Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Курагинская средняя общеобразовательная школа №3
Согласовано: Утверждаю: заместитель директора по ВР Директор МБОУ КСОШ№3
_________В.А. Чурикова __________И.А.Андрусов «___»______2016г Приказ № _____
«___»__________2016г.

2013 – 2018 учебные годы
Составила: Сарапульцева Ирина
Александровна,
учитель начальных классов.
2013 год
ВВЕДЕНИЕ
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдавшие состояние здоровья школьников, а так же данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а так же сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния.
К другим заболеваниям часто возникающих у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, кифоз, лордоз) плоскостопие.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400 – 2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психологи, медицинский работник, соцпедагог.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя их конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
ЗАДАЧИ
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Здоровый физический, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускника.
V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям (Первые дни ребёнка в школе) | Сентябрь-ноябрь |
| Валеологический анализ расписания уроков | Сентябрь-январь |
| Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе | В течение всего года |
| Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся | В течение всего года |
| Включение вопросов с определённой валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии | В течение всего года |
| Контроль за правильным использованием ТСО | Ноябрь-февраль |
| Валеологический анализ урока | Декабрь |
| Повышение валеологической грамотности учителей | Январь |
| Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов | май |
| Создание «Паспорта здоровья» учащегося и класса | Сентябрь-октябрь |
| Осуществление контроля за соблюдением учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой) | Октябрь-март |
| Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп | Сентябрь-март |
| Плановый медосмотр | Сентябрь-январь |
| Мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов | Сентябрь-октябрь |
| Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся | В течение всего года |
| Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация | В течение всего года |
| Плановая диспансеризация учащихся | Октябрь |
| Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов). Витаминизация. | Ноябрь-декабрь |
| Контроль за состоянием рабочей мебели | Ноябрь-февраль |
| Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации | Январь-май |
| Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещений школы | Март-апрель |
| Научно-методическая работа – внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику учебно-воспитательного процесса | Сентябрь-ноябрь |
| Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся непроверенных оздоровительных систем и методов | Декабрь-январь |
Информационно-просветительская работа – пропаганда ЗОЖ, наглядная агитация, консультации по всем просветительским вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
| Использование различных форм массовой пропаганды ЗОЖ: организация лекций, проведение дня здоровья | В течение всего года |
| Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек) | В течение всего года |
VII. функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы
Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы;
Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство по организации валеологической службы в школе;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся школы;
организация контроля уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической и социальной службы в школе.
Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы, и т.д.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
VIII. сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Детская поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь |
Взрослая районная поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь |
Стоматологический кабинет | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры и, при необходимости, лечение |
ГИБДД | Предупреждение детского травматизма | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся |
IХ. План реализации программы «здоровье»
На 2013-2018 учебные годы
Исследования и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика |
| Мероприятия | Срок | Класс | Ответственный |
| Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп | Сентябрь | 1 – 4-й | Медицинская сестра, классные руководители, учитель физкультуры |
| Диспансеризация в Детской поликлинике | Октябрь-февраль | 1-й | Медицинская сестра, классные руководители, Специалисты поликлиники |
3/ | Профосмотры детей в условиях школы | Декабрь-апрель | 1-4 классы | Медицинская сестра, врач-педиатр |
| Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1 – 4-й | Медицинская сестра, замдиректора по воспитательной работе |
| Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | 1 – 4-й | Медицинская сестра, классные руководители |
2.Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся
-
| Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека | В течение года | 1 – 4-й | Учитель физкультуры |
-
| Психологический мониторинг здоровья учащихся: | Сентябрь-январь | 1 -4 -й | Психолог |
3.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении
-
| Эстетическое оформление класса и школы | В течение года | 1 -4-й | Замдиректора по воспитательной работе |
-
| Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | В течение года | 1 -4 -й | Завуч |
-
| Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление; вентиляция; уборка | Ежедневно 1 раз в нед. 2 раза в год 2 раза в год ежедневно | Все помещения | Замдиректора по АХЧ, медицинская сестра |
-
| Контроль за качеством питания и питьевым режимом | Ежедневно | | Замдиректора по АХЧ, медицинская сестра |
-
| Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями | В течение года | | Завуч, диспетчер |
-
| Организация активного отдыха на переменах. Проведение зарядок, физминуток на уроках. | Постоянно | 1-4-й | Классные руководители |
Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
-
| Прививки детей согласно приказам Минздрава | В течение года | 1-4-й | Медицинская сестра |
-
| Профилактическая работа во время эпидемии | В течение года | 1-4-й | Медицинская сестра |
-
| Профилактическая работа через беседы, Уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы | В течение года | 1-4-й | Медицинская сестра, классные руководители |
5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
-
| Профилактика нарушения осанки, зрения на уроках физкультуры, предметных уроках | В течение года | 1-4-й | Учитель физкультуры, учителя начальной школы |
-
| Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций | В течение года | | Учитель физкультуры, учителя начальной школы |
-
| Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и окружных соревнованиях | В течение года | 1-4-й | Учитель физкультуры, классные руководители |
-
| Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий | В течение года | 1-4-й | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
-
| Работа спортивных секций | В течение года | 1-4-й | Учитель физкультуры |
6.Профилактика травматизма
-
| Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) | В течение года | 1-4-й | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
-
| Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ | По программе | 1-4-й | учителя начальной школы |
-
| Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности | Сентябрь | 1-4-й | Директор школы, классные руководители |
-
| Статистика и анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-4-й | Медицинская сестра |
7.Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек
-
| Тематические уроки | В течение года | 1-4-й | Учителя начальных классов |
-
| Тематические классные часы | В течение года | 1-4-й | Классные руководители |
-
| Тематические родительские собрания, по вопросам детского здоровья | В течение года | 1-4-й | Классные руководители, замдиректора по воспитательной работе |
-
| Конкурсы Викторины | По плану | 1-11-й | Классные руководители, замдиректора по воспитательной работе |
На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Следует уделить особое внимание решению следующих задач:
Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования ЗОЖ;
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
14