Комплект оценочных средств
для проведения текущего контроля успеваемости
по учебной дисциплине
ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
_1 курс_
Тольятти, 2018 год
Разработчик (и):
ГАПОУ КТиХО преподаватель М.А. Новопашина
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Паспорт комплекта оценочных средств | 6 |
3 | Контрольно-измерительные материалы | 8 |
4 | Инструменты оценки | 14 |
5 | Методическое обеспечение текущей аттестации | 15 |
| Приложения | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплект оценочных средств предназначен для мониторинга качества освоения учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. (утв. приказом МОиН РФ от "09"декабря 2016 г. № 1545).
Предмет оценивания в процессе текущего контроля – знания и умения, являющиеся необходимыми элементами формируемых компетенций.
Основаниями проведения оценочной процедуры по учебной дисциплине являются следующие нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело;
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования, утвержденная зам.директора по УМР ГАПОУ «Колледж технического и художественного образования г. Тольятти» и прошедшая внутреннюю и внешнюю экспертизы;
Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Колледж технического и художественного образования г. Тольятти» по основным профессиональным образовательным программам СПО, утвержденное приказом директора колледжа от «11» апреля 2018 г. № 01-30/151;
Положение об организации образовательной деятельности студентов по индивидуальному учебному плану в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Колледж технического и художественного образования г. Тольятти», утверждённое приказом директора колледжа от «30» июня 2017 г. № 01-20/270а.
Оценочные средства по дисциплине содержатся в фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине и представлены в различных формах.
Для оценки образовательных результатов используются: метод сопоставления с эталоном (ключом, модельным ответом), экспертная оценка деятельности по критериям, экспертная оценка письменных и устных ответов.
Текущая аттестация по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования проводится в соответствии с рабочей программой дисциплины и календарно-тематическим планом.
В рамках текущей аттестации проводится рубежный контроль по окончании изучения каждого учебного модуля/раздела в форме тестирования, опроса (письменного или устного), выполнения контрольной работы, практических, практико-ориентированных, компетентностно-ориентированных заданий.
Текущий контроль по выполненным лабораторным и практическим работам проводится в форме формализованного наблюдения и оценки результатов выполнения работ, оценки отчетов по ним.
Текущий контроль по выполненным компетентностно - ориентированным заданиям предусматривает оценку деятельности обучающегося на определённом уровне сформированности общей компетенции.
Уровень знаний, умений, сформированность компетенций в ходе текущего контроля оценивается по пятибалльной системе оценки: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно) согласно разработанным критериям.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся оценивается по пятибалльной системе.
В настоящем комплекте оценочных средств используются следующие термины, определения и сокращения:
КОС – комплект оценочных средств;
УД – учебная дисциплина;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
ПЗ – практическое задание;
ПОЗ – практико-ориентированное задание;
КОЗ – компетентностно - ориентированное задание;
ОК – общая компетенция;
ЛР – личностный результат;
ПР – предметный результат;
МР – метапредметный результат.
2. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 2.1. Область применения
Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для текущего контроля успеваемости и оценки образовательных достижений, обучающихся по освоению программы учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования.
КОС включает контрольные и методические материалы для проведения текущей аттестации в форме тестов, практических заданий (ПЗ), практико-ориентированных заданий (ПОЗ), компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ), методических указаний по выполнению работ, сборников заданий, вопросов, тестов и т.д.
КОС разработан в соответствии с:
-основной профессиональной образовательной программой по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело;
-программой учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования.
2.2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины (таблицу берём из 4 раздела РП)
Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практикума и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Методы оценки |
знать: -принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания. -особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования; -методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа; -основные группы отходов их источники и масштабы образования; -понятия и принципы мониторинга окружающей среды; -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; -принципы и правила международного сотрудничества области природопользования и охраны окружающей среды; -природоресурсный потенциал Российской Федерации; -охраняемые природные территории. | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии | Оценка результатов выполнения практической работы. Оценка в рамках текущего контроля /тестирования/результатов выполнения индивидуальных заданий. Оценка результатов выполнения самостоятельной работы Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -тестирования |
Уметь: -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; -использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания -соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. | Текущий контроль: - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий при решении проблемных ситуаций, выполнении заданий для самостоятельной работы, учебных исследований, проектов; - оценка заданий для самостоятельной работы, Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете |
3. КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тест №1 по теме Природные ресурсы и рациональное природопользование
Вариант 1
Часть 1. Выберите один правильный ответ
А1. Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является
Полиметаллические руды
Ядерная энергия
Морская вода
Лесные ресурсы
А2. Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами является верным?
Обрабатываемые земли занимают 70% мирового земельного фонда
Ресурсы пресной воды составляют 40% общего объема гидросферы
Пахотные земли в основном распределены в лесных, лесостепных и степных зонах
В мире существует около 6 тысяч угольных бассейнов
А3. Наиболее эффективным путем преодоления дефицита воды является
Рациональное использование водных ресурсов
Опреснение вод Мирового океана
Транспортировка айсбергов
Сокращение потребления воды населением
А4. Охране природы способствует
Широкое развитие транспорта на электрической тяге
Создание каскадов ГЭС на реках
Перевод ТЭС с газа на уголь
Развитие интенсивного земледелия в зоне влажных экваториальных лесов
А5. Охране гидросферы способствует
Ограничение использования минеральных удобрений
Орошение полей
Осушение болот
Создание искусственных каналов
А6. Засоление почв характерно для природной зоны
Пустынь и полупустынь
Тайги
Тундр
Влажных тропических лесов
А7. Примером рационального природопользования является
Перевозка нефтепродуктов на морских судах
Рекультивация земель в районах добычи угля
Захоронение ядерных отходов на полигонах
Создание водохранилищ на равнинных реках
А8. Площади обрабатываемых земель преобладают в странах
Северной Африки
Южной Азии
Австралии
Латинской Америки
А9. Особый тип охраняемых территорий с малоизмененными живописными ландшафтами, с богатой флорой и фауной, где охрана природы сочетается с рекреационными функциями территории, называется
Заповедником
Биосферным заповедником
Заказником
Национальным природным парком
Часть 2
В1. Установите соответствие между видами природных ресурсов и природными ресурсами, к которым они относятся
Вид природных ресурсов | Природные ресурсы |
Исчерпаемыеневозобновимые Неисчерпаемые Исчерпаемые возобновимые | А) солнечная энергия Б) пресная вода В) уран |
В2. Какие три природных ресурса относятся к неисчерпаемым?
Климатические
Энергия течения
Энергия ветра
Почвенные
Лесные
Часть 3
С1. Каковы негативные последствия строительства водохранилищ на равнинных реках? Укажите не менее двух последствий ____________________________________________________________________________________________________________________________________
С2. Можно ли считать «бездорожье» лучшей защитой «первозданной природы». Укажите не менее двух доводов «за» или «против» ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Часть 1 Выберите один правильный ответ
А1. Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является
Бурый уголь
Ядерная энергетика
Лесные ресурсы
Морская вода
А2. Особо охраняемыми территориями, полностью изъятыми их хозяйственного использования, где ведутся систематические научные наблюдения, являются
Национальные парки
Заповедники
Заказники
Памятники природы
А3. Подтопление и заболачивание земель чаще всего происходит
При открытой добыче полезных ископаемых
В результате вырубки лесов
При создании водохранилищ
В результате неправильной обработки почв
А4. Засоление почвы в основном вызвано
Неправильной вспашкой
Неправильным орошением
Осушением болот
Нарушением севооборота
А5. Основным источником загрязнения океана является
Отходы рыбопереработки
Бытовой мусор
Нефтетранспорт
Добыча морских животных
А6. Площади пастбищ преобладают в:
Северной Африке
Южной Азии
Австралии
Западной Европе
А7. Высокую долю обеспеченности лесами на душу населения имеет
Канада
Индия
Китай
Италия
А8. Примером рационального природопользования является
Перевод автомобильного транспорта на газ
Осушение болот
Создание замкнутых циклов на производствах
Сооружение высоких труб на предприятиях
А9. Участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса, называют
Заказниками
Лесничествами
Национальными природными парками
Заповедниками
Часть 2
В1. Установите соответствие между видами природных ресурсов и природными ресурсами, к которым они относятся
Вид природных ресурсов | Природные ресурсы |
Исчерпаемые невозобновимые Неисчерпаемые Исчерпаемые возобновимые | А) геотермальная энергия Б) рыбные В) апатиты |
В2 Выберите три примера нерационального природопользования
Перевод ТЭС на газ
Использование отходов в качестве вторичного сырья
Террасирование склонов
Захоронение токсичных веществ в глубоководных впадинах
Увеличение размеров китобойного промысла
Создание шахтных терриконов
Часть 3
С1. Известно, что внесение азотных удобрений в почву имеет негативные последствия, особенно в тех случаях, если доза этих удобрений – значительна. Укажите не менее двух негативных последствий, к которым приводит подобная химическая мелиорация
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С2. Являясь мощным стимулом развития мирового транспорта, автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. К каким негативным последствиям приводит увеличение количества автомобильного транспорта? Укажите не менее двух причин
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест может быть компьютерным (один на группу) или на бумажном носителе ( не менее двух вариантов).
Примечание: в случае проведения тестирования на бумажном носителе необходимо подготовить для обучающихся «бланк ответов».
Время выполнения теста – _35 мин
4. ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ
1. Эталон и критерии оценивания ответов на тестовые задания, оценочная шкала по выполнению тестовых заданий (Приложения 1)
5.Методическое обеспечение текущей аттестации
(перечисляем все методические пособия, которые содержат задания для студентов и критерии их оценивания)
Новопашина М.А. Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» по специальности СПО: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, ГАПОУ КТиХО, 2018г.
Методическое пособие для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ЕН.02 «Экологические основы природопользования» по специальности СПО: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, ГАПОУ КТиХО, 2020г.
Приложение 1
Тест №1 по теме Природные ресурсы и рациональное природопользование
Эталоны ответов
Вариант 1
А1 – 4 | В1 – 1-В, 2-А, 3 - Б |
А2 -3 | В2 – 1,2,3 |
А3- 1 | |
А4 – 1 | |
А5- 1 | |
А6-1 | |
А7 -2 | |
А8 – 2 | |
А9 – 4 | |
С1 – Приводит к нарушению экологического равновесия в местности. Последствия: подъем грунтовых вод, изменение микроклимата, изменение скорости течения реки, изменение флоры и фауны, разрушение берегов |
С2 – |
Вариант 2
А1- 3 | В1 – 1-В, 2-А, 3- Б |
А2 – 2 | В2 – 4, 5, 6 |
А3 – 3 | |
А4– 2 | |
А5 – 3 | |
А6 – 3 | |
А7 -1 | |
А8 -3 | |
А9 -1 | |
С1 – накопление в растениях используемых человеком в пищу и, как следствие, возможные отравления; зарастание водоемов, загрязнение воздуха |
С2 – выделение в окружающую среду отходов от сгорания углеводородного топлива, большая часть которых токсична; шумовое загрязнение, отражающееся на здоровье граждан |
Критерии оценивания ответов на тестовые задания
Оценочная шкала по выполнению тестовых заданий
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки балл (отметка), вербальный аналог |
90 ÷ 100 | «5»-отлично |
80 ÷ 89 | «4»- хорошо |
70 ÷ 79 | «3»- удовлетворительно |
менее 70 | «2»- неудовлетворительно |