СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Объем комплекта оценочных средств соответствует учебному плану подготовки. По качеству комплект оценочных средств в целом обеспечивает объективность и достоверность результатов при проведении оценивания с различными целями, дает возможность определить соответствие обучающихся конкретной квалификационной характеристики.
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж» |
Утверждаю
Директор ГБПОУ КККПК
________________/О.В.Решетняк/
«_______»_____________20_____ г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
основной профессиональной образовательной программы
специальности СПО
специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование
(углубленной подготовки)
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование (углубленной подготовки) программы учебной дисциплины ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Разработчик:
ГБПОУ КК КПК преподаватель Баранова Н.В
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Одобрено на заседании цикловой методической комиссии
(ЦМК) общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальности Дошкольное образование
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ЦМК Хахова Г.А /______________/
Одобрено Научно-методическим советом колледжа
Протокол №_______
от «_____» _________ 20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт контрольно-оценочных средств………………………….................4 |
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……………………………………………………………..............................5 |
Оценка освоения учебной дисциплины…………………………...................8 |
Формы и методы оценивания…………………………………..................8 |
Типовые задания для оценки усвоения учебной дисциплины……………………………………………………....................................9 |
4. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине……………………………...................................................16 |
|
1. Паспорт комплекта оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование углубленной подготовки следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
У 1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
У 2 применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
У 3 оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
У 4 проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
У 5 обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;
З 1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З 2 основные закономерности роста и развития организма человека;
З 3 строение и функции систем органов здорового человека;
З 4 физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
З 5 возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
З 6 влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
З 7 основы гигиены детей;
З 8 гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
З 9 основы профилактики инфекционных заболеваний;
З 10 гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации;
Общие компетенции (ОК): | |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
Профессиональные (ПК) | |
ПК 1.1. | Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. |
ПК 1.2. | Проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание). |
ПК 1.3. | Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники). |
ПК 1.4. | Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. |
ПК 1.5 | Анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием. |
ПК 2.1. | Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. |
ПК 2.2. | Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 2.3. | Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 2.5. | Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. |
ПК 2.6. | Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. |
ПК 2.7 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. |
ПК 3.1. | Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня. |
ПК 3.2. | Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.3. | Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 5.1 | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.2. | Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
ПК 5.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Формы контроля и оценивания |
Знать - Основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека. | Понимание и обоснование основных положений дисциплины. Точность, полнота и свободное транслирование терминологии по анатомии, физиологии и гигиене. | Вопросы с коротким ответом; терминологические диктанты; тестирование на установление соответствия, правильной последовательности. |
Знать - Строение и функции систем органов здорового человека. - Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека. Уметь - Определять топоргафическое расположение и строение органов и частей тела. | Точность и аккуратность выполнения схем и рисунков. Соответствие содержание заданий (тезис-конспектов, опорных конспектов, схем, рисунков, таблиц) целям и задачам темы. Точность показа топографии органов и ее пояснение. Глубина понимания и последовательность изложения физиологических процессов в организме человека. | Выполнение практических работ; Заполнение схем; Составление конспектов; Тестирование; Работа с опорными таблицами; Самостоятельные работы. |
Знать - Основные закономерности роста и развития организма человека. - Возрастные анатомо-физиологические особенности детей. Уметь - Оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте. | Аргументированность причинно-следственных связей между факторами внешней среды и развитием организма и их оценка. Систематизация факторов среды, влияющих на развитие детей. Анализ и обоснованность анатомо-физиологических особенностей детей в разные периоды онтогенеза. Анализ и обоснованность жизнедеятельности детей дошкольного возраста в зависимости от анатомо-физиологических особенностей развития. | Самостоятельные работы; Практические работы; Тестирование |
Знать - Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. | Целесообразность и правильность выбора форм для условий обучения детей. Глубина и последовательность анализа условий по формированию знаний и навыков у детей. Обоснованность взаимосвязи процессов возрастного созревания и поведения ребенка. Аргументированность зависимости режимов дня от физиологического созревания. | Практические работы; Тестирование; Составление схем и дифференцированных таблиц. |
Уметь - Применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и профессиональной деятельности. | Обоснованность и глубина анализа организации режимных процессов в разных возрастных группах детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития и санитарных норм. | Учебная и производственная практика по ПМ. Выполнение КР и ВКР. |
Знать - Основы профилактики инфекционных заболеваний. Уметь - Проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей. | Обоснованность и аргументированность мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний у детей. Верность, полнота и доступность выбора методов профилактической и оздоровительной работы среди детей и санпросветработы с родителями.
| Выполнение плакатов: «Педагогика безопасности», «Санлисток»; Программированное тестирование; Составление схем |
Знать - Основы гигиены детей. - Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. - Гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения. Уметь - Обеспечить соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников. | Комплексность и методичность осуществления воспитателем гигиенических мер по укреплению здоровья детей. Соответствие выбранных методов организации жизнедеятельности детей требованиям СанПиН и их обоснованность в при реализации гигиенических условий в ДОУ. Правильность и аргументированность организации образовательного процесса в ДОУ.
| Составление выписок СанПиН; Тестирование; Составление тезис-конспектов по плану. Практические занятия. |
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1 Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Критерии оценки:
1. Отметка "5" ставится, если студент:
- полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
2. Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
3. Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
4. Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерии оценки тестовых заданий:
85%-100% - «5»
71%-85% - «4»
51%-70% - «3»
3.2. Типовые задания для оценки усвоения учебной дисциплины
Задания для проведения текущего контроля знаний
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
Умение 1У1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела
Знание 1З1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека
Письменный опрос по темам:
Введение. Признаки живой системы. Периодизация дошкольного возраста.
Инструкция: Ответьте коротко на вопросы.
1 вариант | 2 вариант |
1. Катаболизм 2. Метаболизм 3. А = К 4. Адаптация 5. Развитие 6. Сопротивляемость (реактивность) 7. Социальная среда 8. Результат А 9. Репродукция 10. Неспецифические барьеры сопротивляемости
11. Перечислите периодизацию дошкольного возраста 12. Охарактеризуйте особенности грудного (младенческого) и первого детства периодов
| 1. Анаболизм 2. А больше К 3. Гомеостаз 4. Рост 5. Гетерохронность 6. Саморегуляция 7. К больше А 8. Конечные продукты К 9. Раздражимость и возбудимость 10. Специфические барьеры сопротивляемости
11. Перечислите критерии, которые легли в основу периодизации дошкольного возраста 12. Охарактеризуйте особенности внутриутробного и раннего детства (ясельного) периодов |
Закрытый тест по теме «Признаки живой системы»
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
Умение 3У3 оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте
Знания 1, 2, 6З1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; З2 основные закономерности роста и развития организма человека
З6 влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение
1. Кровь и нервные клетки выполняют защитную функцию, а мышцы опорную. Это так? (нет)
2. Главная ткань в органе считается его элементарной структурной единицей. Правильно? (нет)
3. Вы уверены в том, что при динамическом равновесии анаболизма и катаболизма ростовые процессы закончены? (да)
4. У больного ребенка, с пониженным весом могут анаболистические процессы обмена быть снижены? (да)
Тема: Пищеварительная система
У1 определять расположение и строение систем регуляции работы организма;
З3 строение и функции систем органов здорового человека
З4 физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека
З5 возрастные анатомо-физиологические особенности детей
ВАРИАНТ 2.
Задание А.
Назовите структуры пищеварительного тракта, обозначенные цифрами в карточке.
Задание Б.
1. Сделайте обозначения в схеме строения зуба, обозначенные цифрами:
1, 2, 3, 4.
2. Какие зубы называются постоянными и добавочными?
3. Запишите формулу постоянных зубов, назовите их.
4. В каком возрасте происходит смена молочных зубов?
5. Почему в начальной стадии появления кариеса зубной боли нет, а со временем она появляется?
Задание В.
Соотнесите верно физиологический процесс с его результатом:
Физиологический процесс | Продукт, результат, функция |
а. Расщепление углеводов б. Процесс гниения в. Всасывание продуктов пищеварения г. Барьер для ядов или (обезвреживание ядов и токсинов) д. Расщепление клетчатки
| 1. Это функция поджелудочного сока 2. Это функция трипсина и гастрипсина 3. Это источник глицерина 4. Начинается в ротовой полости 5. Это причина продвижения пищи по пищеварительному тракту 6. Это функции ворсинок 7. Это функции печени 8. Это источник аминокислот 9. Это источник жирных ненасыщенных кислот 10. Это функции желчи 11. Это источник глюкозы 12. Это функции амилазы и мальтазы 13. Это функции протеолитических ферментов 14. Это функции амилолитических ферментов 15. Это функции липолитических ферментов 16. Это результат разложения продуктов белкового обмена в толстом кишечнике. |
Тема: Пищеварение
ВАРИАНТ 1.
Задание А.
Назовите структуры пищеварительного тракта, обозначенные цифрами в карточке.
Задание Б.
1. Сделайте обозначения в схеме строения зуба, обозначенные цифрами:
6, 7, 8, 9.
2. Какие зубы называются молочными?
3. Запишите формулу молочных зубов и укажите их название.
4. В каком возрасте у детей появляются первые зубы, где, назовите их.
5. В какой части зуба находятся нервы и кровеносные сосуды, а в какой части их нет?
Задание 3. Соотнесите верно физиологический процесс с его результатом:
Физиологический процесс | Продукт, результат, функция |
а. Расщепление белков б. Расщепление жиров в. Процесс брожения г. Образование жировой эмульсии или (эмульгирование жиров) д. Всасывание продуктов пищеварения
| 1. Это функция поджелудочного сока 2. Это функция ферментов трипсина и гастрипсина 3. Это источник глицерина 4. Начинается в ротовой полости 5. Это причина продвижения пищи по пищеварительному тракту 6. Это функции ворсинок 7. Это функции печени 8. Это источник аминокислот 9. Это источник жирных ненасыщенных кислот 10. Это функции желчи 11. Это источник глюкозы 12. Это функции амилазы и мальтазы 13. Это функции протеолитических ферментов 14. Это функции амилолитических ферментов 15. Это функции липолитических ферментов 16. Это результат функции кишечных палочек в толстом кишечнике. |
Тестирование по теме «Условные и безусловные рефлексы»
Умение 1У1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела
Знание 1, 3З1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека З3 строение и функции систем органов здорового человека
1 ВАРИАНТ
Инструкция: укажите все правильные ответы
1. Какие рефлексы будут индивидуальными?
1. глотание
2. катание на коньках
3. пение
4. моргание
5. потоотделение
2. Какие рефлексы вырабатываются в процессе жизни?
1. Счет
2. Испуг
3. Сосание пустышки
4. Речь
5. Пищеварение
3. Проявляются в поведении человека как динамический стереотип:
1. Работа сердца
2. Работа кишечника
3. Опрятность
4. Речь
5. Процессы вдоха и выдоха
4. Видовым будет рефлекс:
1. Безусловный
2. Условный
3. Приобретенный
4. Простой
5. Сложный
Тестирование по теме «Условные и безусловные рефлексы»
2 ВАРИАНТ
1. Какие рефлексы могут угасать в процессе жизни?
1. Ходьба
2. Речь
3. Письмо
4. Лепетная речь
5. Ползание
2. Какие рефлексы требует подкрепления?
1. Пищеварение
2. Стихотворение
3. Сон
4. Игра на музыкальном инструменте
5. Глотание
3. Факторы, наибольшим образом, влияющие на образование условного рефлекса:
1. Отдых
2. Среда
3. Сон
4. Питание
5. Здоровье
4. Контролирует образование навыков:
1. Подкорковые центры
2. Ретикулярная формация
3. Гипофиз
4. Ствол головного мозга
5. Кора головного мозга
Тема: АНАЛИЗАТОРЫ
Умение 1
У1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела
Знания 1, 3, 4З1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека З3 строение и функции систем органов здорового человека
З4 физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека
Структура | Функция, особенность строения |
Соотнесите соответственно | |
А. Хрусталик Б. Сетчатка В. Зрачок Г. Зрительная зона коры мозга Д. Стекловидное тело Е. Цинновы связки Ж. Колбочки и палочки З. Роговица И. Радужка К. Склера Л. Колбочки М. Палочки Н. Передняя камера О. Зрительная ямка (желтое пятно) | 1. Расположены на сетчатке 2. Воспринимает (ют) зрительные раздражения 3. Имеют низкий порог чувствительности 4. Превращает зрительные раздражения в ощущения (видение) 5. Прозрачная часть склеры 6. Их больше на периферии сетчатки 7. Преломляет световые лучи 8. Обеспечивают зрение в сумерках 9. Меняет свою форму и степень преломления лучей света 10. Имеет колбочки и палочки 11. Часть оптической системы глаза 12. Защитная оболочка глаза 13. Имеет пигмент, определяющий цвет глаз 14. Черная оболочка глаза, поглощающая свет 15. Их больнее в центре сетчатки 16. Имеют высокий порог чувствительности 17. Регулирует поступление света в глаз 18. Отверстие в радужке 19. Проводит нервные импульсы 20. Там находится слепое пятно 21. Там находится желтое пятно или точка наилучшего видения 22. Обеспечивают световое и цветовое зрение
|
Тема: Иммунитет
У1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела
Знание 1, 3З1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека З3 строение и функции систем органов здорового человека
1 ВАРИАНТ
1. Дайте определение иммунитета.
2. Что такое «неспецифические факторы защиты от инфекции». Приведите примеры.
3. Что такое «антитела», когда они образуются и какова их роль?
4. Что такое вакцины, из чего они приготовлены?
5. Какие местные реакции на введение вакцины могут быть.
6. Когда вводят сыворотки (гамма-глобулин), какой иммунитет формируется в организме и почему?
7. Что подразумевает понятие «естественный иммунитет»?
8. Вакцинация- что это?
9. Какой и почему иммунитет сформируется в организме ребенка после перенесенного им заболевания?
10. Какая продолжительность вакцинального иммунитета?
Тема: Иммунитет.
2 ВАРИАНТ
1. Перечислите виды иммунитета.
2. Что такое «специфические факторы защиты от инфекции». Приведите примеры.
3. Что такое «антигены», какова их роль?
4. Что такое сыворотки, из чего они приготовлены?
5. Какие общие реакции на введение вакцины могут быть?
6. Когда вводят вакцину, какой иммунитет формируется в организме и почему?
7. Что подразумевает понятие «искусственный иммунитет»?
8. Ревакцинация- что это? Какова ее цель?
9. Как Вы считаете: можно ли ввести вакцину ребенку против паротита после перенесенного им этого заболевания в прошлом? Почему?
10. Какая продолжительность сывороточного иммунитета?
Тема Система органов дыхания
Умение 2, 3, 4, 5У2 применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности
У3 оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте
У4 проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
У5 обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников
Знания 7, 8, 9, 10З7 основы гигиены детей
З8 гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза
З9 основы профилактики инфекционных заболеваний
З10 гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям ДОО
Содержание задания:
Изучение литературы по вопросу «Профилактика инфекционных заболеваний у детей» и составление памятки с правилами.
Конспект источников
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
Самостоятельная работа обучающихся
1. Тема "Организм как единая функциональная система. Уровни организации организма и их характеристика"
Цель: У 3 оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
З 1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З 2 основные закономерности роста и развития организма человека;
Задание: Составить таблицу "Признаки живой системы".
2. Тема: Понятие роста, развития, гетерохронности, акселерации, ретардации. Акт рождения - как переход к новым условиям жизни.
Цель: У 3 оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
З 1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З 2 основные закономерности роста и развития организма человек.
З 5 возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
Задание: Составление аналитической таблицы «Периодизация дошкольного возраста».
3. Тема «Строение головного мозга».
Цель: У 1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
З 1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З 2 основные закономерности роста и развития организма человека;
Задание: составить конспект «Нейрогуморальная регуляция функций организма».
4. Тема Нейрон- структурная единица НС. Рефлекс- функциональная единица НС.
Цель: У 1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
З 1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З 2 основные закономерности роста и развития организма человека;
З 4 физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
Задание: Заполнение содержания структуры схемы-опоры «Значение, общий обзор строения и функций нервной системы»
5. Тема Общее строение сердечнососудистой системы. Физиология движения крови по сосудам.
Цель; У 1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
З 1 основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З 2 основные закономерности роста и развития организма человека;
З 4 физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
Задание: Зарисовка схемы «Строение сердца и кровеносных сосудов» с обозначением структур.
Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: дифференцированный зачет в форме тестирования. Оценка освоения дисциплины предусматривает использование
тестовых заданий, на которые студент отвечает в письменной форме.
4.1 Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету
по учебной дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
по специальности: 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Содержание дисциплины «Возрастная анатомия, физиологии и гигиена», значение для педагога
Уровни организации организма.
Организм как единая система, признаки живой системы.
Ткани организма человека. Организм как единая система органов.
Понятие роста, развития, гетерохронности, акселерации, ретардации.
Акт рождения- как переход к новым условиям жизни. Новорожденность. Возрастная периодизация, периодизация дошкольного возраста, принципы периодизации.
Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Нейрон- как структурная единица нервной системы.
Рефлекс - как функциональная единица нервной системы. Рефлекторная дуга. Нервные волокна, виды, передача нервного импульса по нервному волокну. Нервный центр.
Синапс, функция.
Строение и функции головного мозга.
Строение и функции спинного мозга.
Вегетативная нервная система, строение и функция
Возбуждение и торможение в нервной системе, иррадиация, доминанта.
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития и функции нервной системы детей дошкольного возраста.
Учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.
Условия и механизм образования условных рефлексов.
Условное и безусловное торможение рефлексов.
Две сигнальные системы действительности. Развитие речи у детей дошкольного возраста. Типы высшей нервной деятельности.
Онтогенез высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста.
Сон: значение, гигиена сна детей дошкольного возраста. Биологические ритмы, виды, значение
Гигиена учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Режим дня, значение, особенности возрастных режимов. Гигиенические требования к проведению игр, занятий, экскурсий.
Утомление и переутомление признаки, профилактика.
Понятие об анализаторах. Общий принцип строения. Особенности функции анализаторов.
Строение и функция зрительного анализатора: оптическая система глаза, рефракция, виды рефракции, способы коррекции; аккомодация, механизм; бинокулярное зрение; цветовое и световое зрение.
Строение и функция слухового анализатора и вестибулярного аппарата.
Строение и функция кожного, двигательного, вкусового, обонятельного анализаторов.
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития анализаторных систем детей дошкольного возраста. Гигиена слуха и зрения детей дошкольного возраста. Гигиенические требования по проведению занятий по рисованию, лепке, аппликации у детей дошкольного возраста.
Значение скелета и скелетных мышц, строение скелета человека: скелет головы, туловища, конечностей.
Строение костей, суставов. Виды соединения костей.
Строение и свойства скелетных мышц, основные группы мышц. Выносливость, сила мышц, мышечный тонус.
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста: состав костей в зависимости от возраста, рост костей в длину и толщину, особенности развития черепа, грудной клетки, черепа, верхних и нижних конечностей, особенности развития скелетных мышц.
Осанка, значение, профилактика нарушения осанки. Гигиенические требования к подбору мебели для детей дошкольного возраста.
Значение крови в гомеостазе. Лимфатическая система, лимфа как участник гомеостаза.
Состав крови: плазма и форменные элементы, возрастные особенности состава крови у детей дошкольного возраста. Понятие о гемостазе, группах и переливании крови, резус-факторе крови.
Значение и общее строение сердечно-сосудистой системы. Строение сердца и кровеносных сосудов
Строение и физиология большого и малого кругов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Физиология движения крови по сосудам. Пульс, кровяное давление.
Фазы сердечного цикла и его физиология.
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития сердечно-сосудистой системы детей дошкольного возраста на разных этапах онтогенеза. Гигиена сердечно-сосудистой системы детей дошкольного возраста.
Значение дыхания. Анатомия органов дыхания, ацинус - структурно-функциональная единица легких.
Механизм процессов вдоха и выдоха. Этапы газообмена: газообмен в легких, транспорт газов кровью, тканевой газообмен.
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития и функции органов дыхания детей дошкольного возраста.
Глотка и гортань, акт глотания, голосовой аппарат и голосообразование. Структуры, участвующие в голосообразовании и речи. Гигиенические нормы и правила воздушного режима в дошкольных учреждениях.
Значение пищеварения, соки и пищеварительные ферменты, общий план строения органов пищеварения.
Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике.
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития и функции органов пищеварения детей дошкольного возраста. Развитие условно-рефлекторной реакции на дефекацию.
Зубы, их рост и смена, гигиена органов пищеварения у детей.
Гигиенические основы питания детей раннего возраста: роль женского молока, прикорм, правила, сроки; искусственное вскармливание, причины, докорм, правила, виды докорма.
Гигиенические основы питания детей от 1 года до 7 лет. Меню, принципы составления, кулинарная обработка пищи, выдача пищи в группы из пищеблока.
Понятие о метаболизме. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и солей, их значение.
Витамины, значение и их роль в обмене веществ. Две группы витаминов, их характеристика, продукты их содержащие. Гиповитаминоз и гипервитаминоз.
Возрастные особенности обмена веществ детей дошкольного возраста.
Органы выделения и пути выделения продуктов метаболизма. Строение органов мочевыделения.
Нефрон- как структурная и функциональная единица почек.
Механизм образования первичной и конечной мочи, ее состав, нервно-гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения.
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития и функции, гигиена органов мочевыделения детей дошкольного возраста. Развитие условно-рефлекторной функции на мочеиспускание.
Железы внутренней секреции, их значение, секреция. Гормоны и механизм их воздействия. Понятие о гипо- и гиперфункции желез, роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности желез.
Основные гормоны желез внутренней секреции: гипофиза, щитовидной и околощитовидной, вилочковой, поджелудочной, надпочечников, половых и их влияние на рост, развитие, функцию организма человека.
Значение и строение кожи. Роль кожи в терморегуляции организма.
Гигиена кожи детей дошкольного возраста. Гигиенические требования к туалетным принадлежностям, одежде, обуви детей.
Основы физиологии закаливания: факторы закаливания и их влияние на организм, способы закаливания, принципы закаливания, гигиенические требования к проведению закаливания у детей.
4.2 Тест
для проведения дифференцированного зачета
Критерии оценивания выполненного задания
100 % выполненного задания - «5»
99-75% выполненного задания - «4»
74-45% выполненного задания – «3»
44% и менее - неудовлетворительно
ВАРИАНТ 1
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
1. Слияние ядер гамет, образующее нормальную женскую зиготу:
А) Х+У=ХУ
Б) Х+ХУ=ХХУ
В) Х+ХХ=ХХХ
Г) Х+Х=ХХ
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
2. Стойкое возбуждение в коре головного мозга - это:
А) сон
Б) встреча двух возбуждений
В) доминанта
Г) индукция
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
3. Обеспечивают процессы высшей нервной деятельности:
А) головной и спинной мозг
Б) симпатическая и парасимпатическая нервные системы
В) кора головного мозга и подкорковые центры
Г) мозжечок и ствол головного мозга
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
4. Тонкостенные пузырьки легочной ткани, обеспечивающие газообмен в них - это:
А) альвеолы
Б) бронхиолы
В) ацинусы
Г) капилляры
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
5. Артериальная кровь больше содержит:
А) гемоглобина
Б) фибрина
В) карбогемоглобина
Г) оксигемоглобина
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
6. Эфферентный нервный импульс поступает:
А) к эффектору (рабочему органу)
Б) к головному мозгу
В) к коре головного мозга
Г) к спинному мозгу
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
7. Свободную нижнюю конечность составляют кости:
А) бедренная, большая берцовая, плюсна
Б) бедренная, кости голени и стопы
В) бедренная, большая и малая берцовые
Г) бедренная, большая и малая берцовые, предплюсна
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
8. При дальнозоркой рефракции световой луч:
А) фокусируется перед сетчаткой
Б) фокусируется на сетчатке
В) «уходит» за сетчатку
Г) рассеивается в глазу
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
9. Нервная ткань нарастает, главным образом, за счет увеличения:
А) количества нейронов и нейроглии
Б) количества аксонов, дендритов, миелина
В) тел нейронов и количества аксонов
Г) ветвлений дендритов, аксонов, количества миелина
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
10. При недостатке витаминов в организме развивается:
А) мононуклеоз
Б) гипервитаминоз
В) авитаминоз
Г) гиповитаминоз
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
11. Оказывает контрольно-стимулирующее влияние на функцию эндокринных желез:
А) надпочечники
Б) щитовидная железа
В) гипофиз
Г) половые железы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
12. Функция малого круга кровообращения:
А) терморегуляция
Б) обмен веществ
В) газообмен в легких
Г) газообмен в тканях
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
13. Витамин, образующийся в эпидермисе кожи под воздействием солнца:
А) А Б) Е
В) Д Г) К
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
14. Передние корешки спинномозговых нервов выполняют функцию:
А) центростремительную
Б) двигательную
В) чувствительную
Г) афферентную
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
15. При введении сыворотки и гамма-глобулинов в организм поступают:
А) антитела
Б) антигены
В) аллергены
Г) мутагены
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
16. Реабсорбцию питательных веществ из первичной мочи обеспечивают:
А) почечное тельце
Б) нефрон
В) плазма крови
Г) извитые канальцы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
17. Принимают участие в образовании тромба:
А) фибрин
Б) гепарин
В) тромбоциты
Г) лейкоциты
18. Укажите стрелкой направление начала и окончания большого круга кровообращения (например: в→а):
А) правый желудочек
Б) левый желудочек
В) правое предсердие
Г) левое предсердие
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
19. Белок крови, принимающий активное участие в газообмене:
А) альбумин
Б) резус-фактор
В) гепарин
Г) гемоглобин
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
20. Гормоны вырабатывает:
А) слюнная железа
Б) молочная железа
В) щитовидная железа
Г) кишечные железы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
21. Процесс аккомодации обеспечивают:
А) сетчатка и склера
Б) хрусталик и цинновы связки
В) сетчатка и хрусталик
Г) хрусталик и зрачок
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
22. Клетчатка пищи расщепляется (переваривается):
А) микрофлорой кишечника
Б) ферментами кишечника
В) гормонами пищеварительных желез
Г) пищеварительными соками
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
23. В длину кость растет за счет:
А) надкостницы
Б) хрящевой прослойки между диафизом и эпифизом
В) гиалинового хряща
Г) хрящевой прослойки между диафизом и надкостницей
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
24. При выдохе давление в грудной полости:
А) больше атмосферного
Б) меньше атмосферного
В) одинаковое с атмосферным
Г) отсутствует
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
25. Капилляры в отличие от вен и артерий имеют строение:
А) четырехслойное
Б) трехслойное
В) двухслойное
Г) однослойное
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
26. Расщепление белков, жиров и углеводов происходит под воздействием:
А) гормонов
Б) ферментов
В) витаминов
Г) антител
ВАРИАНТ 2
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
1. Образование конечной мочи происходит:
А) в капсуле Шумлянского-Боумена
Б) в мальпигиевом клубочке нефрона
В) в почечном тельце
Г) в извитых канальцах нефрона
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
2. Состояние избытка витаминов (при отравлениях)- это:
А) гипервитаминоз
Б) гиповитаминоз
В) моновитаминоз
Г) авитаминоз
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
3. В легкие для газообмена кровь поступает:
А) по верхней полой вене
Б) по нижней полой вене
В) по аорте
Г) по легочному стволу
Инструкция: укажите 2 правильных ответа
4. В процессе терморегуляции участвуют:
А) кровеносные сосуды
Б) эпидермис
В) рецепторы
Г) потовые железы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
5. Наибольшим образом углекислота из тканей организма удаляется:
А) эритроцитами
Б) плазмой крови
В) лейкоцитами
Г) гемоглобином
6. Составьте последовательную цепь уровней организации организма:
А) система органов
Б) организм
В) клетка
Г) орган
Д) ткань
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
7. Динамическим стереотипом можно считать:
А) сокращения сердца и кровеносных сосудов
Б) рефлексы вдоха и выдоха
В) рефлексы глотания и мигания
Г) письмо и чтение
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
8. Рецепторным отделом слухового анализатора является:
А) среднее ухо
Б) внутреннее ухо
В) слуховая зона коры
Г) кортиев орган
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
9. Укажите правильную схему рефлекторного кольца:
А) рецептор → ЦНС →
Б) рецептор → ЦНС
В) рецептор → ЦНС → эффектор
Г) рецептор → ЦНС → эффектор
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
10. Химический элемент, действующее начало в гормоне тироксине:
А) фтор
Б) йод
В) кальций
Г) железо
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
11. Главными дыхательными мышцами являются:
А) мышцы живота и шеи
Б) диафрагма и межреберные мышцы
В) межреберные и мышцы живота
Г) диафрагма и мышцы груди
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
12. В результате слияния ядер гамет образуется:
А) яйцеклетка
Б) сперматозоид
В) зигота
Г) половая клетка
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
13. Структурной единицей легочной ткани является:
А) нефрон
Б) ацинус
В) бронхиола
Г) нейрон
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
14. Обезвреживает попавшие в кровь яды:
А) печень
Б) кишечный сок
В) поджелудочная железа
Г) желчь
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
15. Сустав образован:
А) двумя эпифизами
Б) двумя метафизами
В) двумя диафизами
Г) эпифизом и диафизом
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
16. Истощает работоспособность нервной системы:
А) доминанта
Б) угасание
В) запредельное торможение
Г) высшее торможение
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
17. Вестибулярную функцию выполняет:
А) среднее и внутреннее ухо
Б) улитка и кортиев орган
В) преддверие и полукружные каналы
Г) все структуры уха
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
18. Створчатые клапаны сердца обеспечивают движение крови:
А) из предсердий в кровеносные сосуды
Б) из желудочков в предсердия
В) из предсердий в желудочки
Г) из желудочков в кровеносные сосуды
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
19. Основными компонентами крови (состав крови) являются:
А) плазма, вода, белки
Б) плазма и форменные элементы крови
В) плазма, лейкоциты и эритроциты
Г) плазма, эритроциты и тромбоциты
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
20. Регулирует и контролирует двигательные рефлексы (движения):
А) мост
Б) ретикулярная формация
В) мозжечок
Г) промежуточный мозг
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
21. Гормон инсулин вырабатывает:
А) тимус
Б) поджелудочная железа
В) щитовидная железа
Г) гипофиз
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
22. При вакцинации в организм вводят:
А) антигены
Б) антитела
В) аллергены
Г) мутагены
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
23. В затылочной доле коры головного мозга находится анализаторная зона:
А) кинестетическая
Б) двигательная
В) слуховая
Г) зрительная
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
24. Оптическая система глаза осуществляет:
А) аккомодацию
Б) рефракцию
В) световое зрение
Г) цветовое зрение
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
25.К инстинктам относится:
А) лепка комочка
Б) детский лепет
В) отклик на имя
Г) появление слез
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
26. Вещества, расщепляющиеся под воздействием желудочного сока - это
А) белки
Б) жиры
В) углеводы
Г) витамины
ВАРИАНТ 3
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
1.Процесс газообмена в легких;
А) гемоглобин+О2
Б) гемоглобин+СО2
В) гемоглобин+Н2О
Г) гемоглобин+СО3
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
2. По задним корешкам спинного мозга проходят:
А) афферентные нервные импульсы
Б) эфферентные нервные импульсы
В) центробежные нервные импульсы
Г) двигательные нервные импульсы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
3. При отсутствии витаминов в организме развивается:
А) гипервитаминоз
Б) гиповитаминоз
В) авитаминоз
Г) моновитаминоз
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
4. Соматотропный гормон вырабатывает:
А) эпифиз
Б) гипофиз
В) метафиз
Г) диафиз
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
5. Первичная моча не содержит:
А) витаминов
Б) глюкозы
В) мочевины
Г) белков
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
6. Полулунные клапаны обеспечивают движение крови:
А) из желудочков в сосуды
Б) из сосудов в желудочки
В) из предсердий в желудочки
Г) из желудочков в предсердия
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
7. Продуктом (результатом) высшей нервной деятельности человека является:
А) инстинкты
Б) видовые рефлексы
В) врожденные рефлексы
Г) наследственные рефлексы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
8. Венозная кровь больше содержит:
А) оксигемоглобина
Б) карбогемоглобина
В) карбоксигемоглобина
Г) угольной кислоты
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
9. Ускоряет передачу нервного импульса по нервному волокну:
А) синапс
Б) шванновская оболочка
В) перехват Ранвье
Г) нерв
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
10. Центростремительный нервный импульс возбуждает
А) рецептор
Б) эффектор
В) двигательный нерв
Г) нервный центр
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
11. При близорукой рефракции световые лучи:
А) фокусируются на сетчатке
Б) «уходят» за сетчатку
В) фокусируются перед сетчаткой
Г) фокусируются несколькими точками на сетчатке
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
12. Рецепторный отдел зрительного анализатора расположен:
А) на склере
Б) на хрусталике
В) на радужке
Г) на сетчатке
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
13. Ферменты амилаза и мальтоза расщепляют:
А) жиры
Б) углеводы
В) белки
Г) витамины
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
14. Естественные грудной и крестцовый изгибы позвоночника - это:
А) лордозы
Б) сколиозы
В) кифозы
Г) симбиозы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
15. Свободную верхнюю конечность составляют кости:
А) плечевая, лучевая, локтевая, все кости кисти
Б) плечевая, запястье, пястье, фаланги
В) ключица, плечевая, кости предплечья, все кости кисти
Г) лопатка, ключица, плечевая кость, все кости кисти
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
16. Оптическую систему глаза образуют:
А) роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело
Б) роговица, передняя камера, хрусталик, стекловидное тело
В) роговица, радужка, хрусталик, стекловидное тело
Г) роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
17. После введения в организм вакцины будет сформирован иммунитет:
А) искусственный
Б) искусственный видовой
В) искусственный пассивный
Г) искусственный активный
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
18. Защитную функцию кожи от внешних факторов среды главным образом выполняет:
А) подкожная жировая клетчатка
Б) кориум
В) дерма
Г) эпидермис
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
19. Кроветворение происходит:
А) в почках
Б) в красном костном мозге
В) в желтом костном мозге
Г) в легких
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
20. Газообмен в тканях организма обеспечивают:
А) плазма крови и лейкоциты
Б) плазма крови и тромбоциты
В) плазма крови и эритроциты
Г) плазма крови и фагоциты
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
21. Венозную кровь к сердцу доставляют:
А) 4 легочные вены
Б) 2 (верхняя и нижняя) полые вены
В) аорта
Г) аорта и легочной ствол
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
22. Принимает участие в образовании зрительного импульса витамин:
А) А
Б) В
В) С
Г) Д
Инструкция: укажите 2 правильных ответа
23. Вегетативную нервную систему составляют:
А) симпатический отдел
Б) периферический отдел
В) центральный отдел
Г) парасимпатический отдел
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
24. Запредельное торможение может вызвать:
А) длительный сон
Б) длительное занятие
В) доминанта
Г) возбуждение
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
25. Функция тромбоцитов:
А) внешнее дыхание
Б) иммунитет и фагоцитоз
В) выведение углекислоты
Г) свертывание крови
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
26. Никогда не бывают молочными зубами:
А) резцы
Б) малые коренные
В) большие коренные
Г) клыки
ВАРИАНТ 4
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
1. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена возникает при недостатке
витамина:
А) А
Б) Д
В) Е
Г) К
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
2. Нормальный уровень глюкозы в крови поддерживает гормон:
А) эстрадиол
Б) инсулин
В) тироксин
Г) глюкагон
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
3. В результате перенесенного заболевания у ребенка сформировался
иммунитет:
А) естественный активный
Б) естественный пассивный
В) искусственный активный
Г) искусственный пассивный
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
4. Нормальная мужская зигота образуется при слиянии половых хромосом:
А) Х+Х=ХХ
Б) Х+ХУ=ХХУ
В) Х+У=ХУ
Г) Х=УУ=ХУУ
Инструкция: укажите 2 правильных ответ а
5. Процессами тканевого газообмена считаются соединения
А) гемоглобин+О2
Б) гемоглобин+Н2О
В) гемоглобин+СО2
Г) плазма крови+СО2
6. Укажите стрелкой направление начала и окончания МКК
(например: в→а)
А) правый желудочек
Б) левый желудочек
В) правое предсердие
Г) левое предсердие
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
7. В просвет капсулы Шумлянского - Боумена в процессе мочеобразования фильтруется:
А) кровь
Б) форменные элементы крови
В) плазма крови
Г) только белки крови
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
8. Правильной последовательности слоев кожи соответствует запись:
А) эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка
Б) эпидермис, кориум, дерма
В) эпидермис, сосочковый слой, дерма
Г) эпидермис, коллагеновый слой, мышцы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
9. Эритроциты образуются:
А) в вилочковой железе
Б) в желтом костном мозге
В) в щитовидной железе
Г) в красном костном мозге
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
10. При вдохе давление в полости грудной клетки становится:
А) больше атмосферного
Б) меньше атмосферного
В) равным атмосферному
Г) индифферентным
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
11. Первой сигнальной системой отображения действительности являются:
А) анализаторы (органы чувств)
Б) головной и спинной мозг
В) мышление и речь
Г) эмоции и речь
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
12. В толщину мышцы растут за счет:
А) роста сухожилий
Б) роста фасций
В) увеличения диаметра мышц
Г) увеличения количества мышечных волокон
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
13. Корковый анализ кожных и двигательных ощущений происходит:
А) в лобной и теменной долях
Б) в лобной и височной долях
В) в лобной и затылочной долях
Г) только в лобной доле
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
14. Микроворсинки тонкого кишечника обеспечивают процесс:
А) пищеварения
Б) обеззараживания поступившей пищевой кашицы
В) расщепления питательных веществ в кишечнике
Г) всасывания питательных веществ в кровь
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
15. Естественные изгибы позвоночника выпуклостью вперед - это:
А) лордозы
Б) симбиозы
В) кифозы
Г) сколиозы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
16. Выравнивает давление в носоглотке и среднем ухе:
А) фаллопиева труба
Б) евстахиева труба
В) полукружные каналы
Г) слуховой проход
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
17. Серое вещество головного и спинного мозга в большей степени
образовано:
А) дендритами и аксонами
Б) глией и аксонами
В) телами нейронов и дендритами
Г) телами нейронов и аксонами
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
18. Гормоны поступают:
А) в органы дыхания
Б) в пищеварительный тракт
В) в кровь
Г) в синапсы
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
19. Лейкоциты в организме выполняют функцию:
А) мейоза
Б) фагоцитоза
В) гомеостаза
Г) гемостаза
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
20. В левое предсердие впадают (входят) сосуды:
А) аорта и венечный синус
Б) 4 легочные вены
В) 2 полые вены
Г) легочной ствол и аорта
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
21. Продукты наиболее богатые витамином Д:
А) яблоки, абрикосы
Б) картофель, тыква
В) ягоды, укроп
Г) яйца, печень
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
22. Функция большого круга кровообращения:
А) обмен веществ в организме
Б) газообмен в легких
В) секреция и выделение
Г) тканевое дыхание
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
23. Фактор, обеспечивающий движение крови в сердце в фазах сердечного цикла:
А) разность в размере камер сердца
Б) осмотическое давление крови
В) клапаны сердца
Г) разность давления в камерах сердца
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
24. Повышает сопротивляемость организма к заболеваниям комбинация видов тканей:
А) эпителиальная, мышечная, нервная
Б) эпителиальная, кровь жировая
В) эпителиальная, соединительная, кровь
Г) эпителиальная, кровь, лимфа
Инструкция: укажите 1 правильный ответ
25. Расщепление углеводов начинается:
А) в ротовой полости
Б) в желудке
В) в тонком кишечнике
Г) в толстом кишечнике
26. Запишите правильную последовательность структур рефлекторной дуги:
А) ЦНС
Б) рабочий орган
В) рецептор
Г) афферентный нерв
Д) эфферентный нерв
4.3 Вопросы для письменного ответа на дифференцированном зачете
по ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Критерии оценивания
«5»- соответствует характеристике: правильное изложение материала, исчерпывающий полный ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно. Четко и самостоятельно (без наводящих вопросов) отвечающий на вопросы билета. Выставляется студенту усвоившему взаимосвязь основных понятий и их значение для приобретаемой профессии, проявившему творческие и профессиональные способности в понимании, изложении, использовании учебно-программного материала, обнаружившему всестороннее системное знание учебного материала.
«4» - соответствует характеристике: правильное изложение материала, достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, ошибочных положений нет. Выставляется студенту обнаружившему полное знание материала, грамотно по существу отвечающему на вопрос билета и не допускающего существенных неточностей, показывающий системный характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному выполнению и обновлению в ходе профдеятельности.
«3» - соответствует характеристике: выставляется студенту обнаружившему знание основного учебного материала в объеме необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справившемуся с заданием, предусмотренным программой, допустившему неточности в ответе на экзамене, но обладающего знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Понятие роста, развития организма, признаки живой системы, особенности метаболизма в разные возрастные периоды жизни. Понятие об акселерации, ретардации гетерохронности.
Возрастная периодизация дошкольного возраста, принципы периодизации, характеристика возрастных периодов. Уровни организации организма и их характеристика.
Возрастные особенности роста и развития нервной системы детей дошкольного возраста.
Условные рефлексы, условия и механизм образования навыков и умений (условных рефлексов) детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности роста и развития органов слуха и зрения детей дошкольного возраста. Гигиена органов слуха и зрения.
Особенности роста и развития сердечнососудистой системы детей дошкольного возраста.
Особенности роста и развития черепа, грудной клетки, позвоночного столба детей дошкольного возраста.
Особенности роста костей и развития пояса верхних и нижних конечностей детей дошкольного возраста.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и крови детей дошкольного возраста. Гигиена органов дыхания.
Виды зубов, особенности роста и развития зубов детей дошкольного возраста. Гигиена зубов.
Анатомо-физиологические особенности роста и развития органов пищеварения детей дошкольного возраста. Гигиена органов пищеварения.
Возрастные особенности белкового, жирового, углеводного и водно-солевого обменов детей дошкольного возраста. Питьевой режим.
Возрастные анатомо-физиологические особенности кожи детей дошкольного возраста. Гигиена кожи, одежды и обуви детей дошкольного возраста, воздушный режим в ДОУ и его значение.
Гигиенические требования к участку, зданию, оборудованию в ДОУ.
Возрастные анатомо-физиологические особенности мышц детей дошкольного возраста.
Основы эмбриологии человека, акт рождения как перехода к новым условиям жизни и новорожденность.
Онтогенез высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста.
Гигиенические требования к образовательному процессу ДОУ.
Режим дня, принцип организации. Гигиеническая организация бодрствования и сна детей.
Закаливание, факторы закаливания и их влияние на организм, основные принципы закаливания. Гигиенические требования к проведению закаливания у детей.
Безусловное торможение рефлексов, значение, виды и их характеристика.
Условное торможение рефлексов, значение, виды и их характеристика.
Осанка, значение, профилактика нарушения осанки. Гигиенические требования к подбору детской мебели.
Основы профилактики инфекционных заболеваний. Иммунитет, виды. Роль воспитателя в иммунизации детей.
Возрастные особенности роста и развития органов дыхания детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности развития, функции, гигиены органов мочеобразования и мочевыделения детей дошкольного возраста.
Гигиена питания детей грудного и дошкольного возраста.
Гигиенические требования к игрушкам, прогулкам.
4.4. Перечень используемых материалов,
оборудования информационных источников
Нормативные документы в области санитарно-гигиенического обеспечения среды в ДОУ, учебная и дополнительная литература по дисциплине, методические рекомендации к практическим работам и внеаудиторной самостоятельной работе студентов, тематические таблицы, электронные средства обучения.
Технические средства обучения: телевизионный приемник, видеокассеты, видеофильмы, видеоплейер, мультимедийные презентации, переносная мультимедийная установка, ПК.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: муляжи, влажные и микроскопические препараты, микроскопы, модели органов.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка 1989 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436- ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Указ Президента РФ от 01.06. 2012 № 761 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: УЦ Перспектива, 2014.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка)- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Гайноровский И.В., Ничипорук Г.И., Гайноровский А.И. Анатомия и физиология человека.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Возрастная анатомия и физиология. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Обремова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования.- 6-е изд.стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма.- М.:Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста.- М.: Медицина, 1990.
Голубев В.В., Голубев.С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. –М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Голубев В.В., Голубев.С.В и др. Практикум по основам педиатрии и гигиене детей дошкольного возраста.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Курепин М.П., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека.- М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней.- М.: Академия, 2001.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.– М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник.- М.: Мастерство, 2002.
Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1990.
Хрипкова А.Г и др. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М.: Просвещение, 1990.
Усович А.К., Бурак Г.Г, Лекции по анатомии человека Часть I Предмет анатомии, аппарат движения, 2010
Интернет-ресурсы:
www.ozon.ru
www.biglion.ru
www.window.edu.ru
http://1medcollege.ru/docs/metod/reut/lec2.pdf