СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект рабочих листов по окружающему миру, направленных на развитие картографических умений младших школьников, а также на реализацию приемов ТРКМ По МДК 01.10 Современные образовательные технологии в НОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплект рабочих листов по окружающему миру, направленных на развитие картографических умений младших школьников, а также на реализацию приемов ТРКМ По МДК 01.10 Современные образовательные технологии в НОО.»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»
















Комплект рабочих листов по окружающему миру, направленных на развитие картографических умений младших школьников, а также на реализацию приемов ТРКМ

По МДК 01.10 Современные образовательные технологии в НОО.







Исполнитель:

Гончарова А.М.,

студентка 3А группы

Руководитель:

Шаркова Е.В.,

Преподаватель











Камышлов, 2025

Пояснительная записка


В современных образовательных стандартах особое внимание уделяется качественному обучению младших школьников. Необходимо не только осваивать базовые знания, но и развивать критическое мышление и навыки анализа. Картография, как искусство визуального представления мира, помогает детям понять сложные взаимосвязи в окружающей среде, включая социальные, экономические и экологические аспекты.

Разработка рабочих листов по окружающему миру, направленных на развитие картографических умений, соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональным стандартам педагогической деятельности. Эти листы способствуют углубленному изучению географии, помогают детям развивать навыки ориентирования, чтения тематических карт и анализа природных компонентов.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подчеркивает важность работы с картами как практического применения знаний в реальной жизни. Рабочие листы позволяют учащимся систематизировать и углублять знания, развивать метапредметные компетенции и уверенность в себе. Они также помогают организовать разнообразные виды учебной деятельности, что соответствует санитарным нормам.

Несмотря на наличие теоретических основ, существует дефицит практических рекомендаций по реализации картографических умений на уровне начального образования. Анализ методических пособий показывает, что многие из них не учитывают современные интерактивные подходы, что затрудняет обучение. Создание рабочих листов, адаптированных под возрастные особенности младших школьников, поможет решить эти проблемы и сделать обучение более увлекательным и эффективным.

Таким образом, комплект рабочих листов по окружающему миру направлен на развитие картографических умений и реализацию приемов ТРКМ, что является важным шагом в повышении качества образования для младших школьников.

Целью комплекта рабочих листов является подбор, разработка и систематизация заданий по окружающему миру, оформленных в виде печатных листов для обучающихся младших классов, направленных на развитие картографических умений.

При отборе содержания для рабочих листов учитываются следующие принципы:

- принцип научности. Все задания основаны на научных фактах и данных, соответствующих современным представлениям о мире. Это обеспечивает достоверность и актуальность предлагаемого материала;

- принцип доступности. Содержание рабочих листов адаптировано под возрастные и когнитивные особенности младших школьников. Используются понятные термины, наглядные образы и простые инструкции, что облегчает восприятие материала;

- принцип систематичности и последовательности. Задания расположены в порядке нарастающей сложности, что позволяет постепенно углублять знания и развивать навыки. Такой подход способствует закреплению ранее изученного материала и подготовке к новым темам;

- принцип практической направленности. Каждое задание имеет практическое применение и связано с реальной жизнью;

- принцип активности и творчества. Включены задания, стимулирующие творческое мышление и активность учащихся (задания на составление собственных карт, проведение мини-исследований или придумывание маршрутов);

- принцип учета индивидуальных особенностей. Комплект рабочих листов предусматривает возможность дифференцированного подхода, предлагая задания разного уровня сложности. Это позволяет учесть различия в уровне подготовки и интересах учащихся.

Рабочие листы, структурированные по разделам. Комплект разбит на четыре раздела, каждый из которых соответствует одному классу начальной школы (с 1-го по 4-й классы). Внутри каждого раздела содержатся отдельные рабочие листы, количество которых зависит от числа тем, охватывающих развитие картографических умений в рамках учебной программы по окружающему миру. Тематика рабочих листов согласована с ФГОС НОО. ФОП НОО и ФРП по учебному предмету «Окружающий мир», что гарантирует соответствие содержания учебному плану.

Рабочие листы - основная часть комплекта, содержащая конкретные задания для учеников. Каждый рабочий лист посвящен отдельной теме и включает разнообразные виды заданий: от простых вопросов до более сложных практических упражнений.

Задания на рабочих листах включают работу с картами, планами, схемами, а также вопросы на понимание и анализ информации. Постепенно увеличивается сложность заданий, что способствует последовательному усвоению новых знаний и умений.


Таблица 1 - Описание подобранных заданий для составления рабочих листов


Задание

Эталон решения

1

Что такое компас? Выбери верный вариант ответа.


А) - это прибор, с помощью которого человек может определить направления света: север, юг, запад и восток.

Б) – это инструмент для приготовления пищи.

В) – это прибор, с помощью которого можно сделать ремонт.

А

2

Вспомни, как правильно ориентироваться по компасу. Расставь правила в нужной последовательности.


3

Подпиши стороны света на компасе. Расшифруй полное название сторон света.


4

Отсканируй QR – код и выполни задание на планшете. Определи, в какой стороне света находится школа.


5

Маша и Саша пошли в поход. Помоги ребятам выбрать, куда идти дальше. Расшифруй код и построй маршрут.



6

Закрась кружки с верными утверждениями зеленым цветом, а с ложными – красным.

1 – зеленым

2 – красным

3 – красным

4 - зеленым

7

Вставь в текст пропущенные слова.


_____________ – самый надежный ориентир. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ определения сторон горизонта – ____________________________________.

Солнце бывает на _____________ утром, на _________ – в полдень, на ______________ – вечером.

Если в полдень встать спиной к солнцу и расставить руки в стороны, то впереди будет ____________, левая рука будет указывать на ______________, правая – на _____________, а позади будет ________.


Солнце, ориентирование по Солнцу, востоке, юге, западе, север, на западе, на востоке, юг.

8

Подпиши стороны света по природным признакам.


9

Отсканируй QR – код и выполни задание на планшете. Раздели фразы на стороны горизонта.


10

Гриша и Соня пошли к ручью. Внимательно прочитай описание и нарисуй на карте ориентиры, по которым ребята дошли до ручья.


Ребята вышли из дома, прошли мимо озера и повернули направо. Там они полюбовались цветами и повернули налево. Дальше они шли по дорожке, пока не увидели муравейник. После чего, они дошли до кустов малины, полакомились и повернули налево. После поляны с грибами повернули к ручью.



11

Вспомни какие страны граничат с Россией. Выбери верные варианты ответа.


А) Индия.

Б) Казахстан.

В) Китай.

Г) Белоруссия.

Д) Норвегия.

Е) Япония.

Ж) Испания.

З) Португалия.

И) Германия.

Б, В, Г, Д, Е.

12

Заполни таблицу.


13

Соотнеси страну с материком, на котором она располагается.


США, Австралия, Россия

14

Отсканируй QR – код и выполни задание на планшете. Покажи свои знания о жителях разных стран.


15

Вика и Егор решили составит маршрут путешествия по странам, которые граничат с Российской Федерацией. Им нужна помощь. Помоги ребятам, запиши в блоки названия стран, которые можно включить в маршрут путешествия.


В ответах у детей могут быть такие страны: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, КНДР, Монголия.

16

Что означает название реки Волга? Выбери верный вариант ответа.


А) Река

Б) Вологда

В) Гром

Г) Переправа

Д) Влага

Е) Тучи

Ж) Волочиться

З) Великая

И) Властная

З

17

Вспомни, к какому океану относится каждое море. Подбери пары океанов и морей.


Атлантический океан – Черное море, Балтийское море

Северный Ледовитый океан – Карское море, Чукотское море

Тихий океан – Берингово море

18

Подпиши на контурной карте названия рек.


19

Отсканируй QR – код и выполни задание на планшете. Реши кроссворд об озерах России.


20

Помоги Алисе и Грише найти в таблице как можно больше крупнейших рек России. Напиши о любых двух реках самые интересные факты.


21

Что такое равнины? Выбери верный вариант ответа.


А) Это ровная, без высоких холмов земная поверхность, а также ровный участок дна моря или океана.

Б) Это холмистая поверхность с большими колебаниями высоты.

А

22

Вставь в текст пропущенные слова.


В России преобладают _____________.

Выделяют три самые крупные равнины:

1) __________________________________________. Расположена к западу от Уральских гор. Она состоит из низменностей, возвышенностей и холмистых участков.

2) _______________________________________. Находится восточнее Уральских. Это одна из самых низменных равнин на земном шаре. Её отличительная особенность — почти идеально ровная поверхность.

3) ________________________________________. Расположено восточнее Западно-Сибирской равнины. Плоскогорье — это обширный участок суши, который лежит выше 500 м над уровнем моря.

1) Западно-Сибирская равнина

2) Восточно-Европейская равнина

3) Среднесибирское плоскогорье

23

Соотнеси название равнины с номером на карте. Ответ запиши в окошке у названия.


24

Отметь изученные горные системы на карте.


25

Помоги Васе и Лере заполнить модель Фрейера.




Применение комплекта рабочих листов по окружающему миру, направленного на развитие картографических умений, способствует гармоничному развитию младших школьников, обогащая их предметные, метапредметные и личностные компетенции. Это создает прочную основу для дальнейшего обучения и успешной социализации в современном мире.

Применять разработанный комплект можно:

- на уроках окружающего мира: основные занятия, посвящённые изучению географии, экологии и природоведческих дисциплин, являются идеальным временем для использования рабочих листов. Задания могут быть включены в план урока как дополнение к основной программе;

- во внеклассной работе и внеурочной деятельности: рабочие листы подходят для проведения кружков, факультативов или экологических мероприятий. Их можно использовать для углублённого изучения отдельных тем, связанных с географией и краеведением;

- для домашней работы: учителя могут предлагать рабочим листы в качестве дополнительного задания для самостоятельной работы дома. Это поможет закрепить пройденный материал и развить навыки самостоятельного поиска информации.

- во время летних лагерей или школьных каникул комплект рабочих листов может стать частью развлекательно-познавательных занятий. Это позволит поддерживать интерес к учёбе даже во время отдыха.

Разработанный комплект рабочих листов, направленных на развитие картографических умений младших школьников может быть полезен учителям начальных классов, поскольку они смогут эффективно интегрировать рабочие листы в учебный процесс. Кроме того, родители (законные представители) обучающихся могут использовать комплект для дополнительной работы с ребёнком дома, помогая ему освоить новые навыки и расширить кругозор.

При использовании данной методической разработки можно рекомендуется:

- следовать предложенному порядку заданий, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным, что позволит младшим школьникам лучше понять тему;

- учитывать индивидуальные особенности учеников, предлагая задания разной степени сложности;

- использование обратной связи: регулярная проверка и обсуждение выполненных работ помогут выявить пробелы в знаниях и скорректировать учебный процесс;

- активно привлекать учеников к созданию собственных карт, маршрутов и других творческих проектов повысит их заинтересованность и улучшит результативность.

Следуя этим рекомендациям, комплект рабочих листов станет мощным инструментом для развития картографических умений младших школьников, способствуя их всестороннему образованию и личностному росту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный комплект рабочих листов по окружающему миру, направленный на развитие картографических умений младших школьников, представляет собой эффективный инструмент для реализации целей и задач образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО. Данный комплект позволяет последовательно и систематически развивать у обучающихся навыки работы с картами, планами и другими географическими материалами, что способствует формированию пространственного мышления, аналитических способностей и информационной грамотности детей младшего школьного возраста. Благодаря разнообразию заданий и возможностей для творческой самореализации, комплект способствует мотивации к обучению и воспитанию ответственности за окружающую среду. Комплексный подход к разработке рабочих листов делает их полезными как для учителей, так и для родителей, обеспечивая поддержку образовательного процесса в различных формах и условиях.