СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная программа "Здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства, нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы (сколиоз, кифоз, лордоз),  плоскостопие. Программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Просмотр содержимого документа
«программаЗДОРОВЬЕ»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Курагинская средняя общеобразовательная школа №3




Согласовано: Утверждаю: заместитель директора по ВР Директор МБОУ КСОШ№3

_________В.А. Чурикова __________И.А.Андрусов «___»______2016г Приказ № _____

«___»__________2016г.












2013 – 2018 учебные годы







Составила: Сарапульцева Ирина

Александровна,

учитель начальных классов.












2013 год

  1. ВВЕДЕНИЕ


Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдавшие состояние здоровья школьников, а так же данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а так же сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния.

К другим заболеваниям часто возникающих у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, кифоз, лордоз) плоскостопие.

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400 – 2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психологи, медицинский работник, соцпедагог.




  1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя их конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.


  1. ЗАДАЧИ

        1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

        2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

        3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

        4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы

        5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.



  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Здоровый физический, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускника.


V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

    • учащиеся;

    • классные руководители;

    • учителя-предметники;

    • школьный врач:

    • врач-педиатр;

    • школьные специалисты (психолог, соцпедагог);

    • родители


VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Учебно-воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям (Первые дни ребёнка в школе)

Сентябрь-ноябрь

Валеологический анализ расписания уроков

Сентябрь-январь

Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе

В течение всего года

Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся

В течение всего года

Включение вопросов с определённой валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии

В течение всего года

Контроль за правильным использованием ТСО

Ноябрь-февраль

Валеологический анализ урока

Декабрь

Повышение валеологической грамотности учителей

Январь

Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов

май

  • Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.


Создание «Паспорта здоровья» учащегося и класса

Сентябрь-октябрь

Осуществление контроля за соблюдением учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой)

Октябрь-март

Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп

Сентябрь-март


  • Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья учащихся, а при наличии каких либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

Плановый медосмотр

Сентябрь-январь

Мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов

Сентябрь-октябрь

Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся

В течение всего года

Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация

В течение всего года

Плановая диспансеризация учащихся

Октябрь

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов). Витаминизация.

Ноябрь-декабрь

Контроль за состоянием рабочей мебели

Ноябрь-февраль

Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации

Январь-май

Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещений школы

Март-апрель



  • Научно-методическая работа – внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования.




Научно-методическая работа – внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику учебно-воспитательного процесса


Сентябрь-ноябрь

Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся непроверенных оздоровительных систем и методов

Декабрь-январь


  • Информационно-просветительская работа – пропаганда ЗОЖ, наглядная агитация, консультации по всем просветительским вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.


Использование различных форм массовой пропаганды ЗОЖ: организация лекций, проведение дня здоровья

В течение всего года

Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек)

В течение всего года



VII. функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы


  1. Функции медицинской службы школы:

    • проведение диспансеризации учащихся школы;

    • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

    • выявление учащихся специальной медицинской группы;


  1. Функции директора и его заместителей:

    • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

    • общее руководство по организации валеологической службы в школе;

    • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся школы;

    • организация контроля уроков физкультуры;

    • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

    • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;

    • организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль;

    • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

    • организация работы психологической и социальной службы в школе.




  1. Функции классного руководителя:

    • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

    • организация и проведение профилактической работы с родителями;

    • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;

    • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы, и т.д.) в рамках программы «Здоровье»;

    • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

    • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.





VIII. сотрудничество школы с другими учреждениями


Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

Взрослая районная поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

Стоматологический кабинет

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры и, при необходимости, лечение

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся



IХ. План реализации программы «здоровье»

На 2013-2018 учебные годы



  1. Исследования и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика


Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп

Сентябрь

1 – 4

Медицинская сестра, классные руководители, учитель физкультуры

Диспансеризация в Детской поликлинике

Октябрь-февраль

1-й

Медицинская сестра, классные руководители, Специалисты поликлиники

3/

Профосмотры детей в условиях школы

Декабрь-апрель

1-4 классы

Медицинская сестра, врач-педиатр

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1 – 4-й

Медицинская сестра, замдиректора по воспитательной работе

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

1 – 4-й

Медицинская сестра, классные руководители


2.Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся


Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека

В течение года

1 – 4-й

Учитель физкультуры

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

  • тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;

  • тест на тревожность

Сентябрь-январь

1 -4 -й

Психолог


3.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении

Эстетическое оформление класса и школы

В течение года

1 -4-й

Замдиректора по воспитательной работе

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В течение года

1 -4 -й

Завуч

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

  • проветривание;

  • освещение;

  • отопление;

  • вентиляция;

  • уборка






Ежедневно

1 раз в нед.

2 раза в год

2 раза в год

ежедневно

Все помещения

Замдиректора по АХЧ, медицинская сестра

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

Ежедневно


Замдиректора по АХЧ, медицинская сестра

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями

В течение года


Завуч, диспетчер

Организация активного отдыха на переменах.

Проведение зарядок, физминуток на уроках.

Постоянно

1-4-й

Классные руководители


  1. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний


Прививки детей согласно приказам Минздрава

В течение года

1-4-й

Медицинская сестра

Профилактическая работа во время эпидемии

В течение года

1-4-й

Медицинская сестра

Профилактическая работа через беседы, Уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы

В течение года

1-4-й

Медицинская сестра, классные руководители


5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга


Профилактика нарушения осанки, зрения на уроках физкультуры, предметных уроках

В течение года

1-4-й

Учитель физкультуры, учителя начальной школы

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В течение года


Учитель физкультуры, учителя начальной школы

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и окружных соревнованиях

В течение года

1-4-й

Учитель физкультуры, классные руководители

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий

В течение года

1-4-й

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Работа спортивных секций

В течение года

1-4-й

Учитель физкультуры


6.Профилактика травматизма

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

В течение года

1-4-й

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ

По программе

1-4-й

учителя начальной школы

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

Сентябрь


1-4-й

Директор школы, классные руководители

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-4-й

Медицинская сестра


7.Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек


Тематические уроки

В течение года

1-4-й

Учителя начальных классов

Тематические классные часы

В течение года

1-4-й

Классные руководители

Тематические родительские собрания, по вопросам детского здоровья

В течение года

1-4-й

Классные руководители,

замдиректора по воспитательной работе

Конкурсы

Викторины


По плану

1-11-й

Классные руководители,

замдиректора по воспитательной работе



На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Следует уделить особое внимание решению следующих задач:

  • Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования ЗОЖ;

  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

14