Муниципальный конкурс
«Ярмарка педагогических идей – 2020»
«Формирование навыков смыслового чтения»
Автор:
Кохановская Марина Анатольевна, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория, педагогический стаж 34 года,
МБОУ «СОШ № 19»
г. Тулун, 2020
Комплект учебно-методических материалов
«Формирование навыков смыслового чтения»
Готовые карты для работы
на уроках литературного чтения в 4 классе
по комплекту
УМК «Школа России»
Содержание
Название | Стр. |
Титульный лист | 2 |
Содержание | 3 |
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 4 |
М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» | 5 |
Обобщение изученного материала | 6 |
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» | 7 |
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка | 8 |
И.А. Бунин «Листопад» | 9 |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 10 |
П. Бажов «Серебряное копытце» | 11 |
С. Аксаков «Аленький цветочек» | 12 |
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 13 |
В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 14 |
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка | 15 |
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 16 |
Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 17 |
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 18 |
М.М. Зощенко «Ёлка» | 19 |
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 20 |
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 21 |
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 22 |
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» | 23 |
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 24 |
М.М. Пришвин «Выскочка» | 25 |
Список литературы | 26 |
Раздел «Чудесный мир классики»
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Исследование текста сказки
Проведите исследование сказки, результаты запишите в таблицу.
Параметры исследования | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Автор, название произведения | |
Вид сказки | |
Главная мысль | |
Признаки волшебной сказки |
Герои | |
Предметы | |
Превращения | |
Особенности волшебной сказки |
Главный герой, герои | |
Повторы событий | |
Испытания | |
Награда | |
Напишите отзыв о прочитанной сказке по алгоритму:
1. Указать автора и название произведения, определить тему прочитанной сказки.
2. Определить главную мысль сказки.
3. Выразить своё отношение к героям сказки, подтверждая это их поступками.
4. Сформулировать вывод о том, чему учит эта сказка.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Чудесный мир классики»
Тема: М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб»
-
Проведите исследование поступков героев произведения М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб» и оформите результаты в таблице.
Герой | Поступок | Черты характера |
Магуль – Мегери | | |
Ашик – Кериб | | |
Куршуд – бек | | |
Хадерилиаз | | |
Мать Ашик-Кериба | | |
-
Составьте и напишите фразу – конструкт: «Я считаю, что Ашик-Кериб был ____________________________________, потому что_______________________.
-
Составьте текст – рассуждение на тему: «Настоящий друг» на примере героев сказки «Ашик – Кериб» по алгоритму:
-
Выбрать тему.
-
Определить проблему.
-
Сформулировать утверждение.
-
Привести аргументы.
-
Сделать вывод о верности предположения.
-
Представить план текста – рассуждения.
-
Представить текст рассуждения.
Для справки: текст – рассуждение – это текст, в котором обосновывается мнение, суждение о каком – либо факте, явлении.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Чудесный мир классики»
Тема: Обобщение изученного материала
1.Проведите исследование жизни героев произведений Л.Н. Толстой «Детство», А.П. Чехов «Ванька», А.П. Чехов «Мальчики». 1 Что сближает эти произведения, чем они отличаются. Результаты запищите в таблицу
Параметры исследования | Л.Н. Толстой «Детство» | А.П. Чехов «Мальчики» | А.П. Чехов «Ванька» |
Герои | | | |
Род занятий главных героев | | | |
Есть ли семья у главных героев | | | |
Каково отношение взрослых к героям | | | |
Любимые занятия героев | | | |
Какой характер у главных героев | | | |
Сделайте вывод. Сравните условия жизни героев, определите причины несчастливой жизни героя рассказа А.П. Чехова «Ванька». Можно ли сказать, что хорошая семья делает человека счастливым?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие качества характера вам нравятся у героев этих рассказов? На кого вы хотели бы быть похожими?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
1.Найдите средства художественной выразительности в стихотворениях Ф.И. Тютчева. Результаты запищите в таблицу.
Параметры исследования | «Еще земли печален вид» | Как неожиданно и ярко |
Жанр произведения | | |
Тема стихотворения | | |
Эпитеты | | |
Олицетворение | | |
Метафоры | | |
Сравнения | | |
Настроение стихотворения | | |
Ваше отношение к стихотворению и обоснование | | |
2. Подберите синонимы, дайте свое объяснение к словам и словосочетаниям из стихотворения «Еще земли печален вид»
«печален вид» | |
«мертвый стебль колышет» | |
«природа не проснулась» | |
«редеющий сон» | |
«природа улыбнулась» | |
3. Подберите синонимы, дайте свое объяснение к словам и словосочетаниям из стихотворения «Как неожиданно и ярко»
Минутное торжество | |
Влажная синева неба | |
Радужное виденье | |
Полнеба обхватила | |
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема: А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
1.Найдите средства художественной выразительности в стихотворениях А.А. Фета Результаты запищите в таблицу.
Параметры исследования | «Весенний дождь» | «Бабочка» |
Жанр произведения | | |
Тема стихотворения | | |
Эпитеты | | |
Олицетворение | | |
Метафоры | | |
Сравнения | | |
Настроение стихотворения | | |
Ваше отношение к стихотворению и обоснование | | |
2. Подберите синонимы, дайте свое объяснение к словам и словосочетаниям из стихотворения «Весенний дождь»
«Весенний дождь» | Свой вариант |
Солнце блещет | |
В золотой пыли | |
Душистым медом тянет | |
3. Выпишите слова, которыми автор описывает бабочку_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Представьте себе бабочку из стихотворения А.А. Фета. Изобразите ее на листе бумаги.
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема: И.А. Бунин «Листопад»
1.Найдите средства художественной выразительности в стихотворении И.А. Бунина Результаты запищите в таблицу.
Параметры исследования | И.А. Бунин «Листопад» |
Жанр произведения | |
Тема стихотворения | |
Эпитеты | |
Олицетворение | |
Метафоры | |
Сравнения | |
Настроение стихотворения | |
Ваше отношение к стихотворению и обоснование | |
2. Выпишите из стихотворения И.А. Бунина «Листопад» сравнения. Предложите свои варианты сравнения на тему «Осень»
Параметры сравнения | И.А. Бунин «Листопад» | Свой вариант |
Лес | | |
Елочки | | |
Небо | | |
Поляна | | |
3. Объясните значение слов, проверьте себя по словарю.
Терем - _________________________________________________________________
Резьба - _________________________________________________________________
Вдова - __________________________________________________________________
Заворожённый - __________________________________________________________
Раздел «Литературные сказки»
Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
-
Работа до чтения сказки. В сказке встретятся слова, значение которых вам может быть неизвестно, потому что сказка написана давно и многие слова уже не употребляются в современной речи.
Пёстренькая – окрашенная в несколько цветов.
Счесть нельзя – сосчитать нельзя.
Учтиво – очень вежливо.
Бюро – стол для письменных занятий.
Свод – верхняя часть помещения, купол, который сводится в одну точку.
Авось – может быть.
Уверился – убедился.
Померкли – утратили яркость.
Мудрено – трудно, сложно.
Извольте – строгое побуждение к действию.
С сими словами – с этими словами.
Камин – комнатная печь у стены.
Досадно – с чувством обиды.
Индо – даже.
Одинакие – одинаковые.
Опамятоваться – опомниться.
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
Счесть нельзя – сосчитать нельзя
Одинакие – одинаковые
Учтиво – очень вежливо
Досадно – обидно
Авось - может быть
-
После чтения. На основе сказки В. Одоевского «Городок в табакерке» составь рассказ об устройстве музыкальной шкатулки. При составлении рассказа воспользуйся вопросным планом.
-
Что Миша узнал о работе колокольчиков в музыкальной шкатулке?
_____________________________________________________________________
-
Как работают молоточки и какую функцию выполняют?
______________________________________________________________________
-
Чем в шкатулке занимается господин Валик?
______________________________________________________________________
-
Какая роль в шкатулке отведена принцессе Пружинке?
______________________________________________________________________
-
Что сказал папа Мише, когда путешествие в мир музыкальной табакерки закончилось?
______________________________________________________________________
Раздел «Литературные сказки»
Тема: П. Бажов «Серебряное копытце»
1. Проведите исследование особенностей характера героев сказки «Серебряное копытце», запишите результаты в таблицу.
Особенности героев сказки |
Параметры сравнения | Кокованя | Дарёнка |
Внешность героя | | |
Характер героя | | |
Отношения с другими героями | | |
Отношения автора к герою | | |
Как вы относитесь к герою | | |
2. Допишите предложения:
Главные герои сказки Кокованя и Дарёнка обладают такими человеческими качествами, как _______________________________________________________________
Автор сказки П. Бажов хотел научить читателей ______________________________
_________________________________________________________________________
3. Можно ли считать, что сказка «Серебряное копытце» относится к волшебным сказкам. Результаты исследования запишите в таблицу.
Параметры исследования | «Серебряное копытце» |
Автор | |
Главные герои | |
Испытания (беда) | |
Повторы | |
Волшебные помощники | |
Волшебство | |
Награда | |
Составьте и запишите предложение: Сказка «Серебряное копытце» - это сказка ______________________, потому что ____________________________________________.
Раздел «Литературные сказки»
Тема: С. Аксаков «Аленький цветочек»
1. Сказка «Аленький цветочек» литературная. А есть ли в ней следы народной сказки? Проведите исследование сказки «Аленький цветочек», запишите результаты (примеры из сказки) в таблицу:
Параметры исследования | «Аленький цветочек» |
Положительные герои | |
Отрицательные герои | |
Построение: зачин, присказка, концовка | |
Волшебные предметы | |
Устойчивые выражения | |
Волшебные числа | |
Запишите предложение: Сказка «Аленький цветочек» литературная, в ней ________
______________________________________________________, присущих народной сказке.
2. Пронумеруйте события сказки по порядку.
___Отправился купец в дальние страны.
___Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
___Жил купец и было у него три дочери.
___Младшая дочь у зверя лесного.
___Зависть сестёр.
___Купец встретился со зверем лесным.
___Превращение зверя в принца.
-
Проведите исследование характера сестер из сказки. Результаты запишите в таблицу.
Параметры исследования | Старшая дочь | Средняя дочь | Младшая дочь |
Отношение к отцу | | | |
Какие подарки хотели получить | | | |
Какие совершали поступки | | | |
Отношение отца к дочерям | | | |
Награда | | | |
Сделайте вывод. __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Делу время – потехе час»
Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
-
По каким признакам Петя Зубов практически без труда отличал «настоящих» старичков от заколдованных мальчиков и девочек? Проведи исследование, результаты запиши в таблицу.
Параметры исследования | Маруся Поспелова | Наденька Соколова | Вася Зайцев |
Что делали мнимые старички, когда их увидел Петя Зубов | | | |
По каким признакам Петя догадывался, что перед ним настоящие старики? |
Учитель | Маляр | Начальник пожарной охраны | |
| | | |
Сделай вывод. Закончи предложение. Настоящие старики ______________________,
Заколдованные третьеклассники _______________________________________________.
-
Подчеркни пословицы, которые отражают тот же смысл, что и концовка «Сказки о потерянном времени».
- Время не деньги, потеряешь – не найдешь.
- Деньги пропали – еще наживешь; время пропало – его не вернешь.
- Вчерашнего дня не воротишь.
- Упустишь минуту – потеряешь час.
- Был бы друг, а время будет.
- Одна нога тут, друга там.
- Кто по годам, а кто по часам.
- Много воды утекло с тех пор.
- Москва веками строилась.
- Спешить не спеши, а поторапливайся.
- На хотенье есть терпенье.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Время красит безвременье старит.
- Год – не неделя, Покров – не теперя, до Петрова дня - не два дня.
- Часом море не переедешь.
3. Напиши отзыв на произведение Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Делу время – потехе час»
Тема: В.Ю. Драгунский «Главные реки»
-
Словарная работа. Прочитайте слова, подберите к ним синонимы.
Прыть – ______________________________________________________________________
Позор - _______________________________________________________________________
Ловко - _______________________________________________________________________
Сноровисто- __________________________________________________________________
Примчаться- __________________________________________________________________
Вежливый-____________________________________________________________________
Бодро – ______________________________________________________________________
Продекламировать - ____________________________________________________________
Влепить- _____________________________________________________________________
Объясните значение фразеологизмов:
Вылетело из головы -___________________________________________________________
Одеваться как на пожар - _______________________________________________________
Смеяться до слез - _____________________________________________________________
-
Внимательно прочитай рассказ, проведи исследование характеров героев рассказа. Результаты исследования запиши в таблицу.
Особенности героев рассказа |
Параметры сравнения | Дениска | Мишка |
Возраст героев | | |
Фамилия | | |
Увлечения | | |
Смешные ситуации | | |
Отношения автора к герою | | |
Как вы относитесь к герою | | |
Сделай вывод. Запиши предложение. Мишки и Дениска – друзья, потому что ______
_____________________________________________________________________________
-
В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьезное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы ее обязательно найдете. Что же хотел нам сказать автор? Какова главная мысль этого рассказа? ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Делу время – потехе час»
Тема: В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
1. Можно ли назвать рассказ Драгунского смешным? Проведите исследование и результаты запишите в таблицу.
Признаки смешного произведения | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Приведите примеры из рассказа |
Преувеличение | |
Несоответствие | |
Неожиданность | |
Игра в слова | |
Комическое сравнение | |
Сделай вывод. Запиши предложение. В рассказе «Что любит Мишка» автор использует приемы создания комического _________________________________________
_____________________________________________________________________________
поэтому его можно считать _____________________________________________________
2. Что хотел нам сказать автор? Какова главная мысль рассказа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Задай вопросы одноклассникам по рассказу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Делу время – потехе час»
Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
1. Объясните значение слов. При затруднении используйте толковый словарь.
Горчица - _________________________________________________________________
Кондуктор - _______________________________________________________________
Патент - __________________________________________________________________
2. Гуляя по городу, мальчик встречался со многими людьми. Как вы думаете, чему научила его каждая встреча? Исследуйте текст, результаты запишите в таблицу и сделайте вывод.
Параметры исследования | Чему научила мальчика эта встреча | Эмоции и чувства мальчика во время встреч с людьми разных профессий |
1. встреча с __________________________ | | |
2. встреча с __________________________ | | |
3. встреча с __________________________ | | |
4. встреча с __________________________ | | |
5. встреча с __________________________ | | |
6. встреча с __________________________ | | |
Сделайте вывод. Запишите предложения. Гуляя по городу мальчик встретился с ____
______________________________________________________________________________________________________________________________________. Эти встречи научили мальчика ____________________________________________________________________.
Раздел «Страна детства»
Тема: Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
-
Проведите исследование поступков героя произведения «Как я ловил человечков». Результаты исследования запишите в таблицу.
Составьте и запишите фразу – конструкт. Я считаю, что Боря был ____________________ мальчиком, потому что _________________________________________________________
2. Напишите отзыв на рассказ «Как я ловил человечков»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Пронумеруйте части плана рассказа.
____«Я больше не мог терпеть»
____Таинственный пароходик
____Борю привезли к бабушке
____Тайный план
____Маленькие жильцы пароходика
____Охота на человечков
____ «Чего я наделал-то!»
____Ночные наблюдения за пароходиком
Раздел «Страна детства»
Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1. Текст Паустовского живописен и выразителен. Множество деталей и штрихов придают рассказу легкость, изящество. Автор использует в рассказе эпитеты, олицетворения, сравнения. Исследуйте текст, запишите результаты исследования в таблицу.
Параметры исследования | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
Эпитеты | |
Сравнения | |
Олицетворения | |
-
Главные герои рассказа и их характеристика. Изучите рассказ, результаты исследования запишите в таблицу.
Дагни Педерсен
Эдвард Григ
-
Чему, по-вашему мнению, научилась Дагни Педерсен у Эдварда Грига?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Страна детства»
Тема: М.М. Зощенко «Ёлка»
-
Запиши слова, которые характеризуют Миньку: когда он был маленьким – в правый столбик, когда он стал взрослым – в левый столбик.
Глупый, веселый, добродушный, мудрый, вредный, великодушный, жалостливый, невоспитанный, думающий, грубый, жадный, жестокий.
Минька в детстве | Минька вырос |
| |
-
Главные герои рассказа и их характеристика. Изучите рассказ, результаты исследования запишите в таблицу.
Параметры исследования | Лёля | Минька |
Возраст | | |
Рост | | |
Характер | | |
Что могут достать с елки? | | |
Как ест? | | |
Поведение | | |
-
Составьте свой словарик слов из рассказа. Дайте толкование словам, используя текст рассказа.
Крымские яблоки – _________________________________________________________
Длинновязая – _____________________________________________________________
Пастилка – ________________________________________________________________
Не буду церемониться – _____________________________________________________
Фарфоровая ручка – _________________________________________________________
Золотушный ребёнок – ______________________________________________________
Не ручаюсь – ______________________________________________________________
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема: В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
1. Сравните стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Чем они похожи, чем отличаются? Результаты запищите в таблицу.
Параметры сравнения | «Опять сон» | «Детская». |
Жанр произведения | | |
Тема стихотворения | | |
Эпитеты | | |
Олицетворение | | |
Метафоры | | |
Сравнения | | |
Настроение стихотворения | | |
Ваше отношение к стихотворению и обоснование | | |
Вывод. Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» похожи, потому что _____________________________________________________________________________
Или: Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» не похожи, потому что __________________________________________________________________________
-
Выпишите слова, непонятные вам по значению. Найдите значение этих слов в словаре.
______________ - __________________________________
______________ - __________________________________
______________ - __________________________________
______________ - __________________________________
______________ - __________________________________
-
Какие чувства испытывает герой стихотворения «Опять сон»? Проведи исследование, результаты запиши в таблицу.
Параметры исследования | «Опять сон» Строчка из стихотворения |
Боязнь | |
Страх | |
Опасность | |
Грусть | |
-
Найди и выпиши одну считалку из стихотворения «Детская». Запиши свою любимую считалку.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема: С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
1. Сергей Александрович очень любил свою бабушку. Найдите в тексте подтверждение этому утверждению. Результаты исследования запишите в таблицу
Параметры исследования | «Бабушкины сказки» |
Жанр произведения | |
Тема стихотворения | |
выпишите глаголы из стихотворения, показывающие действия детей, когда они слушают бабушку. | |
Какие строчки говорят о любви бабушки к детям? | |
Настроение стихотворения | |
2. Из контекста стихотворения определи значения слов и выражений:
Задворки - _______________________________________________________________
Салазки - ________________________________________________________________
Разухабистой гурьбой - ____________________________________________________
Задорной - _______________________________________________________________
-
Внимательное прочитайте стихотворение и дайте характеристику главным героям стихотворения.
Параметры исследования | Крестьянские дети | Бабушка |
Характер героев | | |
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема: М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
1. Сравните стихотворения М.И. Цветаевой. Чем они похожи, чем отличаются? Результаты сравнения запишите в таблицу.
Параметры сравнения | «Бежит тропинка с бугорка» | «Наши царства» |
Жанр произведения | | |
Тема стихотворения | | |
Эпитеты | | |
Олицетворение | | |
Метафоры | | |
Сравнения | | |
Настроение стихотворения | | |
Главная мысль | | |
Вывод. Запишите предложения. Стихи М. Цветаевой похожи, потому что ________________________________________________. Стихи отличаются ____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Запишите, как вспоминает свое детство М. Цветаева: какие образы создает (какие слова использует для создания этих образов).
М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка..»
Утро, полдень, закаты - ____________________________________________________
Лопаты - _________________________________________________________________
Сарай - __________________________________________________________________
М. Цветаева «Наши царства»
Владенья - _______________________________________________________________
Девочки - ________________________________________________________________
Деревья - ________________________________________________________________
Мир детства - ____________________________________________________________
Раздел «Природа и мы»
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
1. Проведите исследование особенностей характера героев рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш», запишите результаты в таблицу.
Особенности героев рассказа |
Параметры исследования | Тарас | Соболько | Лебедь |
Внешность героя | | | |
Характер героя | | | |
Отношения с другими героями | | | |
Отношения автора к герою | | | |
Как вы относитесь к герою | | | |
2. Допишите предложения:
Главный герой рассказа Тарас обладает такими положительными качествами, как _____________________________________________________________________________
Д.Н. Мамин – Сибиряк хотел поделиться с читателями ________________________
_____________________________________________________________________________
3. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах. Результаты запиши в таблицу.
План сравнения | Лебедь из рассказа «Приемыш» | Статья из энциклопедии «Лебедь» |
Текст художественный или научно-популярный | | |
Тема | | |
Главный герой | | |
Внешний облик героя | | |
Цель текста | | |
Автор текста обращается | | |
В результате прочтения текста читатель | | |
Раздел «Природа и мы»
Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
1. Проведите исследование особенностей характера, внешнего вида героев рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька», запишите результаты в таблицу.
Особенности характеров героев рассказа |
Параметры исследования | Барбос | Жулька |
Внешность героя | | |
Характер героя | | |
Отношения с другими героями | | |
Отношения автора к герою | | |
2. Напишите отзыв на рассказ «Барбос и Жулька». Используйте план написания
1. Указать автора и название произведения, определить тему прочитанного рассказа.
2. Определить главную мысль рассказа.
3. Выразить своё отношение к героям рассказа, подтверждая это их поступками.
4. Сформулировать вывод о том, чему учит этот рассказ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Природа и мы»
Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»
1. Проведите исследование особенностей характера, внешнего вида героев рассказа М.М. Пришвина «Выскочка», запишите результаты в таблицу.
Особенности характеров героев рассказа |
Параметры сравнения | Вьюшка | Выскочка |
Внешность героя | | |
Характер героя | | |
Отношения с другими героями | | |
Отношения автора к герою | | |
2. Словарно-лексическая работа: определи значение слов и выражений:
Выводок - _______________________________________________________________
Сородичи - _______________________________________________________________
Улучила - ________________________________________________________________
Поскакала дуром - ________________________________________________________
С заскоком и пыльцой в голове - ____________________________________________
Срам - ___________________________________________________________________
Бдительность - ___________________________________________________________
3. Подчеркни пословицу, которая выражает основную мысль рассказа
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Богатством ума не купишь.
- Один якал, якал, да и заплакал.
Список литературы:
-
4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др] – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2020 г.
-
Н.А. Стефаненко Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений, 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.– М.: Просвещение, 2018 г.
-
Управление начальной школой [Электронный ресурс]: - Актион МЦФЭР.
-
Технологические карты предметной линии «Литературное чтение» [Электронный ресурс]: - М.: Просвещение.
1 Рассказ А.П. Чехова «Ванька» дети читали в рамках внеклассного чтения
36