Комплексно-целевая программа МОУ Творишинская СОШ"Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры"
Актуальность, цели и задачи комплексной программы:
Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан адекватной по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России находящейся на крутом историческом переломе.
В 90-е годы фактически оформился и был зафиксирован на уровне государственной политики социальный заказ на развитие школьного гражданского воспитания, отвечающего современным потребностям.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.
В государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2010–2015 гг.” поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2015 годы”.
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Генеральная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Задачи:
Создание условий для развития гражданского воспитания в школе.
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Основные принципы организации воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта воспитания и заключению в этот процесс (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятие решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Участники программы: учащиеся 1–11 классов Творишинской СОШ.
Кадровое обеспечение:
педагоги Творишинской СОШ;
педагоги дополнительного образования;
медицинский работник ФАП;
заведующая д/с «Чебурашка»
работники Творишинского СДК;
воспитатели детского сада «Чебурашка»;
руководители спорт.секций школы.
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее.
III категория: учащиеся 9 -11классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
Управление программой
1. Информационно-мотивационное обеспечение.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. 4. | Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания. Создание базы данных по данному направлению деятельности. Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели в личные цели деятельности. Организация заседания Совета Общественности по проблеме “Патриотического воспитания школьников, как условие для воспитания личности” | 2010 г. 2010–2015 г 2010 г. | Администрация школы Библиотекарь, ЗВР. Учитель ОБЖ, физруки школы, ЗВР, Совет ветеранов |
2. Методическое обеспечение программы.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. 4. | Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме. Анализ методической литературы, статей и публикаций. Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса. Оформление методической копилки по данной теме. | Сентябрь–ноябрь 2010г 2010 г. 2010–2012 | ЗВР, библиотекарь. Метод совет,,ЗВР, преподаватель ОБЖ, ШМО кл.рук-й, кл. рук-ли ЗВР, библиотека, преподаватель ОБЖ |
3. Работа с педагогическими кадрами.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. | Педагогические советы: (тематические) – “О концептуальных подходах к организации правового образования в общеобразовательных учреждениях”; “Организация исследовательской краеведческой работы в школе как важнейшее условие гражданско-патриотического воспитания школьников” Совещания при директоре: – “Планирование работы по подготовке празднования Дня Победы» – “Методические рекомендации по созданию уголков боевой и трудовой славы, школьных краеведческих музеев” – Работа детских объединений по подготовке и проведению школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся: – Организация в каникулярное время физкультурно-оздоровительной работы в школе и спортивно-массовых мероприятий. – Сотрудничество школы и социума летом | 2010–2011г 2012г 2010–2011г | ЗУВР, ЗВР, ШМО, преподаватель ОБЖ ЗУВР, ЗВР, учитель физ. культуры и ОБЖ, руководитель Д/О, Совет ветеранов Директор, ЗВР, учитель Физ., Работники Творишинского СДК |
4. Работа с учащимися.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Подготовка рекомендаций по теме воспитательной работы “Воспитание гражданина” с 1-го по 9-й классы Школьная и районная олимпиада по правоведению, обществознанию и истории Подготовка и проведение школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся: Конкурс рефератов по краеведческой тематике Региональная конференция а) Малая Родина б) Россия и мир в) Я и мои права Районный конкурс краеведческих уголков “Малая Родина” Посещение краеведческого музея Творишинской СОШ “Вахта Памяти” “Мы – внуки твои Победа!” Операция “Делай каждый день доброе дело” тимуровская помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла | 2010–2015 2010–2015 2011 2010–2015 | ЗВР. Директор, ЗВР, учитель физ., работники Творишинского СДК, ЗДУВР, учитель истории и обществознания ЗВР, классные руководители. Учитель физкультуры Классные рук-ли |
5. Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. | Конференция лекторий для родителей: – “Духовная жизнь в семье” – “Как организовать отдых ребенка” – “Вопросы прав человека, толерантности в гражданско-правовом образовании Заседание оргкомитета | 2012–2014 2011–2012 | Классные руководители Совет ветеранов, общий совет учащихся |
6. Контроль, анализ и регулирование программы.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. | Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса. Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, игр, характера деятельности учащихся. Анализ результатов творческой деятельности. | В теч. всего периода | Адм. школы, медработник |
7. Материально-техническая и финансовая поддержка программы.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. | Инвентаризация материально-технической базы школы – игровая площадка, библиотека, спортинвентарь, канц.товары, музыкальный центр. Телевизор. Видеомагнитофон, достаточное количество прикладного материала для обеспечения работы кружков. Привлечение Совета Общественности к вопросу поиска источника финансирования программы. Привлечение спонсорских средств, средств социального страхования и др. | | Адм., зав.каб., ЗХЧ. Совет школы. Адм .школы. |
Ожидаемый результат:
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Воспитание потребности в духовном обогащении.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Формирование личности, ориентированную на профессии, прежде всего, необходимые на селе.
Методическое руководство:
Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”.
Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе...”.
Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
Программа развития Творишинской СОШ 2009 -2014 г.г.
Используемая литература:
Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;
Блонский П.П. Избранные педагогические произведения;
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы;
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;
Вестник военной информации – 2000 год;
Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников;
Иванова Л.В. Система воспитательной работы внешкольных учреждений;
Катуков А.М. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;
Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика
Программа
« Патриотическое воспитание школьников»
Пояснительная записка
В связи с экономическими политическими изменениями в России, которые привели к значительной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
В целях подъема патриотического воспитания детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная программа в соответствии со следующими документами:
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы»
Программой развития школы.
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся патриотического сознания, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей школы.
Цель программы – формирование личности гражданина патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
Проведение организаторской деятельности по созданию условий патриотического воспитания школьников;
Формирование системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка готовности приносить пользу обществу и государству;
Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому наследию прошлому России, к традициям родного края.
Привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных ценностей родного края.
Принципы:
Открытость для творческого использования педагогами школы;
Субъектной позиции обучающихся;
Воспитание через социально значимую деятельность;
Интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.
Основные направления по реализации Программы патриотического воспитания обучающихся школы:
разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время
внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников.
Методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания:
Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео кассеты; методические разработки КТД различных направлений.
Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.
Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.
Сотрудничество с детскими объединениями района, Советом ветеранов, музеями.
Деятельность ЦДЮТ.
Срок реализации программы 2010 -2015годы.
Кадровое обеспечение:
Педагоги, обучающиеся и их родители.
Ожидаемые результаты:
Воспитание у обучающихся значимости возрождения и сохранности культурных ценностей родного края;
Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому наследию прошлому России, к традициям родного края.
Мероприятия
по реализации программы патриотического воспитания обучающихся школы
№ | Название мероприятий | Срок исполнения | Ответственные |
| Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время | | |
1 | Проведение уроков в библиотеке, в зале Боевой славы | ежегодно | Библиотекарь, учитель истории, кл. рук-ли |
2 | Проведение интегрированных уроков истории, литературы и ИЗО по патриотической тематике | ежегодно | Учителя истории, литературы, ИЗО |
3 | Предметные недели истории, литературы, ОБЖ, физкультуры | ежегодно | Учителя истории, литературы, ОБЖ, физкультуры |
4 | Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение | ежегодно | Учителя истории, литературы |
| Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников | | |
| Проведение массовых школьных мероприятий | | |
1. | Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
2 | Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
3 | Мероприятия, посвященные воинам - интернационалистам | ежегодно | Учитель истории |
4. | Организация встреч школьников с бывшими военнослужащими | ежегодно | Кл. рук-ли |
5 | Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт» | ежегодно | ЗДВР, учитель истории |
6 | Проведение смотров песни и строя | ежегодно | Учитель физкультуры |
7 | Привлечение родителей к проведению общешкольных мероприятий | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
8 | Проведение операции «Забота»: поздравление ветеранов войны и труда; концерты в сельском доме культуры . | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
9 | Встреча с ветеранами войны и героями тыла | ежегодно | Заместитель директора по ВР, совет ветеранов |
10 | Участие в районной игре «Зарница» | ежегодно | Учитель, Кл. рук-ли физкультуры |
11 | Уход за памятником воинам, погибшим в Великой Отечественной войне | ежегодно | ЗДВР, Кл. рук-ли |
12 | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы. | ежегодно | Классные руководители |
| Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность | | |
1 | Участие в районной спартакиаде допризывной молодежи | ежегодно | Учителя физкультуры, ОБЖ |
2 | Проведение Дня здоровья | ежегодно | Учителя физкультуры, ОБЖ |
3 | Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу | ежегодно | Учитель физкультуры |
4 | Проведение первенства по легкой атлетике | ежегодно | Учитель физкультуры |
5 | Участие в районных соревнованиях | ежегодно | Учитель физкультуры |
| Краеведение | | |
1 | Мероприятия, посвященные 80-летию Альметьевского района | Сентябрь – октябрь | Заместитель директора по ВР |
2 | Проведение тематических классных часов «Почетные граждане района» | ежегодно | Классные руководители |
3 | Встречи с интересными людьми | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
4 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной» | ежегодно | Кл. рук-ли |
5 | Участие обучающихся в районной конференции поисковых отрядов | ежегодно | ЦДЮТ |
6 | Организация походов по родному краю | ежегодно | Классные руководители |
7 | Создание альбомов о родном крае | ежегодно | Классные руководители |
| Общественно полезный труд | | |
1 | Ремонт мебели в кабинетах | ежегодно | Учитель технологии |
2 | Благоустройство пришкольного участка | ежегодно | Учителя технологии |
3 | Организация летнего трудового лагеря | ежегодно | Директор школы |
4 | Организация ремонтных бригад в летнее время | ежегодно | Учитель технологии |
5 | Ремонт кабинетов | ежегодно | Классные руководители |
| Методическое обеспечение | | |
1 | Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
2 | Создание СD – и аудифонда | ежегодно | Учитель информатики |
3 | Организация подписки на периодические издания | ежегодно | Библиотекарь |
4 | Разработка сценариев традиционных школьных праздников | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
6 | Разработка положений о различных спортивных соревнованиях | ежегодно | Заместитель директора по ВР |
7 | Освещение опыта работы школы в средствах массовой информации | ежегодно | Редактор школьной газеты |
8 | Освещение итогов мероприятий в наглядной агитации | ежегодно | Ответственные за мероприятие |
9 | Подведение итогов | 2011 год | Заместитель директора по ВР |
Литература
Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1.
Усова М.В. Организация деятельности детских общественных объединений.
Ж. «Классный руководитель». 2001 год..№7.
Рахимов А.З. Роль патриотического воспитания в формировании личности.
Ж. «Классный руководитель». 2001 год..№6.
7. Мамкин С.Г. Некоторые размышления о воспитании.
Ж. «Классный руководитель». 2005 год..№6.
8. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
9. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.