Комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов
звуков [ш], [ж], [ч], [щ].
Уклад органов артикуляции.
При произнесении [ш] губы округлены и слегка вытянуты вперед перед последующим гласным [а] округление минимально, перед [ы] ([и]) округления может и не быть. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или образует с ними щель. Средняя часть спинки опущена (углубление посередине образует как бы дно "чашечки"). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Воздушная струя теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.
При образовании [ж] та же артикуляция. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым небом меньше, чем при образовании [ш].
При произнесении [щ] губы округлены и слегка выдвинуты вперед, широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении [ш]). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому нёбу. Струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым небом и между кончиком языка и передними зубами.
При произнесении [ч] губы округлены и вытянуты, кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки прижата к верхним резцам.
"Пирожок".
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимается вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10.
"Лопатка", "Блинчик", "Лепешка".
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
"Качели".
Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним с внутренней стороны.
"Маляр".
Цель: вырабатывать движение языка вверх.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно).
"Грибок".
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
"Гармошка".
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
"Вкусное варенье".
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался.
"Чашечка", "Ковшик".
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.
"Фокус".
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу.
"Заборчик".
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
Упражнение в произнесении [т'] – [щ].
Перед постановкой [ч] полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков [т'] и [щ]. это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения [ч]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.
"Горка".
Цель: вырабатывать подъем передне-средней части спинки языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.