СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки результатов освоения общепрофессиональной дисциплины ОП.09 «Психология» по специальности. Контрольно-измерительные материалы позволяют оценивать освоение умений и усвоения знаний по дисциплине.
49
УТВЕРЖДАЮ
_________________
31 августа 2018г.
Комплект контрольно-измерительных материалов
по дисциплине
«Психология»
(наименование дисциплины)
П.00 Профессиональный цикл
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.09 Психология
по специальности:
Базовый уровень подготовки
2018
Одобрено на заседании Педагогического совета протокол № 1 от 30 августа 2018 г.
Председатель:__________________
| Одобрено на заседании ЦК общепрофессиональных дисциплин протокол № 1 от 31 августа 2018 г. Председатель:__________________
|
Контрольно-измерительные материалы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям
Разработчики:
Содержание
I. ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ...4
1.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ………………………....…………..5
1.2. Организация промежуточного контроля по дисциплине …………………..……….……...11
1.3. Освоение общих и профессиональных компетенций ……………………………….……...11
II. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ….……………...12
2.1. Критерии оценок ………………………………………………………………………...……12
2.2. Регистрация результатов освоения учебной дисциплины ……………………...………….12
2.3. Информационное обеспечение для подготовки к промежуточной аттестации ……..……14
III. ПРИЛОЖЕНИЕ: КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………………………………...…………...16
Приложение № 1 (Презентации. Психология. Личность. Интеллектуальная деятельность)……………………………….………………………………………………………16
Приложение № 2 (Психология. Личность)………...…..…..…...………………………………..16
Приложение № 3 (Основы интеллектуальной деятельности. Индивидуально-типологические особенности)………………………………………………………………………………….........20
Приложение № 4 (Промежуточная аттестация: общая и социальная психология)……….......22
Приложение № 5 (Медицинская психология. Психосоматические заболевания)……….........29
Приложение № 6 (Внутренняя картина болезни)...……..............................................................30
Приложение № 7 (Вопросы к дифференцированному зачету)………………………….……....32
Приложение № 8 (Дифференцированный зачет)….……..……………………….……………...34
Приложение № 9 (Темы реферативных сообщений)………………………….…….……...……47
Приложение № 10 (Ситуационные задачи)………….………….…………………….………….48
Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки результатов освоения общепрофессиональной дисциплины ОП.09 «Психология» по специальности. Контрольно-измерительные материалы позволяют оценивать освоение умений и усвоения знаний по дисциплине.
Комплект содержит материалы для проведения промежуточной аттестации, итоговой аттестации.
Контрольно-измерительные материалы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Сформированность общих компетенций может быть подтверждена как изолированно, так и комплексно. В ходе итогового зачета предпочтение отдается комплексной оценке сформированность общих компетенций. Процесс формирования общих компетенций отслеживается в процессе освоения учебной дисциплиной «Психология» и по завершении ее освоения.
В результате аттестации по учебной дисциплине ОП.09 «Психология» осуществляется
комплексная проверка (оценка) умений и знаний, а также динамики формирования общих компетенций.
Освоенные умения | Формы и методы контроля и оценки | Показатели оценки результата |
Анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
| Текущий контроль: оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). | Оценка за выполненные работы |
Устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, процессами. | Текущий контроль: оценка практических занятий, устный опрос. | Оценка за выполненные работы |
Представлять результаты изучения материала в формах конспекта, реферата, рецензии, ситуационных задач, презентаций. | Текущий контроль: оценка работы с текстом учебника, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). | Оценка за выполненные работы |
Освоенные знания
| Формы и методы контроля и оценки | Показатели оценки результата |
Основные этапы и методы психологического исследования; особенности психических явлений, изучаемых психологией.
| Текущий контроль: опрос, беседы, оценки по результатам выполнения практических работ. | Оценка за выполненные работы |
Психические процессы и состояния, обосновывать их значения в профессиональной деятельности.
| Текущий контроль: опрос, решение ситуационных задач, тест, оценка практических работ. | Оценка за выполненные работы |
Требования к личности медицинской сестры; фазы развития профессионала.
| Текущий контроль: наблюдение, опрос, беседа, написание контрольных работ. | Оценка за выполненные работы |
Факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Особенности психологических процессов у здорового и больного человека. | Текущий контроль проводится методами: устный, письменный, тестовый. | Оценка за выполненные работы |
В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:
Объекты оценивания |
Показатели |
Формируемые ОК и ПК | Формы и методы контроля и оценки | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||
Умение 1: определять задачи психологии; применять методы. Знание 1: определение предмета и задач психологии; использование методов психологии. | Применение методов общей психологии, анализ, результаты.
| ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.2, ПК 3.3, ОК 1 - 6. | Тестирование (Приложение №2). Реферат (Приложение №9). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 2: определять уровень развития личности. Знание 2: этапы формирования личности. | Использование таблицы Маслоу, как понимание развитие мотивов личности. | ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.2, ПК 3.3, ОК 1 - 6. | Тестирование (Приложение №2). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 3: определять уровень развития интеллектуальной деятельности. Знание 3: техники и приемы развития интеллектуальной деятельности. | Развитие интеллектуальной деятельности. | ПК 2.1, ПК 2.2, ОК 2 - 5, ОК 8. | Презентация (Приложение № 1). Тестирование (Приложение №2). (Приложение №3). Реферат (Приложение №9). Ситуацион-ные задачи (Приложение №10). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 4: учитывать индивидуально-типологические особенности личности. Знание 4: определение типов темперамента, акцентуаций характера. | Применение методов и методик для определения типов темперамента, характера. | ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1 – 3.3, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 11. | Тестирование (Приложение № 3). | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 5: распознавать эмоциональные состояния. Знание 5: определения видов эмоциональных состояний, функции эмоциональных состояний. | Формирование положительной мотивации на основе эмоционального состояния. | ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 10. | Тестирование (Приложение № 3). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 6: развивать профессиональ-ные качества. Знание 6: выбирать типовые методы, способы выполнения профессиональ- ных задач. | Использовать информацию, необходимую для выполнения возложенных профессиональных задач. | ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.1 -3.3, ОК 1 – 8. | Реферат (Приложение №9). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 7: использовать методы социальной психологии Знание 7: основ социальной психологии, методы. | Применение методов социальной психологии, анализ, результаты.
| ПК 1.1, ПК 2.3, ПК 3.3, ОК 6, ОК 7, ОК 10, ОК 11. | Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 8: раскрывать механизмы становления личности под воздействием социальных факторов. Знание 8: определения «индивид», «человек», «личность», «социальный статус»; виды социализации. | Использовать социальный статус человека для достижения положительных целей. | ПК 2.1, ПК 2.3, ОК 6, ОК 7, ОК 10. | Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 9: взаимодейство-вать с индивидами для достижения общих целей. Знание 9: формирование социальных отношений; определение типов отношений; определение гендерных отношений. | Диагностика гендерного фактора. | ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ОК 6. | Реферат (Приложение №9). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 10: классифициро-вать виды общения по различным основаниям. Знание 10: определения «альтруизм», «агрессия»; средства общения. | Использование вербального и невербального общения для эффективной коммуникации. | ПК 2.1, ПК 3.1 – 3.3, ОК 1, ОК 6, ОК 7, ОК 11. | Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 11: способы избегания конфликтов. Знание 11: источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. | Разрешение конструктивных и деструктивных конфликтов. | ПК 3.1-3.3, ОК 3, ОК 6 | Тестирование: промежуточ-ная аттестация (Приложение №4). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №4,7,8)
|
Умение 12: использовать основы деонтологии в профессиональ-ной деятель-ности. Знание 12: предмет, задачи медицинской психологии. | Диагностика психологических проявлений заболеваний. | ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.3, ОК 1 – 4, ОК 6, ОК 7, ОК 11. | Ситуацион-ные задачи (Приложение №10). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №7,8)
|
Умение 13: формировать моральный облик медицинского персонала. Знание 13: обязанности, ценности, личностные качества медицинского персонала. | Умение вести себя в коллективе, при общении с пациентами и их родственниками.
| ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.1 – 3.3, ОК 1 – 4, ОК 6 – 11. | Презентация. (Приложение №1). Реферат. (Приложение №9). Ситуацион-ные задачи (Приложение №10). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №7,8)
|
Умение 14: определять сенситивную и ителлектуаль-ную части внутренней картины болезни; учитывать возрастные особенности. Знание 14: симптомы болезней, имеющие психогенное происхождение; психогении, соматогении. | Определять типы отношений к болезни (Личко); этапы в переживаниях и отношении человека к своей болезни. | ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 2.2, ОК 4, ОК 11. | Реферат (Приложение №9). Презентация (Приложение №5). Тестирование (Приложение №6). Ситуацион-ные задачи (Приложение №10). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №7,8)
|
Умение 15: определять зоны наиболее эффективного общения; интерпритация мимических конфигураций. Знание 15: функции средств общения. | Использование вербальных и невербальных средств общения в психотерапевтических целях с учетом особенностей пациентов. | ПК 2.1 – 2.3, ПК 3.1 – 3.3, ОК 6. | Ситуацион-ные задачи (Приложение №10). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №7,8)
|
Умение 16: оказывать психологичес-кую помощь людям в кризисном состоянии. Знание 16: стадии кризисных состояний; личностные кризисы; стрессогенные факторы в работе медицинского работника; определения «кризисной личности», «личностная деформация медицинского работника». | Развитие навыков «пополнения банка положительных эмоций» и отвлечения от работы на иные виды деятельности; проработка моти-вации к профес-сии и повышение квалификации; развитие коммуникативных навыков. | ПК 2.3, ОК 2, ОК 6, ОК 8. | Реферат (Приложение №9). Ситуацион-ные задачи (Приложение №10). Устный опрос. | Дифференцированный зачет: тестирование (Приложение №7,8)
|
. Организация промежуточного контроля по дисциплине.
Промежуточный контроль освоения дисциплины осуществляется в форме дифференцированного зачета.
Форма аттестации по учебной дисциплине: дифференцированный зачет.
Контрольно-оценочные средства для текущего контроля.
Формы и методы текущего контроля:
1. тестовые задания;
2. решение ситуационных задач;
3. устный опрос;
4. реферат, презентации.
1.3.Освоение общих и профессиональных компетенций.
Предметом оценки промежуточной аттестации служат умения и знания, предусмотренные ФГОС СПО по дисциплине «Психология», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующие основным видам профессиональной деятельности.
Код компетенции
| Содержание
|
Профессиональные компетенции | |
ПК 1.1 | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. |
ПК 1.2 | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения |
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 3.1 | Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. |
ПК 3.2 | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК 3.3 | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуациях. |
Общие компетенции | |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
II. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Критерии оценок.
Критерии оценки по презентации.
Отметка «отлично» ставится, если презентация полностью соответствует требованиям по оформлению и содержанию, а именно: единый стиль оформления всей презентации; использование не более трех базовых цветов на слайде; даны интересные дискуссионные материалы; грамотно используется научная лексика; графическая информация соответствует заданной теме; презентация не перегружена анимацией; студент ориентируется в докладе и презентации; студент отвечает на все заданные вопросы; презентация состоит из 10-15 слайдов; слайды не перегружены тестом; текст легко читаем; присутствует логический переход в докладе.
Отметка «хорошо» ставится, если в презентации присутствует некоторые недочеты, а именно: студент ориентируется в презентации и докладе, но затрудняется в ответах на вопросы; дизайн презентации соответствует требованиям; шрифт читаем; логическая последовательность текста; присутствует перегруженность текстом на слайде;
Отметка «удовлетворительно», если студент недостаточно раскрыл тему; студент плохо ориентируется в презентации и докладе, не может ответить на поставленные вопросы; случайный дизайн презентации; каждый слайд своего цвета; слайды перегружены анимацией; параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию; графика мало соответствует содержанию.
Отметка «неудовлетворительно», если студент использовал не свою презентацию; студент не ориентируется в презентации и докладе, не может ответить на заданные вопросы; текст презентации перегружен анимацией; каждый слайд имеет свой дизайн; слайды перегружены текстом, который не читаем.
Критерии оценки по рефератам.
Отметка «отлично» ставится, если выполнены требования к реферату: обозначена проблема, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Отметка «хорошо» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы по реферату даны неполные ответы.
Отметка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод.
Отметка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание темы реферата, студент не может ответить на дополнительные вопросы.
Критерии оценки устного ответа.
Отметка «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметка «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
Отметка «удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметка «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Критерии оценки промежуточной и итоговой аттестации.
Отметка «отлично» – студент, глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, в ответе увязывается теория с практикой, он показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает решение задачи.
Отметка «хорошо» – студент, твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач.
Отметка «удовлетворительно» – студент знает только основной материал, но не усвоил его деталей, допускает в ответе неточности, затрудняется в выполнении практических задач.
Отметка «неудовлетворительно» – студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с затруднениями выполняет практические задания.
2.2. Регистрация результатов освоения учебной дисциплины
Итоговая оценка фиксируется преподавателем в соответствующей графе бланка «Ведомость результатов промежуточной аттестации», заверяется подписью преподавателя.
2.3. Информационное обеспечение для подготовки к промежуточной аттестации
Основные источники:
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. Издание 4-е, стереотипное, «Академия», Москва, 2008, 320 с.
Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Издание 5-е, исправленное, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012.
Столяренко Л.Д. Психология для медицинских работников (учебник для студентов средних профессиональных заведений) – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2003. – 448 с.
Чернобай В.А. Социальная психология (учебник для студентов средних профессиональных заведений) – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2004. – 256 с.
Дополнительные источники:
Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб-М. «Университетская книга»: АСТ.1988
Левина И.А., Лебедева И.Б., Кузнецова Т.В. Роль Этического кодекса в работе современных медсестер//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.-392 с., 232 с.
Мушников Д.Л. Культура средних медицинских работников//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.-392 с., 68-71 с.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Психологический практикум. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2016
Интернет-ресурсы:
Министерство здравоохранения и социального развития РФ (www.minzdravsoc.ru)
www.medpsy.ru
www.psychologies.ru
III. ПРИЛОЖЕНИЕ: КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Приложение 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: Общая психология: предмет, задачи и методы. Понятие, структура, развитие личности. Основы интеллектуальной деятельности.
Темы к презентациям:
Методологические принципы современной психологии
Гуманистическая теория личности
Аналитическая теория личности
Теория личности по З. Фрейлу
Основные направления системно-деятельностного подхода
Перцептивные процессы
Креативное мышление
Приложение 2
ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС
Тема: Общая психология: предмет, задачи и методы. Понятие, структура, развитие личности.
Вид задания: письменный опрос, содержащий 20 заданий.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание, ответьте на вопросы, отметьте правильные варианты.
Время выполнения задания – не более 40 минут.
1. Психология – это
2. Психика - это
3. Родоначальник психологии (выбрать нужное):
А. Аристотель
Б. Платон
В. Павлов
Г. Гиппократ
4. Задачи психологии (выбрать нужное):
А. Изучение особенностей психических процессов
Б. Изучение особенностей психических явлений
В. Изучение развития человеческого рода в процессе эволюции животного мира
Г. Анализ проявлений психических процессов и явлений
Д. Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями
Е. Изучение теории и технологии образовательного процесса.
5. Методы психологии (выбрать нужное):
А. Эксперимент
Б. Беседа
В. Наблюдение
Г. Опрос
Д. Тестирование
Е. Все верно
6. Отрасли психологии (выбрать нужное):
А. Возрастная
Б. Орфографическая
В. Юридическая
Г. Социальная
Д. Технологическая
Е. Медицинская
Ж. Педагогическая
З. Анатомическая
И. Все верно
7. Психологический диагноз - это
8. Основные принципы системно-деятельностного подхода в психологии.
9. Основоположники поведенческого подхода в психологии (выбрать нужное):
А. Кречмер
Б. Уотсон
В. Вундтом
Г. Фрейдом
Д. Павлов
10. Безусловные рефлексы – это
11. Условные рефлексы – это
12. Кто разработал концепцию иерархии потребностей (выбрать нужное):
А. Выготский
Б. Эллис
В. Маслоу
Г. Уотсон
Д. Вундт
13. Личность – это
14. Формы направленности личности (выбрать нужное):
А. Стремление
Б. Желание
В. Убеждения
Г. Неврозы
Д. Интересы
Е. Анатомические
Ж. Все верно
15. ______________________________ - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
16. ______________________________ - это система сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир.
17. Определите теорию личности: ________________________________________________
Основоположник данной теории личности – Дж. Келли. Единственное, что хочет знать человек, - это то, что с ним произошло и произойдет. Главный источник развития личности – среда, социальное окружение.
18. Определите теорию личности: ________________________________________________
Основоположник данной теории личности – К. Роджерс. Главный источник развития личности – это врожденные тенденции к самоактуализации.
19. Определите теорию личности: ________________________________________________
Основоположник данной теории личности – К. Юнг. Главный источник развития личности – это врожденные психологические факторы, архетипы.
20. З. Фрейд выделяет три основных блока личности.
Эталоны ответов письменного опроса:
1. Психология – это наука о душе; о закономерностях развития и функционирования психики, область знаний о внутреннем мире человека.
2. Психика - это свойство живой высокоорганизованной материи; субъективное отражение объективного мира.
3. Родоначальник психологии – Б. Платон.
4. Задачи психологии:
А. Изучение особенностей психических процессов
Б. Изучение особенностей психических явлений
Г. Анализ проявлений психических процессов и явлений
5. Методы психологии:
Е. Все верно
6. Отрасли психологии:
А. Возрастная
В. Юридическая
Г. Социальная
Е. Медицинская
Ж. Педагогическая
7. Психологический диагноз - это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности.
8. Основные принципы системно-деятельностного подхода в психологии:
- детерминизм
- активность
- единство сознания и поведения
- системность
- развитие
9. Основоположники поведенческого подхода в психологии:
Б. Уотсон
Д. Павлов
10. Безусловные рефлексы – это врожденные формы поведения. Унаследованные программы рефлекторных дуг.
11. Условные рефлексы – это приобретенные формы поведения. Временные связи, приспособительные реакции организма.
12. Кто разработал концепцию иерархии потребностей:
В. Маслоу
13. Личность – это человек как общественности природное существо, наделенное сознанием.
14. Формы направленности личности:
А. Стремление
Б. Желание
В. Убеждения
Д. Интересы
15. Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
16. Мировоззрение - это система сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир.
17. Определите теорию личности: когнитивная.
Основоположник данной теории личности – Дж. Келли. Единственное, что хочет знать человек, - это то, что с ним произошло и произойдет. Главный источник развития личности – среда, социальное окружение.
18. Определите теорию личности: гуманистическая.
Основоположник данной теории личности – К. Роджерс. Главный источник развития личности – это врожденные тенденции к самоактуализации.
19. Определите теорию личности: аналитическая.
Основоположник данной теории личности – К. Юнг. Главный источник развития личности – это врожденные психологические факторы, архетипы.
20. З. Фрейд выделяет три основных блока личности:
- Ид (оно)
- Эго (Я)
- Суперэго (сверх-я).
Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% - «2».
Приложение 3
тест
Тема: Общая психология: основы интеллектуальной деятельности. Индивидуально-типологические особенности личности.
Вид задания: Тест, содержащий 15 заданий.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание, отметьте правильные варианты.
Время выполнения задания – не более 40 минут.
1.Темперамент - это
а) социальная особенность конкретного человека
б) психологическое самочувствие человека
в) интенсивность внешнего проявления эмоций
2. Темперамент зависит от
а) воспитания
б) уровня образования
в) типа высшей нервной деятельности
3. Изучением темперамента человека занимались все, кроме
а) И.П.Павлов
б) К.Юнг
в) Г.Айзенк
г) И.В.Мичурин
4. Холерик - это человек, у которого
а) нервные процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, малоподвижные
б) нервные процессы сильные, подвижные, неуравновешенные
в) нервные процессы сильные, подвижные, уравновешенные
г) нервные процессы слабые, малоподвижные, неуравновешенные
5. Сангвиник - это человек, у которого
а) нервные процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, малоподвижные
б) нервные процессы сильные, подвижные, неуравновешенные
в) нервные процессы сильные, подвижные, уравновешенные
г) нервные процессы слабые, малоподвижные, неуравновешенные
6. Флегматик - это человек, у которого
а) нервные процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, малоподвижные
б) нервные процессы сильные, подвижные, неуравновешенные
в) нервные процессы сильные, подвижные, уравновешенные
г) нервные процессы слабые, малоподвижные, неуравновешенные
7. Меланхолик - это человек, у которого
а) нервные процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, малоподвижные
б) нервные процессы сильные, подвижные, неуравновешенные
в) нервные процессы сильные, подвижные, уравновешенные
г) нервные процессы слабые, малоподвижные, неуравновешенные
8. Экстраверт - это человек, для которого наибольшее значение имеет
а) внешние события и окружающий мир
б) личные переживания и внутренний мир
9. Интроверт - это человек, для которого наибольшее значение имеет
а) внешние события и окружающий мир
б) личные переживания и внутренний мир
10. Наиболее раннюю классификацию темперамента дал в V веке до н.э.
а) Сократ
б) Платон
в) Гиппократ
11. Характер - это сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, которые определяют его поведение и отношение к окружающей действительности
а) да
б) нет
12. К основным чертам характера личности относятся
а) отношение к другим людям и к обществу в целом
б) отношение к своему общественному долгу
в) отношение к самому себе и проявление волевых качеств
г) всё верно
13. Воля - это целенаправленная и осознанная деятельность человека
а) да
б) нет
14. Врожденными являются свойства
а) темперамента
б) характера
в) самооценки
15. Размещать в одну палату холерика с меланхоликом
а) не рекомендуется
б) рекомендуется
Эталоны ответов теста:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильный ответ | в | в | г | б | в | а | г | а | б | в |
№ задания | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|
|
|
|
|
Правильный ответ | а | г | а | а | б |
|
|
|
|
|
Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% - «2».
Приложение 4
ТЕСТИРОВАНИЕ (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Тема: Общая психология. Социальная психология. Понятие, предмет, задачи и методы. Личность и общество. Гендер. Альтруизм и агрессия. Психология межличностного конфликта.
Вид задания: Тест, содержащий 30 заданий.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание, отметьте правильные варианты.
Время выполнения задания – не более 40 минут.
Вариант №1.
1. Психология- это наука о
а) душе
б) сознании
в) поведении
г) психике
д) всё верно
2. Психология изучает психические
а) процессы
б) состояния
в) свойства
г) всё верно
3. Отрасли психологии (выбрать нужное):
а) возрастная
б) орфографическая
в) юридическая
г) социальная
д) технологическая
е) медицинская
ж) педагогическая
з) анатомическая
и) все верно
4. Память- это
а) психический процесс
б) психическое свойство личности
в) психическое состояние личности
5. Целостный подход к личности изучает психология
а) социальная
б) медицинская
в) гуманистическая
г) биологическая
6. Способности личности - это успешно выполнять определенные виды деятельности
а) не только
б) нет
в) да
7. Основами интеллектуальной деятельности являются способности и научение
а) нет
б) не всегда
в) да
8. Способности проявляются
а) во всех сферах жизнедеятельности
б) в какой-либо конкретной области
9. Ощущение- это отражение в сознании человека
а) свойств явлений непосредственно воздействующих на его органы чувств
б) свойств явлений прошлого опыта
в) всё верно
10. Восприятие- это воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами в настоящем времени
а) да
б) нет
в) не всегда
11. Иллюзии- это
а) нарушение узнавания объекта
б) искаженное восприятие объекта
в) болезненное восприятие без реального объекта
12. Изучением темперамента человека занимались:
а) И.П.Павлов
б) К.Юнг
в) Г.Айзенк
г) И.В.Мичурин
13. Врожденными являются свойства
а) темперамента
б) характера
в) самооценки
14. Различают виды эмоций
а) положительные, отрицательные
б) стенические, астенические
в) нейтральные, ситуационные
г) всё верно
15. Аффект- это
а) длительная и интенсивная эмоция
б) длительное эмоциональное состояние, связанное с самочувствием человека
в) предельно выраженная кратковременная эмоция
16. Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека- это
а) бесконфликтность
б) эмпатия
в) сенситивность
17. Социальная психология изучает
а) познания людьми друг друга
б) взаимоотношения людей
в) взаимовлияние людей
г) всё верно
18. Выделяют следующие стадии социализации личности, кроме
а) акселерации
б) первичная
в) индивидуализации
г) интеграции
д) трудовая и послетрудовая
19. Группа - реальная социальная общность людей
а) нет
б) да
20. Функции группы (выбрать нужное)
а) социализация
б) объективное отражение действительности
в) проявление агрессии
г) закономерность развития личности в процессе обучения
21. К видам общения в группах не относятся
а) «контакт масок» и ролевое
б) деловое и духовное
в) примитивное и ритуальное
г) внимательное и уважительное
22. Агрессия всегда
а) направлена против конкретного человека или объекта
б) цель в причинении вреда, нанесении ущерба
в) применение силы или угроза её применения
г) б+в
д) а+б+в
23. Конфликт- это ситуация столкновения двух и более сторон
а) да
б) нет
24. Для конфликта характерен особый вид взаимодействия
а) ситуационный
б) конфликтный
25. К моделям урегулирования конфликтов не относится
а) эмпатия
б) арбитраж
в) посредничество
26. Основные виды малых групп
а) формальные
б) неформальные
в) естественные
г) все верно
27. Основные виды больших групп
а) формальные
б) этнические
в) естественные
г) все верно
28. Основные средства общения
а) говорение
б) мимика
в) пантомимика
г) жесты
д) все верно
28. Рефлексия - изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека
а) да
б) нет
29. Социальная стереотипизация - классификация и оценка социальных обьектов (событий) на основе выработанных стереотипов.
а) да
б) нет
30. Гендер — это модель женских и мужских ролей, их взаимоотношения в данном обществе
а) да
б) нет
Эталоны ответов итогового теста, вариант № 1
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильный ответ | д | г | а в г е ж | а | в | в | в | б | а | а |
№ задания | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Правильный ответ | б | а б в | а | г | в | б | г | а | б | а |
№ задания | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Правильный ответ | г | д | а | б | а | г | б | д | б | а |
Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% - «2».
Вариант № 2.
1. Различают психические процессы
а) познавательные
б) эмоциональные
в) волевые
г) всё верно
2. Психические состояния - это
а) внимание
б) радость
в) память
3. Речь является
а) психическим состоянием
б) психическим процессом
в) психическим свойством личности
4. Темперамент- это
а) психический процесс
б) психическое свойство личности
в) психическое состояние личности
5. Термин «индивид» подразумевает сущность человека
а) биологическую
б) социальную
в) психологическую
6. Термин «личность» подразумевает сущность человека
а) биологическую
б) социальную
в) психологическую
7. Научение - это психологический процесс, в ходе которого человек приобретает навыки, знания и умения
а) да
б) нет
в) не всегда
8. Отношение человека к себе, к другим людям - это проявления
а) темперамента
б) характера
в) уровня притязаний
г) самооценки
9. Экстерорецептивные ощущение отражают
а) свойства предметов и явлений внешней среды
б) движение нашего тела
в) состояние внутренних органов
10. Память - это психическое закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта
а) да
б) нет
в) не всегда
11. Амнезия- это
а) ошибки памяти
б) отсутствие или выпадение памяти
12. Методы психологии (выбрать нужное):
а) эксперимент
б) беседа
в) догматизм
г) все верно
13. Наиболее раннюю классификацию темперамента дал в V веке до н.э.
а) Сократ
б) Платон
в) Гиппократ
14. Эмоции выражают субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами
а) да
б) нет
15. Страсть- это
а) длительная и интенсивная эмоция
б) длительное эмоциональное состояние, связанное с самочувствием человека
в) предельно выраженная кратковременная эмоция
16. Патология эмоций наблюдается в виде несоответствия переживаний истинному значению окружающих воздействий
а) нет
б) да
17. Я – концепция - это
а) представление индивида о самом себе
б) понимание другими людьми социальной роли индивида
в) самооценка личности
18. Первичная социализация личности - это
а) желание подростка выделить себя, критическое отношение к обществу, выработка устойчивых свойств личности юношеского возраста
б) воспроизводство социального опыта и передача его новым поколениям
в) некритическое освоение социального опыта ребенком
г) весь период зрелости человека, когда социальный опыт воспроизводят через трудовую деятельность
д) желание найти своё место в обществе
19. Вы согласны с афоризмом: «Жизнь человека - сплошное хождение по группам»?
а) да
б) нет
20. К классификации социальных групп не относятся
а) по размеру и организованности
б) по общественному статусу и уровню развития
в) по значимости и непосредственности отношений
г) по наличию заболевания
21. К большим группам не относятся
а) нации
б) политические и общественные организации
в) жители города
22. Причинами агрессии не являются
а) наследственность, алкоголизм
б) семейное положение и образование
в) эмоциональная устойчивость
г) эмоциональная неустойчивость
23. Восприятие - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным
а) да
б) нет
24. Для конструктивного конфликта характерно
а) усилия сторон направлены как на разрушение, так и на созидание
б) цель у участников конфликта общая
в) процедура взаимодействия определена и согласована
г) всё верно
25. Виды памяти
а) механическая
б) логическая
в) долговременная
г) оперативная
д) все верно
26. Интерорецептивные ощущение отражают
а) свойства предметов и явлений внешней среды
б) движение нашего тела
в) состояние внутренних органов
27. Основным фактором успешной социализации личности является удовлетворение потребностей человека
а) да
б) нет
28. Служебные взаимоотношения в малой группе не включают
а) принцип сопереживаний
б) принцип равенства
в) принцип подчинения
г) принцип субординации
29. Агрессия- это патологическая форма межличностного взаимодействия
а) да
б) нет
30. Гендерные отношения означают
а) как общество определяет права и обязанности мужчин и женщин
б) отношения мужчин и женщин друг к другу и их восприятие друг друга
в) только б
г) а и б
Эталоны ответов итогового теста вариант № 2
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильный ответ | г | б | б | б | а | б | а | б | а | а |
№ задания | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Правильный ответ | б | а б | в | а | а | б | а | в | а | г |
№ задания | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Правильный ответ | в | в | а | г | д | в | а | а | а | г |
Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% - «2».
Приложение 5
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Психосоматические заболевания. Личные качества медицинского персонала.
Вид задания: презентация.
Темы к презентациям:
Причины психосоматический заболеваний
Профессиональная деформация
Отношение пациента к болезни
Возрастные особенности воспрития болезни
Эмпатия
Культура общения с пациентом
Стрессогенные факторы в работе медицинского персонала
Этапы психологического консультирования
Приложение 6
ТЕСТ
Тема: Медицинская психология: внутренняя картина болезни.
Вид задания: Тест, содержащий 15 заданий.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание, отметьте правильные варианты.
Время выполнения задания – не более 40 минут.
1. Родоначальником медицинской психологии считается
а) Ч.Дарвин
б) А.Маслоу
в) Э.Кречмер
2. Медицинская психология изучает
а) роль психологических факторов в профилактике, возникновении и течении заболеваний
б) влияние болезней на психику
в) нарушения развития психики
3. Условно выделяют общую и частную медицинскую психологию
а) да
б) нет
4. Частная медицинская психология изучает
а) особенности психологии конкретного больного
б) психические явления у пациентов при подготовке и проведении хирургических операций
в) медико-психологические аспекты трудовой, военной, судебной экспертизы
г) всё верно
5. Внутренняя картина болезни (ВКБ)- это
а) особенности развития конкретного заболевания
б) целостное представление пациента о своем заболевании, психологическая оценка её проявлений
в) взаимоотношения между психическим состоянием человека и его заболевания
6. Методами исследования ВКБ служат все, кроме
а) беседа с больным, интервью
б) изучение наследственности
в) анкеты, тесты, опросники
7. Боль, зуд, головокружение относятся к
а) чувственному уровню ВКБ
б) интеллектуальному уровню ВКБ
в) эмоциональному уровню ВКБ
8. Страх, грусть, тоска относятся к
а) чувственному уровню ВКБ
б) интеллектуальному уровню ВКБ
в) эмоциональному уровню ВКБ
9. Знания пациента о причинах и возможных последствиях своей болезни относятся к
а) чувственному уровню ВКБ
б) интеллектуальному уровню ВКБ
в) эмоциональному уровню ВКБ
10. Отношение пациента к своему заболеванию бывает адекватным и неадекватным
а) да
б) нет
11. К неадекватному отношению пациента к своему заболеванию относятся все, кроме
а) отрицательное
б) пренебрежительное
в) утилитарное (для извлечения пользы)
г) партнерское
12. Знание ВКБ помогает в достижении целей, кроме
а) выработка индивидуального лечения
б) грамотное профессиональное общение с пациентом
в) профилактика заболеваний
г) обеспечение более быстрого выздоровления
13. Психосоматические заболевания (психогении)- это
а) физические нарушения, изначально вызванные психическими причинами
б) заболевания, которые вызвали изменения в психике человека
14. Развитию психосоматических заболеваний способствуют
а) тревоги, страх
б) неуверенность
в) одиночество, горе
г) всё верно
15. ВКБ зависит от
а) темперамента
б) характера
в) интеллекта
г) а+б
д) а+б+в
Эталоны ответов теста:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильный ответ | в | а б в | а | г | б | б | а | в | б | а |
№ задания | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|
|
|
|
|
Правильный ответ | г | в | а | г | д |
|
|
|
|
|
Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% - «2».
Приложение 7
Вопросы для дифференцированного зачета по дисциплине
1. Предмет, задачи и методы психологии.
2. Основные этапы и методы психологического исследования.
3. Отличия предмета психологии от предмета изучения смежных наук.
4. Методологические принципы современной психологии.
5. Поведенческий подход в психологии.
6. Психические процессы и состояния.
7. Различия приобретенного поведения от врожденного.
8. Мотивы и потребности человека.
9. Личность. Понятие, структура, развитие личности.
10. Теория личности.
11. Индивид. Индивидуальность.
12. Основы интеллектуальной деятельности.
13. Подструктура форм отражения.
14. Мышление, интеллект.
15. Перцептивные психические процессы: ощущения, внимания, воображения, памяти, интеллекта,
речи.
16. Нарушения психических процессов.
17. Подструктура биологических свойств. Темперамент.
18. Характер. Акцентуация характера.
19. Психология общения. Понятие. Виды.
20. Вербальные и невербальные средства общения.
21. Эмоциональные процессы и состояния.
22. Функции эмоции.
23. Классификация эмоций. Фундаментальные эмоции.
24. Воля и потребности, этапы волевого акта.
25. Воспитание и самовоспитание.
26. Психология развития профессионала.
27. Введение в социальную психологию. Предмет, задачи.
28. Личность и общество.
29. Факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.
30. Социально-психологические типологии личности.
31. Социальные отношения.
32. Понятие гендер. Гендерные отношения, роли и стереотипы.
33. Социально-психологические теории личности.
34. Альтруизм: помощь другим.
35. Агрессия: причинение вреда другим.
36. Природа межличностного конфликта и пути их разрешения.
37.Ролевая теория Э.Берна.
38. Выбор стратегии поведения в ситуации столкновения различных точек зрения (спора). 39.Конструктивный, деструктивный конфликты.
40. Психология общения в диаде.
41. Внутригрупповое общение.
42. Техника подстройки к позе собеседника, как необходимого условия доверительного общения.
43. Предмет и задачи медицинской психологии.
44. Социопсихосоматика здоровья.
45. Острые и хронические соматические заболевания.
46. ВКБ. Концепция и патогенез психосоматических заболеваний.
47. Типы реагирования на болезнь.
48. Психология кризисных состояний.
49. Условия, приводящие к профессиональной деформации медицинской сестр.
50. Психопрофилактика болезней.
Приложение 8
ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС
Тема: Дифференцировання зачет по дисциплине «Психология».
Вид задания: письменный опрос, содержащий 30 заданий.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание, отметьте правильные варианты.
Время выполнения задания – не более 40 минут.
Вариант 1
1. Психология- это наука о
а) душе
б) сознании
в) поведении
г) психике
д) всё верно
2. Психология изучает психические
а) процессы
б) состояния
в) свойства
г) всё верно
3. Медицинская психология – это
4. Перечислите методы психологии (минимум пять):
5. Общая медицинская психология изучает
а) деонтологию медицинских работников
б) психопрофилактику
в) психологию пациентов при подготовке к хирургическим операциям
6. Родоначальником медицинской психологии считается
а) Ч.Дарвин
б) А.Маслоу
в) Э.Кречмер
7. Ощущение - это отражение в сознании человека
а) свойств явлений непосредственно воздействующих на его органы чувств
б) свойств явлений прошлого опыта
в) всё верно
8. Восприятие - это воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами в настоящем времени
а) да
б) нет
в) не всегда
9. Иллюзии - это
а) нарушение узнавания объекта
б) искаженное восприятие объекта
в) болезненное восприятие без реального объекта
10. Изучением темперамента человека занимались все, кроме
а) И.П.Павлов
б) К.Юнг
в) Г.Айзенк
г) И.В.Мичурин
11. Врожденными являются свойства
а) темперамента
б) характера
в) самооценки
12. Аффект- это
а) длительная и интенсивная эмоция
б) длительное эмоциональное состояние, связанное с самочувствием человека
в) предельно выраженная кратковременная эмоция
13. Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека - это
а) бесконфликтность
б) эмпатия
в) сенситивность
14. Социальная психология изучает
а) познания людьми друг друга
б) взаимоотношения людей
в) взаимовлияние людей
г) всё верно
15. Группа - реальная социальная общность людей
а) нет
б) да
16. Агрессия всегда
а) направлена против конкретного человека или объекта
б) цель в причинении вреда, нанесении ущерба
в) применение силы или угроза её применения
г) б+в
д) а+б+в
17. Конфликт- это ситуация столкновения двух и более сторон
а) да
б) нет
18. К моделям урегулирования конфликтов не относится
а) эмпатия
б) арбитраж
в) посредничество
19. Психосоматика – это наука о
а) влиянии психологических факторов на возникновение соматических заболеваний
б) влиянии соматических заболеваний на психику
в) различных механических воздействий на возникновение соматических заболеваний
20. Перечислите заболевания, которые относятся к большой психосоматике (минимум пять):
21. Медицинская сестра обязана обладать качествами, кроме
а) эмпатия, честность
б) аккуратность, оптимизм
в) наблюдательность, внимательность
г) интеллект, эмоциональная устойчивость
д) высокомерие, насмешливость
22. Профессиональная деформация медицинской сестры - это негативные изменения её характера
а) да
б) нет
23. В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:
а) стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
б) проще относиться к конфликтам на работе;
в) не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
г) поддерживать хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ)
д) всё верно
24. Кто является автором типов медсестер:
а) К. Юнг
б) И. Харди
в) И. Павлов
г) В. Вундт
25. Внутренняя картина болезни – это
а) переживания больного
б) самонаблюдение больного
в) осмотр врачом больного
26. Типичные причины, вызывающие ятрогении
а) механическое воздействие
б) неосторожное вербальное или невербальное воздействие медперсоналом
в) неправильное хранение медицинской документации
г) всё верно
27. Психопрофилактика изучает
а) охрану здоровья будущих поколений
б) болезнетворные причины, влияющие на организм
в) пороки развития у новорожденных
г) всё верно
28. Методы психологической помощи пациентам
а) психологическая коррекция
б) психологический тренинг
в) сестринские манипуляции
г) тестирование
29. Разделяют адекватное и неадекватное отношение к болезни
а) нет
б) да
30. Перечислите средства невербального общения:
Эталоны ответов на письменный опрос, вариант 1.
1. Психология - это наука о
д) всё верно
2. Психология изучает психические:
г) всё верно
3. Медицинская психология – это наука, которая изучает влияние психических факторов на возникновение и течение болезни; психодиагностика и психопрофилактика.
4. Перечислите методы психологии (минимум пять): наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности.
5. Общая медицинская психология изучает
а) деонтологию медицинских работников
б) психопрофилактику
6. Родоначальником медицинской психологии считается
в) Э.Кречмер
7. Ощущение - это отражение в сознании человека
а) свойств явлений непосредственно воздействующих на его органы чувств
8. Восприятие - это воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами в настоящем времени
а) да
9. Иллюзии - это
б) искаженное восприятие объекта
10. Изучением темперамента человека занимались все, кроме
г) И.В.Мичурин
11. Врожденными являются свойства
а) темперамента
12. Аффект- это
в) предельно выраженная кратковременная эмоция
13. Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека - это
б) эмпатия
14. Социальная психология изучает
г) всё верно
15. Группа - реальная социальная общность людей
б) да
16. Агрессия всегда
д) а+б+в
17. Конфликт - это ситуация столкновения двух и более сторон
а) да
18. К моделям урегулирования конфликтов не относится
а) эмпатия
19. Психосоматика – это наука о
а) влиянии психологических факторов на возникновение соматических заболеваний
20. Перечислите заболевания, которые относятся к большой психосоматике (минимум пять):
головная боль, нейродерматит, язвенная болезнь, бронхиальная астма, ИБС.
21. Медицинская сестра обязана обладать качествами, кроме
д) высокомерие, насмешливость
22. Профессиональная деформация медицинской сестры - это негативные изменения её характера
а) да
23. В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:
д) всё верно
24. Кто является автором типов медсестер:
б) И. Харди
25. Внутренняя картина болезни – это
а) переживания больного
б) самонаблюдение больного
26. Типичные причины, вызывающие ятрогении
б) неосторожное вербальное или невербальное воздействие медперсоналом
в) неправильное хранение медицинской документации
27. Психопрофилактика изучает
г) всё верно
28. Методы психологической помощи пациентам
а) психологическая коррекция
б) психологический тренинг
29. Разделяют адекватное и неадекватное отношение к болезни
б) да
30. Перечислите средства невербального общения: мимика, поза, жесты.
Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% - «2».
Вариант 2
1. Темперамент- это
а) психический процесс
б) психическое свойство личности
в) психическое состояние личности
2. Память- это психическое закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта
а) да
б) нет
в) не всегда
3. Амнезия- это
а) ошибки памяти
б) ослабление памяти
в) отсутствие или выпадение памяти
4. Наиболее раннюю классификацию темперамента дал в V веке до н.э.
а) Сократ
б) Платон
в) Гиппократ
5. Психология- это
6. Теорию потребностей человека разработал
а) З.Фрейд
б) А.Адлер
в) А.Маслоу
г) К.Юнг
7. По последствиям различают конфликты конструктивные и деструктивные
а) да
б) нет
8. Внутренняя картина болезни – это
а) особенности развития конкретного заболевания
б) целостное представление пациента о своем заболевании, психологическая оценка её проявлений
в) взаимоотношения между психическим состоянием человека и его заболевания
9. Методами исследования внутренней картины болезни служат все, кроме
а) беседа с больным, интервью
б) изучение наследственности
в) анкеты, тесты, опросники
10. Профессиональная деформация медицинской сестры может вызвать у больного
а) психопатии
б) ятрогении
11. Медицинская деонтология- совокупность норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении им своих профессиональных обязанностей
а) да
б) нет
12. Для профилактики профессиональной деформации медицинской сестры необходимо
а) использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы)
б) овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию)
в) профессиональное развитие и самосовершенствование (курсы повышения квалификации, участие в конференциях)
г) эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность профессиональной деформации значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным)
д) всё верно
13.Эмпатия–это
14. К неадекватному отношению пациента к своему заболеванию относятся все, кроме
а) отрицательное
б) пренебрежительное
в) утилитарное (для извлечения пользы)
г) партнерское
15. Перечислите заболевания, которые относят к малой психосоматике:
16. Частная медицинская психология изучает:
а) психосоматические взаимоотношения
б) психологию пациентов при подготовке к хирургическим операциям
в) психологические аспекты трудовой и судебной медицины
г) всё верно
17. Депрессия- это
а) положительные эмоции на вредное для человека воздействие
б) повышенное настроение с повышенной активностью, стремление во всё вмешиваться
в) длительное подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого, настоящего, будущего
г) болезненное безразличие к событиям внешнего мира и к своему состоянию
18. Внутренняя картина болезни зависит от
а) темперамента
б) характера
в) интеллекта
г) а+б
д) а+б+в
19. Страх, грусть, тоска относятся к следующему уровню внутренней картины болезни:
а) чувственному
б) интеллектуальному
в) эмоциональному
20. Медицинская сестра обязана обладать качествами, кроме
а) эмпатия, честность
б) аккуратность, оптимизм
в) наблюдательность, внимательность
г) интеллект, эмоциональная устойчивость
д) высокомерие, насмешливость
21. Альтруизм- это
а) готовность действовать на пользу другим для достижения общей цели
б) готовность действовать на пользу другим для мира во всем мире
в) готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами
22. Что не является методом медицинской психологии:
а) беседа
б) фитотерапия
в) наблюдение
23. Перечислите характерные черты эмоционального стресса
24. Вербальные средства общения:
а) речь
б) пантомимика
в) письмо
г) поза
25. Госпитализм возникает у
а) детей с задержкой психического развития
б) больных без навыков жизни вне больницы
в) социально благополучных людей
26. Отличается личностный кризис от возрастного
а) нет
б) да
27. Восприятие – это
а) условия успешного осуществления деятельности
б) объективное отражение действительности
в) чувственное познание мира
28. Профессиональная деформация проявляется
а) в личной жизни
б) в профессиональной реализации
в) а+б
29. Эмоциональное выгорание – это
30. Психопрофилактика – это
а) система мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека
б) система мероприятий, направленных на изучение возможностей предупреждения психосоматических болезней
в) система мероприятий, направленных на изучение наследственности человека
г) всё верно
Эталоны ответов на письменный опрос, вариант 2.
1. Темперамент- это
б) психическое свойство личности
2. Память - это психическое закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта
а) да
3. Амнезия- это
в) отсутствие или выпадение памяти
4. Наиболее раннюю классификацию темперамента дал в V веке до н.э.
в) Гиппократ
5. Психология – это наука о душе.
6. Теорию потребностей человека разработал
в) А.Маслоу
7. По последствиям различают конфликты конструктивные и деструктивные
а) да
8. Внутренняя картина болезни – это
б) целостное представление пациента о своем заболевании, психологическая оценка её проявлений
9. Методами исследования внутренней картины болезни служат все, кроме
б) изучение наследственности
10. Профессиональная деформация медицинской сестры может вызвать у больного
б) ятрогении
11. Медицинская деонтология - совокупность норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении им своих профессиональных обязанностей
а) да
12. Для профилактики профессиональной деформации медицинской сестры необходимо
д) всё верно
13.Эмпатия – это сочувствие, способность поставить себя на место другого человека.
14. К неадекватному отношению пациента к своему заболеванию относятся все, кроме
г) партнерское
15. Перечислите заболевания, которые относят к малой психосоматике: все типы неврозов.
16. Частная медицинская психология изучает:
б) психологию пациентов при подготовке к хирургическим операциям
в) психологические аспекты трудовой и судебной медицины
17. Депрессия- это
в) длительное подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого, настоящего, будущего
18. Внутренняя картина болезни зависит от
д) а+б+в
19. Страх, грусть, тоска относятся к следующему уровню внутренней картины болезни:
в) эмоциональному
20. Медицинская сестра обязана обладать качествами, кроме
д) высокомерие, насмешливость
21. Альтруизм- это
в) готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами
22. Что не является методом медицинской психологии:
б) фитотерапия
23. Перечислите характерные черты эмоционального стресса: бессоница, расстройства пищеварения, головная боль.
24. Вербальные средства общения:
а) речь
в) письмо
25. Госпитализм возникает у
а) детей с задержкой психического развития
б) больных без навыков жизни вне больницы
26. Отличается личностный кризис от возрастного
б) да
27. Восприятие – это
в) чувственное познание мира
28. Профессиональная деформация проявляется
в) а+б
29. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
30. Психопрофилактика – это
а) система мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека
б) система мероприятий, направленных на изучение возможностей предупреждения психосоматических болезней
Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% - «2».
Приложение 9
Темы реферативных сообщений на 2018/2019 учебный год:
1. Функциональная ассиметрия мозга и мышления.
2. Развитие мышления в онтогенезе.
3. Соотношение мышления и речи.
4. Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта.
5. Соотношение социального и биологического в формировании характера.
6. Влияние эмоций на мышление.
7. Способы развития памяти.
8. Способы тренировки внимания.
9. Креативное мышление.
10. Классификация страха и тревоги.
11. Эмоции в профессиональной деятельности медицинского работника
12. Стресс в профессиональной деятельности медицинского работника.
13. Профилактика стресса.
14. Приемы психологической саморегуляции (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, психогимнастика, визуализация).
15. Клиническая психология в пульмонологии.
15. Клиническая психология в кардиологии.
16. Клиническая психология в гастроэнтерологии.
17. Клиническая психология в клинике инфекционных заболеваний.
18. Клиническая психология в онкологии.
19. Клиническая психология в геронтологии.
20. Клиническая психология в наркологии.
21. Психология общения и ухода за терминальными пациентами.
22. Типы мышления.
23. Характеристика эмоций.
24. Диспозициональная теория личности.
25. Гуманистическая теория личности.
26. Невербальные средства общения.
27. Психология толпы.
28. Особенности развития самооценки.
29. Одиночество как социально-психологическая проблема.
30. Первичная и вторичная социализация.
31. Ятрогении.
32. Правила поведения с пациентами дошкольного возраста.
33. Правила поведения с пациентами пожилого возраста.
34. Правила поведения с беременными женщинами.
35. Правила поведения с пациентами после инсульта.
Приложение № 10
Ситуационные задачи.
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Задача № 1
Медицинская сестра в молодежной компании, узнав свою пациентку, рассказала приятелю о том, что у нее серьезные проблемы с болезнью почек, что стало известно ее жениху. В связи с тем, что брак у них расстроился, родители девушки подали судебный иск на м/с, нарушившей положение о врачебной тайне, за моральный вред, причиненный дочери.
Вопрос: нарушение врачебной тайны в данном случае носит характер умышленный или по неосторожности? Поясните.
Задача № 2
Больничная палата: медицинская сестра на вопрос больной о том, какая у нее болезнь, ответила: «если я скажу, что у вас, мне доктор язык отрежет».
Вопрос: нарушила ли медсестра этическую и правовую нормы? Поясните.
Ответы:
№ 1. Разглашение врачебной тайны медицинской сестры носит умышленный характер. Во-первых, он обязан знать о недопустимости разглашения тайны без согласия пациента. Во-вторых, мотивом разглашения явилось хвастовство. Врач нарушил этическую норму и правовые нормы законодательства об охране здоровья граждан».
№ 2. Медицинская сестра не нарушила правовую норму, так как она не назвала диагноз. Но, она нарушила этику, так как своим грубым ответом возбудила у больной подозрение и переживания по поводу возможного тяжелого заболевания.
Задача №3
У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но необходимо нормализовать отношения, чтобы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь.
А. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений
Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.
В. Обращусь к коллеге со словами: "От наших натянутых отношений страдает дело, пора договориться, как работать дальше"
Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации
Задача №4
Вы понервничали дома, по дороге на работу, а больной, придя на прием в поликлинику, сообщает вам, что потеряна его история болезни, которую относили в регистратуру вы. Назревает конфликт. Что делать?
А. Предложить больному присесть и, получив разрешение врача, отправиться на поиски истории, предварительно успокоив больного тем, что история "пропасть не могла", и вы сделаете все возможное, чтобы ее вернуть.
Б. Отправить больного в регистратуру, сказав, что вы вернули его историю болезни и поиск ее - не ваша обязанность.
Задача № 5
У пациента снижены интеллект и память. Он раздражает медсестру своей медлительностью. Задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.
Задание: найдите выход из ситуации
Задача № 6
Вы медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа с вновь поступившим пациентом.
Задание: С каких слов вы начнете? Назовите факторы, способствующие формированию благоприятной обстановки.