СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ окружающий мир

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ окружающий мир»

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»




Класс: 3 класс.

Предмет: окружающий мир.

Тема: Разнообразие растений.

Основные дидактические цели: изучить классификацию растений, познакомиться с понятием ботаника, познакомиться со стадиями развития растений; познакомиться с видами растений.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знает строение земли; знает определение почвы; знает органы (части) растений; знает стадии развития растений; умеет называть последовательно части растений; знает классификацию растений; знает функции растений; умеет использовать в речи научные понятия; умеет характеризовать группы растений; знает группы растений; знает определение понятия «ботаника».

2. Метапредметные: умеет работать в группе; способен выполнить задания самостоятельно; умеет осуществлять рефлексию деятельности; умеет строить высказывания; владеет логическими действиями (анализ, сравнение, классификация); понимает учебную задачу и стремиться ее выполнить; умеет осуществлять анализ собственной деятельности.

3. Личностные: проявляет интерес к изучаемому материалу; проявляет сознательность к учебной деятельности; проявляет творчество; проявляет эстетические чувства.

Тип урока: комбинированный урок.

Этапы урока, их длительность по времени:

I Организационный этап (1 мин).

II Проверка домашнего задания (2 мин).

III Постановка темы, цели и задач урока (1 мин).

IV Изложение нового материала (3 мин).

V Проверка ране усвоенных знаний (9 мин).

V Первичное закрепление (4 мин).

VI Самостоятельная работа (7 мин).

VII Обобщение, осмысление и систематизация знаний (7 мин).

VIII Рефлексия деятельности (9 мин).

Самым длительным этапом урока по времени является этап открытия новых знаний. А самым коротким этапом на уроке является этап постановки темы, цели и задач урока. Логическая последовательность этапов урока соблюдена (задания, которые разработал и предлагал детям учитель были взаимосвязаны: на основе этих знаний, – дети вспомнили строение растений и их виды, были открыты новые знания, – и определяли, все ли виды растений имеют такое строение). Построение данного урока соответствует его содержанию и поставленной дидактической цели (урок был ориентирован на цели – изучить классификацию растений, познакомиться с понятием «ботаника», познакомиться с видами растений, – прослеживались, и в итоге реализовались).

Учитель обеспечил мотивацию изучения данной темы таким образом: предупредил детей, что они отправятся в неизведанное царство, чтобы узнать, что это за царство и как туда попасть, детям нужно «собрать багаж» полученных знаний. А также разделиться на команды, которые их капитаны и представили. Учитель за правильные ответы раздавал командам баллы, что также повышало мотивацию детей к изучению данной темы.

На уроке были созданы следующие условия для достижения предметных результатов: на этапе проверки домашнего задания учитель провел небольшой опрос, тем самым актуализировал знания детей строении земли, определении почвы, о живых существах, проживающих в почве. На этапе изложения нового материала обучающиеся вспомнили, какие функции выполняют растения («Растения питаются, дышат, размножаются, растут и отмирают»). На этапе проверки ране усвоенных знаний учитель с помощью демонстрационного материала (слайдов) актуализировал знания детей об органах (частях) растений, а также закрепил эти знания с помощью натурального средства обучения (гербария); дети узнали стадии развития растений, просмотрев видеофильм, подготовленный учителем. На этапе самостоятельной работы учитель с помощью демонстрационного материала (слайдов) также помог обучающимся получить знания о классификации растений. На этапе изложения нового материала учитель продемонстрировал словарь и рассказал о понятии «ботаника» («У Владимира Ивановича Даля написано, что ботаника – это наука о растениях…»).

На уроке были созданы следующие условия для достижения метапредметных результатов: на этапе самостоятельной работы учитель организовал работу в группах. На этапе проверки ране усвоенных знаний учитель организовал самостоятельную работу детей, но выборочно: ее выполняли по одному участнику каждой команды. На этапе рефлексии деятельности обучающиеся с помощью алгоритма анализировали собственную деятельность. На этапе самостоятельной работы обучающиеся анализировали различные группы растений, сравнивали и классифицировали их.

На уроке были созданы следующие условия для достижения личностных результатов: учитель с помощью наглядного материала (гербария, видеофильма, слайдов с картинками, таблицы) стимулировал интерес детей к изучаемому. На этапе обобщения, осмысления и систематизации знаний учитель провел небольшой опрос, во время которого дети определяли ложные и истинные суждения и обосновывали свои ответы.

Урок был построен по технологии деятельностного метода обучения. На уроке использовалась информационно-коммуникационная технология обучения: дети работали с различными источниками информации (презентация, таблица, видеофильм). Учитель включал детей в диалоговую форму общения (учитель задавал вопросы: «Почему они тебе знакомы? Где они живут?», «Что же у них вообще ничего нет?», «Они могут на дороге расти?»). Технология контроля и оценки знаний реализовалась (учитель показал алгоритм анализа собственной деятельности: «Я запомнил…Я узнал…Я похвалил бы себя за…Думаю, что растения…»).

Репродуктивная деятельность обучающихся на уроке была реализована в большей степени и преобладала над активной.

Обучающиеся впервые знакомились с таким материалом, как: классификация растений, понятие «ботаника», стадии развития растений.

Обучающиеся закрепляли такие знания, умения и навыки, как: называть последовательно части растений, называть функции растений; умение использовать в речи научные понятия, умение характеризовать группы растений; определение понятия «почва»; главные составляющие почвы; применение почвы; живые организмы, проживающие в почве.

Развивалась аналитико-синтетическая деятельность детей (проводился анализ собственной деятельности на этапе рефлексии деятельности). Развивалась речь, когда дети отвечали на вопросы учителя (диалог), когда выступали собственной речью перед одноклассниками и учителем (монолог). Развивалось внимание детей (установка учителя направляла внимание детей на изучение нового материала или проявление внимание в сложных ситуациях («Вам нужно быть внимательными, ведь баллы просто так здесь не заработаешь», «Посмотрите внимательно на растения культурные»). Развивалась память (дети вспоминали пройденный материал, материал, который изучали дома).

Воспитательное воздействие учителя было направлено на формирование таких нравственных качеств обучающихся, как: самостоятельность и ответственность (дети работали в группах: им нужно было распределить обязанности между собой, индивидуально выполняли задание). Уважение и поддержка (обучающиеся адекватно реагировали на неудачи одноклассников или же свои собственные; аплодировали одноклассникам в случае удачи).

Содержание урока соответствует требованиям программы, так как в содержании материала рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» ОС «Школа России» НОО представлена соответствующая тема.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом прослеживалась (дети вспоминали классификацию растений, чтобы потом суметь охарактеризовать ее; актуализировали знания о частях растений, чтобы во время самостоятельной работы проанализировать, у всех ли растений есть органы).

На уроке не прослеживалась связь изучаемого материала с жизнью: учитель не объяснил детям, когда и в каких случаях обучающимся можно будет использовать полученные знания).

На данном уроке межпредметные связи учитель реализовывал. Обучающиеся читали свои ответы: «Места обитания – сухие. Корень есть, стебель есть, листья есть, цветов нет, плодов нет» (литературное чтение); писали ответы на вопросы во время индивидуального и группового заданий (русский язык), считали, сколько баллов команды в итоге набрали (математика).

Предметные результаты урока были достигнуты, но не в совершенстве: не все обучающиеся продемонстрировали свое умение характеризовать группы растений, классифицировать и анализировать их; не было проведено ни одного задания на первичное закрепление знаний детей о ботанике и о стадиях развития растений.

Активным действующим лицом на уроке был именно учитель (сформулировал тему урока, подавал новые знание, читал вопросы). А деятельность обучающихся на уроке заключалась в кратких (неразвернутых) ответах на вопросы, в выполнении индивидуального и группового задания.

Диалоговые формы общения были ведущими методами обучения на уроке (вся деятельность обучающихся сопровождалась вопросами учителя).

Принцип научности был реализован, потому что на данном уроке вводились такие научные понятия, как «ботаника», «лиственница», «хвоя», «цветковые растения», «низшие растения», «высшие растения»). Принцип доступности был реализован через практическую деятельность детей (дети проанализировали растение по его частям: корень, листья, цветок, семена, стебель; дети классифицировали растения: цветковые, мхи, папоротники, хвойные, водоросли). Принцип наглядности был реализован в процессе демонстрации учителем различных средств наглядности (слайдов, таблиц, гербария, видеофильма). Принцип систематичности был реализован, когда учитель с помощью вопросов напомнил детям прошедший материал и на его основе ознакомил обучающихся с новым). Принцип сознательности реализован не в полной мере (учитель направил размышления детей, спрашивая, «сегодня на уроке я узнал…», «я запомнил…»), ибо дети так и не смогли сами сформировать тему, цели, задачи урока.

На организационном этапе учитель использовал словесный метод обучения – рассказ («А на уроке мы сегодня отправимся в путешествие в одно очень интересное царство. Но как называется это царство я вам не скажу. Для начала мы соберем багаж знаний, который мы получили на прошлом уроке») и беседа («в чем же сила человека?»). На этапе проверки домашнего задания учитель пользовался словесным методом обучения – беседой («Так, на сегодняшнем уроке мы собираем багаж знаний, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Как называлась тема?») и опросом (учитель задал обучающимся 7 вопросов на актуализацию знаний). На этапе изложения нового материала учитель применял такие методы обучения, как словесный метод обучения – рассказ («Еще с древних-древних времен люди собирали растения, изучали их, и находили полезные свойства или вредные свойства растений. При раскопках в Древней Греции были найдены семена растений. Тогда уже ученые научились изучать растения, записывать и описывать, даже составлять списки»), наглядный метод обучения – демонстрация (учитель показал словарь В.И. Даля). На этапе постановки темы, цели и задач урока учитель использовал такие методы обучения, как словесный метод обучения – рассказ («Ребята, в царстве растений есть хозяйка. Она богиня цветов и весны. Это Флора. В своем царстве она знает всех: каждую травинку, каждую былинку. Все в ее подчинении. И сегодня нам надо разобраться в ее подчиненных, ведь все они разные»). На этапе проверка ранее усвоенных знаний учителем были применены такие методы обучения, как игровой метод обучения - упражнение («мы с вами поиграем в игру, которая называется «Деревья, кустарники, травы». Если будут деревья, вы поднимаете руки вверх. Если травы – опускаетесь вниз. Если кусты – руки в стороны»), словесный метод обучения беседа («Если мы говорим хлопчатник, лен – это какие?»), наглядный метод обучения – демонстрация (учитель показал слайды с вопросами и изображениями разных растений). На этапе первичного закрепления учитель пользовался такими методами обучения, как наглядный метод обучения – демонстрация («Перед вами цветковое растение. Рассмотрите хорошо цветковое растение»), словесный метод обучения – беседа («Есть ли у него стебель? Есть ли у него листья? Есть ли у него цветы») и практический метод обучения - практическая работа (с гербарием). На этапе самостоятельной работы учителем применялись такие методы обучения, как практический метод обучения - практическая работа («В задании вам нужно определиться, что есть у этих растений, а чего нет»), словесный метод обучения – беседа («Они могут на дороге расти? Какие они места любят?»), наглядный метод обучения – демонстрация (учитель заполняет таблицу). На этапе обобщения, осмысления и систематизации знаний учителем использовались наглядный метод обучения – демонстрация (показывал слайды), словесный метод обучения – беседа («Это дерево называется лиственница, но оно хвойное. Лиственница – одно из наиболее распространенных пород хвойных деревьев. Хвоя ежегодна опадает на зиму. Почему?») и рассказ («Еще есть сфагнум, что в переводе означает «губка», он хорошо впитывает влагу, как губка. И во время Великой Отечественной войны, когда не было в достатке медикаментов, то использовали мох как перевязочный материал, потому что там есть йод и дезинфицирующее средство, и оно впитывает влагу»). На этапе рефлексии деятельности учитель использовал такие методы, как словесный метод обучения – беседа («Команда «Тюльпаны», сколько баллов вы набрали? Команда «Ромашки»? Команда «Колокольчик»? Команда «Роза»?») и наглядный метод обучения – демонстрация (продемонстрировал лавровую веточку).

На протяжении всего образовательного процесса учитель проводил беседу, опросы, а также рассказывал обучающимся новый материал (вербальное средство обучения - речь учителя). На этапе проверки домашнего задания учителем были применены визуальные средства обучения: жетоны («Эвелина и Саша приносят еще баллы своим командам»), листы с заданиями («Перед вами листок, переверните и откройте его. Работаем в парах»). На этапе изложения нового материала учитель использовал визуальное средство обучения – словарь В.И. Даля («У нас в библиотеке есть такой энциклопедический словарь, и все, что касается биологии, можно прочитать в этой энциклопедии»). На этапе проверка ранее усвоенных знаний учитель пользуется техническими средствами обучения: технические устройства (проектор, интерактивная доска), дидактическое средство обучения – презентация (демонстрирует слайды с вопросами и изображениями разных растений: «Чем отличаются эти растения и как они называются?»), аудиовизуальным средством обучения - учебным видеофильмом («А вот как растет растение и развивается, какая часть растения появляется первая из семени, посмотрите, пожалуйста, на видео»). На этапе первичного закрепления учитель использовал натуральное средство обучения - гербарий («Рассмотрите хорошо цветковое растение»), визуальное средство обучения - таблицу (учитель спрашивал у детей части растений и в таблице ставит магниты в строчку, где названа часть растения). На этапе самостоятельной использовались визуальные средства обучения: листы с заданием (обучающиеся на них писали анализ растений), таблица (учить указывал на таблицу, которой дети пользовались во время самостоятельной работы). На этапе обобщения, осмысления и систематизации знаний использовались такие средства обучения, как технические средства обучения: технические устройства (проектор, интерактивная доска), дидактические средства обучения («А теперь богиня весны и цветов Флора решила вас проверить. Провести испытание. Итак, смотрим»). На этапе рефлексии деятельности использовались визуальные средства обучения: ученический дневник (обучающиеся записывали домашнее задание), лавровая веточка («Похлопайте победителям. Им я сегодня хочу вручить веточку. Это веточка из лаврового дерева»), учебник (учитель сообщал по нему домашнее задание). В процессе урока обучающиеся пользовались чертежно-изобразительными средствами обучения: карандашами, ручками, чтобы записать ответы, заполнять таблицы, делать пометки.

Вышеперечисленные средства обучения выбраны целесообразно, многие цели и планируемые результаты данного урока с их помощью были достигнуты.

Во время актуализации знаний, учитель задавала вопросы из прошлой темы «Что такое почва». Было несколько устных вопросов, затем учитель предложил поработать в парах, для выполнения кроссворда (в нем были вопросы из прошлой темы урока). Количество задаваемых вопросов было достаточно, чтобы дети вспомнили предыдущий материал.

Фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся на данном уроке преобладала, лишь на трех этапах урока были реализованы индивидуальная, групповая и парная формы организации учебной деятельности обучающихся.

Ритм урока был выше среднего (что не совсем соответствует возрастным особенностям детей). Разнообразие видов учебной деятельности было недостаточным, хоть обучающиеся и работали с изображениями, представленными на слайдах, с видеоматериалом, разгадывали кроссворд, заполняли таблицы, проводили анализ, но пассивные (слабые) дети были опрошены только в конце урока. Задания усложнялись по степени усвоения нового материала. Обучающиеся работали в паре, группе, а также некоторые дети выполняли задания индивидуально на этапе первичного закрепления.

Учитель провел дидактическую игру для разрядки эмоциональной сферы урока.

На уроке была проведена психологическая пауза (релаксация) с музыкальным сопровождением.

Место и цель использования наглядного материала: на многих этапах обучения присутствовало такое средство обучения: жетоны, которые учитель выдавал обучающимся в виде вознаграждения за верный ответ (в целях замотивировать детей к изучению нового и в качестве эмоциональной поддержки). Также учитель использовал визуальное средство обучения – словарь В.И. Даля (в целях решения учебной задачи). На протяжении урока учитель демонстрировал детям презентацию и видеофильм (в целях решения учебной задачи, самопроверки). На этапе рефлексии деятельности использовались визуальные средства обучения: лавровая веточка (в целях мотивации). На этапе первичного закрепления учитель использовал натуральное средство обучения: гербарий (для решения учебной задачи).

На уроке были реализованы здоровьесберегающие технологии. Такие, как технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии. На уроке используются динамическая пауза в виде игрового упражнения и психологическая пауза с музыкальным сопровождением. Благодаря этому учителю удалось вернуть уставшим обучающимся работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить их эмоциональный уровень.

Приемы здоровьесбережения обучающихся на уроке были реализованы так: выработка внешней мотивации обучающихся и создание благоприятного фона на уроке (обучающиеся были бодры и активны во время фронтальной работы, ибо учитель раздавал детям баллы за правильные ответы), мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу, были созданы ситуации успеха (аплодисменты), снятие напряжения с тела (игровое упражнение, релаксация), учитель хвалил и поддерживал детей, организовал работу в парах и группах (стимулирует необходимое достижение результата, так как между парами возникает соперничество).

Освещение в кабинете было ярким (естественный свет), но в то же время мягким и максимально комфортным для глаз.

Постановка домашнего задания была проведена, инструктаж был доступен и понятен детям. Учитель дал задание на выбор: написать сообщение, если обучающегося заинтересовала изученная тема. Объем заданий был достаточен.

Урок построен по технологии деятельностного метода обучения, который соответствует требованиям ФГОС НОО, так как в основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, а в группе планируемых результатов образования в начальной школе заложена целый комплекс УУД. Структурно, организационно, технологически организовывать взаимодействие с различными ресурсами соответствует требованиям ФГОС НОО для реализации всех перечисленных ранее планируемых результатов.

более существенные недостатки урока:

1. Содержание некоторых этапов урока было неполным (этап постановки темы, цели и задач урока был не реализован: учитель сообщил только тему урока, не дав детям самим подойти к пониманию того, какие задачи, цели им предстоит решить на данном уроке); на этапе первичного закрепления дети выполнили только одно задание (на закрепление частей растений), хотя цель и задачи урока требуют закрепления информации в полном объеме.

2. Учитель не усилил связь обучения нового материала с жизнью, не проработал вопросы для рефлексии (например, «Где мне понадобятся полученные знания?», «Когда я смогу их использовать?»).

3. На уроке преобладала фронтальная форма организации учебной деятельности

обучающихся.

4. Учитель часто формулировал хоровые вопросы.

5. Рефлексия к деятельности была недостаточной (учитель не выставил оценки группам).

6. Учитель неоднократно повторял одни и те же фразы.

7. Посадка детей на уроке была неудачной.

8. Учитель невнимательно относился к работе слабых обучающихся.

9. Учитель не задавал проблемных вопросов (только точные, требующие односложных ответов). А также в уроке не было отчетливо прослежено проблемных ситуаций.

10. Учитель проявил некомпетентность в ответе «Что же давайте им поверим» (так как все изучаемые знания должны быть исследованы и доказаны обучающимися).

Предложения, направленные на повышение эффективности урока математики:

1. Отказаться от хоровых форм вопросов.

2. Совершенствовать речь.

3. Учителю для мотивации следовало рассказать, что в будущем детям понадобятся полученные на уроке знания не только в учебной деятельности, но и в жизни.

4. Разрабатывать урок более кропотливо, разнообразить формы деятельности обучающихся.

5. Более внимательно относиться к работе каждого обучающегося.

6. Давать проявлять обучающимся больше самостоятельности на уроках.

7. Формулировать подводящие (проблемные) вопросы.

8. Создавать учителю проблемные ситуации, которые обучающиеся смогли бы решить в самостоятельной деятельности.