СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [ш], [ж], [ч], [щ].

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает описание уклада органов артикуляции при правильном произношении шипящих звуков и артикуляционные упражнения для выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для произношения шипящих фонем

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [ш], [ж], [ч], [щ].»

Комплекс упражнений

для выработки артикуляционных укладов

звуков [ш], [ж], [ч], [щ].

Уклад органов артикуляции.

При произнесении [ш] губы округлены и слегка вытянуты вперед перед последующим гласным [а] округление минимально, перед [ы] ([и]) округления может и не быть. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или образует с ними щель. Средняя часть спинки опущена (углубление посередине образует как бы дно "чашечки"). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Воздушная струя теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

При образовании [ж] та же артикуляция. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым небом меньше, чем при образовании [ш].

При произнесении [щ] губы округлены и слегка выдвинуты вперед, широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении [ш]). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому нёбу. Струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым небом и между кончиком языка и передними зубами.

При произнесении [ч] губы округлены и вытянуты, кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки прижата к верхним резцам.

  1. "Пирожок".

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимается вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10.

  1. "Лопатка", "Блинчик", "Лепешка".

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

  1. "Качели".

Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним с внутренней стороны.

  1. "Маляр".

Цель: вырабатывать движение языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно).

  1. "Грибок".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

  1. "Гармошка".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

  1. "Вкусное варенье".

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался.

  1. "Чашечка", "Ковшик".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.

  1. "Фокус".

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу.

  1. "Заборчик".

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

  1. Упражнение в произнесении [т'] – [щ].

Перед постановкой [ч] полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков [т'] и [щ]. это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения [ч]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.

  1. "Горка".

Цель: вырабатывать подъем передне-средней части спинки языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.