СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ………………………
2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке …. ….
3.Оценка освоения учебной дисциплины ……………………………….........
4. | Формы и методы оценивания ………………… | |
5. | Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по | |
учебной дисциплине …………………………………………………………….. | |
3
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки
образовательных достижений обучающихся, освоивших программу предмета «Родная литература» КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании:
- программы Родная литература для специальности 35.03.13. « тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 43.01.09.«повар,кондитер»
результате освоения общеобразовательной дисциплины « Родная литература» обучающиеся должны
Уметь:
У1 воспроизводить содержание литературного произведения писателей и поэтов Алтайского края;
У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У4 определять род и жанр произведения;
У5 выявлять авторскую позицию;
У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
У8 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Знать:
З1 образную природу словесного искусства;
З2 содержание изученных литературных произведений;
З3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века и писателей и поэтов XX века;
З4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
З5 основные теоретико-литературные понятия.
ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Формой аттестации по учебной дисциплине, предусмотренной учебным планом являются дифференцированный зачет.
Оценка освоения учебной дисциплины:
Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по предметуРодная литература, направленные на реализацию программы общего образования, на формирование общих и профессиональных компетенций. На уроках литературы используются многообразные формы письменного и устного контроля. .
Для проверки усвоения и понимания идейно-художественного содержания произведения в качестве промежуточного контроля целесообразно использование индивидуально-групповой работы учащихся с карточками, содержащими вопросы и задания для самостоятельной работы на уроке. Вопросы в карточках предусматривают отбор отдельных эпизодов, компоновки их с целью анализа текста. Выполнение заданий предполагает несложные (на первом этапе) рассуждения учащихся, формирование оценочных суждений. Одни и вопросы и задания выявляют знание содержания произведения, подводят к пониманию роли отдельных деталей, а через них — к пониманию позиции автора в целом. Другие ориентируют на элементарный анализ эпизода, фрагмента произведения, где необходимо домыслить, оценить рассказанное автором с опорой на воображение, обобщение. Третьи предназначены для повторения, самопроверки, для формирования умения самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Карточки-информаторы, включающие дополнительную историко-культурную информацию, призваны расширить кругозор, облегчить усвоение произведения, теоретических понятий. Часть карточек-информаторов содержит мемуарные фрагменты (отрывки из писем, дневников писателя, из воспоминаний современников), а также выдержки из критических статей. Они помогут полнее представить эпоху, в которую жил писатель, историю создания анализируемых произведений. Карточки-информаторы являются органическим дополнением карточек, содержащих вопросы и задания для самостоятельной работы. Их функция — восполнение недостающих знаний, помощь при работе с карточками для самостоятельной работы
Наличие обучающихся с высоким уровнем подготовленности предполагает выполнение индивидуальных, более сложных по объему и содержанию заданий исследовательского характера. Задания исследовательского характера целесообразно давать на уроках-практикумах, обобщающих и контрольных уроках по теме.
Очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме даст возможность выявить и знание фактов биографии, творчества писателя, и знание текстов и умение анализировать. Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы во всему материалу изучаемой темы, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Отрицательной стороной тестирования можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний обучающегося. Но такой тип работы интересен прежде всего для обучающихся.
Интерпретация текста художественного произведения как вид контроля целесообразно дать на завершающей стадии изучения романа, пьесы, поэмы. Данный тип работы носит универсальный характер и преследует различные учебные цели: во-первых, обучает чтению и пониманию литературно-критических и литературоведческих текстов, во-вторых, формирует умение ими пользоваться, в-третьих, учит критически осмыслять чужие интерпретации художественных произведений и аргументированию высказывать собственную точку зрения, в-четвертых, развивает навыки письменной монологической речи обучающихся, умение писать в жанре критической статьи. Работа может носить фронтальный, индивидуальный или групповой характер, исходя из особенностей группы, интересов, склонностей обучающихся.
3.1.1.Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучащихся по русскому языку. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
3.1.2. Оценка сочинений
Сочинение — основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающегося.
помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических. 1
Основные критерии оценки
Оценка «5»
Содержание и речь
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно. -
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.
Грамотность '
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши-бок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
3.1.3. Оценка устного выступления
I Оценка содержательной стороны выступления: - 5 баллов.
Понравилось ли выступление.
Соответствует ли оно заявленной теме.
Интересно выступление и не слишком ли оно длинное.
Установлен ли контакт с аудиторией.
Продуман ли план.
Весь ли материал относится к теме.
Примеры, статистика.
Используются ли наглядные средства.
Формулировка задач или призыв к действию.
Вдохновило ли выступление слушателей.
Оценка культуры речи выступающего. - 3 балла.
Соответствует ли речь нормам современного русского языка.
Какие ошибки были допущены.
Можно ли речь охарактеризовать как ясную, точную, краткую, богатую.
III Оценка ораторской манеры выступления.- 2 балла.
Манера держаться
Жесты, мимика.
Контакт с аудиторией.
Звучание голоса, тон голоса.
Темп речи.
Пожелания выступающему.
Максимум за выступление - 10 баллов.
«5» ( отлично)- до 9 баллов
«4» (хорошо)- до 7 баллов
«3» (удовлетворительно)- до 5 баллов
«2» (неудовлетворительно)- менее 5 баллов
Контроль и оценка освоения учебного предмета «Родная литература» по темам (разделам)
Раздел учебной дисциплины | часы | Формы и методы контроля | Промежуточный контроль |
Текущий контроль |
Форма контроля | Проверяемые ОК. | Форма контроля | Проверяемые ОК. |
1.Из мифологии. УНТ.Русскийфольклор,сказки,былины | 9 | Беседа, ответы на вопросы Сочинение№1 Сообщение №1 | У2, У3, У5, У6, У7, У8, З1, ОК7.ОК 6 | Дифференцированный зачет | У2, У3, У5, У6, У7, У8, З1, ОК7.ОК 6,ок3 ок4 |
2.Из древнерусской литературы | 2 | Сообщение№2 Беседа Эссе «»Алтайская Русь | У2, У3, У5, У6, У7, У8, З1, ОК7.ОК 6,ок3 ок4 | У2, У3, У4, У7, З4, ОК3, ОК6 У1, У2, З2, ОК3 |
3.Из литературы XIXв | 6 | Беседа, ответы на вопросы Сообщение №2 Индивидуальное задание №! | У2, У3, У4, У7, З4, ОК3, ОК6 У1, У2, З2, ОК3 | У2, У3, У4, У5, У7, У8, З1, З2 Ок1 ок4 ок5 |
4.Из литературы XX века | 19 | Индивидуальное задание №2 Сообщение №3 Сочинение №2тест. Сочинение №3 | У2, У3, У4, У5, У7, У8, З1, З2 Ок1 ок4 ок5 | |
Список КИМ
Сообщение №1 «Русский фольклор Алтая
Сообщение №2 «Алтайские героические сказания»
Сообщение №3 «Русские писатели на Алтае»
Сочинение №1 « Моя Родина - Алтай»
Сочинение №2 «Образ Алтая в русской литературе XIX-XXвв»(на примере 2-3 произведений)
Сочинение №3 «Алтай- сказка наяву»
Индивидуальное задание №1 «История страны в произведениях писателей Алтая»
Индивидуальное задание №2 «Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей Алтая»
Дифференцированный зачет 1 часть вариант 1
1.Алтайский героический эпос исполняется при помощи:
1) протяжного пения
2) горлового пения (кай)
3) речитативом
2.Благодаря кому,согласно Алтайским мифам, произошло творение земли
1.Духам
2.Ульгеню и Эрмику
3.черному и синему быку
3. Как называются сказители?
1) кайчи
2) акын
3) кобзарь
4. Алтайский героический эпос возник в виде:
1) песни о подвигах богатырей
2) сказки о трех богатырях
3) легенды о похождениях героев
5. Как называлась религия алтайцев
1. Православие
2.Катализм
3.Шаманизм
6. Классическим образцом архаического эпоса является:
1) «Когутэй»
2) «Алтай-Буучай»
3) «Маадай-Кара»
7. В XIII-XVIII вв. в эпосе появился новый герой:
1) бедняк
2) крепостной
3) хан
8.Как называется горловое пение алтайцев?
1)кай
2)топшур
3)шатра
9.Назовите фамилию владельца уральских горнодобывающих заводов
1)Ползунов
2)Демидов
3)Карлин
10.Чье имя носит Алтайская краевая научная библиотека?
1Н.М. Ядринцева
2А.А. Мисюрева
3.В.Я. Шишкова
11.2009 год на Алтае объявлен годом:
1.В.Я. Шишкова
2.В.М. Шукшина
3.А.Е. Новоселова
12.Годы жизни В.М. Шукшина
1.1929-1974
2.1939-1984
3.1919-1964
13.В.М. Шукшин родился
1.на Урале
2.на Алтае
3.на Кавказе
14Первая книга Шукшина называлась
1. «Странные люди»
2. «Сельские жители»
3. «Горожане»
15. Какое произведение не принадлежит В.М. Шукшину
1. «Калина красная»
2. «Живет такой парень»
3. «Тайна белого камня »
16.Кто из русских писателей был на Алтае
1.Ф.М. Достоевский
2.М.Ю. Лермонтов
3. Н.В. Гоголь
Эталон ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2,3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 |
Вторая часть
1. Назовите писателей АлтаяXX в и их произведения. Расскажите об одном из них(не менее 70 слов)
Вариант 2
Кто из перечисленных авторов совершил путешествие по Алтаю и написал дневник путешествий «Алтай-Гималаи»?
А) Г.Гребенщиков Б) Н. Рерих В) Г.Чорос-Гуркин
Кому из писателей принадлежат слова: «Далеко, далеко на чужбине я от тебя мой милый, мой дорогой Алтай! За сотни, за тысячи верст я здесь один, я им чужой, и мне чужда их природа».
А) Г.Чорос-Гуркин Б) Н.Рерих В) Г.Гребенщиков
Соотнесите автора и произведение:
Г.Гребенщиков А) Картина «Хан-Алтай»
Г.Чорос-Гуркин Б) Сказка «Хан-Алтай»
В рассказах какого автора говорится о жизни животных, об отношении людей к «братьям нашим меньшим»?
А) Н.Черкасова Б) В.Свинцова В) А.Мальцева
В рассказе Владимира Крупина «Сбрось мешок!» главная мысль заключается в том, что
А) Нужно больше отдыхать, чем работать;
Б) Уметь видеть красоту в обыкновенных, обыденных вещах;
В) Нужно больше работать, чем отдыхать.
Как называется рассказ В.Свинцова, в котором рассказывается о девочке Свете, написавшей письмо Богу?
А) «Мудрое решение»
Б) «Планета Д 13001/18»
В) «В ожидании чуда»
В рассказе Николая Черкасова главный герой Ванюха – это:
А) Мальчик, любивший рыбачить;
Б) Молодой человек, вернувшийся с войны;
В) Мужчина, изобретавший технические средства.
Кого спасали ребята в рассказе Валерия Марченко «Чертова яма»?
А) зайцев; Б) кроликов; В) котят.
Кто из авторов, рожденных на Алтае, прославился как поэт-песенник?
А) В.Золотухин; Б) Р.Рождественский; В) В.Шукшин
В каком веке появился термин «сказка»?
А) в 16-м Б) в 17-м В) в 18-м
2. Как называли сказочников?
А) «басени» Б) «баяти» В) «бахари»
3. С какого века идет запись сказок?
А) с 17-го Б) с 18-го В) с 19-го
4. Назовите самого известного собирателя сказок, автора сборника «Народные русские сказки».
5. Почему с каждым годом труднее собирать сказки?
6. Назовите самую древнюю группу сказок.
7. Почему в современных сказках упрощается сюжет?
8. Какие сказки на Алтае любят больше всего? (назовите группу)
9. Назовите любимого героя бытовых сказок.
10. Какому современному популярному жанру дала жизнь бытовая сказка?
Эталон ответов вариант 2
1.Б
2.А
3. 1Б 2А
4.Б
5.Б
6.В
7.Б
8.А
9.Б
10.17 век
11.Бахари
12.17 век
13.А.Н.Афанасьев
14.Их вытесняет литература
15.Сказки о животных
16.Влияние печати, радио, телевидения; нет необходимости запоминать, тренировать память; мастерство сказывания сказок утрачено, следствие - нет талантливых сказочников.
17.Бытовые
18.Иванушка-дурачок
19.Анекдоту
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов)
Оценка уровня подготовки
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100%-5 отлично
80 ÷ 89%-4 хорошо
60 ÷ 79%-3 удовлетворительно
менее 60% 2неудовлетворительно
Список используемой литературы
Основная литература
Учебник «Литература Алтая» -обзорно-аналитическое пособие для учителей по творчеству писателей и поэтов Алтайского края)
Дополнительная литература для учителя:
Алтай – Беловодье. Сказы, легенды,сказки, былины, календарная обрядовая поэзия. – Барнаул :Алт. Дом печати, 2007. – 324 с.
Алтайские писатели – детям : антология в 2 т.– Кемерово : Технопринт, 2017. – 527 с.
Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна Падерина.— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с.
Испытание временем : альманах о жизни и творчестве писателей-фронтовиков Алтайского края. - Барнаул: Алтай, 2015. - 219 с.
Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология: в 5 т. / Под общ.ред. А.И. Куляпина. – Барнаул: ООО «Издательский дом «Барнаул», 2012.
Писарев, С. Кошка Муська и ее друзья: правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка / С. В. Писарев.– Барнаул : ИД «Барнаул», 2011. – 15 с.
Региональная литература: Сибирь, Алтай, Барнаул: учебное пособие / Т. А. Богумил ; Алтайский государственный педагогический университет. — Барнаул :АлтГПУ, 2017. — 26 с.
Цхай И. Поющая Радуга: сказки/ И. Цхай.– Барнаул : ИД «Алтапресс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КАЛМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Согласовано на методической комиссии протокол №_____ от ____20 г. Председатель МК Косачева М.В. | Утверждаю Заместитель директора по УПР С.В. Журавский | | |
| | | |
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕЙ ИПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД 03 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
43.01.09. ПОВАР, КОНДИТЕР
35.01.13.ТРАКТОРИСТ-ИАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Разработчик :Нехорошкова Н.М. , преподаватель высшей категории учебной дисциплины « Родная литература»
Усть-Калманка,2020