Упражнения для расширения, уточнения словаря младшего школьника
Подбор синонимов к словосочетаниям.
В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия (слова, разные по звучанию, но близкие по значению), понимание которого уже доступно им. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.
Для подбора синонимов следует предлагать словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит».
Учитель спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».
Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.
Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, можно предложить картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п.
Упражнения с отдельным словом способствует уточнению его значения, систематизируют те знания, представления, которые есть у детей.
В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения.
Например, давалась следующая ситуация: «Если часто идёт дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Затем даётся противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, светит солнце, ещё тепло, на деревьях ещё не опавшие листья, то, как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, тёплая, золотая, ясная.) Подобные задания занимают непродолжительное время и могут быть использованы на прогулке.
Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) объяснение значения через контекст (Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.)
б) подбор синонима или антонима;
в) подбор оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения;
д) показ предмета, картинки, макета, чучела;
е) словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. (В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?»);
з) сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый.
Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках:
* Лучше нас лесных … ( ежей) нет на свете … (сторожей)
* Тишина царит в дремучем …
«Найди ошибку»:
* Зимой в саду расцвели яблони.
* В полу лежит красивый ковер.
Составление предложений по разным моделям:
* Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)
Распространение предложения
Ярко светит солнце.
На небе ярко светит солнце.
На небе ярко светит весеннее солнце.
На небе ярко светит и играет весеннее солнце.
Изменение порядка слов.
* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
Восстановление деформированного предложения
* лесу, роет, в, лиса, нору
Составление предложения по аналогии:
* Песок сыплют, а воду…
Составление ответа на вопрос:
* Кто летает? Кто пишет стихи?
Добавление придаточных предложений:
* Мы завтра пойдем в лес, если…
«Объясни»:
* Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна.
( Почему недовольна кошка?)
Согласование существительных и местоимений:
* «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга)
Согласование глаголов и существительных:
* Река … (шумела)
* Море … (шумело)
* Листья…(шумели)
* Лес… (шумел)
В каждой строчке найди однокоренные слова:
Добрый, чуткий, доброта.
Нежный, ласковый, нежность.
Отзывчивый, душевный, сердечный.
Равнодушие, равнодушный, безразличный.
С любым из этих слов составь предложение.
Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый.
В толковом словаре найди значения этих слов и запомни.
1) За что можно уважать человека?
2) Каждый ли человек достоин уважения?
Определи, какой частью речи является каждое слово и объясни его значение.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
Сравни значения слова верный в предложениях.
Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.
Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надёжный, преданный, точный, правильный.
Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
1) Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2) В чужой лодке всегда больше рыбки.
3) Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность).
Упражнение «Отгадки-загадки»
Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
Упражнение «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.
Упражнение «Путаница»
Из каких слов образовались:
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
Помоги разобраться.
Упражнение «Слова-неприятели»
Упражнять в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Зима - …
Друг - …
Добро - …
Войти -…
Ложиться -…
Говорить - …
Смеяться - …
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка…
Упражнение «Слова – приятели»
Упражнять в подборе слов – синонимов
Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
Крошечный -…
Упражнение «На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка
1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленький круг
5) положить на стол и т.д.
Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …
Упражнение «Найти лишний предмет»
Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы
Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.
Упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга - …
Птица – яйцо, растение - …
Хорошо – лучше, медленно - …
Школа – обучение, больница -…
Человек – ребенок, собака - …
Пальто – пуговица, ботинок - …
Упражнение «Новые слова»
У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги - длинноногий
Упражнение «Закончи предложение»
Миша пошел гулять (когда?)…
Мише стало грустно (отчего?)…
Миша обрадовался (когда?)…