сословий строго избирательны: по богатству, знатности, близости к придворным кругам.

С крепостными демократичны. Дворовые действительно любят Ростовых, не «работая на них», а «помогая вести хозяйство», как они помогали бы родным людям.

Старый Болконский заботится о крестьянах. Те не воруют, но знают - труд будет оплачен, и если случится нужда, то от князя Николая можно ожидать помощи. Народ его, скорее, уважает, чем любит.

10. Отношение к войне и Наполеону

Никто из детей Василия Курагина не стремился послужить Отечеству, но они могли лицемерно поговорить об этом. В дискуссиях Василий Курагин считал нужным высказать патриотические настроения, что на самом деле являлось лжепатриотизмом.

Война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом же бою.

Наташа требует отдать подводы раненым.

Ростовы покидают свои дома, как и многие жители.

Глубокий патриотизм и отца, и детей.

Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона,

В 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).

Старый Болконский сам пытается защищать свою землю.

Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы

11. Авторское отношение к семье1

«Где вы – там разврат, зло» - в этих словах Пьера, обращённых к Элен, выражена подлинная сущность и всей семьи Курагиных, и всего светского общества.

Отсутствие Курагиных в эпилоге говорит о том, что эта семья не интересна Толстому, он не симпатизирует ей.

Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя


Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко.

Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери. Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого

12. Роль принадлежности к «породе» в развитии семейного сюжета романа

Курагины не созидают, они лишь рушат то, к чему прикасаются. Пьер Безухов говорит о них: «Подлая порода».

Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.

Особенности «ростовской породы»:

это простота, широта души, жизнь чувством, эмоциональны, великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны, приветливы.. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт — не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни».

«В „Войне и мире" очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к „породе". Собственно, Болконские или Ростовы — это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией», — писал С. Г. Бочаров. Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Манера поведения

Они постоянно принимают участие в интригах и закулисных играх (история с «мозаиковым портфелем» старика Безухова), завсегдатаи светских раутов и балов.

Яркий представитель Ростовых в романе – Наташа, также как и мать, проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Она – любимица отца. Очень важное качество Наташи – естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом

Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности в семейном воспитании.

Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими.

Черты характера

Хищничество, бездушие, беспринципность, умственная ограниченность являются характерными чертами Курагиных – отца и детей.


Семье Ростовых не присуще лицемерие и ханжество, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам. Поэтому Наташе все-таки удалось уговорить родителей увезти из осаженной Москвы не приданное и предметы роскоши: картины, ковры, посуду - а раненых солдат. Тем самым семья Ростовых осталась верна своим идеалам, тому ради чего стоит жить. Пусть то и окончательно разорило семью, но все же не позволило им преступить законы совести.

Не чувствами, а умом и холодными соображениями руководствуются Болконские. Это семья служивых дворян, отличающихся суровостью и аскетичностью быта. Напряженная внутренняя работа и одухотворенность, независимость и благородство, гордость и острота ума присущи Болконским.

__________

1 Постарайтесь сформулировать авторское отношение к семье словами самого Толстого или самохарактеристикой персонажа (цитатой из романа).