Актуальность проблемы
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: педагогов – психологов, учителей-логопедов, педагогов.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, логопедов, педагогов,
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Обеспечивается бережное отношение к здоровью и развитию личности ребенка, создание комфортных условий пребывания в детском саду.
Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится создание группы единомышленников.
Взаимодействие реализуется через коррекционно – развивающую службу, включающую:
(заведующий ДОУ, старший воспитатель) Функции: контрольно-диагностическая, координирующая и регулирующая;
(воспитатели,). Функции: осуществление воспитательно - образовательного процесса;
( инструктор по физической культуре, воспитатель, музыкальный руководитель, медсестра) Функции: осуществление здоровьесбережения;
психологическую группу (педагог – психолог и учитель-логопед) Функции: осуществление успешной социализации детей.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, являются следующие:
Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Основные направления деятельности ПМПк в нашем детском саду.
Задачи ПМПк: выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
профилактика перегрузок и срывов у детей; определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития; организация коррекционно-развивающей работы; взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.
Систематически, три раза в год, проводятся заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года,
динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, коррекции действии всех служб, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию). Могут проводиться внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.)
Консилиум проводится с приглашением родителей в индивидуальном порядке.
Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.
Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ: В первые две недели пребывания в детском саду осуществляется первичное обследование ребенка с ОВЗ основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада. После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду. Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута. Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ (1 раз в квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута. На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми группы «риска». Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, педагогом - психологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, который реализуется в течение учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течение года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы. Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.
Основные взаимодействия специалистов:
участие в работе ПМПк;
согласование планов коррекционно-образовательной работы, их корректировка в течение учебного года с учетом динамики развития детей;
семинары и консультации (по плану);
подготовка сообщений к педагогическим советам;
согласование психолого-педагогических характеристик воспитанников.
Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и непосредственно-образовательной деятельности воспитателями. Оказывает совместное коррекционно-развивающее воздействие по формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.
Совместная работа учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктором по ФИЗО.
В педагогике давно известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения. Так идея синтеза музыки и движения была подхвачена щвейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом, который разработал на ее основе в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания. Заслуга Далькроза в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, психомоторных способностей, внимания, выразительности движений, гармоничного физического развития.
Музыкальный руководитель осуществляет коррекцию речевой патологии через развитие музыкальных способностей детей. Музыкальные занятия способствуют развитию правильного речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, автоматизации звуков в результате запоминания большого количества речевого материала, дифференциации поставленных звуков, развитию эмоциональной сферы ребенка.
Учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем осуществляют подбор речевого материала к утренникам, развлечениям с учетом индивидуальных особенностей детей. Инструктор по ФИЗО широко использует ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».
Этапы работы
Педагогическое обследование
Оценка познавательного развития: восприятие, представления
Оценка речевого развития: понимание речи, активная речь
Оценка физического развития: основные движения
Способы усвоения общественного опыта
Совместные действия, указательный жест, подражание,действия по образцу и словесной инструкции, самостоятельность в быту.
При одной и той же структуре нарушений, даже при одной и той же степени выраженности этого нарушения, стартовый уровень у детей разный большой разброс индивидуальных различий в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей разные потенциальные возможности обучения и развития.
Результаты педагогического обследования
разрабатывается содержание АООП или СИПР
определяются формы обучения (индивидуальные занятия, занятия в малых группах, групповые занятия)
Раскрыть содержание таблиц по этапам (деятельность разных специалистов).
Задачи
1. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;
2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.
3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.
4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.
5. Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений образов, развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.
Педагог – психолог, работает по программе: Крюкова С.В., Слободяник Н.П.«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Осуществляет:
- углублённое изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций;
- проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребёнка;
- оказание методической помощи специалистам и воспитателям в разработке программ индивидуального развития ребёнка.
С ДЕТЬМИ:
- планирует индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу ;
- координирует формирование коммуникативных способностей детей.
С ВОСПИТАТЕЛЯМИ:
- работает в тесном контакте, наблюдает за ООД;
- дает рекомендации по коррекционно-развивающей работе;
- помогает выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями;
- оказывает помощь в виде: консультаций, семинаров, анкетирования и оформлении наглядного материала.
СО СПЕЦИАЛИСТАМИ:
- оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь с целью предупреждения у них эмоционального выгорания;
- наблюдает за проведением различных праздничных мероприятий и составляет психолого-педагогический анализ ООД;
- оказывает помощь в виде: консультаций, семинаров, анкетирования и оформлении наглядного материала.
С РОДИТЕЛЯМИ:
- участвует в родительских собраниях;
- оказывает помощь в виде: консультаций, семинаров, анкетирования и оформлении наглядного материала.
Учитель-логопед работает по программе "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием" Т. Б Филичева, Г. В. Чиркина.Осуществляет:
- всесестороннее изучение речевого развития детей,
- проведение фронтальных и индивидуально-групповых занятий с детьми, имеющими речевые нарушения,
- оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей.
С ДЕТЬМИ:
- Проводит релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставит и автоматизируит звуки, развивает фонематический слух.
С ВОСПИТАТЕЛЯМИ:
- работает в тесном контакте, наблюдает за ООД;
- по заданию логопедов во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми;
- консультирует по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии.
СО СПЕЦИАЛИСТАМИ:
- консультирует по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии.
С РОДИТЕЛЯМИ:
- консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии.