Комплексные задания по работе с текстом Н. Сладкова
«Нарядная ёлочка» в 3 классе
УМК «Школа России»
Ф.И. _______________ ___________ Дата ________
1. Прочитайте текст Н. Сладкова.Придумайте и запишите заголовок к тексту. _________________________________________
2. Определите тип текста. Подчеркните, что это: описание, рассуждение, повествование. Сколько в тексте частей? Запишите цифрой: ____
3. Определите тему текста: _________________________________________
4. Определите главную мысль текста:___________________________________
________________________________________________________________________
5.Составьте предложения - ответы на вопросы, пользуясь текстом.
Когда появилась ёлочка?_____________________________________________
Какие подарки получала ёдочка в день рождения?__________________
________________________________________________________________________
Какая стояла ёлочка?_______________________________________________
6
. Выберите понятия, относящиеся к ёлочке, отметьте их знаком V:
Ж
ивая природа Неживая природа Кустарники
Деревья Цветковые растения Хвойные растения
7. Укажите количество слогов, букв и звуков в данных словах:
Осенью - __ сл., __ б., __ зв.Красные - __ сл., __ б., __ зв.
8. В 1 и 3 предложениях текста подчеркните главные члены, над каждым из слов в данных предложениях укажите части речи.
9. Установите с помощью стрелок соответствия между названиями деревьев и названиями подарков для ёлочки:
Осина золотые рыбки
Клён китайские фонарики
Ива оранжевые звёзды
10. Восстановите словосочетания из текста, подбирая к главному слову зависимое слово с помощью вопроса:
Роняли ( _____?) _________ ,звёзды ( ________?) ___________ , высунулась ( _______?) ___________ , засыпает ( _____?) _________ .
11. Запишите к словам с выделенными орфограммами проверочные слова: Осенью - ________, травинки - _________, рыбками - ________, из земли - ___________ ,лапки -________ .
12*. Изучите сведения таблицы «Высота и возраст деревьев»
Название деревьев | Высота (м) | Возраст (лет) |
Ель | 40 – 45 | 600 |
Осина | 35 | 100 - 150 |
Клён | 25 | 500 |
Ива | 7 – 10 | 80 - 100 |
Запишите названия деревьев в порядке возрастания их высоты:
__________________________________________________
Запишите названия деревьев в порядке убывания их возраста:
__________________________________________________
13*. Узнайте деревья по рисункам и укажите цифрой 1 - ель, цифрой 2 - осину, цифрой 3 - клён, цифрой 4 - иву.
Методические рекомендации для учителя
Работа может быть проведена по усмотрению учителя не только в урочное время на уроке русского языка, но и на занятиях по внеурочной деятельности интеллектуальной направленности.
Период проведения работы – при организации работы по разделу «Слово в языке и речи» по учебнику русского языка В. Канакиной (1 часть) по материалам упражнения 88 на странице 52 указанного учебника (1 четверть).
Оценочный инструментарий для проверки комплексных заданий
№ | Содержание верного ответа и указанию по оцениванию | Баллы |
1. | Соответствующий выбор заголовка к тексту и безошибочное оформление записи заголовка Соответствующий выбор заголовка к тексту, оформление записи заголовка с ошибками Несоответствующий выбор заголовка к тексту | 2 1 0 |
2. | Верное определение типа текста (повествование) Неверное определение типа текста Верное определение количества абзацев в тексте (3) Неверное определение количества абзацев в тексте Максимальное количество баллов | 1 0 1 0 2 |
3. | Верное определение темы текста (ёлочка осенью) темы текста | 1 0 |
4. | Верное определение главной мысли текста (ёлочка счастлива, что получает подарки от других деревьев осенью) Неверное определение главной мысли текста | 1 0 |
5. | Верная запись ответа на каждый вопрос без ошибок – по 2 балла за каждое предложение Верная запись ответа на вопрос с ошибками при записи Максимальное количество баллов | 2 1 6 |
6. | Вырный выбор понятий, относящихся к ёлочке – по 1 баллу за верный выбор (Живая природа, деревья, хвойные растения) Максимальное количество баллов | 1 3 |
7. | Верное определение по каждому критерию: осенью - 3слога, 6 букв, 6 звуков, красные - 3 слога, 7 букв, 8 звуков. Максимальное количество баллов | 1 6 |
8. | Верно определены главные члены в каждом предложении - по 1 баллу за предложение Безошибочно определены все части речи в предложениях Части речи в предложениях определены с ошибками Максимальное количество баллов | 2 1 0 3 |
9. | Верное установление соответствий – по 1 баллу за соответствие (осина - красные фонарики, клён - оранжевые звёзды, ива - золотые рыбки)) Максимальное количество баллов | 1 3 |
10. | Верный выбор указанных словосочетаний и безошибочная работ с ними по выделению главного слова и постановке вопросов - 1 балла за каждое словосочетание (роняли листву, оранжевые звёзды, высунулась из земли, засыпает ёлочку) Максимальное количество баллов | 1 4 |
11. | Верный подбор подходящих проверочных слов - по 1 баллу за слово Максимальное количество баллов | 1 5 |
12*. | Верная запись названий деревьев в порядке возрастания их высоты: ива, клён, осина, ель Верная запись названий деревьев в порядке убывания их возраста: ель, клён, осина, ива Неверная запись названий деревьев по любому критерию Максимальное количество баллов | 1 1 0 2 |
13*. | Верный выбор изображений деревьев: 1,3,4,2 – по 1 баллу за дерево Максимальное количество баллов | 1 4 |
Максимальный балл за выполнение комплексных заданий - 42 балла (из них - 6 баллов за дополнительные задания)
Оценки за работу учитель может определить исходя из рейтинга набранных баллов по классу или используя критерии перевода в пятибальную отметку: «5» - 42 - 38 баллов, «4» - 37 – 34 баллов, «3» - 33 – 30 баллов, «2» - менее 30 баллов.
Список использованных источников
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2018
Интернет ресурсы
https://uroki.tv/uprazhnenie-88-russkij-yazyk-3-klass-kanakina-goreckij-chast-1/
http://vse-fakty.ru/interesnyye-fakty-o-prirode/103-prodolzhitelnost-zhizni-derevyev-tablitsa
detskie-raskraski.ru