Комплексные задания по работе с текстом М. Пришвина
«Сыроежка» в 3 классе
УМК «Школа России»
Ф.И. _______________ ___________ Дата ________
1. Прочитайте текст М. Пришвина.Придумайте и запишите заголовок к тексту. _________________________________________
2. Определите, сколько в тексте частей? Запишите цифрой: ____ Запишите цифрой, какая часть текста является описанием: ____
3. Придумайте и запишите заголовки к каждой части текста:
___________________________________________________________________________
4. Составьте предложения - ответы на вопросы, пользуясь текстом.
Где росла сыроежка?____________________________________________________
Каков внешний вид сыроежки? На что она была похожа? _______________
___________________________________________________________________________
Что делала птичка на краю сыроежки?__________________________________
___________________________________________________________________________
5. В предложениях текста подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
6. Выпишите из текста однокоренные слова, выделите в них корень:
___________________________________________________________________________
7. Выпишите из текста формы одного и того же слова:
___________________________________________________________________________
8. Укажите количество слогов, букв и звуков в данных словах:
Лесная - __ сл., __ б., __ зв.Края - __ сл., __ б., __ зв.
9. Найдите в тексте имя числительное. Подпишите над словом часть речи.
10. Узнайте грибы по рисункам и укажите цифрой 1 - опята, цифрой 2 - мухомор, цифрой 3 - сыроежки, цифрой 4 - белый гриб.
1
1. Отметьте знаком Vзапись, в которойверно названы части гриба
Ш
ляпка, ножка, корень Шляпка, столбик, грибница
Шляпка, ножка, грибница Шапка, ножка, грибница
12. Сделайте звуковой разбор слова, записывая звуки в звуковых скобках, например: лёд - [л'], [о],[т].
Берёзки - _________________________________________________________ .
13. Выпишите из текста 3 слова, которые начинаются с мягкого согласного звука: _________________________________________________ .
14. Подчеркните среди названий грибов одной чертой съедобные грибы, двумя чертами - несъедобные грибы.
Подосиновик, лисичка, желчный гриб, бледная поганка, сыроежка.
15. * Постарайтесь объяснить лексическое значение слова:
Брусничник - это __________________________________________________.
16.* Составьте и запишите 3 – 5 предложений - советов о правилах сбора грибов:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Методические рекомендации для учителя
Работа может быть проведена по усмотрению учителя не только в урочное время на уроке русского языка, но и на занятиях по внеурочной деятельности интеллектуальной направленности.
Период проведения работы – при организации работы по разделу «Слово в языке и речи» по учебнику русского языка В. Канакиной (1 часть) по материалам упражнения 129 на странице 70 указанного учебника.
Оценочный инструментарий для проверки комплексных заданий
№ | Содержание верного ответа и указанию по оцениванию | Баллы |
1. | Соответствующий выбор заголовка к тексту и безошибочное оформление записи заголовка Соответствующий выбор заголовка к тексту, оформление записи заголовка с ошибками Несоответствующий выбор заголовка к тексту | 2 1 0 |
2. | Верное определение количества абзацев в тексте (3) Неверное определение количества абзацев в тексте Верное определение части текста - описание (2 часть) Неверное определение части текста - описание Максимальное количество баллов | 1 0 1 0 2 |
3. | Соответствующий выбор заголовков к частям текста и безошибочное оформление записи заголовка – по 1 баллу за заголовок части Несоответствующий выбор заголовков к частям текста Максимальное количество баллов | 1 0 3 |
4. | Верная запись ответа на каждый вопрос без ошибок – по 2 балла за каждое предложение Верная запись ответа на вопрос с ошибками при записи Максимальное количество баллов | 2 1 8 |
5. | Верный выбор всех имён прилагательных по тексту Неверный или недостающий выбор имён прилагательных | 1 0 |
6. | Верныйвыбор групп однокоренных слов - по 1 баллу за группу (Берёзки, березу; берёзки, берёзы; водой, водички; водички, воду) Максимальное количество баллов | 1 4 |
7. | Верный выбор форм слова- по 1 баллу за группу слов (Березу, берёзы; водой, воду) Максимальное количество баллов | 1 2 |
8. | Верное определение по каждому критерию: лесная - 3слога, 6 букв, 7 звуков, края - 2 слога, 4 буквы, 5 звуков. Максимальное количество баллов | 1 6 |
9. | Верно определено имя числительное (две) Не определено или определено ошибочно | 1 0 |
10. | Верный выбор изображений грибов по 1 баллу за гриб: 4,2,3,1 Максимальное количество баллов | 1 4 |
11. | Верный выбор записи (Шляпка, ножка, грибница) Неверный выбор | 1 0 |
12. | Звуковой разбор слова выполнен безошибочно Звуковой разбор слова с 1 – 2 ошибками Звуковой разбор слова выполнен с 3 ошибками и более | 2 1 0 |
13. | Верный выбор слов - 1 баллу за слово Максимальное количество баллов | 1 3 |
14. | За каждое верное подчёркивание гриба - по 1 баллу Максимальное количество баллов | 1 5 |
15.* | Верное объяснение значение слова по существу Брусничник - место, заросшее брусникой Объяснение значения слова не по существу | 1 0 |
16*. | Верная запись советов по сбору грибов - по 1 баллу за запись Максимальное количество баллов | 1 5 |
Максимальный балл за выполнение комплексных заданий - 50 баллов (из них - 6 баллов за дополнительные задания)
Оценки за работу учитель может определить исходя из рейтинга набранных баллов по классу или используя критерии перевода в пятибальную отметку: «5» - 50 - 46 баллов, «4» - 45 – 40баллов, «3» - 39– 35 баллов, «2» - менее 35 баллов.
Список использованных источников
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2018
Интернет ресурсы