ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 142
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ И НАКАЗАНИЙ
КОМПЛЕКТ
Контрольно - оценочных средств
по учебной дисциплине
«Основы материаловедения»
по профессии среднего профессионального образования
15.01.05
«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
202 г.
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» и программы модуля.
Организация-разработчик: | Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №142 ФСИН России. |
Разработчик:
Головин Валерий Дмитриевич - преподаватель ФКП образовательного
учреждения № 142 ФСИН России.
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
« » 202 г.
1.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Назначение:
КОС предназначены для контроля и оценки, результатов освоения учебной
дисциплины Основы материаловедения по профессии
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» должен:
уметь:
У 1. Контролировать качество выполняемых работ;
У 2. Использовать физико-химические методы исследования металлов;
У 3. Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
У 4. Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
З 1. Основные свойства и классификацию материалов, использующихся в
профессиональной деятельности;
З 2. Наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
З 3. Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
З 4. Основные сведения о металлах и сплавах;
З 5. Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и
электротехнических материалах, стали, их классификацию;
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования основных, принципиальных общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
уметь | | |
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; | Точность и полнота знаний по правильности осуществления испытания образцов материалов и методы исследования металлов; явно выраженный интерес к профессии; демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и производственного обучения, производственной практики; результативное участие в конкурсах профессионального мастерства; оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; владение различными способами поиска информации; адекватность оценки полезности информации; взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения на принципах толерантного отношения; эффективное, бесконфликтное взаимодействие в учебном коллективе и бригаде; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с учащимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; | Оценка выполнения практических работ. Наблюдение и оценка выполнения практических работ. Оценка устного опроса. Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы. |
знать | | |
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); - правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; механические испытания образцов материалов. | Точность и полнота знаний о металлах и сплавах, свойствах и классификации материалов, использующихся в профессиональной деятельности | Наблюдение и оценка выполнения практических работ. Оценка устного опроса. Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы. |
3. Контрольно-оценочные материалы по
учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания.
Контроль и оценка осуществляются с использованием тестирования.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ
Тест состоит из открытых и закрытых вопросов:
задания с одним вариантом ответа и множественного выбора; за каждое верно выполненное задание выставляется один балл;
тестовые вопросы с заданными ограничениями; за каждое верно
выполненное задание выставляется два балла.
Максимальное количество баллов за всю работу – 36.
Выберите из предложенных вариантов правильный ответ
Согласны ли вы с утверждением: «Все металлы имеют кристаллическое
строение»
а) да б) нет
Согласны ли вы с утверждением: «Все металлы обладают высокой
электропроводностью и теплопроводностью»
а) да б) нет
3. Согласны ли вы с утверждением: «Некоторые металлы в твердом состоянии могут изменять свое кристаллическое строение»
а) да б) нет
4. Укажите, как называется процесс искусственного регулирования размеров зерна?
а) кристаллизация б) легирование в) модифицирование
5. Выберите металл, который относится к легкоплавким металлам:
а) железо б) молибден в) свинец г) ванадий
6. Сколько углерода содержит сталь 08 Х 18 Н 10 Т?
а) не более 8% б) не более 0,8% в) не более 0,08%
Отметьте, как называются стали, в состав которых добавляют химические
элементы для улучшения свойств:
а) углеродистые б) легированные
в) раскисленные г) улучшаемые
Укажите вид термической обработки, повышающей твердость и
износоустойчивость сталей:
а) отжиг б) нормализация
в) закалка г) отпуск
9. Укажите, какие примеси являются постоянными в железоуглеродистых сплавах:
а) кремний б) хром в) марганец
г) фосфор д) сера е) никель
10. Выберите химические элементы, повышающие коррозионную стойкость стали:
а) вольфрам б) хром в) кобальт
г) никель д) марганец
11. Выберите из предложенных марок низкоуглеродистые стали:
а) сталь 45 б) А20 в) БСт3
г) У7 д) 5ХНМ
12. Выберите сплавы, имеющие высокие антифрикционные свойства:
а) баббит б) латунь в) оловянистая бронза
г) алюминиевая бронза д) шарикоподшипниковая сталь
13. Укажите, какие дефекты термической обработки являются неисправимыми:
а) трещина б) пережог в) перегрев
г) окисление д) мягкие пятна
14. В чем заключается сложность при сварке меди?
а) повышенные теплопроводность и электропроводность
б)повышенные теплопроводность и жидкотекучесть
в)повышенные жидкотекучесть и электропроводность
15. Какое влияние оказывает повышение содержания углерода на свойства
железоуглеродистых сплавов?
а) увеличивает твердость
б) увеличивает пластичность
в) увеличивает ударную вязкость
16. При введении какого элемента происходит удаление из металла шва водорода?
а) титан б) марганец в) фтор
г) кислород д) алюминий
17. Пластичность низкоуглеродистых сталей определяется:
а) содержанием углерода
б) содержанием легирующих элементов
в) содержанием вредных примесей
18. Среднеуглеродистые стали содержат углерода в процентах:
а) до 0,65% б) свыше 0,6% в) от 0,25 – 0,45 %
19. Повышенное содержание водорода в металле шва приводит к:
а) упрочнению шва
б) изменению его химического состава
в) пористости
20. Если содержание углерода в стали 0,45% ,то сталь относится к:
а) высокоуглеродистой
б) низкоуглеродистой
в) среднеуглеродистой
21. К качественной низкоуглеродистой стали относится сталь марки:
а) сталь 35 б) сталь 15 в) СТ 2 КП г) 30
22. Способность материалов сопротивляться действию внешних сил, выдерживать их не разрушаясь – это: а) твердость б) прочность в) пластичность
23. Свариваемость металлов и сплавов – это:
а) способность металла и сплава расплавляться
б) способность металлов образовывать прочное сварное соединение
в) способность расплавлению металла хорошо заполнять полость линейной формы
24. Температура плавления – это свойство:
а) механическое б) физическое в) технологическое
25. Как влияет на качество стали фосфор?
а) улучшает б) ухудшает в) не влияет никак
26. В маркировке легированной стали буквой «Г» обозначается
а) медь б) ванадий
в) кремний г) марганец
27. Количество углерода в стали 20 равно
а) 0,20% б) 2% в) 20%
28. Вставьте пропущенное слово: «В маркировке легированной стали буквой «Г» обозначается металл ___________________».
29. Дополните предложение: «Способность металлов образовывать прочное сварное соединение – это _____________________________»
30. Температура плавления стали ______________________________ градусов
31. Расшифруйте марку сплава: 30ХН2МА
32. Приведите способы защиты металлов от коррозии.
Эталон ответов
№ п/п | ОТВЕТЫ | Кол-во баллов |
1. | а | 1 |
2. | б | 1 |
3. | а | 1 |
4. | в | 1 |
5. | в | 1 |
6. | в | 1 |
7. | б | 1 |
8. | в | 1 |
9. | а, в, г, д | 1 |
10. | б, г | 1 |
11. | б, в | 1 |
12. | а, в, д | 1 |
13. | а, б | 1 |
14. | б | 1 |
15. | а | 1 |
16. | в | 1 |
17. | а | 1 |
18. | в | 1 |
19. | в | 1 |
20. | в | 1 |
21. | б | 1 |
22. | б | 1 |
23. | б | 1 |
24. | б | 1 |
25. | б | 1 |
26. | г | 1 |
27. | а | 1 |
28. | Марганец | 2 |
29. | Свариваемость металлов и сплавов | 2 |
30. | 1200 – 1500 градусов | 2 |
31. | Конструкционная высококачественная легированная сталь. Содержание элементов: углерод – 0,30%; хром – около 1%; никель – 2%; молибден – около 1% | 2 |
| | |
32. | Легирование сплавов, нанесение защитных пленок (оксидирование), диффузионная металлизация (хромирование, алитирование, оцинкование), защита лакокрасочными материалами. | 2 |
| Всего баллов: | 36 |
Критерии оценивания тестового контроля знаний обучающихся
оценка | правильных ответов | количество баллов |
отлично | 90-100% | 30-36 |
хорошо | 70-89% | 25-29 |
удовлетворит. | 50-69% | 18-24 |
не удовл. | менее 50% | менее 18 |
Рубежный контроль.
Тестирование по темам. Время выполнения 30-35 минут
А) ст. 1 кп В) У 10А С) 10 пс D) А 11
2. Какой из признаков может характеризовать кипящую сталь?
А) Низкое содержание кремния В) Высокая пластичность отливки
С) Низкая пластичность D) Низкое содержание марганца
3. Какую сталь называют кипящей (сталь 3кп)?
А) Сталь, обладающую повышенной прочностью
В) Сталь, доведенную до температуры кипения.
С) Сталь, раскисленную марганцем, кремнием и алюминием
D) Сталь, раскисленную только марганцем
4. К какой категории по качеству принадлежит Сталь 6сп?
А) К высококачественным сталям
В) К особовысококачественным сталям
С) К качественным сталям
D) К сталям обыкновенного качества
5. К какой категории по качеству принадлежит сталь 0,8 кп?
А) К сталям обыкновенного качества
В) К качественным сталям
С) К высококачественным сталям
D) К особовысококачественным сталям
6. Какие стали называются автоматными?
А) Стали, предназначенные для изготовления ответственных пружин, работающих в автоматических устройствах.
В) Стали, длительно работающие при цикловом знакопеременном нагружении
С) Стали с улучшенной обрабатываемостью резанием, имеющие повышенное содержание серы или дополнительно легированные свинцом, селеном или кальцием.
D) Инструментальные стали, предназначенные для изготовления металлорежущего инструмента, работающего на станках – автоматах
7. К какой группе материалов относится сплав марки А 20?
А) К углеродистым инструментальным сталям
В) К углеродистым качественным конструкционным сталям
С) К сталям с высокой обрабатываемостью резанием
D) К сталям обыкновенного качества
8. К какой группе материалов относится сплав марки АС40?
Каков его химический состав?
А) Высококачественная конструкционная сталь. Содержит около 0.4% углерода и около 1% кремня.
В) Антифрикционный чугун. Химический состав в марке не отображен.
С) Конструкционная сталь, легированная азотом и кремнием. Содержит около 0.4% углерода.
D) Автоматная сталь. Содержит около 0.4% углерода, повышенное кол-во серы, легированная свинцом
9. Какие металлы называют жаростойкими?
А) Металлы, способные сопротивляться часто чередующемся нагреву и охлаждению.
В) Металлы, способные сопротивляться коррозионному воздействию газа при
высоких температурах.
С) Металлы, способные сохранять структуру мартенсита при высоких температурах.
D) Металлы, способные длительное время сопротивляться деформированию и
разрушению при повышенных температурах.
10. Какие металлы называют жаропрочными?
А) Металлы, способные сохранять структуру мартенсита при высоких температурах.
В) Металлы, способные сопротивляться коррозионному воздействию газа при
высоких температурах.
С) Металлы, способные длительное время сопротивляться деформированию и разрушению
при повышенных температурах.
D) Металлы, способные сопротивляться часто чередующимся нагреву и охлаждению.
11. Каким из приведенных в ответах свойств характеризуется медь?
А) Низкой температурой плавления (651 0С), низкой теплопроводностью,
низкой плотностью (1740 кг/м3)
В) Низкой температурой плавления (327 0С), низкой теплопроводностью,
высокой плотностью (11600 кг/м3)
С) Высокой температурой плавления (1083 0С), высокой теплопроводностью,
высокой плотностью (8940 кг/м3)
D) Высокой температурой плавления (1665 0С), высокой теплопроводностью,
высокой плотностью (4500 кг/м3)
12. Что такое латунь?
А) Сплав меди с цинком В) Сплав железа с никелем
С) Сплав меди с оловом D) Сплав алюминия с кремнием.
13. Как называется сплав марки Л62? Каков его химический состав?
А) Литейная сталь, содержащая 0,62%С
В) Литейный алюминиевый сплав, содержащий 62% Al
С) Сплав меди с цинком, содержащий 62% Cu
D) Сплав бронзы с медью, содержащий 62% бронзы
14. Как называются сплавы с другими элементами (кремнием, алюминием, оловом, бериллием и т.д.)
А) Бронзы В) Латунь С) Инвары D) Баббиты
15. Каковы основные характеристики алюминия?
А) Малая плотность, низкая теплопроводность, низкая коррозионная стойкость.
В) Высокая плотность, высокая теплопроводность, высокая коррозионная стойкость
С) Малая плотность, высокая теплопроводность, высокая коррозионная стойкость
D) Малая плотность, высокая теплопроводность, низкая коррозионная стойкость
16. Как называется сплав марки Д16? Каков его химический состав?
А) Баббит, содержащий 16% олова
В) Латунь, содержащая 16% цинка
С) Сталь, содержащая 16% меди
D) Деформируемый алюминиевый сплав, упрочняемый термообработкой – дуралюмин, состав устанавливают по стандарту.
17. К какой группе металлов относится титан?
А) К благородным В) К редкоземельным
С) К тугоплавким D) К легкоплавким
18. Какое свойство делает титановые сплавы особенно ценными по созданию летательных аппаратов?
А) Низкая плотность В) Высокая абсолютная прочность
С) Высокая химическая стойкость D)Высокая удельная прочность
19. Что такое баббиты?
А) латунь с двухфазной структурой В) Литейный алюминиевый сплав
С) Антифрикционный сплав D)Бронза, упрочненная железом и марганцем
20. Какой из приведенных материалов в ответах предпочтителен для изготовления быстроходных подшипников скольжения?
А) Бр 05Ц5С5 В) АО9-2 С) АЧС-3 D) ЛЦ16КЧ
Критерии оценок тестирования:
Оценка «отлично»: 18-20 правильных ответов или 90-100%.
Оценка «хорошо»: 15-17 правильных ответов или 70-89%.
Оценка «удовлетворительно»: 10-14 правильных ответов или 50-69%.
Оценка «неудовлетворительно»: 9 и менее правильных ответов.
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ | B | A | D | D | B | C |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
C | D | B | C | C | A | C |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
A | C | D | C | D | C | B |
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться учебно-методической и справочной литературой, имеющейся на специальном столе
Время выполнения задания - 1 час.
|
Экзаменационный билет № 1 |
1. Методы изучения структуры металла. |
2. Чугуны: классификация, свойства, марки. |
3. Расшифруйте марки сплавов: Ст 3 кп, Сталь 45, 10Х18Н9 |
Экзаменационный билет № 2 |
1. Физические, химические и технологические свойства металлов. |
2. Алюминий и его сплавы. 3. Расшифруйте марки сплавов: В Ст 6 пс, БрОНЦ -5 -5- 5, АЛ9 |
Экзаменационный билет № 3 |
1. Механические свойства материалов и методы их определения. |
2. Медь и ее сплавы. 3. Расшифруйте марки сплавов: Сталь 35А, У13А, АЛ 20 |
Экзаменационный билет № 4 |
1. Технологические свойства металлов и сплавов. |
2. Конструкционная сталь. 3. Расшифруйте марки сплавов: АСт 3кп, Л86, СЧ 15. |
Экзаменационный билет № 5 |
1. Железо и его свойства. Сплавы железа с углеродом. |
2. Понятие термической обработке. 3. Расшифруйте марки сплавов: КЧ 45-5, 20 ХГСА, Д18. |
Экзаменационный билет № 6 |
1. Диаграмма железо-цементит. 2. Стали: классификация, свойства, марки. 3. Расшифруйте марки сплавов: 08Х18Н10Т, Р6М5, АЛ 11 |
Экзаменационный билет № 7 |
1. Легированная сталь |
2. Измерения твердости по методу Бринелля. 3. Расшифруйте марки сплавов: Д16, БСт 2, АЛ2 |
Экзаменационный билет № 8 |
1. Стали и сплавы с особыми свойствами. |
2. Закалка. Отпуск и старение. 3. Расшифруйте марки сплавов: Сталь 55А, 12Х4ГС, БрАЖ-10-10 |
Экзаменационный билет № 9 |
1. Атомно-кристаллическое строение металлов 2. Олово, свинец, цинк и их сплавы. 3. Расшифруйте марки сплавов: У13А, АЛ 9, ВСт 3 кп |
Экзаменационный билет № 10 |
1. Инструментальная сталь. 2. Припои и флюсы. 3. Расшифруйте марки сплавов: Р6М5, КЧ 35-10, ВТ1-1 |
Экзаменационный билет № 11 |
1. Пайка и лужение. |
2. Диаграмма железо-цементит. 3. Расшифруйте марки сплавов: ВТ21Л, ВСт 6, АЛ 20 |
Экзаменационный билет № 12 |
1. Цветные металлы и сплавы: классификация, свойства, марки. |
2. Отжиг и нормализация. 3. Расшифруйте марки сплавов: 12ХГ2, 12ХГ2А, БрАЖ 15-10 |
Экзаменационный билет № 13 |
1. Твердые сплавы. |
2. Полимеры и пластические массы. Каучуки. Резина. 3. Расшифруйте марки сплавов: АСт2 пс, У12А, 10Н12Х12 |
Экзаменационный билет № 14 |
1. Неорганическое стекло. Абразивные материалы. 2. Диаграмма железо-цементит. 3. Расшифруйте марки сплавов: ВСт 6, Р6М5, 10Н4Х2Г6 |
Экзаменационный билет № 15 |
1. Методы изучения структуры металла. |
2. Чугуны: классификация, свойства, марки. |
3. Расшифруйте марки сплавов: Ст 3 кп, Сталь 45, 10Х18Н9 |
Экзаменационный билет № 16 |
1. Физические, химические и технологические свойства металлов. |
2. Алюминий и его сплавы. 3. Расшифруйте марки сплавов: В Ст 6 пс, БрОНЦ -5 -5- 5, АЛ9 |
Экзаменационный билет № 17 |
1. Механические свойства материалов и методы их определения. |
2. Медь и ее сплавы. 3. Расшифруйте марки сплавов: Сталь 35А, У13А, АЛ 20 |
Экзаменационный билет № 18 |
1. Технологические свойства металлов и сплавов. |
2. Конструкционная сталь. 3. Расшифруйте марки сплавов: АСт 3кп, Л86, СЧ 15. |
Экзаменационный билет № 19 |
1. Железо и его свойства. Сплавы железа с углеродом. 2. Понятие термической обработке. 3. Расшифруйте марки сплавов: КЧ 45-5, 20 ХГСА, Д18. |
Экзаменационный билет № 20 |
1. Диаграмма железо-цементит. 2. Стали: классификация, свойства, марки. 3. Расшифруйте марки сплавов: 08Х18Н10Т, Р6М5, АЛ 11 |
Экзаменационный билет № 21 |
1. Легированная сталь |
2. Измерения твердости по методу Бринелля. 3. Расшифруйте марки сплавов: Д16, БСт 2, АЛ2 |
Экзаменационный билет № 22 |
1. Стали и сплавы с особыми свойствами. |
2. Закалка. Отпуск и старение. 3. Расшифруйте марки сплавов: Сталь 55А, 12Х4ГС, БрАЖ-10-10 |
Экзаменационный билет № 23 |
1. Атомно-кристаллическое строение металлов 2. Олово, свинец, цинк и их сплавы. 3. Расшифруйте марки сплавов: У13А, АЛ 9, ВСт 3 кп |
Экзаменационный билет № 24 |
1. Инструментальная сталь. 2. Припои и флюсы. 3. Расшифруйте марки сплавов: Р6М5, КЧ 35-10, ВТ1-1 |
Экзаменационный билет № 25 |
1. Пайка и лужение. |
2. Диаграмма железо-цементит. 3. Расшифруйте марки сплавов: ВТ21Л, ВСт 6, АЛ 20 |
Экзаменационный билет № 26 |
1. Цветные металлы и сплавы: классификация, свойства, марки. |
2. Отжиг и нормализация. 3. Расшифруйте марки сплавов: 12ХГ2, 12ХГ2А, БрАЖ 15-10 |
Экзаменационный билет № 27 |
1. Твердые сплавы. |
2. Полимеры и пластические массы. Каучуки. Резина. 3. Расшифруйте марки сплавов: АСт2 пс, У12А, 10Н12Х12 |
Экзаменационный билет № 28 |
1. Неорганическое стекло. Абразивные материалы. 2. Диаграмма железо-цементит. 3. Расшифруйте марки сплавов: ВСт 6, Р6М5, 10Н4Х2Г6 |
Основная литература:1. Овчинников В.В. Основы материаловедения для сварщиков: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 3 – е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2019. – 272с.
Дополнительные источники:
1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка):
Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия:
Начальное профессиональное образование
2.Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.:
ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф.
образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 272 с.
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и
заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336с.
32