СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект заданий для самостоятельной работы по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

При разработке конкретного содержания каждой работы обращалось внимание на требования к знаниям, умениям, навыкам студентов по данной дисциплине в частности:

- производить все виды разбора: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- находить в предложениях смысловые отрезки,  в которых необходимо выделять знаки  препинания, обосновывать выбор знаков препинания, расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов и т.д.

В конце комплекта заданий  приведено  информационное обеспечение обучения, которое поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку за  курс девятилетней школы, но и углубить их, расширить рамки изученного. 

Всего в  пособии 6 практических и 3 контрольных занятий

Просмотр содержимого документа
«Комплект заданий для самостоятельной работы по русскому языку»









КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ










дисциплина

ОУП 01. Русский язык

специальность СПО:

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта








Тольятти, 2019


Комплект заданий составлен в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, предназначен для студентов изучающих русский язык. Комплект заданий направлен на самостоятельную работу студентов, связанную с повторением и проверкой знаний студентов по русскому языку; включает в себя содержание пособия с информационным обеспечением обучения















Пояснительная записка



Учебная дисциплина «Русский язык» предусмотрена для среднего (полного) общего образования на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При разработке конкретного содержания каждой работы обращалось внимание на требования к знаниям, умениям, навыкам студентов по данной дисциплине в частности:

- производить все виды разбора: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- находить в предложениях смысловые отрезки, в которых необходимо выделять знаки препинания, обосновывать выбор знаков препинания, расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов и т.д.

В конце комплекта заданий приведено информационное обеспечение обучения, которое поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку за курс девятилетней школы, но и углубить их, расширить рамки изученного.

Всего в пособии 6 практических и 3 контрольных занятий.

Данный й комплект заданий разработан в соответствии с программой учебной дисциплины, которая ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
























СОДЕРЖАНИЕ




Наименование тем

стр

1. Комплексная работа над текстом

6

2. Решение фонетических задач

10

3. Лексико – фразеологический разбор предложений

14

4. Способы словообразования

17

5. Морфологический разбор частей речи

27

6. Слитное и раздельное написание частицы Не с разными частями речи

31

7. Синтаксический разбор простого и сложного предложения

35

10. Информационное обеспечение обучения

56





























Практическое занятие№1

Тема: Комплексная работа над текстом

Вариант 1

1.Прочитайте текст.

Леса в Мещёре глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. Это — грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это — липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах — звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду — ночь, полная звёзд. На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь дым костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит , не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко — кажется, за краем земли — хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это — лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

2.Определите тему (определите микротему, выделите ключевые слова и словосочетания).

3.Укажите строение текста: зачин, срединную часть, концовку.

4.Определите виды связи предложений в тексте.

5.Назовите языковые средства выразительности.

6.Укажите стиль языка, тип речи.

7.Сформулируйте основную мысль высказывания, его коммуникативную задачу.

8.Найдите обороты речи, типы предложений характерные для данного стиля.

9.Проведите полный лексический анализ текста.

Вариант 2

1.Работа над текстом.

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

А ещё дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы

шиповника и белые, пахнущие миндалём цветы боярышника, каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами— нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

2.Определите тему (определите микротему, выделите ключевые слова и словосочетания).

3.Укажите строение текста: зачин, срединную часть, концовку.

4.Определите виды связи предложений в тексте.

5.Назовите языковые средства выразительности.

6.Укажите стиль языка, тип речи.

7.Сформулируйте основную мысль высказывания, его коммуникативную задачу.

8.Найдите обороты речи, типы предложений характерные для данного стиля.

9.Произведите полный лексический анализ текста.


Практическое занятие № 2

Тема: Решение фонетических задач

Вариант 1

1.Запишите в транскрипции данные слова. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.

Домовой, унеслась, долото, самовар, мандарин, белизна, вьюга, ручей, деревня, травяной, далеко.

2.Сделайте фонетическую транскрипцию данных слов и разделите их на слоги.

Портфель, деревня, Жучка, дочурка, точка, закон, кодекс, березонька, здоровяк, занавес, грамота, представитель, материал, острие.

3.Подберите словарные слова с удвоенными согласными и заполните данную таблицу.

лл

бб

пп

нн

сс

коллаж

каббала

труппа

тонна

пассаж

4.Сколько мягких согласных в пословице.

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

5.От указанных словосочетаний образуйте другие, так чтобы выделенные слова стали существительными с Ь в середине слова.

Жить в согласии, мыть голову, семейный спор, свадебный пир, молотить хлеб, молить о помощи, юный барабанщик, искусный сварщик.

6.В данных словах расставьте ударения.

Балованный, дремота, документ, еретик, цыган, щавель, инструмент, каучук, километр, случай, петля, медикаменты, молодежь, таможня, римляне, дремота, портфель, псевдоним.

7.Запишите пословицы и поговорки, подчеркните буквы, обозначающие оглушенные согласные в конце и середине слова.

1.Сидит дед на грядке, весь в заплатках. 2.Сто ворот- один ход. 3.Поговорка- цветочек, пословица – ягодка. 3.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.4.Спорь до слез, а об заклад не бейся.5.На что и клад, когда в семье лад.

Вариант 2

1.Запишите в транскрипции данные слова. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.

Бочка, ноты, корабль, журавль, любовь, больница, по лесу, творог, колобок, бегемот, парашют.

2.Сделайте фонетическую транскрипцию данных слов и разделите их на слоги.

Альбом, огонь, формально, оборот, колесо, живопись, бесконечный, борется, водица, водится, коньки, замок, слог, портфель, огонек.

3.Подберите словарные слова с удвоенными согласными и заполните данную таблицу.

лл

бб

пп

нн

сс

коллаж

каббала

труппа

тонна

пассаж



4.Сколько звуков (ш) в пословице.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

5.От указанных словосочетаний образуйте другие, так чтобы выделенные слова стали существительными с Ь в середине слова.

Бороться с конкурентами, косить сено, писать сочинение, полезный для здоровья, просить о помощи, резать пилой, стрелять из лука.

6.В данных словах расставьте ударения.

Баловаться, закупорить, заострить, валовой , современный, осведомиться, обетованный, одолжить, запыхаться, уведомить, облегчить, скаредный.

7.Запишите пословицы и поговорки, подчеркните буквы, обозначающие оглушенные согласные в конце и середине слова.

1.Бояться волков – быть без грибков. 2.Веревка хороша длинная, а речь короткая. 3.В лес дров не возят.4.Два друга – метель да вьюга.5.Новых друзей наживай, старых не теряй.





Практическое занятие №3

Тема: Лексико – фразеологический разбор предложений

Вариант 1

1.Прочитайте пословицы разных народов. Что общего между ними? Запишите синонимичную русскую пословицу.

1.У плотника дверь всегда сломана (арабская). 2.У портного спина голая (турецкая).

2.Подберите к данным словам синонимы и антонимы.

Буря, горе, мастер, мгновение, обыкновенный, дорогой, простой, умный, захватить, огорчить, одинокий, единственный, изменить, старый, берег.

3.Определите к каким типам омонимов можно отнести каждое из данных слов.

Актив, впереди, до, заставить, издать, комиссия, косить, минимум, мотив, наметить, наряд, облечь, печь, палата, пропасть, презреть, призреть, претворить (в жизнь).

4.Определите, к какой группе относятся данные слова, распределите их на группы: а) исконно русские; б) заимствованные.

Тетрадь, портфель, карандаш, ворота, возвестить, надежда, дом, голова, древесный, молотьба, надежный, вратарь, сторож, дзюдо, сарафан, дерево, голос, подворотня, самбо, удав, абсурд, мустанг.

5. Составьте шесть предложений, используя данные фразеологизмы.

Мотать на ус, без году неделя, медвежья услуга, не терять головы, вырасти в глазах, семь пядей во лбу.

6. Подберите антонимы к следующим словам.

Абсолютный, конкретный, синтез, ассимиляция, бесцветный, априори, гармония, глубокое (исследование), дедуктивный, динамический.

7.Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.

Вне себя, выйти из себя, довести до белого каления, и бровью не шевельнул, и в ус не дует, как с гуся вода, махнуть рукой, метать громы и молнии, моя хата с краю, ноль внимания, под горячую руку, рвать и метать, стоять в стороне, устроить сцену, хоть бы что, хоть трава не расти.

Вариант 2

1.Прочитайте пословицы разных народов. Что общего между ними? Запишите синонимичную русскую пословицу.

1. Иголка шьет всем, а сама голая (турецкая).2.Горшечник пьет воду из треснувшего кувшина (персидская).

2.Подберите к данным словам синонимы и антонимы.

Умный, захватить, огорчить, одинокий, единственный, изменить, старый, берег.

3.Определите к каким типам омонимов можно отнести каждое из данных слов.

Притворить (дверь), развевается (флаг), развивается (ребенок), разредить (посадки), разрядить (оружие), расположить, реакция, свет, склад, сколько, следить, слепить, совет, соответственно, стать, течь, строй, топить, хватать, чинить, язык.

4.Определите, к какой группе относятся данные слова, распределите их на группы: а) исконно русские; б) заимствованные.

Стражник, ковбой, джигит, дерзновенный, бороздить, коловорот, ворожба, очи, отрок, горох, огород, аппарат, граница, мысль, счастье, случай, пословица, отрок, треуголка, строка, спектр, дубль, поэт.

5. Составьте шесть предложений, используя данные фразеологизмы.

Возносить до небес, душа нараспашку, засучив рукава, ни то ни се, ад кромешный, дни сочтены.

6. Подберите антонимы к следующим словам.

Конвергенция, благодаря, вектор, наружу, вогнутый, вышеизложенный, гидратация, гладкая ( поверхность), двигаться.

7.Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.

Бить баклуши, брать быка за рога, валять дурака, горит в руках, длинный язык, засучив рукава, палец о палец не ударить, переливать из пустого в порожнее, перемывать косточки, своротить гору, сидеть сложа руки, считать ворон, точить лясы, чесать язык.

Контрольное занятие № 1

Тема: Способы словообразования


Вариант 1

1. Выберите ряд, где в корнях слов пишется ь.

а)жен..щина, п..едестал, прос..ба, бор..щ

б)авос..ка, июн..ский, воз..мите, чистил..щик

в)ужас..но, ляг..те, ус..мирение


2. Укажите неверное объяснение написания слов.

а) Сплош.., наотмаш.., напроч.. – на конце наречий после шипящего пишется Ь.

б) Сяд..те, спряч..те, не спор..те – в глаголах повелительного наклонения, кроме глагола лягте, не пишется Ь.

3.Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

а) сказка

б) причесывающий

4.Укажите слово, образованное суффиксальным способом.

а) справа в) по-весеннему

б) припоминая г) пережиток

4.Выберите ряд, в котором во всех корнях слов пропущены двойные согласные.

а) кристал.., драм..а, апел..яция, грам..атика

б) програм..а, бес..мыслица, рас..каз, ком..ентарий

5.Укажите слово без международного словообразовательного элемента.

а) авиация в) перелесок

б) геология г) хронометр

6.Выберите ряд, где в словах с приставками пропущена одна и та же буква.

а) чре..мерный, чере..чур, ра..жать, и..морось

б) ни..падать, и..сякнуть, ра..щелина, во..хождение

7.Выберите ряд, в котором во всех словах приставка имеет значение высшей степени качества или действия.

а) пр..нудный, пр..милый, пр..скучный, пр..чудливый

б) пр..сытиться, пр..добрый, пр..достаточно, пр..храбрый

в)пр..страстный, пр..старательный, пр..странный, пр..назойливый

г) пр..неприятный, пр..злой, пр..лестный, пр..аккуратный


8.Укажите слово, в котором появление удвоенных согласных не связано с морфемным составом слова

а) беззвучный

в) искусственный

б) исследование

г) восславление

9.Выберите ряд, в котором во всех словах пишется разделительный ъ.

а) трёх..ядерный, суб..ект, с..ездить, пред..являть

б) сверх..ёмкий, павил..он, двух..ярусный, об..ём

в) с..экономить, сяд..те, суб..инспектор, вз..ерошенный

г) помещич..и, об..ективный, кон..юнктура, об..ятия

10.Укажите неверное объяснение написания слов.

а) горячо, свежо – на конце наречий под ударением после шипящих пишется буква о

б) холщёвый, ежёвый – в суффиксах прилагательных под ударением после шипящих пишется буква ё

11.Заполните таблицу

Способ образования

Примеры

1. Приставочный


2. Суффиксальный


3.Приставочно-суффиксальный


4. Бессуффиксный


5. Сложение


6.Слияние


7. Переход из одной части речи в другую


12.Образуйте словообразовательную цепочку от выделенного слова.

Такое время подошло –
Последний лист летит отвесно,
В душе и тихо, и светло,
Как в облетевшем перелеске.

(А. Г. Гребнев)

13.Сделайте словообразовательный разбор первого наречия из текста.

Петя решил на прощание наскоро выкупаться. Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете. Сперва, переплыв прибрежную глубь, Петя добрался до первой мели. Он взошёл на нее и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна. Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом — стал нырять с открытыми глазами. Какое это было упоение!

(По В. Катаеву.)

14.Укажите, какой из видов морфологического способа словообразования использован при образовании слова обозрение:

    1. приставочный;

    2. суффиксальный;

    3. приставочно-суффиксальный;

    4. безаффиксный;

    5. сложение.

15. В данных словах выделите основу и окончание.

Безболезненный, безболезненность, безбрежный, безбрежность, безветренный, безграничный, безграничность, безмозглый, безмозглость, безмолвствовать, безнадзорный, безоговорочный, безоговорочность, безукоризненный, безукоризненность,


Вариант 2


1. Выберите ряд, где в корнях слов пишется ь.

а)довол..но, гос..ти, линееч..ка, встан..те

б)ден.., вен..чик, гон..щик, январ...ский

в)сяд…те, напрочь, ж..молость

2. Укажите неверное объяснение написания слов.

а) Перец жгуч.., чай пахуч.., борец могуч.., - в кратких прилагательных с шипящими на конце Ь не пишется.

б) На вершинах круч.., полкило груш.., пять клавиш.. – в существительных женского рода с шипящим на конце слова пишется Ь

3.Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

а) глухой б) причудливый

4.Выберите ряд, в котором во всех корнях слов пропущены двойные согласные.

а) кор..дор , рес..урс, сож..ение, заж..им

б) пас..ажир, без..вучный, рас..мотреть, комис..ия

5.Укажите слово без международного словообразовательного элемента.

а) генетика в) санаторий

б) библиотека г) фотография

6.Выберите ряд, где в словах с приставками пропущена одна и та же буква.

а) пр..дедушка, п..дбросить, р..списка, р..зыгрывать

б) бе..брежный, ра..бросать, бе..работица, во..можность

7.Выберите ряд, в котором во всех словах приставка имеет значение высшей степени качества или действия.

а) пр..образить, пр..милый, пр..скучный, пр..украсить

б) пр..увеличение, пр..добрый, пр..достаточно, пр..противно

в)пр..восходный, пр..старательный, пр..странный, пр..милый

г) пр..длинный, пр..мудрый, пр..лестный, пр..аккуратный

8.Укажите слово, в котором появление удвоенных согласных не связано с морфемным составом слова.

а) беззлобный в) пассивный

б) воззрение г) восстание

9.Выберите ряд, в котором во всех словах пишется разделительный ъ.

а) об..ять, пред..юбилейный, из..явить, пред..являть

б) ад..ютант, обез..яна, трех..ярусный, лис..и

в) под..езд, в..юга, суб..инспектор, ин..екция

г) интер..ер, об..ективный, контр..ярус, об..ятия

10.Укажите неверное объяснение написания слов.

в) ожог руки, поджог дома – в выделенных существительных пишется буква о

г) облицовать, гарцовать – в глаголах после ц пишется о

11.Заполните таблицу

Способ образования

Примеры

1. Приставочный


2. Суффиксальный


3.Приставочно-суффиксальный


4. Бессуффиксный


5. Сложение


6.Слияние


7. Переход из одной части речи в другую



12.Образуйте словообразовательную цепочку от выделенного слова.

Такое время подошло –
Последний лист летит отвесно,
В душе и тихо, и светло,

Как в облетевшем перелеске.

(А. Г. Гребнев)

13.Сделайте словообразовательный разбор второго наречия из текста.

На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. Среди корней, рогами расставив страшные клешни, пробирался боком большой старый краб. Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. Пусть себе ползет, невелика редкость. Гораздо интереснее казались морские коньки. С точёными мордочками и грудками, они плыли стоймя, прямо на Петю, распустив перепончатые плавники крошечных подводных драконов. Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника.

(По В. Катаеву.)

14.Укажите, какой из видов морфологического способа словообразования использован при образовании слова восхождение:


  1. приставочный;

  2. суффиксальный;

  3. приставочно-суффиксальный;

  4. безаффиксный;

  5. сложение.

15.В данных словах выделите основу и окончание.

Бессмысленность, выплачивать, выпускница, вырождение, засвидетельствование, затворнический, затруднительность, обдумывание, обеззараживание, обнищалый, разоблачение.

Практическое занятие №4

Тема: Морфологический разбор частей речи

Вариант 1

1.Укажите к какой группе (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные) относятся данные существительные по их лексико-грамматическому значению.

Вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, духи, крокодил, береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба, былина, мешок, позор, кольцо.

2.Сделайте морфологический разбор всех существительных из пословицы.

Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.

3.От данных прилагательных образуйте все возможные степени сравнения и запишите полученные слова. Объясните невозможность образования степеней сравнения от некоторых слов.

Дорогой, лучистый, маленький, лиловый, булатный, старый, белый, длинный, игривый, загорелый.

4.Произведите морфологический разбор всех прилагательных из данного предложения.

Поляна лунным светом залита вокруг немой зеленой ели.

5.Прочитайте высказывания В. Белинского. Определите разряды местоимений, укажите их морфологические особенности и синтаксическую роль в предложении.

Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это значит иметь слог, который имеют только великие писатели.

6.Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го лица единственного и множественного числа.

Дышать, проснуться, спать, чертить, выступить, выступать, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться, строить, рисовать,

7.Выпишите глаголы, укажите их морфологические признаки.

Между тем гостей увезли. Все утихло; и тем грустнее стало Гремину одиночество после шумного праздника. Платон уверял, что человечество есть двуногое животное без перьев; другие физиологи отличали его тем, что он может пить и любить, когда вздумается; но ощипанный петух не мог стать человеком – или человек в перьях перестал бы быть им?

Вариант 2

1.Укажите к какой группе (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные) относятся данные существительные по их лексико-грамматическому значению.

Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, пение, интеллигенция, собрание, порошок.

2.Сделайте морфологический разбор всех существительных из пословицы.

Слово, истекающее от сердца, проникает в сердце.

3.От данных прилагательных образуйте все возможные степени сравнения и запишите полученные слова. Объясните невозможность образования степеней сравнения от некоторых слов.

Добрый, легкий, вороной, далекий, горючий, радостный, милый, чудесный, желтый.

4.Произведите морфологический разбор всех прилагательных из данного предложения.

Три дня кряду мое внимание привлекала коренастая, плотная фигура и лицо восточного типа.

5.Прочитайте высказывания В. Белинского.

Определите разряды местоимений, укажите их морфологические особенности и синтаксическую роль в предложении.

У Гоголя есть нечто такое, что заставляет не замечать небрежности его языка – есть слог. Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их.

6.Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го лица единственного и множественного числа.

Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, зависеть, зависать, обидеть, гнать, признать, заносить.

7.Выпишите глаголы, укажите их морфологические признаки.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающий пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся. Бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться.

Практическое занятие №5

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Вариант 1

        1. Образуйте от данных слов новые с помощью приставки не-; в скобках рядом с каждым образованным словом напишите близкое по значению слово без этой приставки ; не- подчеркните.

Близкий – неблизкий (далекий), далёкий - ……….. , весёлый - ………. , грамотно - ………… , большой - ……….. , верный - …………. , вежливый - …………. , интересный - …………. , доверчивый - ………… , дружелюбный - ………… , здешний - …………… , яркий -

Слова для вставки в скобках: близкий, грустный, безграмотный, маленький, ошибочный, грубый, скучный, подозрительный, враждебный, приезжий, тусклый.


2.Перепишите, заменяя выделенные слова близкими по смыслу с приставкой не-.

1) Урожай зерновых был исключительный. 2) Шахматист сделал ошибочный ход. 3) Мы получили плохое известие. 4) После кратковременного перерыва занятия в кружке возобновились. 5) В магазине продавалась дешёвая обувь. 6) Даже маленькая ошибка в расчёте может иметь серьёзные последствия. 7) Сосед по купе оказался молчаливым человеком. Подниматься в гору было трудно. 8) Работа написано грязно. 9) Хорошая погода установилась на короткий срок.

Слова для замены: небывалый, неверный, недоброе, непродолжительный, недорогой, незначительный, неразговорчивый, нехорошо, недалеко, немного, нелегко, неаккуратно, ненадолго.

3.Перепишите, заменяя выделенные слова однокоренными краткими прилагательными.

1) Не слышится песен.- не слышны песни. 2) Не виднеются горы. 3) Не радуется скорому отъезду. 4) Не задолжал ли он вам? 5) Не согласится с вашим требованием. 6) Сын еще не женился.

4. Перепишите, раскрывая скобки.

1) Будем открыто рассказывать о своих (не)удачах. 2) Он в (не)далеком будущем вернется в ряды бойцов. 3) Павел (не)спеша направился к двери.4) Будем открыто рассказывать о своих (не)удачах. 5) Он знал, что это была (не)блестящая фраза, а крик тяжело раненого бойца. 6) Бледно-зеленая капустная рассада торчала рядами в (не)глубоких ямках. 7)(Не)широкая дорога шла через перевал, а узкая извилистая тропинка. 8) Слепая (не)нависть - плохой советчик. 9) (Не)ветер, а свирепый ураган носился со страшной силой по улицам.

5. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание не.

1) Борис Андреевич с (не) решительностью поглядел кругом. 2) (Не) решительность, а какая-то робость и застенчивость обнаружились вдруг в характере младшего сына. 3) Я понял, что моё беспокойство было (не) разочарование, а что-то другое, но что именно, я (не) понимал. 4) Для человека образованного (не) знания языков составляет большое (не) удобство.5) На вопросы членов комиссии экзаменующийся отвечал (не)торопливо, а уверенно и спокойно.

6.Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Далеко (не)хороший гриб; плакал (не)редко, а часто; плакал вовсе (не)редко; (не)друг, а враг; (не)кого спросить; (не)(у)кого спросить; (не)чего ожидать; (не)(от)чего отказываться; (не)кому сказать; (не)(к)кому пойти; узнал (не)что хорошее; ухватиться (не)(за)что ; (не)раскрытый зонтик; зонтик (не)раскрыт; зонтик я (не)раскрыл; (не)раскрытый мною зонтик; ещё (не)говорящий попугай; (не)видимый; никем (не)видимый мир.

7.Перепишите. Объясните слитное и раздельное написание НЕ. Укажите возможные синонимы к существительным, прилагательным и наречиям, с которыми НЕ напишите слитно.

1) С утра я чувствовал себя (не) хорошо, хотя ещё (не) мог ясно определить, в чём заключалось моё (не) здоровье. (Купр.) 2) Мы вели между собой (не)торопливый разговор. (Пауст.) 3) Солнце было (не) мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь. (Пауст.) 4) На глазах у неё выступили слёзы, (не) робкие, (не) горькие, а гордые, сердитые слёзы. (Ч.) 5) (Не) старая ещё и довольно красивая женщина внесла (не) большой самоварчик. (Кор.) 6) (Не) знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не) красивый собой и ничем (не) замечательный. (Ч.) 7) Лицо у него было такое, как всегда,- (не) умное и (не) глупое.(Ч.) 8) За окном горел, никак (не)мог погаснуть (не) яркий свет. (Пауст.) 9) В характере его (Давыдова) появилась никогда ранее (не) свойственная раздражительность. (Шол.)

Вариант 2

1.Образуйте от данных слов новые с помощью приставки не-; в скобках рядом с каждым образованным словом напишите близкое по значению слово без этой приставки ; не- подчеркните.

Внимательность – невнимательность (рассеянность), одобрение - ………. , счастье - …………. , порядок - …………. , покорность - ……….. , воля - ………. , устойчивость - ………. , зависимость - ………. .

Слова для вставки в скобках: порицание, беда, беспорядок, строптивость, рабство, колебание, свобода.

2.Перепишите, заменяя выделенные слова близкими по смыслу с приставкой не-.

1) Мы отстояли свободу своей Родины. 2) Враг был разбит. 3) Рассеянность машиниста могла привести к серьёзной аварии. 4) Его поступок вызвал всеобщее возмущение. 5) Рассказ охотников вызвал некоторое сомнение. 6) В голосе собеседника чувствовалась скрытая враждебность. 7) После перенесённой операции больной некоторое время чувствовал себя плохо. 8) Дом отдыха расположен близко от моря. 9) Дул северо-западный ветер, и температура воздуха слегка понизилась.

Слова для замены: независимость, неприятель, невнимательность, негодование, недоверие, неприязнь, нехорошо, недалеко, немного, нелегко, неаккуратно, ненадолго.

3.Перепишите, заменяя выделенные слова краткими прилагательными с приставкой не-.

1) Этот ученик очень рассеян.- Этот ученик очень невнимателен. 2) Свет от свечи был слаб и тускл. 3) Прогулка на пароходе была кратковременна. 4) Эта книга довольно скучна. 5) Противоположный берег низок. 6) Река мелка и узка.

4. Перепишите, раскрывая скобки.

1) Отдых был очень (не) долог. 2)Перерыв в работе был (не) долог, а кратковременен. 3) Спуск с горы был (не) легок, а очень труден. 4) Работа была утомительна, (не) легка. 5)Движение борца были спокойны и (не) торопливы. 6) Я (не) рад вашему письму. 7) Мы (не) должны выполнять все твои капризы. 8) В тумане берег (не) виден. 9) Старший сын до сих пор (не) женат.10) В основу романа положено (не)мало фактического материала.

5. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание не.

1) Артем узнал о новом (не) счастье брата. 2) (Не) счастье, а знания и опыт помогли конструктору быстро решить поставленную задачу. 3) Ржавчина в железе, а (не) правда в человеке (не) утаится. 4) Все присутствующие хорошо понимали, что обвиняемый говорит (не) правду, а ложь. 5) Пилот жаловался на (не) исправность мотора.

6.Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Разбил (не)чаянно вазу; сказал (не)впопад; (не)лепо; (не)истребимый; (не)редко плакал; поступил (не)хорошо; (не)красивый берет; злой (не)друг; не(кого) встречать; (не)чего делать; (не)кто постучал; (не)что принес; (не)раскрытый портфель; (не)сваренный борщ; (не)говорящий попугай; (не)видимый глазу пейзаж; (не)хороший гриб;

7.Перепишите. Объясните слитное и раздельное написание НЕ. Укажите возможные синонимы к существительным, прилагательным и наречиям, с которыми НЕ напишите слитно.


1) Всякая, даже малейшая, грубость, (не) деликатно сказанное слово волнуют меня. (Ч.) 2) Соловей уже (не) (по) вечернему, отрывисто и (не) решительно, а (по) ночному, (не) торопливо, спокойно заливался на весь сад. (Л.Т.) 3)Молодые гимнастки выполнили обязательные упражнения далеко (не) безупречно. (Газ.) 4)Дождливые дни для меня очень (не) приятны. (М.-Мак,) 5) Изба была никуда (не) годна. (А. Н. Т.) 6) Хор у нас был (не) большой, но чудесный (Ф. Ш.) 7) Давыдов шёл (не) спешным, но широким шагом. (Шол.) 8) Каждый колокольчик говорил (по) своему: расстояние уменьшало только силу, но (не) ясность звука. (Кор.) 9) Солнце жгло (по) вчерашнему, воздух был (не) подвижен и уныл. (Ч.) 10) (На) право и (на) лево от беседки тянулись (не) ровные глинистые берега. (Ч.)

Практическое занятие №6

Тема: Синтаксический разбор простого и сложного предложения

I вариант

1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получится текст. Укажите правильный ответ.

А.Гипотезы эти интересны и увлекательны, но им недостает одного - убедительности.

Б.В печати не раз появлялись статьи, авторы которых пробуют объяснить определенные загадки древней истории с помощью гипотезы о космических пришельцах.

В.На их фоне предположения о вторжениях инопланетян выглядят чистой фантастикой, а не научной гипотезой.

Г.Есть более разумные объяснения исторических загадок древности.

1).Б, В, А ,Г.

2)Б, А, Г, В

3)Г, Б, А , В.

4)Г, В, А , Б.

2.Какие виды сложных предложений представлены в микротексте.

1.Только сложноподчиненные;

2.Сложноподчиненные и сложносочиненные;

3.Сложноподчиненные и бессоюзные сложные;

4.Сложносочиненные и сложные с союзной и бессоюзной связью.

Задание XIV. Укажите ошибку в управлении.

1.Вопреки распоряжению;

2.Описывать встречу;

3.Скучать по сестре

Задание XV. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены)

1..Источник романтических драм Лермонтова ранние драмы Шиллера.

2.Никитину все нравилось у Шелестовых и дом и сад при доме и вечерний чай и плетеные стулья.

3.Вечер теплый.

4.Поставить сети на пути уходящей с отливом рыбы невозможно сильное течение сносит любые заграждения.

Задание XVI. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1.Теперь я понимаю почему деревья на этом холме разрослись так буйно.

2.Куда река пошла там и русло.

3.Жизнь течение сменила как река сменяет русло.

Задание XVII. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении (знаки препинания не расставлены)

Светило и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.

1.Это однородные члены, соединенные союзом И , запятая перед И не ставится.

2.Это предложение сложноподчиненное, перед И ставится запятая.

3.В этом предложении однородные члены соединены союзом И , перед И ставится запятая.

4.Предложение сложносочиненное, запятая перед И ставится.

3. Какие знаки препинания нужны в следующих бессоюзных сложных предложениях.

1.Упустив минуту потеряешь час.

2.В мальчишеской голове Володи неотступно теснились мысли враг топчет родную землю убивает грабит наших людей.

3.Солнце пекло иволги перекликались в зеленой чаще коростели трещали возле самой тропинки.

4.К чему относится придаточная часть данного сложноподчиненного предложения : ко всей главной части; к одному слову в главной части?

Пусть тот, чья честь не без укора, страшится мнения людей …

( А. К. Т.)

5. Определите тип и стиль речи.

Погода стояла прелестная; все кругом: зеленые деревья, светлые дома

уютного города, волнистые горы- все празднично, полной чашей раскинулось под лучами благосклонного солнца; все улыбалось как- то слепо, доверчиво и мило, и та же неопределенная, но хорошая улыбка бродила на человеческих лицах, старых и молодых, безобразных и красивых. (И.С. Тургенев)

1. Рассуждение, публицистический;

2. Описание , художественный;

3. Повествование, научный;

4. Рассуждение, научный;

5. Повествование, художественный.


II вариант

1.В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

А. Древние американские культуры во многих областях, например в отдельных разделах математики, опережали современные им цивилизации Старого света.

Б. Но это, разумеется, не дает права утверждать, что отдельные суда финикийцев, римлян, индейцев не могли случайно заплывать к берегам Америки.

В. Это говорило о том, что культурных контактов между Старым и Новым светом не существовало.

Г. С другой стороны, индейцы не умели плавить железо, не знали колеса, плуга, пороха.

1) А, Б, Г,В 2) А,В,Б,Г 3) А,Г,В,Б 4) А,Г,Б,В

2.Укажите верную характеристику предложения Б.

1. Сложноподчиненное предложение.

2. Сложносочиненное предложение.

3. Сложное с бессоюзной и союзной связью.

4. Сложное с сочинением и подчинением.

3.Укажите ошибку в управлении.

1. Преимущество перед ними.

2. Согласно договору.

3. Показать что-то.

4. Огорчен чем-то.

4. В каком предложении ставится тире?

(Знаки препинания не расставлены).

1. Жизнь как река.

2. Эта комната носила три названия маленькая проходная и темная.

3. Летом скворцов не видно они прячутся в густых темных лесах.

4. Женьшень ценное и редкое растение.

5.Расставьте знаки препинания в предложениях.

1. Часов в восемь вечера дождь перестал хотя небо было по-прежнему хмурое.

2. Мне необходимо было кое-что купить в городе зачем я выехал спешно.

3. Особенно любят этот край те кто живет в нем кто имел случай вплотную подойти к прекрасной природе.

6.Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении. (Знаки препинания не расставлены)

Людям ничего не дается даром и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.

1. Однородные члены соединены союзом И, перед союзом И ставится запятая.

2. Однородные члены соединены союзом И, запятая перед И не ставится.

3. Сложносочиненное, перед И ставится запятая

4. Сложносочиненное, запятая перед И не ставится.

7.Какие знаки препинания нужны в следующих бессоюзных сложных предложениях.

1. Зима без снега лето без хлеба.

2. Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

3. Зеленые дорожки в лесу все крутятся туман везде поднимается вода садится на листья.

8.К чему относится придаточная часть данного сложноподчиненного предложения: ко всей главной части; к одному слову в главной части?

Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики ,звенят ,смотрят на подоконник, где лежит ломоть хлеба. (Пауст.)

9.Определите тип и стиль речи.

Кругом все горело. Горели машины на стоянках, будки и временные строения, магазины, склады, овощехранилище. Горело все, что могло гореть, а что не могло, то тоже горело и в реве пламени, в грохоте взрывов и скрежете железа метались полуголые люди. (В. Васильев)

1. Повествование, научный;

2. Описание, художественный;

3. Рассуждение, публицистический;

4. Повествование, художественный;

5. Рассуждение, научный.








Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 кл. М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

3. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

5. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

6. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.


Дополнительные источники.

1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

7. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.

8. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

9. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005. 51

10. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

11. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.


Интернет-ресурс

  1. Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: http://www.edu.ru/

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Режим доступа: http://window.edu.ru/

  3. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/

  4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: http://www.openclass.ru/sub/

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/




19