МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 14 г.Уфа
ТЕМА:
« Комплексное совершенствование двигательных качеств, повышение физической подготовленности, управление здоровьем, применяя круговой метод тренировки на уроках физической культуры».
Учитель физической культуры-
Мунзарова РайляТимергалиевна
2018 год
«Здоровье-это не все, но все без здоровья - ничто».
Сократ.
« Комплексное совершенствование двигательных качеств, повышение физической подготовленности, управление здоровьем, применяя круговой метод тренировки на уроках физической культуры».
Основная задача уроков физической культуры - укрепление и сохранение здоровья своих учеников. Для решения этих задач каждый учитель ищет свой путь, применяет в своей работе новые образовательные технологии, новые методы.
Цель моей работы:
-выяснение эффективности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры для повышения уровня развития физической подготовленности учащихся.
Для достижения поставленной цели было предусмотрено решение следующих задач:
1.Определить начальный уровень физической подготовленности контрольной группы в начале учебного года.
2.Определить уровень физической подготовленности в выбранном классе через год обучения.
3.Изучить и сравнить изменения показателей уровня физической подготовленности в выбранном классе .
4.Доказать, что применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры является одним из видов интегрированных программ для управления здоровьем учащихся.
Главной целью при использовании кругового метода является достижение заранее определенного эффекта или реакций основных систем человека, обеспечивающих высокую работоспособность в конкретных условиях спортивной деятельности. Выбрав метод круговой тренировки, считаю, что большое количество станций позволяет добиться 100% двигательной активности учащихся, лишает их возможности заниматься в этот момент другими видами деятельности, мешающим учебной деятельности, рационально организовывая учащихся, я полностью контролирую образовательно-воспитательный процесс, при этом обеспечиваю высокую плотность урока физической культуры. Работая по данному методу, считаю, что физические качества можно развить лишь при разнообразии, при достаточно большом объеме выполняемых упражнений, а доступные и интересные упражнения позволяют выполнять необходимый объем работы на стабильном фоне положительных эмоций.
Круговую тренировку провожу несколькими методами: непрерывно и с интервалами, в процессе которых каждое из упражнений ученик выполняет многократно. Вначале знакомлю учащихся с организацией круговой тренировки. Работу по станциям веду с целью ознакомления занимающихся с процессом круговой тренировки, последовательностью прохождения станционных заданий без учета количества выполняемых упражнений. Затем приступаю к освоению самого метода круговой тренировки, когда ученики определяют максимальный тест (м.т.) и индивидуальную нагрузку на каждой станции. При применении круговой тренировки в первую очередь необходимо определить индивидуальную дозировку, путем проведения контрольных испытаний в тех упражнениях, которые должны войти в комплекс круговой тренировки. Итак, на I этапе применения круговой тренировки я выполняю следующий подсчет индивидуальной дозировки. Исходящая дозировка равна м. т:2, т.е., если ученик во время испытания максимально подтянулся I0 раз, то тренировочной нагрузкой для него будет 5 подтягиваний. На II испытании нагрузка возрастает, она может стать равной (м. т:2)+1 или (м. т:2)+2.
Через определенное время по всем упражнениям (тестам) снова провожу контрольные испытания для определения следующей индивидуальной дозировки.
Учеников распределяю в зале по кругу. Распределяю учащихся на мелкие группы по станциям, после чего по моей команде они приступают к выполнению упражнений, соблюдая индивидуальную дозировку. Я задаю время для выполнения задания на станциях, по истечении времени, по моей команде учащиеся переходят на следующую станцию в направлении по часовой или против часовой стрелки.
Через определенное время по всем упражнениям (тестам) снова провожу контрольные испытания для определения следующей индивидуальной дозировки.
В использовании этого метода всегда придерживаюсь следующих правил:
1)тренировочную нагрузку повышаю постепенно в ходе занятий от 50 - 60 % до максимальной на каждой из станций; нагрузку повышаю за счет увеличения количества упражнений на каждой станции или интенсивности при их выполнении.
2)оптимальное количество станций от 6 до 10, длительность каждого упражнения 1 минута, темп выполнения для каждого ученика равномерно повышаю до максимального. Упражнения подбираю в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.
3)тренировку начинаю с 2-3 повторений упражнений на каждой станции, постепенно увеличивая количество повторений и скорость выполнения упражнений.
Я применяю метод круговой тренировки во всех классах при прохождении всех разделов учебной программы и для развития основных физических качеств. Применяя данный метод в младших классах, я учитываю следующие особенности: 1) на каждой станции работает один ученик; 2) количество станции не менее 20; 3) упражнения подбираю такие, чтобы они были доступны и интересны детям; 4) время работы на каждой станции 25 - 30 секунд.
Для учащихся 6-8 классов применяю круговую тренировку для совершенствования пройденного материала, а так же для развития физических качеств: силы, скоростно-силовой подготовки, выносливости, гибкости, координации движении, ловкости. В среднем звене задания на станциях усложняю, время работы, и объем нагрузки постепенно увеличиваю. На станциях могут работать по парам, выполнять по 2-3 серии.
Работая по круговому методу, я провела сравнительный анализ физических качеств учащихся 6 б/7б класса (сентябрь2017год, сентябрь 2018 год)
Сравнительный анализ физических качеств учащихся 6 б/7б класса (сентябрь2017год, сентябрь 2018 год)
Список 6б/76класса | скоростно-силовые прыжки в длину с места | Силовые-вис на перекладине | гибкость-наклоны туловища вперед в см. | Выносливость Бег 1000 м. |
09.2012 | 09.2013 | 09.2012 | 09.2013 | 09.2012 | 05.2013 | 09.2012 | 05.2013 |
1)Алиев Ф. | 160 | 175 | 15" | 25" | 4 | 9 | 6’50" | 5’40" |
2)Батукаев Ю. | 175 | 190 | 10" | 30" | 5 | 6 | 7’ | 5’50" |
3)Бородин А. | 170 | 185 | 18" | 28" | 6 | 10 | 6’10" | 4’50" |
4)Батырханова З. | 160 | 170 | 16" | 30" | 6 | 11 | 5’55" | 5’10" |
5)Гаджиева Б. | 165 | 175 | 12" | 28" | 4 | 7 | 5’40" | 4’50" |
6)Карпенко Е. | 167 | 175 | 8" | 24" | 8 | 11 | 6’ | 5’40" |
7)Костылев Н. | 178 | 184 | 16" | 30" | 5 | 9 | 5’40" | 4’50" |
8)Кисриева К. | 170 | 175 | 20" | 45" | 8 | 10 | 4’55" | 4’10" |
9)Лушпенко А. | 170 | 175 | 26" | 1’ | 8 | 10 | 6’ | 5’15" |
10)Махаммадинова Д. | 164 | 170 | 12" | 40" | 6 | 8 | 7’ | 5’40" |
11)Моисеев Э. | 190 | 205 | 30" | 1’06" | 8 | 14 | 4’50" | 4’08" |
12)Тамкова Е. | 165 | 180 | 11" | 30" | 4 | 7 | 5’50" | 5’05" |
13)Обухов М. | 192 | 200 | 40" | 1’ | 2 | 4 | 4’55" | 4’20" |
14)Суменков А. | 187 | 190 | 40" | 1’02" | 4 | 6 | 4’44" | 4’15" |
15)Гамзаев А. | 170 | 175 | 17" | 37" | 10 | 14 | 5’40" | 4’50" |
16)Гамзаева Д. | 160 | 170 | 20" | 1’10" | 8 | 12 | 5’35" | 4’45" |
17)Рахимова Г. | 184 | 190 | 18" | 45" | 3 | 5 | 7’05" | 5’ |
18)Толмачев И. | 180 | 194 | 30" | 1’ | 4 | 6 | 4’50" | 4’30" |
19)Педич В. | 150 | 160 | 12" | 25" | 4 | 5 | 7’10" | 6’05" |
20)Эльмурзаев А. | 180 | 190 | 30" | 1’03" | 6 | 8 | 4’50" | 4’28" |
При сравнении данных, полученных после обработки результатов, было выявлено, что уровень физической подготовленности класса по сравнению с началом эксперимента выросла
скоростью – силовые качества на 6,2%
силовые - на 10,5%
гибкость – на8%
выносливость - на 10%
Выводы: 1.Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры является одним из видов интегрированных программ для управления здоровьем учащихся.
2. Проведенные исследования подтверждают эффективность и целесообразность применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств.
3.Применение метода круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе, приучает их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
4. Данный метод круговой тренировки обеспечивает необходимый прирост физических и двигательных качеств у учащихся, способствует развитию адаптивных возможностей организма учащихся.
Литература
1.Справочник учителя физкультуры – Киселев П.А,-2010г;Волгоград;
2. Здоровьесберегающие методики организации образовательного процесса-Звягина В,В-2004,Методическое пособие; Тюмень;
3.Здоровье и поведение школьников-международный научный проект 2004г; Челябинск
4.Теория и методика физического воспитания и спорта-Холодов Ж,К, 2000г;Москва;
5Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности - Ланда Б.Х.,2006,Г.Москва;
6.Урок физкультуры в современной школе - Методические рекомендации для учителей;2002;Москва.