СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексно-целевая программа "Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на  развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Просмотр содержимого документа
«Комплексно-целевая программа "Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры"»

Комплексно-целевая программа МОУ Творишинская СОШ"Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры"

Актуальность, цели и задачи комплексной программы:

Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан адекватной по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России находящейся на крутом историческом переломе.
В 90-е годы фактически оформился и был зафиксирован на уровне государственной политики социальный заказ на развитие школьного гражданского воспитания, отвечающего современным потребностям.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.
В государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2010–2015 гг.” поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2015 годы”.

  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).

  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

Генеральная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.





Задачи:

  • Создание условий для развития гражданского воспитания в школе.

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

  • Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта воспитания и заключению в этот процесс (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятие решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность.

  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Участники программы: учащиеся 1–11 классов Творишинской СОШ.

Кадровое обеспечение:

  • педагоги Творишинской СОШ;

  • педагоги дополнительного образования;

  • медицинский работник ФАП;

  • заведующая д/с «Чебурашка»

  • работники Творишинского СДК;

  • воспитатели детского сада «Чебурашка»;

  • руководители спорт.секций школы.











Организация программы

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее.

III категория: учащиеся 9 -11классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.





















Управление программой

1. Информационно-мотивационное обеспечение.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.


2.


3.



4.

Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания.
Создание базы данных по данному направлению деятельности.
Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели в личные цели деятельности.


Организация заседания Совета Общественности по проблеме “Патриотического воспитания школьников, как условие для воспитания личности”

2010 г.


2010–2015 г

2010 г.

Администрация школы

Библиотекарь,
ЗВР.

Учитель ОБЖ, физруки школы,
ЗВР, Совет ветеранов





2. Методическое обеспечение программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.


2.



3.



4.

Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме.

Анализ методической литературы, статей и публикаций.


Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса.
Оформление методической копилки по данной теме.

Сентябрь–ноябрь 2010г


2010 г.


2010–2012

ЗВР, библиотекарь.


Метод совет,,ЗВР, преподаватель ОБЖ,

ШМО кл.рук-й,
кл. рук-ли


ЗВР, библиотека, преподаватель ОБЖ

3. Работа с педагогическими кадрами.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.



2.




3.

Педагогические советы: (тематические)
– “О концептуальных подходах к организации правового образования в общеобразовательных учреждениях”;
“Организация исследовательской краеведческой работы в школе как важнейшее условие гражданско-патриотического воспитания школьников”
Совещания при директоре:
– “Планирование работы по подготовке празднования Дня Победы»
– “Методические рекомендации по созданию уголков боевой и трудовой славы, школьных краеведческих музеев”
– Работа детских объединений по подготовке и проведению школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:
– Организация в каникулярное время физкультурно-оздоровительной работы в школе и спортивно-массовых мероприятий.
– Сотрудничество школы и социума летом

2010–2011г


2012г




2010–2011г

ЗУВР, ЗВР, ШМО, преподаватель ОБЖ


ЗУВР, ЗВР, учитель физ. культуры и ОБЖ, руководитель Д/О, Совет ветеранов

Директор, ЗВР, учитель

Физ., Работники Творишинского СДК























4. Работа с учащимися.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

2.


3.


4.



5.


6.


7.


8.


9.

Подготовка рекомендаций по теме воспитательной работы “Воспитание гражданина” с 1-го по 9-й классы


Школьная и районная олимпиада по правоведению, обществознанию и истории
Подготовка и проведение школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:
Конкурс рефератов по краеведческой тематике

Региональная конференция
а) Малая Родина
б) Россия и мир
в) Я и мои права
Районный конкурс краеведческих уголков “Малая Родина”
Посещение краеведческого музея

Творишинской СОШ
“Вахта Памяти”
“Мы – внуки твои Победа!”
Операция “Делай каждый день доброе дело” тимуровская помощь

ветеранам ВОВ, труженикам тыла

2010–2015




2010–2015




2011


2010–2015

ЗВР.


Директор, ЗВР, учитель физ.,

работники Творишинского СДК,

ЗДУВР, учитель истории и обществознания









ЗВР, классные руководители.


Учитель физкультуры


Классные рук-ли

5. Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.




2.

Конференция лекторий для родителей:
– “Духовная жизнь в семье”
– “Как организовать отдых ребенка”
– “Вопросы прав человека, толерантности в гражданско-правовом образовании
Заседание оргкомитета

2012–2014



2011–2012

Классные руководители




Совет ветеранов, общий совет учащихся

6. Контроль, анализ и регулирование программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.



2.


3.

Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса.
Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, игр, характера деятельности учащихся.
Анализ результатов творческой деятельности.

В теч. всего периода

Адм. школы, медработник

7. Материально-техническая и финансовая поддержка программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.





2.

3.

Инвентаризация материально-технической базы школы – игровая площадка, библиотека, спортинвентарь, канц.товары, музыкальный центр. Телевизор. Видеомагнитофон, достаточное количество прикладного материала для обеспечения работы кружков.
Привлечение Совета Общественности к вопросу поиска источника финансирования программы.
Привлечение спонсорских средств, средств социального страхования и др.

 

Адм., зав.каб., ЗХЧ.



Совет школы.

Адм .школы.





Ожидаемый результат:

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

  • Воспитание потребности в духовном обогащении.

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.

  • Формирование личности, ориентированную на профессии, прежде всего, необходимые на селе.

Методическое руководство:

  • Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”.

  • Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе...”.

  • Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.

  • Программа развития Творишинской СОШ 2009 -2014 г.г.









Используемая литература:

  • Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;

  • Блонский П.П. Избранные педагогические произведения;

  • Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы;

  • Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;

  • Вестник военной информации – 2000 год;

  • Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников;

  • Иванова Л.В. Система воспитательной работы внешкольных учреждений;

  • Катуков А.М. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;

  • Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика











Программа

« Патриотическое воспитание школьников»



Пояснительная записка

В связи с экономическими политическими изменениями в России, которые привели к значительной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.

В целях подъема патриотического воспитания детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная программа в соответствии со следующими документами:

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы»

  • Программой развития школы.

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся патриотического сознания, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей школы.

Цель программы – формирование личности гражданина патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.






Задачи программы:

  • Проведение организаторской деятельности по созданию условий патриотического воспитания школьников;

  • Формирование системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка готовности приносить пользу обществу и государству;

  • Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому наследию прошлому России, к традициям родного края.

  • Привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных ценностей родного края.


Принципы:

  • Открытость для творческого использования педагогами школы;

  • Субъектной позиции обучающихся;

  • Воспитание через социально значимую деятельность;

  • Интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.



Основные направления по реализации Программы патриотического воспитания обучающихся школы:

  1. разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

  2. внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников.


Методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания:

  1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео кассеты; методические разработки КТД различных направлений.

  2. Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.

  3. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.

  4. Сотрудничество с детскими объединениями района, Советом ветеранов, музеями.

  5. Деятельность ЦДЮТ.

Срок реализации программы 2010 -2015годы.


Кадровое обеспечение:

Педагоги, обучающиеся и их родители.


Ожидаемые результаты:

  • Воспитание у обучающихся значимости возрождения и сохранности культурных ценностей родного края;

  • Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому наследию прошлому России, к традициям родного края.









































Мероприятия

по реализации программы патриотического воспитания обучающихся школы



Название мероприятий

Срок

исполнения

Ответственные


Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время



1

Проведение уроков в библиотеке, в зале Боевой славы

ежегодно

Библиотекарь, учитель истории, кл. рук-ли

2

Проведение интегрированных уроков истории, литературы и ИЗО по патриотической тематике

ежегодно

Учителя истории, литературы, ИЗО

3

Предметные недели истории, литературы, ОБЖ, физкультуры

ежегодно

Учителя истории, литературы, ОБЖ, физкультуры

4

Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение

ежегодно

Учителя истории, литературы


Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников




Проведение массовых школьных мероприятий



1.

Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне

ежегодно

Заместитель директора по ВР

2

Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества

ежегодно

Заместитель директора по ВР

3

Мероприятия, посвященные воинам - интернационалистам

ежегодно

Учитель истории

4.

Организация встреч школьников с бывшими военнослужащими

ежегодно

Кл. рук-ли

5

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

ежегодно

ЗДВР, учитель истории

6

Проведение смотров песни и строя

ежегодно

Учитель физкультуры

7

Привлечение родителей к проведению общешкольных мероприятий

ежегодно

Заместитель директора по ВР

8

Проведение операции «Забота»:

  • поздравление ветеранов войны и труда;

  • концерты в сельском доме культуры .

ежегодно

Заместитель директора по ВР

9

Встреча с ветеранами войны и героями тыла

ежегодно

Заместитель директора по ВР, совет ветеранов

10

Участие в районной игре «Зарница»

ежегодно

Учитель, Кл. рук-ли физкультуры

11

Уход за памятником воинам, погибшим в Великой Отечественной войне

ежегодно

ЗДВР, Кл. рук-ли

12

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы.

ежегодно

Классные руководители


Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность



1

Участие в районной спартакиаде допризывной молодежи

ежегодно

Учителя физкультуры, ОБЖ

2

Проведение Дня здоровья

ежегодно

Учителя физкультуры, ОБЖ

3

Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу

ежегодно

Учитель физкультуры

4

Проведение первенства по легкой атлетике

ежегодно

Учитель физкультуры

5

Участие в районных соревнованиях

ежегодно

Учитель физкультуры


Краеведение



1

Мероприятия, посвященные 80-летию Альметьевского района

Сентябрь –

октябрь

Заместитель директора по ВР

2

Проведение тематических классных часов «Почетные граждане района»

ежегодно

Классные руководители

3

Встречи с интересными людьми

ежегодно

Заместитель директора по ВР

4

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной»

ежегодно

Кл. рук-ли

5

Участие обучающихся в районной конференции поисковых отрядов

ежегодно

ЦДЮТ

6

Организация походов по родному краю

ежегодно

Классные руководители

7

Создание альбомов о родном крае

ежегодно

Классные руководители


Общественно полезный труд



1

Ремонт мебели в кабинетах

ежегодно

Учитель технологии

2

Благоустройство пришкольного участка

ежегодно

Учителя технологии

3

Организация летнего трудового лагеря

ежегодно

Директор школы

4

Организация ремонтных бригад в летнее время

ежегодно

Учитель технологии

5

Ремонт кабинетов

ежегодно

Классные руководители


Методическое обеспечение



1

Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов

ежегодно

Заместитель директора по ВР

2

Создание СD – и аудифонда

ежегодно

Учитель информатики

3

Организация подписки на периодические издания

ежегодно

Библиотекарь

4

Разработка сценариев традиционных школьных праздников

ежегодно

Заместитель директора по ВР

6

Разработка положений о различных спортивных соревнованиях

ежегодно

Заместитель директора по ВР

7

Освещение опыта работы школы в средствах массовой информации

ежегодно

Редактор школьной газеты

8

Освещение итогов мероприятий в наглядной агитации

ежегодно

Ответственные за мероприятие

9

Подведение итогов

2011 год

Заместитель директора по ВР


Литература

  1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.

  2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.

  3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.

  4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1.

  5. Усова М.В. Организация деятельности детских общественных объединений.

Ж. «Классный руководитель». 2001 год..№7.

  1. Рахимов А.З. Роль патриотического воспитания в формировании личности.

Ж. «Классный руководитель». 2001 год..№6.

7. Мамкин С.Г. Некоторые размышления о воспитании.

Ж. «Классный руководитель». 2005 год..№6.

8. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

9. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.