Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Комплект
контрольно-измерительного материала для проведения
итоговой аттестации по учебной дисциплине
«ЛИТЕРАТУРА»
по специальности
среднего профессионального образования
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
2024 г.
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, рабочей программы по учебной дисциплине «Литература»
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Разработчик: Юрьянова Валентина Вячеславовна, преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрена на ЦК общеобразовательных дисциплин, протокол № __ от _________ 20____ г.
Утверждена заведующей учебной частью «____» __________ 20____ г. И.Т. Буянтуева
1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Пояснительная записка
Общеобразовательная учебная дисциплина «Литература» изучается в ГБПОУ «БРТСиПТ» на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Программа разработана на основе ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования, с учетом примерной программы общеобразовательной дисциплины «Литература», одобренной научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.) и получаемой профессии среднего профессионального образования.
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Срок реализации программы: 1 год.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
3. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Итоговая аттестация учебной дисциплины «Литература» проводится в форме экзамена.
Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМы) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. КИМы разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Литература» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
№ раздела | Коды образовательных результатов (ЛР, МР, ПР, ОК, ПК) | Варианты междисциплинарных заданий |
Раздел № 1. Русская литература I половины XIX века | ОК 2,ПК 2.1,ЛР 01,МР 01, МР 05,ПРб.01,ПРб.06, ПРб.07, ПРб.08, ПРб09, ПРб10 | 1.Изучите биографию и творческий путь А.С.Пушкина. Напишите эссе: «Время Пушкина – эпоха телег и колясок». Как Вы понимаете метафору поэта «телега жизни». 2. Опишите устройство кибитки – транспортного средства Петра Гринева, героя исторического романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Из каких частей состояла кибитка? Каковы особенности ремонта кибитки? 3. Напишите историческую справку: «Русская тройка как средство передвижения (на основе анализа текста поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)». Ответьте на вопрос, что, по мнению писателя, символизирует тройка, несущаяся вдаль? Как Вы понимаете фрагмент поэмы: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Проанализируйте образы крепостных мастеров в поэме. Кто из них наиболее близок по роду занятия к современному мастеру по ремонту и обслуживанию автомобилей? В чем сходства и отличия их деятельности? Каким предстает перед читателем «каретных дел мастер Михей»? 4.Напишите эссе «Жанр путешествия в литературе XIX века» |
Раздел 2. Русская литература II половины XIX века | ОК 2,ПК 2.1,ЛР 01,МР 01, МР 05,ПРб.01,ПРб.06, ПРб.07, ПРб.08, ПРб09, ПРб10 ОК 5,ПК 2.3,ПК 3.2, ЛР 07,МР 08,ПРб.02 | 1. Опишите устройство тарантаса – средства передвижения герое романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проиллюстрируйте описание цитатами из романа. Опишите особенности ремонта тарантаса. Чем тарантас отличается от коляски – средства передвижения Николая Петровича Кирсанова? Напишите эссе: «Описание тарантаса и коляски как художественный метод антитезы образа жизни дворянства и народа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Опишите особенности ремонта коляски. 1. По произведению Л.Н. Толстого «Война и мир» напишите сочинение на тему «Роль транспорта в Отечественной войне 1812 года». 2. В главе «Поездка на долгих» из произведения «Отрочество» Л.Н. Толстого найдите описание транспортного средства. Какие особенности конструкции транспорта обусловливают характер его движения? 3. В рассказе А.П.Чехова «Степь» найдите описания брички. Какие средства художественной выразительности использовал автор? 4. В рассказе А.П.Чехова доктор Старцев ездит на «тройке с бубенцами». Докажите, что этот вид транспорта свидетельствует о деградации героя 5. В произведениях Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины» найдите описания транспортных средств. Какие средства художественной выразительности использовал автор? 6. Проанализируйте языковые особенности стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». В чем отличие железнодорожного транспорта от наземного? |
Раздел № 3 Русская литература начала XX века | ОК 2,ПК 2.1,ЛР 01,МР 01, МР 05,ПРб.01,ПРб.06, ПРб.07, ПРб.08, ПРб09, ПРб10 | 1.Как Вы понимаете фразу педагога из рассказа А.И.Куприна «Механическое правосудие»: «…Человека нет, остается только машина. Одна беспристрастная, непоколебимая, спокойная, справедливая машина». Согласны ли вы с мнением главного героя в начале рассказа? Можно ли заменить труд человеками трудом машины в вашей профессии? 2.Как Вы понимаете фразу А.И.Куприна из рассказа «В трамвае»: «Точно весь город бесконечными лентами развертывается перед глазами. Говор, смех, кашель, топот, звонки, окрики, гудки и беспрерывное, головокружительное движение?» Раскройте тему транспорта и его описания в творчестве писателя. Опишите механизм управления трамваем. 3.Раскройте тему пути (жизненного пути человека) в творчестве А.И.Куприна (повести А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»). 4. Прочитайте и проанализируйте рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». В каких деталях описана пароход «Атлантида»? Кто обслуживает пароход? 5. Напишите эссе: «Автомобиль в творчестве писателей начала XX века». Кто из писателей и поэтов освоил управление автомобилем? 6. Составьте языковой портрет писателя или поэта: подберите словарь литературоведческих терминов по творчеству писателя/поэта, исследуйте специфику языковых средств художественных произведений, постройте семантическое поле слов (или «облако слов», в том числе при использовании специальных сервисов по генерации слов в интернете) того или иного произведения, например, слов «автомобиль», «машина», «автобус» на основе художественных текстов, в которых представлена описание транспортных средств. Напишите эссе: «Автомобиль превратил Россию из «волочащейся сохой по полям» (С.А.Есенин) в «кентавра сказочных времен» (В.Брюсов)» |
Раздел 4. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха | | 1. Сделайте сравнительный анализ стихотворений Н.Кукольника «Попутная песня» (1840) и стихотворения А. Блока «На железной дороге» (1910). Найдите сходство и различие в интерпретации образа дороги и путешествия на разных видах транспорта. 2. Напишите эссе: «Автомобиль в творчестве писателей начала XX века». Кто из писателей и поэтов освоил управление автомобилем? 3. Составьте языковой портрет писателя или поэта: подберите словарь литературоведческих терминов по творчеству писателя/поэта, исследуйте специфику языковых средств художественных произведений, постройте семантическое поле слов (или «облако слов», в том числе при использовании специальных сервисов по генерации слов в интернете) того или иного произведения, например, слов «автомобиль», «машина», «автобус» на основе художественных текстов, в которых представлена описание транспортных средств. Напишите эссе: «Автомобиль превратил Россию из «волочащейся сохой по полям» (С.А.Есенин) в «кентавра сказочных времен» (В.Брюсов)» |
Раздел 5. Русская литература 20-х годов XX века | ОК 10,ПК 2.4,ПК 3.3,ЛР 04,МР 04, ПРб.04 | 1. Напишите сочинение на тему «Роковая роль трамвая в произведениях М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», В.В Набокова «Защита Лужина». 2. Проанализируйте языковые средства стихотворения Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай». 3. Напишите историческую справку: «Автомобиль в начале XX века: устройство, модели, описание в художественной литературе (И.Северянин, Н.Гумилев, С.Есенин и др). 4. Проанализируйте языковые средства стихотворения И.Северянина: Вам, горы юга, вам, горы Крыма, Привет мой северный! В автомобиле — неудержимо, Самоуверенно! Направо море; налево скалы Пустынно-меловы. Везде провалы, везде обвалы Для сердца смелого. Окольчитзмейно дорога глобус, — И нет предельного! От ската к вскату дрожит автобус Весь цвета тельного. Пыль меловая на ярко-красном — Эмблема жалкого... Шоффэр! а ну-ка движеньем страстным В волну качалковую! Опишите устройство автомобиля начала 20 века. Отличается ли оно от устройства автомобиля 21 века? |
Раздел 5. Русская литература 30-х годов XX века | ОК 10,ПК 2.4,ПК 3.3,ЛР 04,МР 04, ПРб.04 | 1. Проанализируйте образ русского человека в поэме А. Твардовского «Василий Тёркин», рассказе М.Шолохова «Судьба человека», романе М.Шолохова «Они сражались за Родину». 2. Напишите эссе «Образы механиков на войне, представленные на страницах произведений литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». 3. Подготовьте сообщение: «Роль механика на войне». 4. Подготовьте стенд или видеоролик: «Механики – Герои Великой Отечественной войны», подберите в качестве языкового иллюстративного материала стихотворения о войне |
Раздел 7. Русская литература 40–90-х годов XX века | ОК 5,ПК 2.3,ПК 3.2, ЛР 07,МР 08,ПРб.02 | 1. Инсценируйте (или экранизируйте) рассказ В. Шукшина «Коленчатый вал» о поломке агромашин. 2. Какая поломка произошла в рассказе В. Шукшина «Классный водитель»? Как бы вы произвели ремонт? 3. В. М. Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». Как Вы понимаете это высказывание? Напишите эссе «Характер русского человека» 4. Подготовьте реферат «Тема транспорта и техники в творчестве поэтов 50-80 годов 20 века» 5. Подготовьте реферат «Тема механики в драматургии 1950—1980-х годов». 6. Раскройте тему душевно-духовного инфантилизма героя драматургии 1950—1980-х годов |
Критерии оценивания заданий
«5» – от 85% до 100%
«4» – от 51% - 84%
«3» – от 30% - 50%
«2» – 29% и менее