ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №98
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОУ № 98)
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методической комиссии Заместитель директора по УПР
ФКП ОУ № 98 ФКП ОУ № 98
_____________________ _______________
«___» ______________ 20__ года «___» __________ 20__года
Комплект контрольно-оценочных средств
по дисциплине: «Кулинария»
Тема: 1. Механическая кулинарная обработка рыбы
2. Приготовление горячих рыбных блюд
(название)
16675. «ПОВАР»
(код, название)
Составил мастер производственного обучения ФКП ОУ № 98:
г. Курск 20___ г.
ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения темы: «Механическая кулинарная обработка рыбы»
«Приготовление горячих рыбных блюд» по профессии по профессии 16675 «Повар»
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом
ПК 2.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК.7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
Председатель МК ______________ | ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ по теме: 1. Механическая кулинарная обработка рыбы. 2. Приготовление горячих рыбных блюд. для профессии 16675 «Повар» | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ______________ «____» _____________202__г. |
Цель: Оценить сформированность ПК по теме
Инструкция: Проанализируйте представленную информацию. Произведите действия
согласно заданиям.
Всего – 2 части. Часть А – содержит тестовое задание из 20 вопросов.
Часть Б – содержит ситуационную задачу
Задание выполнено верно, если совпадает с модельным ответом.
Критерием освоения данного вида деятельности является не только
правильность, но и время выполнения задания.
1 задание- 20 баллов
2 задание- 30 баллов
Максимум- 50 баллов.
Критерии оценок: «Освоен» - учащийся выполняет задания и набирает от 35 до 50 баллов
«Не освоен» - учащийся выполняет задания и набирает менее 35
_____________________________________________________________________________________
Составил:
Профессиональные компетенции
ПК 2.1 | Производить первичную обработку рыбы с костным скелетом |
ПК 2.2. | Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом |
ПК 2.3. | Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом |
Часть А. Тестовое задание
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вам предлагается ответить на 20 вопросов.
В тесте имеются задания на соотнесение, на выбор правильного ответа.
Время выполнения задания – 45 минут.
Вариант № 1
Выберите правильный вариант ответа
1. По какому показателю мякоть рыбы считается лучше, чем мякоть мяса домашнего животного?
а) по степени усвояемости; б) по химическому составу; в) по минеральному составу.
2. Что происходит с белком рыбы под действием тепловой обработки?
а) разрушается; б) улетучивается с паром; в) переходит в клейкое вещество глютин.
3. Чему способствуют экстрактивные вещества в процессе тепловой обработки, которые переходят в бульон?
а) улучшению цвета; б) повышению калорийности; в) возбуждению аппетита.
4. У какой рыбы перед нарезанием на порции удаляют темную пленку брюшной полости, которая считается ядовитой?
а) окунь; б) маринка; в) ставрида.
5. У каких рыб перед тепловой обработкой снимают кожу?
а) сом, зубатка, угольная, камбала; б) судак, сом, сабля; в) нототения, треска, хек.
Допишите предложения
6. По своему химическому составу рыба немного уступает мясу домашних животных, а по содержанию ____________________________________________________ она превосходит мясо.
7. Жир рыбы легко плавится и усваивается организмом человека, а присутствие___________________________________________значительно повышает его ценность.
8. Благодаря присутствию большого количества йода рыбу причисляют к___________________________ и _____________________________ в питании пожилых людей.
9. Экстрактивные вещества в процессе тепловой обработки переходят в бульон и способствуют _____________________________________________________.
10. Дополните следующую схему недостающими данными.
Допишите предложения
11. Припускают рыбу, обладающую ... . Припускание дает возможность сохранить в рыбе ... и ее форму.
12. Порционные куски рыбы заливают ... водой, плотно закрывают крышкой, нагревают до кипения и ... температуры не ниже 80 °С.
13. Порционные куски отпускают в горячем виде или хранят на мармите в бульоне, закрыв посуду крышкой, не более ... мин.
14. Для жарки рыбы используют растительное масло, а также … .
Выберите правильный вариант ответа.
15. За счет чего происходит размягчение рыбы при тепловой обработке?
а) соединительная ткань, состоящая из коллагена, при t = 40 °С свертывается и переходит в глютин, растворимый в воде; б) белки свертываются; в) глютин при охлаждении образует желе.
Какова масса (г) рыбы, отпускаемой на 1 порцию?
а) 75, 100, 125; б) 100, 125, 150; в) 200.
Как определить готовность жареной рыбы?
а) по наличию на ее поверхности мелких воздушных пузырьков; б) прокалыванием поварской иглой наиболее толстой части; в) по вкусу, по внешнему виду.
18. Какие питательные вещества содержатся в рыбе?
а) белки, жиры, углеводы, минеральные вещества; б) белки, жиры, натрий, фосфор, йод, сера, витамины А и D; в) белки, жиры, сахар, витамины С и группы В.
19. Почему рыбу варят и припускают при t= 85... 90°С?
а) порционные куски рыбы сохраняют форму; б) бульоны остаются прозрачными; в) количество эмульгированного жира в бульоне незначительно.
20. С какой целью при варке и припускании рыбы в бульон добавляют сырую морковь, лук, корень петрушки?
а) повышают витаминную активность; б) улучшают вкус и запах; в) улучшают цвет.
Часть Б. Решение ситуационных задач
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Оцените предложенную производственную ситуацию.
Ответьте на вопросы, указанные в задании.
Время выполнения задания – 45 минут.
Задание *
В
ы работаете в рыбном цехе. В цех поступил свежезамороженный окунь.
1. В чем особенность обработки рыб, входящих в семейство окуневых?
2. Как разделывают рыбу на филе с кожей?
Как нарезают филе с кожей на порционные куски для жаренья основным способом?
Какой вид панировки используют для полуфабрикатов из рыбы?
5. Организуйте рабочее место повара по изготовлению рыбных полуфабрикатов.
5. Подберите оборудование и инвентарь для приготовления рыбных полуфабрикатов.
6. Правила т/б при работе в рыбном цехе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
Председатель МК ______________ | ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ по теме: 1. Механическая кулинарная обработка рыбы. 2. Приготовление горячих рыбных блюд. для профессии 16675 «Повар» | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ______________ «____» _____________202__г. |
Цель: Оценить сформированность ПК по теме
Инструкция: Проанализируйте представленную информацию. Произведите действия
согласно заданиям.
Всего – 2 части. Часть А – содержит тестовое задание из 20 вопросов.
Часть Б – содержит ситуационную задачу
Задание выполнено верно, если совпадает с модельным ответом.
Критерием освоения данного вида деятельности является не только
правильность, но и время выполнения задания.
1 задание- 20 баллов
2 задание- 30 баллов
Максимум- 50 баллов.
Критерии оценок: «Освоен» - учащийся выполняет задания и набирает от 35 до 50 баллов
«Не освоен» - учащийся выполняет задания и набирает менее 35
________________________________________________________________________________
Составил:
Профессиональные компетенции
ПК 2.1 | Производить первичную обработку рыбы с костным скелетом |
ПК 2.2. | Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом |
ПК 2.3. | Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом |
Часть А. Тестовое задание
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вам предлагается ответить на 20 вопросов.
В тесте имеются задания на соотнесение, на выбор правильного ответа.
Время выполнения задания – 45 минут.
Вариант № 2
Выберите правильный вариант ответа
1. Как используют мелкую рыбу массой до 200 г?
а) порционными кусками (кругляшом); б) целиком; в) разделывают на филе.
2. Как используют рыбу среднего размера массой 1...1,5 кг?
а) целиком; б) кругляшом (порционным куском); в) разделывают на филе.
3. Как используют крупную рыбу массой свыше 1,5 кг?
а) целиком; б) кругляшом (порционным куском); в) разделывают на филе.
4. У каких рыб кожу снимают «чулком»?
а) налим, угорь, бельдюга; б) щука, навага, линь; в) камбала, треска, сайда.
5. Какую рыбу перед очисткой от чешуи погружают в кипяток на 20 — 30 с и быстро перекладывают в холодную воду?
а) линь; б) камбала; в) судак.
Допишите предложения
Количество жира в рыбе зависит от ее вида, возраста и __________________.
Наибольшее количество жира содержат такие рыбы, как угорь___________________
Содержание жира влияет на вкусовые качества рыбы и ее______________________
К тощим рыбам относят треску,____________________________________________
10. Заполните таблицу недостающими сведениями
Способ размораживания | Рыба | Продолжительность размораживания и особенность обработки, потери массы |
На воздухе | Все виды филе, крупная рыба, осетровые, сомовые, нототения и тушки специальной разделки | Не развертывая бумагу. Крупные блоки — 24 ч. Рыбу —4... 10 ч. Потери массы 2 % |
В воде | Чешуйчатая и бесчешуйчатая Мелкая Крупная | |
Комбинированный | Сквама Скумбрия Ставрида Батгерфиш | |
Можно не размораживать | Навага, __________________ __________________ __________________ | Легче обрабатывать, меньше отходов, не деформируются, сохраняют пищевые вещества |
Допишите предложения
11. Для припускания подготовленную рыбу укладывают в рыбный котел, снабженный решеткой. Звенья и … рыбу закрепляют на решетке.
12. Звенья на решетку кладут кожей .... Рыбу целую — брюшком .... Порционные куски — кожей ... или той частью, где была кожа.
13. Для припускания порционные куски рыбы нарезают под углом 30°, чтобы получить плоские, широкие куски, удобные для ... в малом количестве жидкости. Бульоны от припускания рыбы процеживают и используют для приготовления соусов при отпуске.
14. Жареная рыба имеет ярко выраженный …, за счет образующейся на поверхности поджаристой корочки.
Выберите правильный вариант ответа.
15. За счет чего при варке и жарке рыбы происходит изменение ее массы и объема?
а) за счет денатурации белков; б) перехода коллагена в глютин; в) уплотнения белков и выделения воды.
16. На сколько процентов изменяется масса рыбы при тепловой обработке?
а) на 18...20; б) 15...20; в) 20...25.
17. Что улучшается в бульоне за счет экстрактивных веществ, переходящих в него в процессе тепловой обработки?
а) вкус и аромат; б) возбуждение аппетита; в) цвет бульона.
18. Каким образом изменяется качество рыбы в результате ее тепловой обработки?
а) возрастает усвояемость рыбы; б) погибают бактерии; в) ухудшается цвет рыбы.
19. За счет чего происходит изменение массы и объема рыбы?
а) жир частично теряется; б) белки уплотняются, выпрессовывая влагу; в) размягчаются тканевые волокна.
20. Почему масса панированных кусков рыбы изменяется меньше, чем непанированных?
а) при жареньи не теряет жидкость за счет образования поджаристой корочки; б) панировка впитывает жир; в) имеют большую поверхность соприкосновения с жарочной поверхностью.
Часть Б. Решение ситуационных задач
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Оцените предложенную производственную ситуацию.
Ответьте на вопросы, указанные в задании.
Время выполнения задания – 45 минут.
Задание *
В
ы работаете в мясорыбном цехе. В цех поступила свежезамороженная щука.
1. В какой последовательности вы будете производить обработку щуки.
2. Как подготовить щуку к фаршированию?
Как приготовить рыбную котлетную массу, используемую для фарширования?
4. Как определить качество рыбы.
5. Организуйте рабочее место повара по изготовлению рыбных полуфабрикатов.
6. Подберите оборудование и инвентарь для приготовления котлетной рыбной массы.
7. Правила т/б при работе в мясорыбном цехе.
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
III а. УСЛОВИЯ
Количество вариантов каждого задания: тестовое задание – 2 варианта
ситуационные задачи – 1 задание 2 варианта
Время выполнения каждого задания: общее время – 90 минут, из них
тестовое задание – 45 минут,
ситуационная задача – 45 минут
Оборудование: учебные столы, стулья
Литература для обучающегося:
Учебники:
1. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л.. Кулинария. Учебник для нач. проф. образования;– М.: Издательский центр «Академия», 2020.
2. Золин В. П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания: Учебник для нач. проф. образования;– М.: Издательский центр «Академия», 2021.
3. Матюхина З. П., Королькова Э. П. «Товароведение пищевых продуктов», Учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.
4. Л.А.Радченко «Организация производства на предприятиях общественного питания», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2022.
5. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: Учебник для начального проф. образования: – М.:, Издательский центр «Академия», 2019.
Нормативная литература:
ГОСТ Р 50763-2007 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия
СанПиН 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья;
Правила оказания услуг общественного питания (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2001 N 389, от 10.05.2007 N 276);
Справочная литература:
Харченко Н. Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учебное пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2021 г.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, – М; Экономика. 2022 г.
III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Эталоны ответов к вопросам тестовой работы
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
1 вариант | 2 вариант |
1 | А | 1 | Б |
2 | В | 2 | Б |
3 | В | 3 | В |
4 | Б | 4 | Б |
5 | Б | 5 | А |
6 | Минеральных веществ и витаминов | 6 | Места обитания |
7 | Витаминов Д и А | 7 | Осетровые, лососевые, сельдевые |
8 | Диетическим и рекомендуют | 8 | Кулинарное использование |
9 | Возбуждению аппетита | 9 | Щуку, судака, окуня |
10 | -2+1; минтай, лосось, -8, 12 суток | 10 | 10-15 град., мелкую – 2-2,5ч; крупную – 4-5ч.; в воде 30 мин, затем на воздухе; скумбрия, ставрида, хек |
11 | Высокой пищевой ценностью, большое кол-во пищ.веществ | 11 | Целую |
12 | Горячей, прогревают | 12 | Вниз |
13 | 25-30 мин | 13 | Прогревания |
14 | Кулинарный жир | 14 | Вкус |
15 | А | 15 | В |
16 | А | 16 | А |
17 | А | 17 | А |
18 | Б | 18 | А |
19 | В | 19 | Б |
20 | В | 20 | А |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
На 30 баллов оценивается ответ, если обучающийся свободно, с глубоким знанием материала, правильно, последовательно и полно выберет тактику действий, и ответит на дополнительные вопросы, правильно произведет расчеты.
26-29 балла выставляется, если обучающийся достаточно убедительно, с несущественными ошибками в теоретической подготовке и достаточно освоенными умениями по существу правильно ответил на вопрос с дополнительными комментариями педагога или допустил небольшие погрешности в ответе и расчетах.
15-25 баллов выставляется, если обучающийся недостаточно уверенно, с существенными ошибками в теоретической подготовке и слабо освоенными умениями ответил на вопросы ситуационной задачи. Только с помощью наводящих вопросов преподавателя справился с вопросами разрешения производственной ситуации, не уверенно отвечал на дополнительно заданные вопросы. С затруднениями, он все же сможет при необходимости решить подобную ситуационную задачу на практике.
Менее 15 баллов выставляется, если обучающийся имеет очень слабое представление о предмете и недостаточно, или вообще не освоил умения по разрешению производственной ситуации. Допустил существенные ошибки в ответе на большинство вопросов ситуационной задачи, неверно отвечал на дополнительно заданные ему вопросы, не может справиться с решением подобной ситуационной задачи на практике.