Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений, направленных на формирование культуры речи на уроках литературного чтения в 4 классе.»
Комплекс упражнений, направленных на формирование культуры речи на уроках литературного чтения в 4 классе.
Тема:А.П. Чехов. «Мальчики».
Цель упражнений: формирование культуры речи обучающихся
1.Опишите Володю и Чечевицына, используя слова из текста. Что вы думаете о главных героях рассказа? На чьей стороне ваши симпатии? Дайте свою характеристику мальчикам. Запишите свои мысли.
2. Составьте синквейн к главным героям рассказа А.П.Чехова «Мальчики»
3.Подберите прилагательные из текста к данным именам существительным: атлас, пальто, запах, горы, стекло и т.д.
Цель: учить подбирать к именам существительным имена прилагательные
4. Прочитайте слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. С помощью толкового словаря объясните значения слов: розвальни, башлык, сюртук, Калифорния, кучер, атлас, пампасы, мустанги, москиты, термиты, компас, сочельник, пистоны, урядник, флигель, людская, приказчик.
Цель: развитие умения соблюдать орфоэпические нормы языка; развитие умения работать со словарями.
5. Подберите к данным словам синонимы:
Завопила-_________________
Ошеломлённый-______________________
Угрюмо -__________________________
Зарыдал- ______________
6.Определи персонажа рассказа по описанию.
…тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. | |
… потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. | |
Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чём-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос. | |
… вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: - Кто взял мои ножницы? | |
Погружённый в свои мысли, … ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щёки и сделал такой вздох. Как будто ему было очень жарко. | |
… томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел. | |
8. Перескажи рассказ от лица Володи, от лица Чечевицына, от лица мамы, от лица отца, от лица сестёр Володи.
9. Подберите пословицы, отражающие основную мысль произведения.
10. Запиши три вопроса к тексту.
Почему___________________________________________________________________
Где_______________________________________________________________________
Когда_____________________________________________________________________
11.Запиши пять вопросов к рассказу, которые ты предложишь для обсуждения рассказа в классе.