Программа курса
Формирование коммуникативных умений учащихся через
Комплексное развитие связной речи в процессе работы над
сочинением по картине
(по произведениям художников Пармы)
Составитель:
Шмакова Таисья Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
2022 г.
Рецензия
На программу курса по выбору для 8 класса «Формирование
коммуникативных умений через комплексное развитие связной речи в
процессе работы над сочинением по картине».
(по произведениям художников Пармы).
Данная программа составлена учителем русского языка и литературы МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкара Шмаковой Т.А.
Составителем соблюдены все основные требования к документам подобного рода.
В пояснительной записке определены цель и задачи прохождения курса в 8 классе в течение 15 уроков, указаны общедидактические принципы размещения и подачи учебного материала.
В учебно-тематическом плане, предполагаемом к усвоению, весь материал распределён по часам, указаны формы и методы обучения, формы контроля.
В содержании программы курса предполагается осуществление межпредметных связей: русского языка и изобразительного искусства. Автор указывает теоретические вопросы по знакомству с основными видами изобразительного искусства, встречи с художниками Пармы, посещение музея и практическую часть с включением заданий для самостоятельной и групповой работы школьников. Программа включает материал, дополняющий содержание программы по подготовке к экзамену ( ОГЭ,ЕГЭ - сочинение).
Программа позволяет сформировать практические умения и навыки по написанию сочинений по картине, способствует воспитанию гордости и уважения к людям Пармы.
В целом данная программа курса по выбору направлена на развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности.
20.09.2022
Программа факультативного курса
Сочинение по картине
(по произведениям художников Пармы)
как один из методов обучения
написания сочинения
Составитель:
Шмакова Т. А.,
учитель Гимназии №3
2022г
Пояснительная записка
Обучение сочинению – обязательный раздел школьной программы.
Один из методов написания сочинения – сочинение по картине.
Сочинение по картине – работа для учащихся нечастая, но сложная, поэтому очень важно продумать методику.
Важно не только помочь учащимся написать сочинение по картине, но и позаботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся, научить читать картину, осмысливать ее содержание.
На уроках развития речи дается подробный план работы с картиной.
Цель программы:
- развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности на основе работы с картиной.
Задачи:
знакомство с основными понятиями изобразительного искусства.
научить пользоваться библиографическими справочниками.
научить различать «передний» и «задний» план картины.
знакомство с талантливыми художниками Пармы и их творчеством.
воспитание любви к прекрасному.
развитие эстетических качеств.
воспитание гордости и уважения к талантливым людям Пармы.
Программа состоит из двух частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть предполагает знакомство с основными видами изобразительного искусства, встречи с художниками Пармы, посещение музеев, работа над планом сочинения по картине.
Практическая часть, которая предполагает отслеживать уровень практического владения темой, - это написание сочинений – рассуждений, составление плана по картине, беседы, индивидуальная работа над эпизодами картин, групповая работа по картине.
Программа для учащихся 8-го класса рассчитана на 15 часов и является продолжением апробированной на базе 7 класса программы «Азбука коми-пермяцкой поэзии», которая включает в себя литературные встречи с поэтами Пармы, анализ поэтических текстов, обучение комплексному анализу стихотворного текста.
Программа факультативного курса «Сочинение по картине (по произведениям художников Пармы) как один из методов обучения написания сочинения» способствует развитию интеллектуального и творческого мышления, дополняет содержание программы по подготовке учащихся к экзамену ( ОГЭ,ЕГЭ- сочинение), развивают познавательный интерес (основы живописи и знакомство с художниками Пармы).
Содержание программы
Урок 1-2.
Основные понятия изобразительного искусства: (Живопись, графика, скульптура, архитектура) индивидуальные выступления учащихся. Основы живописи.
Урок 3-4.
План написания сочинения по картине (теория). Обзор творчества художников Пармы (встреча с Председателем Правления художников Пармы).
Урок 5-6-7.
Знакомство с творчеством художника в области графики Н.Ю.Новиковой, практическая работа по картине «Отзвуки прошлых лет». Понятие «переднего» и «заднего» плана.
Урок 8-9-10.
Знакомство с творчеством художника в области пейзажа В.Н.Оньковым. Посещение выставки. Понятие цветовой гаммы. Работа над картиной «Медвежья горка».
Урок 11-12.
Экскурсия в мастерскую художника. Работа с глиной. Самостоятельный проект.
Урок 13-14.
Встреча с художником – портретистом Ракишевой В.В. Знакомство с творчеством. Понятие портрета. Работа по картине «Портрет Ольги Никифоровны».
Урок 15.
Заключительный урок по программе. Групповая работа: Составление плана, понятие изобразительного искусства, беседа о самом интересном уроке.
Тематический план
№ темы | Название темы и цель | Форма урока | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Сочинение по картине (план написания сочинения по картине) - научить читать картину, осмысливать содержание - помочь придумать порядок написания сочинения по картине - научить работать по плану | Беседа, практическая работа по плану. | 2 ч. | Самостоятельное составление плана по картине |
2. | Основные понятия изобразительного искусства - знакомства с основными понятиями изобразительного искусства - воспитание любви к прекрасному - обзор творчества художников Пармы | Встреча с Председателем Правления художников Пармы, беседа (Музей имени Субботина –Пермяка) | 2 ч. | Самостоятельная работа «Хочу поделиться впечатлением…» |
3. | Встреча с Н.Ю. Новиковой – художником в области графики - знакомство с творчеством - работа над картиной Н.Ю. Новиковой «Отзвуки прошлых веков» | Беседа, практическая работа по картине Н.Ю.Новиковой «Отзвуки прошлых веков» | 3 ч. | Составление плана по картине (на выбор) Н.Ю.Новиковой, групповая работа по отдельным пунктам плана. |
4. | Знакомство с творчеством Онькова В.Н. – художника в области живописи. - знакомство с его творческой мастерской - работа над картиной В.Н. Онькова «Медвежья горка» (пейзаж) | Беседа и знакомство с юбилейной выставкой художника. Работа над картиной «Медвежья горка». Понятие пейзажа. | 3 ч. | Подобрать репродукции картин жанра пейзажа. Самостоятельное написание сочинения. |
5. | Встреча с художником В.Н.Конюковым. Возрождение забытого промысла - знакомство с художником - Экскурсия в мастерскую (работа с глиной) | Беседа об одном из древних ремесел - керамикой. Понятие жанра портрета. Работа с глиной. | 2 ч. | Самостоятельный проект – работа с глиной. |
6. | Встреча с художником Ракишевой В. В. Художник-портретист. - знакомство с творчеством художника - проект. Работа по картине «Портрет Ольги Никифоровны» | Встреча и беседа с художником-портретистом. Подготовка к домашнему сочинению по картине «Портрет Ольги Никифоровны» | 2 ч. | Домашнее сочинение. |
7. | Заключительный урок по программе. | | 1 ч. | |
2022г.