Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Комплект оценочных средств
для поведения итоговой аттестации
ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
2021г.
Контрольно-оценочные средства профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной дуговой сварки (наплавки)
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Разработчики:
Агарева Наталья Шафировна, преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрена на ЦК специальных дисциплин протокол №_1__ от 01._09______ 2021____ г
Утверждена заведующим по учебной работе «_1___» _09____________ 2021__ г.
1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 1.1 Область применения
Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки. КОС включает контрольные материалы для проведения итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена
КОС являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)); в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки и соответствующих профессиональных компетенций (ПК)
2 Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса
Код формируемой ПК, ОК | Наименование результата обучения |
1 | 2 |
ПК 1.1-ПК 1.9 | - использовать ручной и механизированный инструмент зачистки сварных швов и удаления поверхностных дефектов после сварки; - проверять работоспособность и исправность оборудования поста для сварки; - использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку; - выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке; - применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку; - подготавливать сварочные материалы к сварке; - зачищать швы после сварки; - пользоваться производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения трудовых функций - основы теории сварочных процессов (понятия: сварочный термический цикл, сварочные деформации и напряжения); - необходимость проведения подогрева при сварке; - классификацию и общие представления о методах и способах сварки; - основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; - влияние основных параметров режима и пространственного положения при сварке на формирование сварного шва; - основные типы, конструктивные элементы, разделки кромок; - основы технологии сварочного производства; - виды и назначение сборочных, технологических приспособлений и оснастки; - основные правила чтения технологической документации; - типы дефектов сварного шва; - методы неразрушающего контроля; - причины возникновения и меры предупреждения видимых дефектов; - способы устранения дефектов сварных швов; - правила подготовки кромок изделий под сварку; - устройство вспомогательного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения; - правила сборки элементов конструкции под сварку; - порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла; - устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения; |
1 | 2 |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством |
1.3 Требования к умениям, знаниям обучающихся и соответствующие формы и методы оценивания
Формируемая ПК,ОК | Основные показатели оценки результата | Объекты оценки | Формы и методы оценки результата |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПК1.1-ПК 1.9, ОК1 – ОК6 | Перечисляет классификацию сварочного оборудования. Объясняет устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения. Перечисляет основные принципы работы источников питания для сварки. Формулирует правила технической эксплуатации электроустановок. Осуществляет организацию сварочного поста. Устанавливает работоспособность и исправность оборудования поста для сварки. Объясняет эксплуатацию оборудования для сварки. Представляет основы теории сварочных процессов (понятия: сварочный термический цикл, сварочные деформации и напряжения). Объясняет правила хранения и транспортировки сварочных материалов Анализирует необходимость проведения подогрева при сварке Разрабатывает технологию выполнения предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке. Определяет алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Объясняет сущность и/или значимость социальную значимость будущей профессии. Анализирует задачу профессии и выделять её составные части. Определяет возможные траектории профессиональной деятельности. Оценивает результат своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Выявляет наиболее значимое в перечне информации. Составляет форму результатов поиска информации. Оценивает практическую значимость результатов поиска. Применяет средства информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. Участвует в работе коллектива и команды для эффективного решения деловых задач. | Умение решать типовые учебные, учебно-профессиональные задачи, не требующие особых условий для выполнения | Тестовые задания |
2.Процедуры ОЦЕНКИ
2.1. Задание для экзаменующегося
Инструкция по выполнению 1и 2 вопроса задания:
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 30 минут
Инструкция по выполнению практического задания
Внимательно прочитайте задание
Практическое задание №1
Выполните проверку оснащенности сварочного поста для производства ручной дуговой сварки, проверку работоспособности сварочного оборудования и осуществите настройку оборудования сварочного поста под производство сборки металлического ящика размером 200х100х80 с использованием прихваток. (Время 30 минут)
Практическое задание №2
Выполните операции по подготовке и сборке ящика, размером 200х100х80, изготовленного из листового металла толщиной 3 мм из стали ВСт3 пс; сборку осуществлять с использованием универсального шаблона сварщика УШС-1. (Время 60 минут)
Практическое задание №3
Выполнить три прихватки длиной 20 - 30 мм равномерно по периметру стыка. Высота прихватки (0,3 – 0,5) S, но не менее 3 мм. Прихватки выполнять с полным проваром и переваривать их при наложении шва. Перед сваркой прихватки очистить от шлака и брызг. Сварочные материалы и режимы сварки как для корневого слоя шва (время – 50 минут)
Практическое задание №4
Подготовьте две пластины 30х150мм, толщиной 3мм: разметка, рубка, правка, опиливание; выполните сборку в стык и прихватку точечными швами равномерно по всей длине. (время 50 минут)
Практическое задание №5
Подготовьте две пластины 30х150 мм, толщиной 3мм: разметка, рубка, правка, опиливание; выполните сборку в тавр под углом 90° и прихватку точечными швами равномерно по всей длине с двух сторон. (время-50минут)
Практическое задание №6
Подготовьте два уголка 40х40х4, длиной 200мм: подготовка кромок; выполните сборку в стык по длине и две прихватки длиной 20мм узким швом. (время-50минут)
Практическое задание №7
Подготовьте две трубы диаметром 40мм, длиной 100мм, толщиной стенки 4 мм: разметка, зачистка торцов труб; выполните сборку со скосом кромок точечными прихватками по окружности. (время-50минут)
Практическое задание №8
Выполнить заварку раковин и трещин в деталях средней сложности (Время 40 минут)
Практическое задание №9
Выполнить контроль качества сварных деталей. (время-30 минут)
Задание 1
Подберите тип и марку электрода для сварки стали 10Г2СД. Обоснуйте свой выбор.
В процессе сварки произошёл непровар корня шва. Предложите перечень мер, позволяющих избежать возникновение данного дефекта.
Практическое задание №1
Задание 2
Предложите порядок наложения сварных швов при сварке резервуара,изображённого на рисунке, с учётом снижения напряжений и деформаций после сварки.
Резервуар
Произведите сравнительный анализ конструкции и функциональных
возможностейэлектрододержателей, изображённых на
рисунках.
3. Практическое задание №2
Задание 3
1)Подберите основные параметры режима сварки для металла толщиной 8мм. Сварка в нижнем положении.
2)Сделайте сравнительный анализ технологических покрытых электродов марки МР-3 и УОНИ-13/45.
3) Практическое задание №3
Задание 4
1)Расшифруйте условное обозначение электрода
особенностей
Э46 -ОЗС -12-3,0УД Е432(3) - Р12 2)
ГОСТ9467 -75
2)Предложите порядок наложения сварных швов при изготовлении настила, изображённого на рисунке, с учётом снижения напряжений и деформаций после сварки.
Настил
3)Практическое задание №4
Задание 5
1)Необходимо произвести сварку стыкового соединения пластин, изготовленных из стали марки СТ.3 толщиной 3
мм.впотолочномположении
А. Подберите материалы, оборудование и режим сварки.
Б. Составьте последовательность технологических операций.
2)Расшифровать
а) Э 42А- УОНИ-13/45А-4,0-УД Е412(4)- Б20 | Гост 5264-80 |
Практическое задание №5
Задание 6
Во втором столбце назовите форму подготовленных кромок, а в третьем характер сварных швов
Сделайте сравнительный анализ технологических особенностей электродов марок УОНИ- 13/55 и УОНИ-13/НЖ.
3)Практическое задание №6
Задание 7
1)Необходимо произвести сварку металлического ящика в нижнем положении.
А=600мм., b=1000мм., С=1000мм., толщина свариваемого металла 5мм., материал сталь 30.
Подберите материалы, оборудование и режим сварки.
Б. Определите длину, количество и месторасположение прихваток.
Составьте последовательность технологических операций.
2)Спрогнозируйте последствия в случае сварки стали марки 35 электродами ОЗС-2
3)Практическое задание №7
Задание 8
1) Необходимо произвести сварку бойлера (2 кольцевых и 1 продольный швы) в горизонтальном положении шва
D=1020мм., а=650мм., толщина свариваемого металла 6мм., материал сталь
2) Напишите формулу определения силы сварочного тока Iсв= ( ) dэ
3)Практическое задание №8
Задание 9
1)Необходимо произвести сварку линии трубопровода ( 9 стыков)
из трубы диаметром 125мм. Соединение стыковое, материал сталь 12Х.
а Подберите материалы, оборудование и режим сварки.
Б Определите длину, количество и месторасположение прихваток.
В Составьте последовательность технологических операций.
Рис. 1
2)Сделайте сравнительный анализ способов регулирования силы сварочного тока в источниках питания, электрические схемы которых представлены на рисунках.
Рис. 2
3) Практическое задание №9
Задание 10
1)Назовите назначение каждого из представленных измерительных приборов
2)Сделайте сравнительный анализ электрических схем, представленных на рисунках:
3) Практическое задание №1
Задание 11
Необходимо произвести сварку тавровой балки в нижнем положении.
Длина шва 1100мм., толщина свариваемого металла 6мм., материал сталь 09Х2М1.
A. Подберите материалы, оборудование и режим сварки.
Б. Определите длину, количество и месторасположение прихваток. B.Составьте последовательность технологических операций.
2). Прихватка – это короткий сварной шов, выполняемый в один проход
б) в два прохода в) в три прохода
3) Практическое задание №2
Задание 12
Назовите основные рабочие элементы трансформатора
Длина прихваток выбирается по формуле ( 20 – 40)Х ?
3.Практическое задание №3
Задание 13
Необходимо произвести сварку нахлёсточного соединения двух пластин
длиной 900 мм.из стали марки 15ХГСНД толщиной 5 мм. в потолочном положении.
Подберите материалы, оборудование и режим сварки. Б. Определите длину, количество прихваток.
Составьте последовательность технологических операций.
2).Назовите конструктивные элементы сварного шва, показанного на рисунке: e –
b –
с –
g –
s –
h –
3) Практическое задание №4
Задание 14
Назовите виды внутренних дефектов
Напишите формулу определения расстояния между прихватками
Практическое задание №4
Задание 15
Назовите наружные дефекты
На чем основана керосиновая проба? Какие материалы применяются для контроля этим методом? Что увидим?
3.Практическое задание №5
Задание 16
Предложите порядок наложения сварных швов при сварке узла строительной фермы, изображённой на рисунке, с учётом снижения напряжений и деформаций после сварки.
Расшифруйте предложенные материалы:
Св-08ГСМФА-ВИ-Э-0 ГОСТ 2246- 70; Нп-105Х
ПП-1Х14Т
ЭВЧ
Э- 42А
Практическое задание №6
Задание 17
Расшифруйте предложенные материалы:
Ст3кп; 15ХСНД; 20; 30ХГ2С;Ar; Св – 08ГС, ПП-АН-7
Составьте последовательность действий при соединении сварных балокнамонтаже смещённым стыком и опишите технологию сварки
3.Практическое задание №8
Задание 18
1. Составьте последовательность действий при соединении сварных балок на монтаже совмещённымстыкоми опишите технологию
сварки
Длина прихваток должна составлять ( )Sметалла
3.Практическое задание №9
Задание 19
Показать цифрами последовательность наложения прихваток на кольцевых швах
Высота накладываемых прихваток должна составлять ( ) толщины металла
3.Практическое задание №5
Задание 20
Нарисовать схему для сварки неповоротных стыков труб диаметром до 250 мм и описать выбор материалов и схему наложения швов
Что включает в себя понятие сварка, перечислите разновидности сварки плавлением.
3) Практическое задание №2
Задание 21
Перечислите типовое оборудование сварочного поста, укажите его назначение.
Что называется сварным соединением, какие существуют типы сварных соединений.
3.Практическое задание №3
Задание 22
Укажите назначение, устройство, способы регулирования силы тока сварочных агрегатов.
Нарисовать схему для сварки поворотных стыков труб диаметром более 250 мм иописать выбор материалов и схему наложения швов
3.Практическое задание №4
Задание 23
1). Когда применяется сварка стыков труб козырьком и как она выполняется?
2). Выполнить сварку медной пластины – какой источник тока возьмем, какой дугой свариваем, какие материалы применяем?
3.Практическое задание №6
Задание 24
Перед вами представлено изображение сварных соединений.
Определите тип соединения, сформулируйте его определение.
Что называется внешней вольт-амперной характеристикой источника питания дуги?
Какие характеристики существуют?
3.Практическое задание №7
Задание 25
Определите по какому признаку изображена классификация сварных швов, назовите их
Какие типы электрододержателей применяют для сварки? Какие требования предъявляются к электрододержателям?
3.Практическое задание №8
3. КОМПЛЕКТ ПРЕВОДАВАТЕЛЯ
3.1 Инструменты оценки
1. Критерии оценивания
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно- понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико- ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
ОЦЕНКА ПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Целью оценки по учебной и производственной практике является оценка профессиональных и общих компетенций; практического опыта и умений.
Оценка по учебной производственной практике выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности студента на практике) с указанием видов работ, выполненных студентом во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.
Виды работ производственной практики и проверяемые результаты обучения по
профессиональному модулю ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.
Аттестационный лист
по производственной практике
Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку, резку) плавящимся покрытым электродом 1. ФИО обучающегося, № группы, профессия
________________________________________________________
2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес___________________________________________________
3. Время проведения практики ______________________________
4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:
Виды работ | Оценка |
Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций | |
Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке | |
Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки | |
Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки | |
Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку | |
Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку | |
Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла | |
Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки | |
Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке | |
Д/зачет | |
Руководитель практики
от предприятия ______________________
Руководитель практики
от техникума _______________________
Дата
МП
Виды работ учебной практики и проверяемые результаты обучения по
профессиональному модулю ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.
Аттестационный лист
по учебной практике
Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку, резку) плавящимся покрытым электродом
1. ФИО обучающегося, № группы, профессия
________________________________________________________
2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес___________________________________________________
3. Время проведения практики ______________________________
4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:
Виды работ | Оценка |
Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций | |
Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке | |
Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки | |
Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки | |
Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку | |
Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку | |
Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла | |
Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки | |
Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке | |
Д/зачет | |
Руководитель практики
от техникума ______________________
Зав. По УР техникума _______________________
Дата
МП