СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект методических материалов для формирования навыков смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплект методических материалов для формирования навыков смыслового чтения»







Муниципальный конкурс

«Ярмарка педагогических идей – 2020»













«Формирование навыков смыслового чтения»
















Автор:

Кохановская Марина Анатольевна, учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория, педагогический стаж 34 года,

МБОУ «СОШ № 19»








г. Тулун, 2020



Комплект учебно-методических материалов

«Формирование навыков смыслового чтения»

















Готовые карты для работы

на уроках литературного чтения в 4 классе

по комплекту

УМК «Школа России»





























Содержание


Название

Стр.

Титульный лист

2

Содержание

3

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4

М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб»

5

Обобщение изученного материала

6

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

7

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка

8

И.А. Бунин «Листопад»

9

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

10

П. Бажов «Серебряное копытце»

11

С. Аксаков «Аленький цветочек»

12

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

13

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

14

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка

15

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

16

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

17

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

18

М.М. Зощенко «Ёлка»

19

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

20

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

21

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

22

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

23

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

24

М.М. Пришвин «Выскочка»

25

Список литературы

26

























Раздел «Чудесный мир классики»


Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Исследование текста сказки

Проведите исследование сказки, результаты запишите в таблицу.

Параметры исследования

А.С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Автор, название произведения



Вид сказки



Главная мысль



Признаки волшебной сказки

Герои



Предметы



Превращения



Особенности волшебной сказки

Главный герой, герои


Повторы событий




Испытания




Награда




Напишите отзыв о прочитанной сказке по алгоритму:

1. Указать автора и название произведения, определить тему прочитанной сказки.

2. Определить главную мысль сказки.

3. Выразить своё отношение к героям сказки, подтверждая это их поступками.

4. Сформулировать вывод о том, чему учит эта сказка.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Раздел «Чудесный мир классики»


Тема: М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб»


  1. Проведите исследование поступков героев произведения М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб» и оформите результаты в таблице.



Герой

Поступок

Черты характера

Магуль – Мегери





Ашик – Кериб





Куршуд – бек





Хадерилиаз




Мать Ашик-Кериба






  1. Составьте и напишите фразу – конструкт: «Я считаю, что Ашик-Кериб был ____________________________________, потому что_______________________.


  1. Составьте текст – рассуждение на тему: «Настоящий друг» на примере героев сказки «Ашик – Кериб» по алгоритму:

  1. Выбрать тему.

  2. Определить проблему.

  3. Сформулировать утверждение.

  4. Привести аргументы.

  5. Сделать вывод о верности предположения.

  6. Представить план текста – рассуждения.

  7. Представить текст рассуждения.


Для справки: текст – рассуждение – это текст, в котором обосновывается мнение, суждение о каком – либо факте, явлении.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «Чудесный мир классики»


Тема: Обобщение изученного материала


1.Проведите исследование жизни героев произведений Л.Н. Толстой «Детство», А.П. Чехов «Ванька», А.П. Чехов «Мальчики». 1 Что сближает эти произведения, чем они отличаются. Результаты запищите в таблицу


Параметры исследования

Л.Н. Толстой «Детство»

А.П. Чехов «Мальчики»

А.П. Чехов «Ванька»

Герои





Род занятий главных героев





Есть ли семья у главных героев




Каково отношение взрослых к героям




Любимые занятия героев




Какой характер у главных героев





Сделайте вывод. Сравните условия жизни героев, определите причины несчастливой жизни героя рассказа А.П. Чехова «Ванька». Можно ли сказать, что хорошая семья делает человека счастливым?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Какие качества характера вам нравятся у героев этих рассказов? На кого вы хотели бы быть похожими?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Раздел «Поэтическая тетрадь»


Тема: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»


1.Найдите средства художественной выразительности в стихотворениях Ф.И. Тютчева. Результаты запищите в таблицу.


Параметры исследования

«Еще земли печален вид»

Как неожиданно и ярко

Жанр произведения



Тема стихотворения



Эпитеты



Олицетворение



Метафоры



Сравнения



Настроение стихотворения





Ваше отношение к стихотворению и обоснование




2. Подберите синонимы, дайте свое объяснение к словам и словосочетаниям из стихотворения «Еще земли печален вид»


«печален вид»


«мертвый стебль колышет»


«природа не проснулась»


«редеющий сон»


«природа улыбнулась»



3. Подберите синонимы, дайте свое объяснение к словам и словосочетаниям из стихотворения «Как неожиданно и ярко»


Минутное торжество


Влажная синева неба


Радужное виденье


Полнеба обхватила

















Раздел «Поэтическая тетрадь»


Тема: А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1.Найдите средства художественной выразительности в стихотворениях А.А. Фета Результаты запищите в таблицу.


Параметры исследования

«Весенний дождь»

«Бабочка»

Жанр произведения



Тема стихотворения



Эпитеты



Олицетворение



Метафоры



Сравнения



Настроение стихотворения





Ваше отношение к стихотворению и обоснование




2. Подберите синонимы, дайте свое объяснение к словам и словосочетаниям из стихотворения «Весенний дождь»


«Весенний дождь»

Свой вариант

Солнце блещет



В золотой пыли



Душистым медом тянет




3. Выпишите слова, которыми автор описывает бабочку_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Представьте себе бабочку из стихотворения А.А. Фета. Изобразите ее на листе бумаги.
















Раздел «Поэтическая тетрадь»


Тема: И.А. Бунин «Листопад»

1.Найдите средства художественной выразительности в стихотворении И.А. Бунина Результаты запищите в таблицу.


Параметры исследования

И.А. Бунин «Листопад»

Жанр произведения


Тема стихотворения


Эпитеты


Олицетворение


Метафоры


Сравнения


Настроение стихотворения



Ваше отношение к стихотворению и обоснование



2. Выпишите из стихотворения И.А. Бунина «Листопад» сравнения. Предложите свои варианты сравнения на тему «Осень»


Параметры сравнения

И.А. Бунин «Листопад»

Свой вариант

Лес




Елочки




Небо




Поляна





3. Объясните значение слов, проверьте себя по словарю.


Терем - _________________________________________________________________


Резьба - _________________________________________________________________


Вдова - __________________________________________________________________


Заворожённый - __________________________________________________________











Раздел «Литературные сказки»


Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»


  1. Работа до чтения сказки. В сказке встретятся слова, значение которых вам может быть неизвестно, потому что сказка написана давно и многие слова уже не употребляются в современной речи.


Пёстренькая – окрашенная в несколько цветов.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Учтиво – очень вежливо.

Бюро – стол для письменных занятий.

Свод – верхняя часть помещения, купол, который сводится в одну точку.

Авось – может быть.

Уверился – убедился.

Померкли – утратили яркость.

Мудрено – трудно, сложно.

Извольте – строгое побуждение к действию.

С сими словами – с этими словами.

Камин – комнатная печь у стены.

Досадно – с чувством обиды.

Индо – даже.

Одинакие – одинаковые.

Опамятоваться – опомниться.

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

Счесть нельзя – сосчитать нельзя

Одинакие – одинаковые

Учтиво – очень вежливо

Досадно – обидно

Авось - может быть


  1. После чтения. На основе сказки В. Одоевского «Городок в табакерке» составь рассказ об устройстве музыкальной шкатулки. При составлении рассказа воспользуйся вопросным планом.

  1. Что Миша узнал о работе колокольчиков в музыкальной шкатулке?

_____________________________________________________________________


  1. Как работают молоточки и какую функцию выполняют?

______________________________________________________________________


  1. Чем в шкатулке занимается господин Валик?

______________________________________________________________________


  1. Какая роль в шкатулке отведена принцессе Пружинке?

______________________________________________________________________


  1. Что сказал папа Мише, когда путешествие в мир музыкальной табакерки закончилось?

______________________________________________________________________




Раздел «Литературные сказки»


Тема: П. Бажов «Серебряное копытце»


1. Проведите исследование особенностей характера героев сказки «Серебряное копытце», запишите результаты в таблицу.


Особенности героев сказки

Параметры сравнения

Кокованя

Дарёнка

Внешность героя




Характер героя




Отношения с другими героями




Отношения автора к герою




Как вы относитесь к герою





2. Допишите предложения:

Главные герои сказки Кокованя и Дарёнка обладают такими человеческими качествами, как _______________________________________________________________

Автор сказки П. Бажов хотел научить читателей ______________________________

_________________________________________________________________________


3. Можно ли считать, что сказка «Серебряное копытце» относится к волшебным сказкам. Результаты исследования запишите в таблицу.


Параметры исследования

«Серебряное копытце»

Автор



Главные герои



Испытания (беда)



Повторы



Волшебные помощники



Волшебство



Награда




Составьте и запишите предложение: Сказка «Серебряное копытце» - это сказка ______________________, потому что ____________________________________________.





Раздел «Литературные сказки»


Тема: С. Аксаков «Аленький цветочек»

1. Сказка «Аленький цветочек» литературная. А есть ли в ней следы народной сказки? Проведите исследование сказки «Аленький цветочек», запишите результаты (примеры из сказки) в таблицу:

Параметры исследования

«Аленький цветочек»

Положительные герои




Отрицательные герои




Построение: зачин, присказка, концовка




Волшебные предметы




Устойчивые выражения




Волшебные числа




Запишите предложение: Сказка «Аленький цветочек» литературная, в ней ________

______________________________________________________, присущих народной сказке.

2. Пронумеруйте события сказки по порядку.

___Отправился купец в дальние страны.

___Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

___Жил купец и было у него три дочери.

___Младшая дочь у зверя лесного.

___Зависть сестёр.

___Купец встретился со зверем лесным.

___Превращение зверя в принца.

  1. Проведите исследование характера сестер из сказки. Результаты запишите в таблицу.

Параметры исследования

Старшая дочь

Средняя дочь

Младшая дочь

Отношение к отцу




Какие подарки хотели получить




Какие совершали поступки




Отношение отца к дочерям




Награда





Сделайте вывод. __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «Делу время – потехе час»


Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»


  1. По каким признакам Петя Зубов практически без труда отличал «настоящих» старичков от заколдованных мальчиков и девочек? Проведи исследование, результаты запиши в таблицу.

Параметры исследования

Маруся Поспелова

Наденька Соколова

Вася Зайцев

Что делали мнимые старички, когда их увидел Петя Зубов




По каким признакам Петя догадывался, что перед ним настоящие старики?

Учитель

Маляр

Начальник пожарной охраны







Сделай вывод. Закончи предложение. Настоящие старики ______________________,

Заколдованные третьеклассники _______________________________________________.


  1. Подчеркни пословицы, которые отражают тот же смысл, что и концовка «Сказки о потерянном времени».

- Время не деньги, потеряешь – не найдешь.

- Деньги пропали – еще наживешь; время пропало – его не вернешь.

- Вчерашнего дня не воротишь.

- Упустишь минуту – потеряешь час.

- Был бы друг, а время будет.

- Одна нога тут, друга там.

- Кто по годам, а кто по часам.

- Много воды утекло с тех пор.

- Москва веками строилась.

- Спешить не спеши, а поторапливайся.

- На хотенье есть терпенье.

- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Время красит безвременье старит.

- Год – не неделя, Покров – не теперя, до Петрова дня - не два дня.

- Часом море не переедешь.

3. Напиши отзыв на произведение Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «Делу время – потехе час»


Тема: В.Ю. Драгунский «Главные реки»


  1. Словарная работа. Прочитайте слова, подберите к ним синонимы.


Прыть – ______________________________________________________________________
Позор - _______________________________________________________________________
Ловко - _______________________________________________________________________
Сноровисто- __________________________________________________________________
Примчаться- __________________________________________________________________
Вежливый-____________________________________________________________________

Бодро – ______________________________________________________________________
Продекламировать - ____________________________________________________________
Влепить- _____________________________________________________________________


Объясните значение фразеологизмов:

Вылетело из головы -___________________________________________________________

Одеваться как на пожар - _______________________________________________________

Смеяться до слез - _____________________________________________________________


  1. Внимательно прочитай рассказ, проведи исследование характеров героев рассказа. Результаты исследования запиши в таблицу.

Особенности героев рассказа

Параметры сравнения

Дениска

Мишка

Возраст героев



Фамилия



Увлечения






Смешные ситуации






Отношения автора к герою




Как вы относитесь к герою





Сделай вывод. Запиши предложение. Мишки и Дениска – друзья, потому что ______

_____________________________________________________________________________


  1. В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьезное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы ее обязательно найдете. Что же хотел нам сказать автор? Какова главная мысль этого рассказа? ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Раздел «Делу время – потехе час»


Тема: В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»


1. Можно ли назвать рассказ Драгунского смешным? Проведите исследование и результаты запишите в таблицу.


Признаки смешного произведения

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Приведите примеры из рассказа

Преувеличение




Несоответствие




Неожиданность




Игра в слова




Комическое сравнение





Сделай вывод. Запиши предложение. В рассказе «Что любит Мишка» автор использует приемы создания комического _________________________________________

_____________________________________________________________________________

поэтому его можно считать _____________________________________________________


2. Что хотел нам сказать автор? Какова главная мысль рассказа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Задай вопросы одноклассникам по рассказу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Раздел «Делу время – потехе час»


Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»


1. Объясните значение слов. При затруднении используйте толковый словарь.

Горчица - _________________________________________________________________

Кондуктор - _______________________________________________________________

Патент - __________________________________________________________________


2. Гуляя по городу, мальчик встречался со многими людьми. Как вы думаете, чему научила его каждая встреча? Исследуйте текст, результаты запишите в таблицу и сделайте вывод.

Параметры исследования

Чему научила мальчика эта встреча

Эмоции и чувства мальчика во время встреч с людьми разных профессий

1. встреча с __________________________







2. встреча с __________________________







3. встреча с __________________________







4. встреча с __________________________







5. встреча с __________________________







6. встреча с __________________________








Сделайте вывод. Запишите предложения. Гуляя по городу мальчик встретился с ____

______________________________________________________________________________________________________________________________________. Эти встречи научили мальчика ____________________________________________________________________.








Раздел «Страна детства»


Тема: Б. С. Житков «Как я ловил человечков»


  1. Проведите исследование поступков героя произведения «Как я ловил человечков». Результаты исследования запишите в таблицу.


Поступок

Черты характера


















Составьте и запишите фразу – конструкт. Я считаю, что Боря был ____________________ мальчиком, потому что _________________________________________________________


2. Напишите отзыв на рассказ «Как я ловил человечков»


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Пронумеруйте части плана рассказа.



____«Я больше не мог терпеть»

____Таинственный пароходик

____Борю привезли к бабушке

____Тайный план

____Маленькие жильцы пароходика

____Охота на человечков

____ «Чего я наделал-то!»

____Ночные наблюдения за пароходиком



Раздел «Страна детства»


Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


1. Текст Паустовского живописен и выразителен. Множество деталей и штрихов придают рассказу легкость, изящество. Автор использует в рассказе эпитеты, олицетворения, сравнения. Исследуйте текст, запишите результаты исследования в таблицу.

Параметры исследования

К. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Эпитеты





Сравнения





Олицетворения






  1. Главные герои рассказа и их характеристика. Изучите рассказ, результаты исследования запишите в таблицу.

Дагни Педерсен

Поступок

Черты характера














Эдвард Григ

Поступок

Черты характера














  1. Чему, по-вашему мнению, научилась Дагни Педерсен у Эдварда Грига?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «Страна детства»


Тема: М.М. Зощенко «Ёлка»


  1. Запиши слова, которые характеризуют Миньку: когда он был маленьким – в правый столбик, когда он стал взрослым – в левый столбик.

Глупый, веселый, добродушный, мудрый, вредный, великодушный, жалостливый, невоспитанный, думающий, грубый, жадный, жестокий.


Минька в детстве

Минька вырос












  1. Главные герои рассказа и их характеристика. Изучите рассказ, результаты исследования запишите в таблицу.


Параметры исследования

Лёля

Минька

Возраст



Рост



Характер




Что могут достать с елки?



Как ест?



Поведение






  1. Составьте свой словарик слов из рассказа. Дайте толкование словам, используя текст рассказа.


Крымские яблоки – _________________________________________________________

Длинновязая – _____________________________________________________________

Пастилка – ________________________________________________________________

Не буду церемониться – _____________________________________________________

Фарфоровая ручка – _________________________________________________________

Золотушный ребёнок – ______________________________________________________

Не ручаюсь – ______________________________________________________________










Раздел «Поэтическая тетрадь»


Тема: В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»



1. Сравните стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Чем они похожи, чем отличаются? Результаты запищите в таблицу.


Параметры сравнения

«Опять сон»

«Детская».

Жанр произведения



Тема стихотворения



Эпитеты



Олицетворение



Метафоры



Сравнения



Настроение стихотворения





Ваше отношение к стихотворению и обоснование




Вывод. Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» похожи, потому что _____________________________________________________________________________

Или: Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» не похожи, потому что __________________________________________________________________________


  1. Выпишите слова, непонятные вам по значению. Найдите значение этих слов в словаре.

______________ - __________________________________

______________ - __________________________________

______________ - __________________________________

______________ - __________________________________

______________ - __________________________________


  1. Какие чувства испытывает герой стихотворения «Опять сон»? Проведи исследование, результаты запиши в таблицу.

Параметры исследования

«Опять сон»

Строчка из стихотворения

Боязнь


Страх


Опасность


Грусть



  1. Найди и выпиши одну считалку из стихотворения «Детская». Запиши свою любимую считалку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Раздел «Поэтическая тетрадь»


Тема: С.А. Есенин «Бабушкины сказки»


1. Сергей Александрович очень любил свою бабушку. Найдите в тексте подтверждение этому утверждению. Результаты исследования запишите в таблицу


Параметры исследования

«Бабушкины сказки»

Жанр произведения


Тема стихотворения


выпишите глаголы из стихотворения, показывающие действия детей, когда они слушают бабушку.


Какие строчки говорят о любви бабушки к детям?


Настроение стихотворения




2. Из контекста стихотворения определи значения слов и выражений:

Задворки - _______________________________________________________________

Салазки - ________________________________________________________________

Разухабистой гурьбой - ____________________________________________________

Задорной - _______________________________________________________________



  1. Внимательное прочитайте стихотворение и дайте характеристику главным героям стихотворения.


Параметры исследования

Крестьянские дети

Бабушка

Характер героев

























Раздел «Поэтическая тетрадь»


Тема: М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»


1. Сравните стихотворения М.И. Цветаевой. Чем они похожи, чем отличаются? Результаты сравнения запишите в таблицу.

Параметры сравнения

«Бежит тропинка с бугорка»

«Наши царства»

Жанр произведения




Тема стихотворения




Эпитеты




Олицетворение




Метафоры




Сравнения




Настроение стихотворения






Главная мысль






Вывод. Запишите предложения. Стихи М. Цветаевой похожи, потому что ________________________________________________. Стихи отличаются ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Запишите, как вспоминает свое детство М. Цветаева: какие образы создает (какие слова использует для создания этих образов).


М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка..»

Утро, полдень, закаты - ____________________________________________________

Лопаты - _________________________________________________________________

Сарай - __________________________________________________________________


М. Цветаева «Наши царства»


Владенья - _______________________________________________________________

Девочки - ________________________________________________________________

Деревья - ________________________________________________________________

Мир детства - ____________________________________________________________




Раздел «Природа и мы»


Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»


1. Проведите исследование особенностей характера героев рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш», запишите результаты в таблицу.


Особенности героев рассказа

Параметры исследования

Тарас

Соболько

Лебедь

Внешность героя






Характер героя






Отношения с другими героями






Отношения автора к герою






Как вы относитесь к герою







2. Допишите предложения:

Главный герой рассказа Тарас обладает такими положительными качествами, как _____________________________________________________________________________

Д.Н. Мамин – Сибиряк хотел поделиться с читателями ________________________

_____________________________________________________________________________


3. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах. Результаты запиши в таблицу.


План сравнения

Лебедь из рассказа «Приемыш»

Статья из энциклопедии «Лебедь»

Текст художественный или научно-популярный



Тема




Главный герой



Внешний облик героя




Цель текста




Автор текста обращается




В результате прочтения текста читатель



Раздел «Природа и мы»


Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька»


1. Проведите исследование особенностей характера, внешнего вида героев рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька», запишите результаты в таблицу.


Особенности характеров героев рассказа

Параметры исследования

Барбос

Жулька

Внешность героя










Характер героя








Отношения с другими героями







Отношения автора к герою









2. Напишите отзыв на рассказ «Барбос и Жулька». Используйте план написания


1. Указать автора и название произведения, определить тему прочитанного рассказа.

2. Определить главную мысль рассказа.

3. Выразить своё отношение к героям рассказа, подтверждая это их поступками.

4. Сформулировать вывод о том, чему учит этот рассказ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «Природа и мы»


Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»



1. Проведите исследование особенностей характера, внешнего вида героев рассказа М.М. Пришвина «Выскочка», запишите результаты в таблицу.


Особенности характеров героев рассказа

Параметры сравнения

Вьюшка

Выскочка

Внешность героя






Характер героя





Отношения с другими героями





Отношения автора к герою







2. Словарно-лексическая работа: определи значение слов и выражений:

Выводок - _______________________________________________________________

Сородичи - _______________________________________________________________

Улучила - ________________________________________________________________

Поскакала дуром - ________________________________________________________

С заскоком и пыльцой в голове - ____________________________________________

Срам - ___________________________________________________________________

Бдительность - ___________________________________________________________


3. Подчеркни пословицу, которая выражает основную мысль рассказа

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Богатством ума не купишь.

- Один якал, якал, да и заплакал.










Список литературы:


  1. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др] – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2020 г.

  2. Н.А. Стефаненко Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений, 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.– М.: Просвещение, 2018 г.

  3. Управление начальной школой [Электронный ресурс]: - Актион МЦФЭР.

  4. Технологические карты предметной линии «Литературное чтение» [Электронный ресурс]: - М.: Просвещение.



1 Рассказ А.П. Чехова «Ванька» дети читали в рамках внеклассного чтения

36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!