Комплексная работа 4 класс
МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
Алёна после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Еще она сказала, что всегда следит, чтобы ее семья правильно питалась и получала все необходимые минеральные соли. Алена решила проверить, все ли правильно делает ее мама. Вот что она узнала о минеральных солях.
текст № 1
Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащиеся в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей или напитками. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья?
Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество гемоглобин, содержащее соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть еще и поваренная соль, поэтому она, немного солоноватая на вкус.
Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника.
При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль постоянно необходимо добавлять в пищу.
текст № 2
Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей – нитратов.
У свеклы нитраты скапливаются, в основном, в верхней части корнеплода, у моркови – в центральной желтой части, а у капусты – в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.
| | | |
Минеральные соли | Продукты |
Соли магния | Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат |
Соли кальция | Молоко, рыба, свекла, фасоль, редис, крыжовник, смородина |
Соли калия | Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь |
Соли железа | Яблоки, абрикосы, листья салата, кабачок, говяжья печень |
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ
1. Придумай названия ко второму тексту и к таблице. Запиши оба названия.
Название второго текста ______________________________________
_______________________________________________________________
Название таблицы ___________________________________________
_____________________________________________________________
2. Алёна делает салат из капусты с морковью и хочет, по возможности, избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой ответ.
Капуста __________________________________________________
Морковь ________________________________________________
3. Используя информацию первого текста, заполни таблицу.
Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей | Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении? |
1. Плохой рост скелета | |
2. | Соли магния |
3. Разрушение зубов | |
4. | |
4*.В тексте № 2 сказано: «Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными!». Согласен ли ты с мнением автора? Объясни ответ.
Я считаю, _______________________________________________________
________________________________________________________________
5. Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.
Кровь человека красного цвета, так как в ней есть специальное вещество, содержащее соли.
1)калия
2)кальция
3)железа
4)магния
6. На осмотре у стоматолога у Алены обнаружили кариес, и врач порекомендовал ей есть побольше определенных продуктов. Какие из приведенных ниже продуктов мог порекомендовать врач? Обведи выбранный тобой ответ:
1)яблоки, курага, сливы;
2)молоко, творог, рыба;
3)помидоры, апельсины, хлеб;
4)горох, орехи, изюм.
7*. Алёна очень любит редиску. Но при неправильном выращивании в редиске могут оказаться вредные нитраты. Каким образом в организм Алены могут вместе с редиской попадать нитраты? Дополни приведенную ниже схему.
8*. Мама попросила Никиту помочь ей в выборе меню для ужина. Маме хочется, чтобы её дети получали с пищей необходимые минеральные соли.
Младшему брату Никиты кажется, что он недостаточно быстро растёт. Он хочет есть те продукты, которые содержат необходимые для роста минеральные соли. Никита должен заботиться о своих зубах, а у маленькой сестрёнки понижен уровень гемоглобина в крови.
Из приведённого ниже списка нужно выбрать для ужина салат, горячее блюдо и напиток так, чтобы в них содержались витамины, необходимые для всех детей.
Подчеркни по одному из выбранных блюд в каждой группе.
Салаты | Горячие блюда | Напитки: |
Салат из свеклы с листьями салата | Куриная котлета с рисом | Компот из яблок и черной смородины |
Салат из огурцов и зелени | Жареная рыба с картофелем | Апельсиновый сок |
Салат из морских водорослей | Котлеты из печени с фасолью | Сладкий чай |
9.К какому виду относится прочитанный вами текст № 2. Выбери верный ответ. Подчеркни его.
1)художественный;
2)научный;
3)научно-популярный;
4)деловой.
3