СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс заданий по формированию текстовых умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения сочинению

Нажмите, чтобы узнать подробности

По мнению Н.А.Ипполитовой, при формировании и совершенствовании текстовых  умений у младших школьников можно использовать такие  виды упражнений, как:

самостоятельный анализ текста в указанном учителем направлении (определение стиля, жанра, композиции и т. п.);

подбор и семантический анализ грамматических синонимов; замена использованных в тексте структур синонимичными;

вставка в текст пропущенных элементов с обоснованием выбора; составление к текстам вступления (заключения);

продолжение начатого текста;

грамматический разбор;

составление плана сообщения о каком-либо явлении;

анализ материалов упражнений и соотнесение их с теоретической частью параграфа;

самостоятельное составление фрагментов текста и текстов различного характера;

редактирование текстов с учетом структурно-семантических и текстообразующих возможностей синтаксических структур, свободные и творческие диктанты

Просмотр содержимого документа
«Комплекс заданий по формированию текстовых умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения сочинению»

Комплекс заданий по формированию текстовых умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения сочинению

По мнению Н.А.Ипполитовой, при формировании и совершенствовании текстовых умений у младших школьников можно использовать такие виды упражнений, как:

самостоятельный анализ текста в указанном учителем направлении (определение стиля, жанра, композиции и т. п.);

подбор и семантический анализ грамматических синонимов; замена использованных в тексте структур синонимичными;

вставка в текст пропущенных элементов с обоснованием выбора; составление к текстам вступления (заключения);

продолжение начатого текста;

грамматический разбор;

составление плана сообщения о каком-либо явлении;

анализ материалов упражнений и соотнесение их с теоретической частью параграфа;

самостоятельное составление фрагментов текста и текстов различного характера;

редактирование текстов с учетом структурно-семантических и текстообразующих возможностей синтаксических структур, свободные и творческие диктанты [11].

Младшие школьники, участвующие в диагностике, обучаются по системе учебников «Школа России». В данном УМК, как и во многих других, очень малый объем заданий на формирование текстовых умений. Поэтому нами была подобрана система заданий, которая носит экспериментальный характер.

Целью разработки и апробации данной экспериментальной системы заданий стало доказательство гипотезы о том, процесс совершенствование текстовых умений у младших школьников при обучении сочинению на уроках русского языка будет эффективным, при регулярном выполнении заданий на формирование и совершенствование текстовых умений.

Система заданий разработана для учащихся 3 класса.

Задания на формирование умения озаглавить текст

  • Прочитайте. Придумайте заголовок к тексту..

Шагай, лосенок, перешагивай! Через пень перешагни, через валежник переступи! В яму не провались, у корней не оступись, в густой чаще не запутайся! Тут, в густых лесах, тебе жить, горькую кору жевать, сладкие листья рвать.

Е.Чарушин



  • Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошел за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосенок. Антон стал выталкивать лосенка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слезы. Она стала облизывать своего кроху.

Из газеты «Комсомольская правда»

  • Прочитай текст. Какие слова из этого текста можно выбрать в качестве его заглавия? Объясни почему?

Со всех сторон вьются с весёлой песнью хохлатые жаворонки; из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах берёзы, фиалки, прелого листа, черёмухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки бегу к кустам и, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом.

(Л. Толстой «Отрочество»)

Задания на формирование умения определить тему и основную мысль текста

  • Прочитай текст. Какая главная мысль у него?

В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его «веверица», а словом «белка» обозначался подобный зверёк с белой шкуркой. В ходе истории языка слово «веверица» утратилось, и словом «белка» стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным «белый» утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)

  • Прочитай. О чём этот текст?

Есть такая профессия - корреспондент. Он пишет статьи, заметки в газету или журнал. А фотокорреспондент делает снимки. Он всюду и везде со своим фотоаппаратом. Его снимки - иллюстрации к статьям.

  • Прочитай. Какова его главная мысль?

Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс.

Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки - красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт.

Сам штурман в своей прозрачной кабине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элементарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе.

(По Л. Соболеву)

Задания на формирование умения составлять текст по плану и план текста

  • Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка». Подумай, о чём ты хочешь написать.

Примерный план

  1. Как эта игрушка попала ко мне.

  2. Какая она (описание).

  3. Как и с кем я в неё играю.

  4. Почему это самая любимая моя игрушка.

Определите тему и главную мысль текста.

Составьте план текста.

  • Прочитайте.

Зайчонок

С этих пор лесник еще долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала.

К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес.

Лесник принес зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка.

Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла.

Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба.

В.Степанов

Составляют ли предложения текст? Объясните свой ответ

Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Определите его тему и главную мысль.

Запишите заголовок и план текста.

  • Подготовься рассказать об интересном случае, который произошел с тобой. Составь рассказ, опираясь на план.

  1. Сформулируй тему своего рассказа.

  2. Определи основную мысль своего рассказа?

  3. Подбери заголовок к тексту?

  4. Подумай, с чего ты начнешь свой рассказ.

  5. Из чего будет состоять основная часть текста?

  6. Чем можно закончить рассказ?

Предложение заданий подобного рода возможно и вполне осуществимо один-два раза в неделю. Следует предлагать учащимся определить тему и главную мысль любого текста, с которым проходит работа на уроке, а также предложить составить план текста. Перед устным ответом школьника целесообразно предложить ему план и рекомендовать опираться на него, отвечая на поставленный вопрос.


Заключение

Главное место в обучении младших школьников русскому языку занимает развитие речи, потому что, развивая речь, человек так же развивает мышление, чувства, совершенствует навыки полноценного общения. Самая актуальная работа по развитию речи - в начальных классах. В школу идут дети 6-7 лет, владеющие грамматикой русского языка, т.е. умеющие правильно склонять и спрягать слова, строящие предложения. При постижении основ наук, школьники усваивают много специальных слов, а так же овладевают учебно-научным стилем речи. При этом учителю начальных классов нужно, по словам Н.К.Крупской «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем быстрее начать формировать у детей уникальный дар слова, тем раньше можно добиться положительных результатов. А для этого нужно формировать умения устной и письменной речи учащихся в сочинительной деятельности. Для достижения результата можно использовать комплекс заданий по подготовке к написанию сочинений. Необходимо провести работу по формированию умения строить связные высказывания в устной форме. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний. Значительной помощью в этом будет четко сформулированная тема и план высказывания.

Если учесть перечисленных выше факты, то можно целенаправленно системно осуществлять работу по формированию и совершенствованию текстовых умений у младших школьников.

Как показало сравнение различных УМК, создатели учебников уделяют недостаточно внимания обучению учащихся начальных написанию сочинения. Помимо материалов, предложенных в комплектах, у педагога возникает необходимость применять дополнительные задания для совершенствования текстовых умений учащихся.

Для учителя наиболее важно оценивание степени сформированности у школьников текстовых умений. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

умение озаглавливать текст;

умение определить основную тему и мысль текста;

умение составлять план текста.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998. – 672 с.

  2. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 1 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2012. – 64 с.

  3. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 2 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 176 с.

  4. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2011. – 176 с.

  5. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.1/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с.

  6. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.2/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с

  7. Варнавская О.О. Текст как единица речи и произведение речи//Известия Государственного Педагогического Университета им.А.И.Герцена 2008 №5. – 259 с.

  8. Дубровина И.В. Возрастная Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M. Прихожан М., 2003. – 368 с.

  9. Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов//Речевое развитие младших школьников/Под ред. Н.С.Рождественского. М., 1970. – с. 112 – 123

  10. Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета. - 2002. №9. с.109-117.

  11. Ипполитова Н. А.Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.

  12. Кананакина В.П. «Русский язык 1 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 143 с.

  13. Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.

  14. Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.

  15. Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.

  16. Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.. ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 159с.

  17. Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.

  18. Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160 с.

  19. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника//Начальная школа 2008 №10 с. 44-46.

  20. Кустарева В.А. Построение детских сочинений//Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970. С. 70.

  21. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.М.,1991. – 240 с.

  22. Лобчук Е.И. Составление сочинения по наблюдению: совет методиста//Начальная школа 2013 №10 с. 32-36.

  23. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975. – 15 с.

  24. Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка М.,1988. – 240 с.

  25. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловекая М., 1987. – 414 с.

  26. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская – М.2007.-464с.

  27. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа - 2007 №1 с. 83-88.

  28. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. – 368 с.

  29. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. 2006 №5. с. 36-40

  30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. – 456 с.

  31. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник./Под ред. Т.А.Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998. – 312с.

  32. Петрунек В.П. Младший школьник/В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.,1981. – 96 с.

  33. Положение о курсовой работе / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург 2016. – 23с.

  34. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. /Под ред. А. А. Реана М., 2002. – 656 с.

  35. Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. - М., 1984. № 4-5.

  36. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. – Москва 2016. – 98с.

  37. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч1 – Москва 2016. – 128 с.

  38. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2013. – 96 с.

  39. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. ч.1– Москва 2014. – 160 с.

  40. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2014. – 144 с.

  41. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.– Москва 2012. – 320 с.

  42. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. М. Издательский центр «Академия», 1997, 383 с.

  43. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994. – 383 с.

  44. Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 1 класса/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 144с.

  45. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.

  46. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.

  47. Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.

  48. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.

  49. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2012. – 160с.

  50. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.

  51. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.

  52. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие /под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М., 2007. – 254 с.

  53. Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников//Начальная школа 2013 №9 с. 49-52.

  54. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. – 414 с.

  55. Устименко И.А. Речевой урок русского языка в начальных классах. //Начальная школа 1994. №11 с.31-35.

  56. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007 №12 с. 16 – 19 .

  57. Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток – юноша/А.Г. Хрипкова, Д.В.Колесов М.,1982. – 207 с.

  58. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одно из основных задач начального образования. // Начальная школа. 2008 №7 с. 15.

  59. Юртаев С.В. Изучение речевого развития учащихся: краткий исторический очерк// Начальная школа 2008 №5 с. 23-29.

  60. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения//Издательство «Лицей» URL: http://www.licey.net (дата обращения 03.04.2014)

  61. Балыхина Т.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]// Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков Федеральный фонд учебных курсов URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html (дата обращения 03.04.2014).

  62. Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru (дата обращения 18.12.2014).

  63. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения 05.04.2014).