Комплект игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе
игра –тест “Альпинист”.
(определение степени сплоченности или разобщенности класса)
Н
а доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".
Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.) Что надо сделать, чтобы подняться выше? (ответ – быть дружными)
Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".
Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.
Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.
Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.
"Атомы". Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
"Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
. Игра «Автопортрет»
Каждый участник получает задание нарисовать на небольшом листе свой портрет, но в несколько необычной форме: вместо глаз нарисовать то, на что любит смотреть, вместо рта- что любит есть, вместо ушей - то, что любит слушать, вместо волос - о чем чаще всего думает, вместо носа - то, что любит нюхать. Все портреты приклеиваются на лист ватмана: «Знакомьтесь, это мы!»
Игра «Мы идем в поход» Игрок, сообщив своё имя, называет предмет, начинающийся на первую букву своего имени, который он может взять в поход (для начала мы упрощали задание и называли просто любой предмет, подходящий для похода), Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и т. д. Можно придумывать каждый раз новое место посещения.
Игра «Ты мне нравишься»
Материалы: Клубок цветной шерсти.
Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов:
"Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Игра «Глаза в глаза»
Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы.
Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.
10. "Спутанные цепочки"
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку.
Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Игры, способствующие организованному проведению детского досуга в стенах образовательной организации
«Выше ноги от земли»
Описание
подвижная игра, которая развивает физические способности, скорость, внимание и выносливость.
Правила игры:
С помощью считалки или жребия участники выбирают водящего.
Все остальные ребята разбегаются по площадке.
Их задача — оторвать ноги от земли. Можно залезть куда нибудь, забраться на горку, лестницу или скамейку. Если игрок не дотрагивается до земли, осалить его нельзя.
Задача водящего — поймать участника, который не успел найти «убежище», и передать ему свою роль.
Некоторые правила:
игроки должны находиться на одном месте не более 20–30 секунд;
водящий не может стоять около одного игрока и ждать, пока тот дотронется до земли.
В эту игру лучше всего играть на детской площадке или в лесопарке, где много мест, куда можно присесть, запрыгнуть или повиснуть на руках, подняв ноги.
«Пуговица»
Описание
Участники делятся на команды по з человека. Ведущий объявляет, что сейчас будет конкурс, но не говорит по каким критериям будет оцениваться победитель, потому нужно очень сильно стараться. Включается музыка, участники начинают танцевать (петь, читать стихи и так далее). В конце конкурса, ведущий проходит по командам и считает количество пуговиц на одежде. Та команда, у которой больше всех пуговиц, выигрывает.
Правила игры
1. Участники делятся на команды по 3 человека.
2. Ведущий объявляет начало конкурса, оценочные критерии которого будут объявлены позже
3. Командами выполняется заданные действия (танец, стихотворение, песня и так далее).
4. В конце конкурса ведущий проходит по командам и считает количество пуговиц у участников.
5. Побеждает команда, у которой больше всех пуговиц.
«Болтающийся вагон»
Описание
динамичная игра, которая способствует развитию реакции и координации движений
Правила игры:
Участники делятся на группы по три и более человека — «поезда». Два человека остаются без групп — «болтающиеся вагоны».
«Поезда» начинают бегать по кругу, препятствуя резкими поворотами «болтающимся вагонам» прицепиться к себе.
Цель «вагонов» — прицепиться в хвост «поезда».
После того, как «болтающемуся вагону» удаётся прицепиться к «поезду», первый игрок (голова «поезда») сам становится «болтающимся вагоном».
Игра "Акция освобождения"
Образуют круг из стульев, для того чтобы ограничить перемещение игроков.
Участник со связанными руками и ногами (пленник) сидит в центре круга, образованного из стульев. Рядом с ним находится игрок с завязанными глазами (охранник). Остальные участники игры (освободители) пытаются освободить пленника, то есть пытаются развязать его. Охранник должен помешать. Задевая любого участника, он выводит его из игры, тот должен уйти за круг стульев. Игрок, которому удается освободить пленного и не быть пойманным, сам становится охранником в следующий раз.
Правила игры
Из стульев образуется круг.
В центр круга садятся охранник (со связанными глазами) и пленник (со связанными руками и ногами).
Игроки по очереди должны пытаться развязать пленника, чтобы охранник ничего не заметил.
Если охранник задевает освобождающего, тот уходит за круг стульев (выходит из игры в этом раунде).
Тот, кто смог развязать (освободить) пленника, сам становится охранником.
«Волны по кругу»
Описание
Стулья устанавливаются плотно друг к другу по кругу. Стульев столько, сколько игроков.
Один из игроков (водящий) встает в центр круга. Остальные игроки садятся на стулья, а один из стульев остается свободным. Водящий должен успеть сесть на свободный стул, пока другие передвигаются туда - сюда, мешая ему. Когда водящему удается занять место на стуле, новым водящим становится игрок, который не успел помешать ему.
Водящий может отдавать команды участникам "Вправо" (игроки должны переместиться по часовой стрелке на одно место), "Влево" (игроки должны переместиться против часовой стрелки на одно место) или команда "Хаос". При команде "Хаос" участники должны быстро поменяться местами, ведущий старается сесть на любой свободный стул. Игрок, занявший стул, который до был свободным до команды "Хаос", становится водящим.
Правила игры
1. В помещении устанавливаются стулья по кругу, в количестве равному количеству игроков.
центр
2 Водящий встает в центр круга.
3. Водящий должен сесть на свободный стул, а остальные игроки должны мешать ему, двигаясь влево и вправо, закрывая собой это место.
4. Ведущий может отдавать команды "Направо", "Налево", "Хаос".
5. При команде "Налево" - каждый игрок перемещаются на соседний стул против часовой стрелки.
6. При команде "Направо" - каждый игрок перемещаются на соседний стул по часовой стрелке.
7. При команде "Хаос" - все игроки меняют свое расположение случайным образом.
8. Если водящий занял стул, то игрок не успевший ему помешать, становится новым водящим.
9. При команде "Хаос" водящим становится тот игрок, кто сел на стул, который был до команды свободным.
Примечания
Можно усложнить игру, разверну стулья наружу. При этом водящий бегает снаружи круга и ему запрещается команда "Хаос".
Шапка-невидимка
динамичная игра с мячом. Хорошо развивает реакцию и заставляет игроков немного побегать.
Описание игры
Игроки становятся в круг смотря в затылок друг-другу, а мячик ложиться посередине этого круга.
После этого игроки начинают передавать шапку (игрок у которого шапка передает ее впереди стоящему игроку).
Так передают шапку по кругу, пока кто-то не решит, что его соседу пора стать невидимкой - игрок с шапкой, неожиданно для впереди стоящего, надевает на его голову шапку со словами "Берегись невидимки!". После чего все игроки разбегаются, а невидимка должен добежать до мяча, схватить его и крикнуть "Стой, ни с места!".
После этого все игроки останавливаются, а невидимка старается попасть мячом со своего места по любому игроку.
Если невидимка попал по какому-либо игроку, то он бросает шапку и убегает, а игрок (по которому попал невидимка) сам становится невидимкой (т.е. бежит к мячу, надевает шапку и старается попасть по другому игроку и так далее).
Если же невидимка (уже неважно какой) промахнулся, то игра начинается заново.
Правила игры
Игроки становятся в круг, смотря в затылок друг другу. Мячик ложится посередине сформировавшегося круга.
Игроки начинают передавать шапку (каждый передает ее впереди стоящему соседу).
Если кто-то из игроков решает, что впереди стоящему игроку пора стать невидимкой, то он надевает на него шапку со словами "Берегись венидимки!".
После этого все игроки разбегаются, а невидимка бежит за мячом.
Когда невидимка взял в руки мяч, он кричит: "Стоять, ни с места!" и остальные игроки обязаны остановиться.
Когда все игроки остановились, невидимка должен попасть мячом по кому-нибудь.
Если же невидимка попал, то он снимает шапку и убегает, а новый невидимка бежит за мячом и также старается попасть по кому-нибудь. Так игроки меняются до тех пор, пока кто-нибудь не промахнется.
Если какой-нибудь невидимка промахнулся, то игра начинается заново.
Примечания
Стоя в круге не разрешается оборачиваться назад.
8. «Копия памятника». Игра, развивающая внимательность у детей и помогающая преодолеть стеснительность. Из присутствующих выбирается два игрока. Одного из них (копировальщик) выводят из помещения и завязывают глаза, второй (памятник) в это время должен принять какую-нибудь интересную позу и застыть в ней. Вводят игрока-копировальщика с завязанными глазами. Он должен на ощупь определить позу, в которой застыл игрок-памятник, и принять точно такую же.
9. Удочка
Веселая детская игра со скакалкой на выносливость и координацию движений. В нее можно играть очень большой группой (10-20 человек).
Описание игры
Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает 5 вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
Правила игры
1. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
2. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
3. Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место. Примечания Из дополнительных предметов вам понадобится скакалка (можно также использовать веревочку, на конце которой привязан мешочек с песком). Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер - задевший веревку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели веревочки.
10. «Самый гибкий»
Описание
Ведущий натягивает между двумя столбами или деревьями скакалку (или веревку) на высоте груди игроков. Игроки должны проходить под неё, выгибаясь назад, не задевая веревки. Каждый раз, когда игроки проходят под верёвкой, она опускается ниже на 30 сантиметров. Участник, задевший веревку - выбывает из игры.
Правила игры
1. Веревка или скакалка натягивается между двумя столбами на уровне груди игроков.
2. Игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задев её.
3. Веревка опускается на 30 сантиметров ниже каждый раз, когда участники проходят под ней.
4. Задевший веревку выбывает из игры.
5. Выигрывает тот, кто остался последним.