Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [З], [С], [Ц]
«Заборчик – Трубочка» - губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
«Лопаточка» - высунуть широкий кончик языка между зубами, произнося слоги: «пя-пя-пя». После произнесения последнего слога оставить рот открытым, зафиксировав широкий язык на нижней губе. Удерживать язык в таком состоянии под счёт до 5-7. Следить за тем, чтобы язык оставался широким, спокойно лежал на нижней губе. Повторить 5-6 раз.
«Чистим нижние зубки" - широко улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны. Внимание! Нижняя челюсть неподвижна, язык находится у дёсен.
«Качели» - рот открыт. Губы слегка в улыбке. Напряжённым языком дотронуться до оснований верхних зубов, затем до оснований нижних зубов. Медленно, стараться надавить на зубы в момент прикосновения. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, рот не закрывался, работал только язык. Так поочерёдно менять положение языка 6 раз. Повторить 5 раз.
«Покусаем язычок» - улыбнуться, открыть рот и покусывать кончик языка. Медленно продвигать язык вперёд, покусывая его. Во время упражнения произносить «та-та-та». Не подворачивать нижнюю губу внутрь, за нижние зубы. Язык широкий, губы в улыбке. Повторять 5 раз под счёт до 5-6.
«Чиним мостик» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы и произносит Т- Т – Т – Т – Т.
«Тише» - улыбнуться и приоткрыть рот. Прижать широкий кончик языка к внутренней стороне верхних резцов и протяжно произнести звук [Т]. Получится т-сссс. Произносить этот звук прерывисто, с паузами. При этом сильная струя выдыхаемого воздуха должна ударять в поднесенный ко рту указательный палец.
Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Ш], [Ж]
«Заборчик – Трубочка» - губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
«Толстячки-Худышки» - ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 сек. Губы сомкнуты!
«Бульдог» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 3-5 сек.
«Лопаточка» - высунуть широкий кончик языка между зубами, произнося слоги: «пя-пя-пя». После произнесения последнего слога оставить рот открытым, зафиксировав широкий язык на нижней губе. Удерживать язык в таком состоянии под счёт до 5-7. Следить за тем, чтобы язык оставался широким, спокойно лежал на нижней губе. Повторить 5-6 раз.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, сделать «лопаточку». Затем загнуть вверх края
«Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
«Стук» - Открыть рот, округлить губы и, не закрывая рта, в медленном темпе 4-5 раз с придыханием произнести звук [Т], ударяя кончиком языка по основаниям верхних резцов. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю, уже не ударять по альвеолам, а только поднимать к ним кончик языка. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Получится звук, напоминающий т-шшшш – барабан лопнул. Произносить этот звук прерывисто, с паузами, отделяя звук [Ш] от предыдущего [Т].
Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Л], [Л’]
«Заборчик – Трубочка»- губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
«Чистим верхние зубки» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны. Важно: 1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить за тем, чтобы он находился у десен.
«Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать 8 раз. Двигается только язык – нижняя челюсть неподвижна! Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому!
«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится бл-бл-бл. Важно! Кончик языка загибается кверху.
«Качели» - рот открыт. Губы слегка в улыбке. Напряжённым языком дотронуться до оснований верхних зубов, затем до оснований нижних зубов. Медленно, стараться надавить на зубы в момент прикосновения. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, рот не закрывался, работал только язык. Так поочерёдно менять положение языка 6 раз. Повторить 5 раз.
«Песенка» - улыбнуться и приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, покусывая его зубами, произносить ла-ла-ла. Следить за тем, чтобы кончик языка неподвижно лежал на верхней губе и не прятался в рот.
«Поймаем мышку» - губы в улыбке, приоткрыть рот, произносить а-а-а-л и прикусить широкий кончик языка.
Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Р], [Р’].
«Заборчик – Трубочка» - губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, сделать «лопаточку». Затем загнуть вверх края широкого языка и установить язык в форме «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счёт до 5-7.
«Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
«Барабан» - губы в широкой улыбке, сделать «Чашечку», занести «чашечку» в рот и кончиком языка отчётливо барабанить по бугоркам за верхними зубами. Должен получиться звук, напоминающий английский звук [D]. Внимание! Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна. Работает только язык.
«Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. Важно! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
«Грибочек» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 сек. Важно! 1. Следить за тем, чтобы подбородок опускался вниз, не отклоняясь влево или вправо. 2. Рот открывать на такую ширину, чтобы ребенок чувствовал напряжение уздечки. 3. Выполнение упражнения без усилий со стороны ребенка не имеет смысла.
«Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот. При этом подъязычная связка растягивается. Постепенно надо раскрывать рот все шире и шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.