СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОМПЛЕКТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для ОУ СПО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для ОУ СПО»

ПРИЛОЖЕНИЕ











Комплект фондов оценочных средств


по учебной дисциплине


ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык



профессиональной образовательной программы


по специальности СПО:


23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

















  1. Область применения

Комплект фондов оценочных средств (ФОС) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Объем часов на аудиторную нагрузку по УД 78 часов, на самостоятельную работу 40 часов.

  1. Формы контроля и оценки результатов освоения УД

В соответствии с учебным планом специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта рабочей программой дисциплины Русский язык предусматривается текущий и промежуточный контроль результатов освоения.

Формы текущего контроля

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении курса обучения.

Текущий контроль результатов освоения УД в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом происходит при использовании следующих обязательных форм контроля:

- проверка выполнения практических работ,

- проверка выполнения самостоятельной работы студентов,

- проверка выполнения контрольных работ,

Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, тестирование по темам отдельных занятий, интерактивные формы (групповая работа, игры, конкурсы и др.)

Форма промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по УД Русский язык – экзамен, спецификация которого содержится в данном комплекте ФОС.





  1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки

Введение

Извлекать из разных источников и преобразовывать инфор­мацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка
и культуры;

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,
культуры и истории народа — носителя языка; анализировать
пословицы и поговорки о русском языке;

• составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)
в устной или письменной форме;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• определять тему, основную мысль текстов о роли русского
языка в жизни общества;

• вычитывать разные виды информации; проводить языковой
разбор текстов; извлекать информацию из разных источников
(таблиц, схем);

• преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли
русского языка в жизни человека

Срезовая работа.

Устный опрос, анализ текстов, доклады.

Самостоятельная работа

Язык и речь. Функциональные стили речи

Выразительно читать текст, определять тему, функциональ­ный тип речи, формулировать основную мысль художествен­ных текстов;

• вычитывать разные виды информации;

• характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

• выполнять лингвостилистический анализ текста; определять
авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения
по проблеме текста;

• характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,
указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

• составлять связное высказывание (сочинение) в устной и
письменной форме на основе проанализированных текстов;
определять эмоциональный настрой текста;

• анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы­
разительности, уместности употребления языковых средств;

• подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художе­ственных произведений;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия
их коммуникативным задачам и нормам современного русско­
го литературного языка;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин­
формационными сообщениями, докладами на учебно-научную
тему;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым
этикетом отдельных народов России и мира;

• различать тексты разных функциональных стилей (экстра­
лингвистические особенности, лингвистические особенности
на уровне употребления лексических средств, типичных син­таксических конструкций);

• анализировать тексты разных жанров научного (учебно-
научного), публицистического, официально-делового стилей,
разговорной речи;

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей,
жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,
репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,
беседа, спор);

• подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;
осуществлять информационную переработку текста, создавать
вторичный текст, используя разные виды переработки текста
(план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Устный опрос, доклады, рефераты, практические задания, анализ текста, сочинение

Контрольная работа №1

Лексикология и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического
значения слова; опознавать основные выразительные средства
лексики и фразеологии в публицистической и художественной
речи и оценивать их;

• объяснять особенности употребления лексических средств в
текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать
необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и
справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности;

• познавать основные виды тропов, построенных на переносном
значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Устный опрос, практические задания, тест.

Контрольная работа №2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин­
формацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в
различных видах деятельности;

• строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил,
по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т.д.;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических сло­варей и справочников; опознавать основные выразительные
средства фонетики (звукопись)

Устный опрос, практические задания, тест.

Контрольная работа №2

Морфология и орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

• проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы;

• определять круг орфографических и пунктуационных правил,
по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­
знаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по
теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую
тему в устной или письменной форме; анализировать текст с
целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфо­грамм, пунктограмм;

Устный опрос, доклады, рефераты, практические задания, анализ текста.

Контрольная работа №3

Морфемика, словообразование, орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста;

• проводить морфемный, словообразовательный, этимологиче­ский, орфографический анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообра­зовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную
связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразова­ния в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, слово­
образовательных и этимологических словарей и справочников,
в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения право­
писания и лексического значения слова

Устный опрос , практические задания, тестирование

Контрольная работа №4

Синтаксис и пунктуация

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический,
лексический, морфемный, словообразовательный, этимологи­ческий, морфологический, синтаксический, орфографический,
пунктуационный);

• комментировать ответы товарищей;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы; определять круг орфографических и пунк­туационных правил, по которым следует ориентироваться в
конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения
изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

• составлять синтаксические конструкции (словосочетания,
предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,
соблюдая основные синтаксические нормы;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­
знаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по
теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• определять роль синтаксических конструкций в текстообразо­вании; находить в тексте стилистические фигуры;

• составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистиче­скую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных
словарей и справочников по правописанию; использовать эту
информацию в процессе письма;

• производить синонимическую замену синтаксических кон­струкций;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую
тему в устной или письменной форме;

• пунктуационно оформлять предложения с разными смысловы­ми отрезками; определять роль знаков препинания в простых
и сложных предложениях;

• составлять схемы предложений, конструировать предложения
по схемам

Устный опрос, практические задания, тест.

Контрольная работа №5





4.Текущий контроль и оценка результатов обучения УД.



4.1. Спецификация письменной контрольной работы №1 по УД.

Назначение письменной контрольной работы – оценить уровень подготовки студентов по УД по разделу «Функциональные стили языка» с целью текущей проверки знаний и умений. Содержание письменной контрольной работы определяется в соответствии с рабочей программой УД и содержанием темы «Функциональные стили языка».

Письменная контрольная работа по теме «Функциональные стили языка» включает 2 варианта заданий, каждый из которых содержит 7 текстов, необходимо определить их стиль.

На выполнение письменной контрольной работы отводится 40 минут.

Функциональные стили речи

1 вариант

Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

ТЕКСТ 1.

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

ТЕКСТ 2.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

ТЕКСТ 3.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

ТЕКСТ 4.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

ТЕКСТ 5.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

ТЕКСТ 6.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

ТЕКСТ 7.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

Функциональные стили речи

2 вариант

Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.


ТЕКСТ 1.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

ТЕКСТ 2.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел...

ТЕКСТ 3.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

ТЕКСТ 4.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

Г. Науменко.

ТЕКСТ 5.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

ТЕКСТ 6.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Д. С. Лихачев.

ТЕКСТ 7.

Расписка

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

15.04.2003. Е. Петрова

ОТВЕТЫ к контрольной работе №1

1 вариант стили речи и текст 2 вариант

ТЕКСТ 1–3 ТЕКСТ 8–3

ТЕКСТ 2–5 ТЕКСТ 9–3

ТЕКСТ 3–4 ТЕКСТ 10-4

ТЕКСТ 4–5 ТЕКСТ 11-2

ТЕКСТ 5–2 ТЕКСТ 12-5

ТЕКСТ 6–3 ТЕКСТ 13-3

ТЕКСТ 7–2 ТЕКСТ 14-4

Условия выполнения заданий:

1) указать цифрами номер стиля,

2) выписать из текстов отличительные признаки стилей.

Критерии оценки:

«5» - указаны стили, названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры(допускается 1 ошибка).

«4» - указаны стили (1 ошибка), названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (2 ошибки).

«3» - указаны стили (2 ошибки), названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (4 ошибки).

«2» - допущено более ошибок.


4.2. Спецификация письменной контрольной работы №2 по УД.

Назначение письменной контрольной работы – оценить уровень подготовки студентов по УД по разделу «Лексика и фразеология» с целью текущей проверки знаний и умений. Содержание письменной контрольной работы определяется в соответствии с рабочей программой УД и содержанием темы «Лексика и фразеология».

Письменная контрольная работа по теме«Лексика и фразеология». включает 2 варианта заданий, каждый из которых содержит 9 заданий. Часть заданий предлагается в тестовой форме, часть носит творческий характер.

Варианты письменной контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах письменной проверочной работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания темы.

На выполнение письменной контрольной работы отводится 60 минут



Контрольная работа №2 по теме «Лексика. Фразеология»

Вариант 1

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

5) Фолиант – толстая книга большого формата.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Ажиотаж

А. Высшая степень воодушевления, восторга

2) Амбиция

Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

3) Апология

В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

4) Пиетет

Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.

5) Экзальтация

Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

6) Эпатаж

Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

7) Экстаз

Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто приводит себя намеренно, выставляя свои чувства

8) Эйфория

З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил



4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

2) Чтобы предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых людей.

4) За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Бродяжий



Бродячий

А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

Орудие

Оружие

А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

Б. Всякое средство, технически пригодное для нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.



6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Вдовый сын – вдовий сын

2) Виноватое лицо – виновное лицо

3) Соседняя квартира – соседская квартира

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего вуза.

4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Он любого способен провести вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.


9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Удачный состав исполнителей.

2) Повлияли многие факты.

3) Плохо основанные выводы
4) Запах болотистых цветов.

5) Ни на чем не основанные обвинения

6) Рубашка болотистого цвета.

7) Отборная комиссия Евровидения


Вариант 2

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

2) Филателия – коллекционирование открыток.

3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Альтернатива

А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

2) Дилемма

Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.

3) Инцидент

В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.

4) Прецедент

Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.

5) Рецидив

Д. Происшествие, недоразумение, столкновение.

6) Кодекс

Е. Мировоззрение, принципы

7) Кредо

Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие

8) Менталитет

З. Свод законов; совокупность правил.



4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) Армада французов отступала по старой Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам.

2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой дачи. 4) Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.

5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Гордость


Гордыня

А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.

Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

Признание


Признательность

А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.


6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

2) Опасный человек – опасливый человек

3) Враждебные действия – вражеские действия


7. Исправьте возможные ошибки.

1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

2) По окончательному завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.


8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.

5) Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.


9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Получить земляной надел

2) Заглавная страница книги.

3) Жильцы города
4) Ее двухгодовый малыш

5) Благодарная телеграмма

6) Игривые вина

7) Повеяло домовым теплом


Ответы на тест по теме «Лексика. Фразеология»



№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1.

атташе, остальные связаны с судом, судопроизводством

турне, остальные связаны с деятельностью властей

2.

Монография- это научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких соавторов; дано определение слова «хрестоматия»

Филателия – это коллекционирование марок, конвертов, почтовых отправлений.

3.

1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж, 6З, 7А, 8Д.

1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В, 6З, 7Е, 8Ж

4.

1) Отвечает за реквизит и костюм.

2) Нужно установить тотальный контроль.

3) Расположилась большая компания молодых людей.

4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять минут

5) Стоят в подвенечном наряде.

1) Армия (отряды, войска) французов.

2) В команде есть как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

3) За аферу с покупкой дачи.

4) Волки бежали за ним стаей.

5) Лежал не смыкая глаз.

5.

Бродяжий – Б.

Бродячий – А.

Орудие – А.

Оружие – Б.

Гордость – А.

Гордыня – Б.

Признание – А.
Признательность - Б.

6.

1) Овдовевший, потерявший жену сын. – Сын вдовы.

2) Изображение вины мимикой. - Человек, виновный в каком-либо проступке.

3) Находящаяся справа или слева квартира. – Квартира соседей.


1) Пристройка, выполненная хозяевами – Пристройка для хозяйственных нужд (сарай).

2) Человек, опасный для общества, преступник. – Осторожный человек.

3) Действия, прерывающие ход какой-либо работы, создающие помеху. – Действия врагов.

7.

1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза.

4) По взглядам Печорин похож на многих людей своего поколения.

1) Качество построенных фирмой квартир оставляет желать лучшего.

2) По завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

3) Институт в Пущине создавался как форпост отечественной биологии.

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм.

8.

1) Обвести вокруг пальца.

2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

3) До отвала накормить, но: танцевать до упаду.

4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

5) Скажет свое слово.


1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не поднимается делать.

3) Кинулась со всех ног.

4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

9.

1) Правильно.

2) Повлияли многие факторы.

3) Плохо обоснованные выводы.

4) Запах болотных цветов.

5) Правильно.

6) Рубашка болотного цвета.

7) Отборочная комиссия Евровидения.

1) Получить земельный надел.

2) Правильно.


3)Жители города.

4) Ее двухгодовалый малыш.

5) Благодарственная телеграмма.

6) Игристые вина.

7) Повеяло домашним теплом.


Условия выполнения заданий:

  1. в тестах найти 1 правильный ответ;

  2. в заданиях творческого характера написать словами верный вариант.

Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более ошибок.

4.3. Спецификация письменной контрольной работы № 3.

Назначение письменной контрольной работы – оценить уровень подготовки студентов по УД по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» с целью текущей проверки знаний и умений. Содержание письменной контрольной работы определяется в соответствии с рабочей программой УД и содержанием темы «Фонетика, орфоэпия, орфография».

Письменная контрольная работа по теме «Фонетика, орфоэпия, орфография включает 2 варианта заданий, каждый из которых содержит 2 блока –А (тест) и Б (практическое задание).

Варианты письменной контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах письменной проверочной работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания темы.

На выполнение письменной контрольной работы отводится 60 минут

Контрольная работа № 3. Вариант 1.

Блок А.

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) видение

Б) шепелявить

В) жить

Г) извержение

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) деревья

Б) поезд

В) подъезд

Г) перебежчик


3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) продолбил

Б) причинил

В) прихожанин

Г) поэтесса


4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) провозгласил

Б) притеснял

В) пробуждал

Г) проглотил


5. В каком слове произносится согласный звук Д?

А) праздный

Б) ирландский

В) движение

Г) бутерброд

 

Блок Б.

  1. Спишите слова, поставьте в них ударение.

 Августовский, каталог, сведущий, пахота, иконопись, филистер, аристократия, христианин, торты, красивее, диспансер, звонят, информировать, форзац, квартал, каучук, приняться, колосс, досыта, триптих, партер, сосредоточение, договорный, щебень, цемент, балованный, откупорить, сироты, изобретение, кремень, кредитор, агент, ходатайствовать, добела, склады, анатом, игрище, хлопоты, кашлянуть, плато, донизу, алфавит, договор, газопровод, досуг, знамение, гастрономия, береста, эпилог, драматургия. 

2. Произведите фонетический разбор слов.

Объясниться, всё.

Вариант 2.

Блок А.

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) джемпер

Б) степь

В) чудеса

Г) цепи


2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) купаешься

Б) явление

В) июньский

Г) живёт


3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) огоньки

Б) ест

В) кочуют

Г) яблоко


4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) конец

Б) термометр

В) дельта

Г) шомпол


5. В каком слове произносится согласный звук Т?

А) отделить

Б) крепостной

В) искрить

Г) отвёл


Блок Б.

1. Спишите слова, поставьте в них ударение.

 Гастрономия, мещанин, ломота, намерение, танцовщица, факсимиле, флюорография, порты, ходатайство, щавель, звонят, премировать, плесневеть, квартал, холодность, стенография, обеспечение, лубочный, туфля, облегчить, медикаменты, осведомить, знахарство, оптовый, мизерный, приговоры, усугублена, пепелище, каллиграфия, зевота, благоволить, ремень, демократия, средство, коклюш, жалюзи, бармен, черпать, добыча, крендели, компас, задолго, статуя, значимость, пиала, приданое, свекла, бюрократия, еретик, грушевый.


2. Произведите фонетический разбор слов: Разъехаться, всегда.



Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более ошибок.


    1. Спецификация письменной контрольной работы № 4.


Назначение письменной контрольной работы – оценить уровень подготовки студентов по разделу «Морфемика, словообразование, орфография»

с целью текущей проверки знаний и умений. Содержание письменной контрольной работы определяется в соответствии с рабочей программой УД и содержанием темы «Морфемика, словообразование, орфография»

Письменная контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография» включает 2 варианта заданий, в каждом 6 заданий. Как тестового, так и практического творческого характера.

Варианты письменной контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах письменной проверочной работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания темы.

На выполнение письменной контрольной работы отводится 60 минут


Контрольная работа № 4

ВАРИАНТ 1

1. Вставьте буквы, объясните их написание.

Брош..ра, ч..родейский, аж..рный, ж..ри, сч..стье, параш..т, деш..вый, заж..гший, пощ..чина, трущ..ба, ч..лн, бесш..вный, ж..лудь, прож..рливый, крыж..венный, ш..рты, угад..вать потребности; допуще..ая нелепость, н.. могу н.. сказать, ..гореть, всё(таки), чьей(либо), томит..ся в (не)воле, часто (не)договаривать, бе..помощный, пр..терпевшие изменения, та..щий снег, решение отмене..о, совреме..ый, та..щий опасность.


  1. В каком варианте верно определение:

Словообразование – раздел науки о языке, в котором…
А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),
Б) изучается звуковая сторона слова,
В) изучаются правила правописания слов,
Г) изучается история слова,
Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:
А) вымести,
Б) подмету,
В) подметенный,
Г) подметавший,
Д) метет.

4. Определите, какой вариант схем соответствует словам:
слушатель, сверхсекретный, приукрасить.
А) ?^^?, ¬?^?, ¬¬?^?;
Б) ?^?, ??^?, ¬?^?;
В) ¬?^?, ?^?, ¬??;
Г) ¬?^^?, ¬??, ¬?^^;
Д) ¬?^?, ¬ ¬?^?, ?^^?.

5. Определите способ образования существительного учительская:
А) суффиксальный; 
Б) переход из одной части речи в другую;
В) сложение основ
Г) приставочно-суффиксальный,
Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?
А) только после основ на мягкий согласный и Ц,
Б) после основ на мягкий согласный и гласные,
В) после основ на мягкий согласный,
Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,
Д) после основ на шипящий и Ц.





ВАРИАНТ 2

1. Вставьте буквы, объясните их написание.

Чу..ствовать прилив сил, искать пр..станища, без..мянная высота, потеря..ый ключ, сверх..нтересное открытие, пр..таиться, отреж..те, из..скания, бе..истемный подбор, маж..рный тон, благосл..вить на подвиг, беспр..мерный восход, трудное ур..внение, иниц..алы, на ц..почки, капюш..н, ш..ковый, ц..ферблат, ц..клический, ож..г руки, приж..г руку, ш..пот, ш..рох, ш..фровка, ц..ганский.

2. Что такое основа?
А) главная значимая часть слова,
Б) значимая часть слова перед корнем,
В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,
Г) значимая часть слова без корня,
Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Укажите слово, образованное по модели «?^^?»:
А) молчание, 
Б) сдержанный,
В) опасно,
Г) городской,
Д) давненько.
4. Укажите способ образования видовой пары глаголов:
прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.
А) суффиксальный,
Б) приставочный,
В) перенос ударения
Г) приставочно-суффиксальный,
Д) безаффиксный.

5. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:
А) суффикс,
Б) два суффикса,
В) приставка и суффикс,
Г) приставка,
Д) соединительной гласной Е.
6. Какое слово образовано путём сложения основ:
А) настенный,
Б) подоконник,
В) пешеходный,
Г) ВУЗ,
Д) кресло-кровать.

Условия выполнения заданий

    1. в тестах найти 1 правильный ответ;

    2. в заданиях творческого характера написать словами верный вариант.


Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более ошибок.


    1. Спецификация письменной контрольной работы № 5.


Назначение письменной контрольной работы – оценить уровень подготовки студентов по разделу «Морфология и орфография»

с целью текущей проверки знаний и умений. Содержание письменной контрольной работы определяется в соответствии с рабочей программой УД и содержанием темы «Морфология и орфография».

Письменная контрольная работа по теме «Морфология и орфография» представляет собой диктант с дополнительным грамматическим заданием.

На выполнение письменной контрольной работы отводится 60 минут


Текст диктанта и грамматическое задание.

Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, своё бесценное богатство: Родину. Её не выбирают по своему вкусу и желанию точно так же, как не выбирают себе мать. Родина, как и родная мать,— это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на непрестанный каждодневный труд и на редкие праздники. И потому-то принимать её надо без ропота и жёлчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и народам, родившимся на иной, возможно, более тёплой и благодатной земле.

Возблагодари же за честь называться её сыном! Раздели с Родиной её судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, цени, не кляни в злую минуту жизни, а делай всё для неё, что в твоих силах сделать хорошего, доброго,— это и будет главным мерилом твоей порядочности и благородства.

Не жди и не требуй награды за верность. Награда тебя непременно найдёт, и это будет спокойное, гордое сознание, что не зря жил, не был лишним, бесполезным для Родины человеком, что исполнил свой главнейший долг гражданина — прожил жизнь честно, по совести, без обмана, так что не жжёт стыд перед детьми и внуками. И они, твоё продолжение на земле, благословят твою память. (По В. Ткаченко).

Дополнительное задание: сделать синтаксический разбор третьего предложения, разобрать как часть речи слова по-сыновнему, доставшаяся, возблагодари (1 вариант); сделать синтаксический разбор восьмого предложения, разобрать как часть речи слова возблагодари, с жизнью (II вариант).

Условия выполнения заданий

    1. Грамотно написать текст;

    2. Выполнить дополнительное задание.



Критерии оценки:

«5» - текст написан без ошибок, допущена 1 ошибка в задании.

«4» - в тексте 1 ошибка, допущены 2 ошибки в задании.

«3» - допущены 3 ошибки.

«2» - допущено более ошибок.


4.6. Спецификация письменной контрольной работы № 6.

Назначение письменной контрольной работы – оценить уровень подготовки студентов по разделу «Синтаксис и пунктуация» с целью текущей проверки знаний и умений. Содержание письменной контрольной работы определяется в соответствии с рабочей программой УД и содержанием темы «Простое и сложное предложение»

Письменная контрольная работа по теме ««Простое и сложное предложение» представляет собой диктант с дополнительным грамматическим заданием.

На выполнение письменной контрольной работы отводится 90 минут.



Контрольная работа №6

Контрольный диктант с заданием.

Необыкновенные дни

Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.

А следующая рана, случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.

Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь в центре болгарской столицы и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране, и она замерла. Он тогда едва держался на ногах, голова кружилась, и холодели пальцы рук - до того утомился он в течение дня, ибо говорил часами на площадях, в казармах и даже с амвона церкви, куда был внесён на руках. Он говорил о России и славянах, будто ему было не меньше тысячи лет.

Задание:

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 вариант – 1 предложение и выписать из него словосочетания, определить их вид и тип подчинительной связи.

2 вариант – 3 предложение.

Условия выполнения заданий:

    1. Правильно написать текст, расставив знаки препинания.

    2. Выполнить дополнительное задание.

Критерии оценки

«5» - в тексте 1 негрубая орфографическая ошибка, без ошибок в задании.

«4» - в тексте 2 орфографические ошибки, в задании 1-2 ошибки.

«3» - в тексте 3-4 орфографические ошибки, в задании 3 ошибки.

«5» - в тексте 5 и более орфографических ошибок, в задании 4 и более ошибок.

  1. Промежуточная аттестация по УД проводится в форме экзамена

(письменно).

Спецификация экзамена по дисциплине Русский язык.

Назначение экзамена – оценить уровень подготовки студентов по
УД Русский язык.

Содержание экзамена определяется в соответствии с ФГОС СПО,

рабочей программой дисциплины Русский язык.



Экзаменационная работа имеет 7 вариантов, каждый из которых состоит из частей А и В.

Часть А включает 21 задание тестового характера, охватывает все изученные разделы программы по УД Русский язык.

Часть В включает текст и 5 заданий к нему, 4 тестового характера, 5 – творческое (мини-сочинение ).

На выполнение экзаменационной работы отводится 180 минут.

Текст одного из 7 вариантов .


ВАРИАНТ 6

Часть А

В каждом задании один правильный ответ.


А1. Однокоренными являются все слова в ряду

1)подстилка, пастилка, расстилка

2) сливать, подливка, заливка

3)разведка, увидеть, неведомый.

А2. Приставочным способом образовано слово

1)диван-кровать 4)разъехаться

2)бездумный 5)кое - как

3)подросток

А3. Слова свежий (ветер) – свежий (хлеб) – это

1)синонимы

2)антонимы

3)разные значения многозначного слова

4)омонимы

А4. Буква – А – пишется

1)к…снуться 4) скл…нился

2)р…сток 5)вым…кнуть

3)препод…вание

А5. Буква – О – пишется

1)груш….вый 4)подж…г траву

2)корч…вка 5)теч..т

3)подж…г сарая

А6. Буква, обозначающая звонкий согласный на письме, пишется

1)матре…ка 4)…гореть

2)ра… смеялся 5) про…ьба

3)…дание

А7. Согласная пишется

1)доблес…ный 4)чудес…ный

2)драм…атический 5)искус…ный

3)ткац…кий

А8. – Ь – пишется

1) в…езд 4)помощ…ник

2)невтерпёж… 5) могуч…

3)в…юга

А9. – И – пишется

1)пр…сытиться властью 4)пр…интересное предложение

2)непр…клонная воля 5)мешоч…к

3)пр…оритетное право

А10. – Ы – пишется

1)ц…нк 4) сверх…нтересный

2)вз…мать 5)под…мать

3)Серёж…н брат

А11. Речевая ошибка допущена в словосочетании

1)доверять тайны своему другу

2)будничная работа

3)проливной дождь

4)более умнее

А12. Речевая ошибка допущена в предложении

1)Размышляя над прочитанным, мною были сделаны следующие

выводы.

2)Я часто задумываюсь о своем будущем.

3)Речь шла о трёхстах пятидесяти рублях, которые он занял вчера

вечером.

А13. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении

1)Чтец декларировал новые стихотворения известного поэта.

2)На планете происходят глобальные изменения климата .

3)Позитивные изменения чувствовались во всём.

4)Пётр дал ему деньги взаймы на длительный срок.

5)Он обладал недюжинными способностями и удивительным даром

ясновидения.

А14. Неправильно поставлено ударение в слове

1)катАлог 4)принялА

2)христианИн 5)положИл

3)раскУпорить

А15. Укажите (цифрами) количество звуков в словах (Цифры записывайте в порядке, в котором написаны слова).

День, полёт, съезд, яростный


А16. Укажите, каким членом предложения является подчёркнутое слово?

Собравшиеся в зале громко разговаривали и смеялись.

А17. Укажите (цифрой) количество грамматических основ в следующем предложении:

И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края.


А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Да, этот путь будет наверное самой короткой.

2)По-видимому, в голове была каша, в которую к тому же впутывался и

зря украденный револьвер.

3)Из приглашенных гостей я, к сожалению, не знал никого.

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Я, может быть, и заслужил это печальное название.

2)Тут на лице моём выразилось, очевидно, полное отчаяние.

3)Я помнится, шёл по коридору долго-долго.

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Люстра с матовыми, как леденцы, подвесками отвечала ему странно

знакомым дрожанием.

2)Как истинный поэт он не терпел фальши в искусстве.

3)Пётр рассматривал это как личное оскорбление.

А21. Чужая речь оформлена неправильно в предложении

1)По словам А.Блока, «не родина оставит человека, а человек родину».

2)Д.Лихачёв писал, что: «я убеждён, например, что настоящая воспитан-

ность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях

со своими родными».

  1. «Я говорил вам, – воскликнул Максим Максимыч, – что завтра будет погода!»

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5.

Малую родину невозможно забыть, она с тобой и в горе, и в радости…

II. Возможно, ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь...

III. (…) вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери,- а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете,- и дом примет тебя.

IV. Как жалею я иногда, что родился в Москве, а не в деревне, не в

отцовском или дедовском доме. Я бы приезжал туда, возвращался бы в тоске или в радости, как птица возвращается в свое гнездо.

И совсем не смешно мне было, когда один мой друг,

рассказывая о войне, о том, как он соскакивал с танка, чтобы бежать в

атаку,- а был он десантником,- и кругом все кричали: "За Родину!", и он вместе со всеми тоже кричал: "За Родину!", а сам видел в эти, может быть, последние свои секунды на земле не Родину вообще, а отцовский дом и сарай, и сеновал в деревне на берегу Белого моря!

В1. Наиболее полно основную мысль текста выражает следующая фраза

1) Возможно, ты уедешь когда-нибудь из отчего дома.

2) Малую родину невозможно забыть, она с тобой и в горе, и в

радости…

3) Как жалею я иногда, что родился в Москве, а не в деревне, не в

отцовском или дедовском доме.

4)Я бы приезжал туда, возвращался бы в тоске или в радости, как

птица возвращается в свое гнездо.

В2. Какое слово можно поставить на месте многоточия в скобках в 3 абзаце?

1)если

2)потому что

3)но

4)или

В3. Какое средство выразительности использовано в 2 предложении 4 абзаца?

1)метафора

2)антитеза

3)сравнение

4)риторический вопрос

В4. Определите стиль приведённого выше текста

1)художественный

2)разговорный

3)публицистический

4)официально – деловой


В5. Напишите небольшое сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Почему малую родину нельзя забыть?»


Ответы 6 варианта

Часть А

вар

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

А

16

А

17

А

18

А

19

А

20

А

21

6

2

5

3

3

3

3

1

3

3

5

4

1

1

1

3

5

5

8

Под-

леж

2

1

3

2

2



Часть В

вар

В

1

В

2

В

3

В

4

6

2

3

3

3



За каждый правильный ответ в части А и части В (1-4 зад.-1 балл

Критерии оценивания сочинения – рассуждения (задание В5).

Критерии оценивания сочинения

Баллы


Наличие обоснованного ответа

на поставленный вопрос


I.1.

Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, приведено 2 и более доказательств, сделан вывод

2

I.2.

Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, приведено 2 и более доказательств, но не сделан вывод

1

I.3.

Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, приведено 1 доказательство, сделан вывод

1

I.4.

Обоснованного ответа не дано

0


Смысловая цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность


II.1

Работа характеризуется смысловой ценностью, речевой связностью и последовательностью изложения

2

II.2

Работа характеризуется смысловой ценностью, речевой связностью и последовательностью изложения, допущена 1 логическая ошибка и/или 1нарушение абзацного членения

1

II.3

Изложение связное, последовательное, но допущено более 1 логической ошибки и/или 2 нарушения абзацного членения текста

0

II.4

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности

0


Грамотность и точность речи


III.1

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

Допущены 2 ошибки

Допущены 3 и более ошибок

2


1

0

III.2

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

Допущены 3ошибки

Допущены 4 ошибки и более

2


1

0

III.3

Грамматических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

Допущены 2 ошибки

Допущены 3 и более ошибок

2


1

0

III.4

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

Допущены 3ошибки

Допущены 4 ошибки и более

2

1

0





Максимальное количество баллов

12


Баллы за задания части А и части В суммируются.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

85 - 100

5

Отлично

61 - 84

4

Хорошо

41 - 60

3

Удовлетворительно

менее 40

2

Неудовлетворительно


Критерии оценки за экзамен:


37-33 баллов – «5»

32 -25 баллов –«4»

24 -18 баллов –«3»

17 баллов и менее –«2»

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ



Основная литература

Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразов.организаций / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М. : Просвещение, 2016.

Дополнительная литература

1.Антонова Е.С., ВоителеваТ.М. Русский язык: учебник для среднего
профессионального образования - 6-е изд., стер. – М:, Академия, 2014.

2.Антонова, Е.С.
   Русский язык и культура речи : учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. - 11-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 320 с. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.:с.314



Электронные издания

1. Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Все правила русского языка: справочник по правописанию[Электронный ресурс] / О.Е. Гайбарян, А.В. Кузнецова. — М. : КНОРУС, 2014. — 344 с. Режим доступа http://www.book.ru/book/915091



2.Новикова Л. И.

Русский язык: пунктуация [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Л. И. Новикова, Н. Ю. Соловьева. – М. : РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2012. - 284 с. - (Профессиональное образование). ЭБС ZNANIUM.СОМ Режим доступа http://znanium.com/bookread2.php?book=415396

Словари

    1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. –М.: Русский язык, 1986.

    2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М.: Русский язык, 1994.

    3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинд, 1998.

    4. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: более 2000 антоним. пар/ под ред. Л.А. Новикова. – М.: Русский язык 1988.

    5. Львов М.Р. Словарь –справочник по методике русского языка. Изд. 2-е, испр. и доп. – М: Рост, Скрин, 1997.

    6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений.- М.: Азъ.1992.

    7. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов - М.: Русский язык, 1982.

    8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1997.

    9. Романова, Н.Н.  Культура речевого общения: этика, прагматика, психология : словарь / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - М. : Флинта: Наука, 2009. - 304 с.

10.Словарь синонимов русского языка. В 2-х т. – Л.: Наука, 1970-1971

Интернет-ресурсы

  1. Сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста) Режим доступа-http://gramma.ru/


  1. Сайт «Справочная служба русского языка») http://www.gramota.ru/spravka


  1. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». - Режим доступа – http://www.krugosvet.ru/



Периодические издания

1. Научно-методический журнал «Мир русского слова» - информационный орган Российского общества преподавателей русского языка и литературы («РОПРЯЛ») – Изд. Некоммерческое партнерство «Общество преподавателей русского языка и литературы»

— Режим доступа - http://mirs.ropryal.ru/

2.Научно-популярный журнал Российской академии наук и Российского фонда культуры «Русская речь» — Режим доступа - http://russkayarech.ru/

27