СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное задание "Кормилица России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка задания на формирование и оценку функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Комплексное задание "Кормилица России"»

Пример задания на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся

ГЕОГРАФИЯ, 8 КЛАСС

Возможно использование на разных этапах урока в рамках изучения раздела «Природно-хозяйственные зоны России»

Подготовила:

учитель географии МБОУ «СОШ № 36» г. Брянска

Львутина Наталья Юрьевна

Комплексное задание «Кормилица России»

Наверное, трудно найти в России другой такой природный ландшафт, измененный человеком до неузнаваемости. Это и понятно, ведь черноземная степь – кормилица страны.

Под Курскими целинными заповедными степями толщина слоя чернозема достигает 1, 5 м. По запасам питательных веществ местные черноземы не имеют себе равных в Европе. Говорят, что даже истертый посох странника зацветет, если воткнуть его в землю здесь, в черноземной степи Курской области.

Глядя на комбайны, убирающие хлеб, тракторы, распахивающие эти бескрайние поля, машины, разбивающие своими колесами плодородный слой земли, невольно задаешься вопросом: как сохранить для потомков эту первозданную красоту? Чтобы наши внуки и правнуки смогли увидеть, как качается на ветру серебристый ковыль, а в высоком небе парят над степью птицы, как грациозны бегущие косули. Чтобы и они замирали от звенящей песни жаворонка, треска кузнечиков и сверчков. Чтобы и у них кружилась голова от восхитительных запахов шалфея и чабреца.

В 1935 г. для сохранения эталонных целинных черноземов и последних участков девственных степей был организован Центрально-Черноземный заповедник. Мощные черноземы заповедника на нескашиваемой целине находятся в режиме, близком к тому, в каком они были в доисторических степях.

Задание № 1.

Выберите из списка утверждения, показывающие важную роль степных черноземов в обеспечении населения продовольствием:

  1. Ведущее место среди стран, на территории которых распространены черноземы занимает Россия;

  2. Черноземы – богатый гумусом, темноокрашенный тип почв. Обладает хорошими водно-воздушными свойствами, отличается комковатой или зернистой структурой.

  3. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения.

Рассмотрите почвенные профили. Отметьте почвенный профиль чернозема.

Г

В

Б

А

Задание № 2

Рассмотрите фотографии. Отметьте лишнюю.

Что объединяет оставшиеся три фотографии? Объясните свой выбор.

Задание № 3 (выполняется с применение карт атласа для 8 класса «Сферы»)

Если сравнить карту растительности с картами почв и природных зон, то можно убедиться, что для каждой природной зоны характерны определенный тип почвы и набор выращиваемых сельскохозяйственных культур. Покажем цепочку таких связей на конкретном примере:

Составьте такую же цепочку связей для природной зоны, в которой вы живете.

Задание № 4

Объясните, почему мы должны сохранить первозданную красоту заповедных степей для наших потомков?

Задание № 5 (выполняется с применением карт атласа для 8 класса «Сферы»)

Выберите из списка субъекты РФ, территорию которых занимают черноземы


Название субъекта РФ

А

Ярославская область

Б

Воронежская область

В

Республика Карелия

Г

Ставропольский край

Д

Ростовская область



Ключи к заданиям

Задание № 1

2, 3

Г

Задание № 2

Примерный вариант ответа: Фотографии объединяет лесостепная и степная природные зоны. Пашни и выпас овец.

Задание № 3

Задание № 4

Примерные варианты ответа:

  • Плодородный слой почвы природа создавала в течение тысячелетий.

  • Еще ни в одной лаборатории мира искусственно не создано ни грамма черноземной почвы.

  • Целинные земли служат эталоном, в сравнении с которым определяется степень истощения окружающих земель.

  • Цветущая степь необыкновенно красива. С ранней весны до поздней осени здесь, как в калейдоскопе, сменяют друг друга 5 – 8 красочных картин.

  • Степная зона – «дом» множества животных: многочисленных грызунов (суслики, полевки и др.), копытных (сайгаки, дзерены), птиц (дрофа, стрепет, серая куропатка, степной орел, канюк, пустельга).

Задание № 5

Б, Г, Д

Проверяемые умения

№ задания п/п

Проверяемые умения

Балл

Процент выполнения

1

Умение выделять информацию, необходимую для подтверждения выводов

Выявление сущности главного свойства известного объекта

2

100%

2

Умение делать вывод

с учетом предложенной ситуации

Умение высказывать суждения на основе полученной информации

2

100%

3

Умение демонстрировать знание и понимание естественно-научных понятий

Извлекать информацию из источника в соответствии с поставленной учебной задачей

2

100%

4

Умение демонстрировать коммуникативные умения: аргументированно, четко и ясно формулировать выводы.

2

100%

5

Извлекать информацию из источника в соответствии с поставленной учебной задачей

1

100%

Максимальный балл за работу – 9 б.