СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе. Темы:"Лес.Грибы. Ягоды", "Одежда. Обувь. Головные уборы", "Мебель".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно - тематическое планирование образовательного процесса представляет собой часть рабочей программы воспитателя старшей группы ДОО. Разработано на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Просмотр содержимого документа
«Комплексно-тематическое планирование в старшей группе. Темы:"Лес.Грибы. Ягоды", "Одежда. Обувь. Головные уборы", "Мебель".»



Образоват. область

Неделя

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

–неделя

«Лес. Грибы. Ягоды».

Задачи: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе. Закрепить «обобщающее» понятие «Грибы», «Ягоды», названия различных грибов, ягод; место их произрастания, существенные признаки. Развивать воображение творческое мышление. Активизировать внимание, память детей. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщение.


Ознакомление с окружающим

«Царство растений – грибы»

«Дары леса» Задачи: обобщить главные признаки грибов и ягод, закрепить их названия. Е.А. Алябьева, ст. 16

Тема:«Грибное царство»

Задачи: Закрепить понятия: съедобные и несъедобные грибы.(как выглядят, где растут, каковы их свойства). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (грибница, вешенка)

Литература: Т.М.Бондаренко, стр38;

Л.Г.Селихова, стр.43;

Т.В.Вострухина, стр34




РМП:

Задачи: Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6,продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте, расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток.

И.А.Помораева.

В.А.Позина. стр.21

Занятие№4 окт.

Задачи: Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8,упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7,совершенствовать умение двигаться в заданном направлении.

И.А.Помораева.

В.А.Позина. стр.23

И/у «Волшебный мешочек» (определить гриб на ощупь)

Д/и: «Один – много», «Кто скорее соберет»

« Большой - маленький»

ПИД: «Как отличить двойника гриба»

ПИД (конструктивная)

«Кузовок»

Развитие речи

Составление описательных рассказов о грибах и ягодах.

«Осень, осень, в гости просим». Задачи: учить составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; продолжать учить различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком.

Чтение, пересказ сказки В.Сутеева

«Под грибом».

Диалог по рассказу Н. Сладкова «Дрозд и грибы».


Безопасность: «Почему нельзя собирать ядовитые грибы (ягоды)?», «Правила поведения в лесу» «Что такое безопасность?», «Коварные двойники», «Как не заблудиться в лесу?».

Беседа: « Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?»,  «Как правильно собирать грибы»

Свободное общение:

«О пользе съедобных грибов», «О вреде ядовитых грибов, ягод» 

Д/и «Обед из грибных блюд»

Д/у «Грибные заготовки на зиму»

Д/и «Кто больше назовёт действий», «Подскажи словечко»

Д/и «Съедобное - несъедобное»

Д/у «Назови три гриба»

Д/и «Кузовок»

И/у «Отгадай-ка» (описание грибов по представлению)

И/у «Съедобный – несъедобный»

Д/у «Где растёт»

Игры на развитие памяти: «Послушай, запомни, повтори»

Д/и: «Ягоды лесные и садовые», «Угадай по вопросам и ответам»

С/р.: «Прогулка в лес», «Кафе»

- Дидактические игры: «Съедобные – не съедобные грибы», «Скажи наоборот», «Измени по образцу», «Доскажи словечко»


Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

 Игровое упражнение «Грибник»

Рисование:

Тема: «Мухомор»

Цель: Учить детей рисовать гриб мухомор из частей (шляпка, ножка, юбочка).

Уточнить представление о строении мухомора. Воспитывать интерес к познанию природы, познакомить детей с ядовитыми и съедобными грибами. Закрепить правила безопасного поведения в лесу.

Литература: конспект

Лепка:

Тема: «Грибы»

Цель: Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь, движение всей кисти пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.

Литература:

Т.С.Комарова, стр.34

Аппликация:

Тема: Ветка рябины

Учить вырезать листья из бумаги сложенной гармошкой, срезая уголки; показать нетрадиционный способ аппликации из скатанных шариков бумаги – ягоды рябины; развивать композиционные умения при составлении изображения на листе; развивать фантазию, умение аккуратно наклеивать изображение.

Панасюк И.С. Альбом по аппликации

«Дары леса»

«Грибы, ягоды»

Ознакомление с художественной литературой:

Чтение рассказов

В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Клюква». «Подберезовик»), С, Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы», Павлова Н. «Земляничка».

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

А. Фадеева «Земляничка»

И. Павлова «Последние ягоды», В. Олейников «Считалка про грибы», Е. Трутнева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом», Павлова Н. «Съедобные грибы», Э. Блайтон «Что такое лес»,

Загадки о грибах, ягодах

Рассматривание картины

«Грибная полянка»

Изготовление макета «Осенний лес»,

Выставка «Что нам осень принесла»

Слушание музыкальных произведений: П.Чайковский «Времена года», Л. Абелян «По грибы»

Пение: «По малину в сад пойдём»

Карточка №

П/и: «Ловишка» «Меткий стрелок», «Сбей кеглю», «Перепрыгни через ручей»,

«Мухомор»

Подвижные игры «За грибами»;

- Хороводная игра «Ягодка-малинка»;





Взаимодействие с детьми и родителями

  • Задание на дом: сделать альбомы про ягоды и грибы вместе с ребёнком. Экскурсия с родителями в лес за грибами. Приготовление соков, компотов с помощью детей. Папка - передвижка: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах». Маршрут выходного дня: «Семейный поход в лес».




Ноябрь

1 – неделя

«Одежда. Обувь. Головные уборы».

Задачи: Продолжать знакомить детей с названием и назначением основных видов одежды и некоторых ее частей, различием взрослой и детской одежды. Развивать умение классифицировать одежду и обувь, называть по сезонам. Уточнять и расширять знания об обуви; формировать понятие «Обувь»; познакомить с историей возникновения, отдельными деталями. Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Познакомить детей с профессией сапожника, рассказать какими инструментами он пользуется. Расширять представления детей о труде взрослых по изготовлению одежды головных уборов обуви. Учить ценить их труд. Формировать познавательный интерес детей к предметам одежды, обуви, головных уборов, развивать в детях чувство ответственности при использовании данных предметов за их сохранение. Учить уходу за собственными вещами гардероба и обуви. Развивать умения детей в различных видах детской деятельности. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.


ФЦКМ

Тема: «Классификация одежды» Цель: Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам. Литература: Алешина, с. 47

 РМП: Занятие №1 Задачи: Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6,продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте, расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток.И.А.Помораева В.А.Позина. стр.21

Дидактические игры: И/у «Работа по клеточкам», «Сосчитай-ка» (счёт шляп), «Выложи по порядку» (порядковый счёт) «Найди одинаковые шляпы» (внимание) «Путешествие точки» (ориентировка на листе бумаги), «Четвёртый лишний»

«Что из чего?»,

«Что где лежит?»

«Часть и целое»

«Подбери по размеру», «Вверху – внизу, справа – слева»,

«Хорошо – плохо»

«Одежда и профессии»

Решение проблемных

ситуаций:

Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту? ПИД: «Мир тканей», «У кого пятка после носа»

ПИД (конструктивная)

«Ателье. Дом мод»

Тема: Шапочки.

О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето» стр.55

Экспериментирование «Мир бумаги»

Исследовательская деятельность на участке

«Наряды куклы Тани»

(свойства тканей)

«Из чего сшита одежда?»














ФКЦМ: «Национальный костюм адыгов», Д/и «Угадай, чей костюм»

Речевое развитие:

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы»

Задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»; уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его,  развивать умение классифицировать;  формировать позна­вательный интерес, умение устанавливать при­чинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в при­роде; развивать речь детей; воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья, формировать интерес к развивающим сти­хотворным упражнениям; развивать внимание, воображение, логическое мышление, моторику.

Литература: Конспект http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/20/konspekt-nod-po-poznavatelno-rechevomu-razvitiyu-odezhda-obuv

Дидактические игры:

«Назови части одежды»

«Придумай загадку»

«Из чего сшито?»,

«Кто такое носит»,

«Для какого времени года одежда»,

«Из каких частей состоит

одежда»

Словесные  игры

«Назови одним словом»

«Назови ласково»

«Найди картинку»

«Подбери слово»

«Найди пару»,

«Вопрос – ответ»

«Кто внимательный?» 

Безопасность:

«Опасные предметы»

 Беседа:

«Изобретение иглы»

Ситуативное общение на тему:

«Зачем человеку нужна одежда и обувь?»

«Каждой вещи своё место»

«О необходимости разнообразной обуви»

«Об аккуратности»

Какие предметы делают жизнь удобной?

Игровые ситуации

«Надо вещи убирать, не придётся их искать»

“Если у меня была бы шапка-невидимка”

Решение проблемных ситуаций

«Кукла упала, порвала платье, поможем кукле»

«Что будет, если…»

«Кто из сказочных героев потерял шапку»

Дидактические игры:

«Оденем куклу на прогулку (по сезонам)»

«Назови предметы»

«Подбери картинку»;

«Магазин одежды»

«Чего не хватает?», «Лишний предмет», «Назови детали изделия»

«Что сначала, что потом»

«Кто, что сделал?»

Игры на развитие памяти

«Разложи и назови

правильно»

«Лото «Соберём принцессу на бал»

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды  с базара  пришла»

Сюжетно-ролевая игра:

«Семья»

«К нам гости пришли»

«Ждём гостей»

«Ателье»

«Обувной магазин»






















Беседа: «История русского костюма»

Лепка:

Тема: «Оденем мальчиков и девочек»

Задачи: обучение технике размазывания, воспитывать познавательный интерес к классификации одежды, бережное и уважительное отношение к вещам, трудолюбие, воспитывать культуру общения.

Литература: Конспект

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-lepke-v-starshei-grupe-odenem-malchikov-i-devochek.html

Рисование:

Тема: «Девочка в нарядном платье»

Задачи: Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист.

Литература: Комарова Т.С.

с. 43

Тема: «Укрась платочек ромашками»

Задачи: Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Продолжать учить рисовать красками. Комарова Т. с. 33

Аппликация

Тема: «Чудо – дерево»

Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать из бумаги, ранее нарисованные ребенком, одежду, обувь.

http://dou1723.ucoz.ru/index/kollektivnaja_applikacija_s_ehlementami_risovanija_po_motivam_skazki_korneja_chukovskogo_chudo_derevo/0-171

«Нарядное платье»

Литература: Комарова Т.С. стр. 93. Ознакомление с художественной литературой:

Ушинский К.Д. «Как рубашка в поле выросла»

Р. Железновой «Приключения

розовой босоножки»,

Н. Павлова «Чьи башмачки? », Ш. Пьеро «Кот в сапогах», сказка «Чудесные лапоточки», рассказ «Старые башмачки», Чуковский К. «Чудо-дерево», Носов Н. «Заплатка», Л. Воронковой «Маша-растеряша», А. Барто «Башмаки», Е. Благинина «Я умею обуваться», Н. Носов «Живая шляпа»

Чтение стихов, поговорок, чистоговорок, считалок об одежде.

Рассматривание журналов мод.

Слушание: Русская народная песня «Валенки»



Рисование: «Дорисуй орнамент»

Карточка № 7

Подвижные игры и игры имитации

«Шапка невидимка»

« Перебежки - догонялки »

«Мы весёлые ребята»

«Попади в цель»

«Холодно - горячо»

«Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем»

«Выше ноги от земли»

Физ. минутки и динамические паузы




Взаимодействие с детьми и родителями: Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны», «Одежда детей в группе».

Беседа с детьми об аккуратности в одежде. Игра – обучение «Сошьём наряд кукле». Чтение произведений на тему. Беседы: «Почему каждому времени года необходима своя обувь». Учить детей аккуратности, объяснять, почему нельзя ходить в грязной обуви.

Выставка работ художественно-продуктивной деятельности: « Все дело в шляпе».



2 – неделя

«Мебель».

Задачи: Учить узнавать и называть по внешнему виду мебель, части и детали разных предметов. Расширять представление детей о предметах ближайшего окружения, их назначении, продолжать показывать разные способы обследования предметов быта, активно включать движения рук по предмету и его частям. Развивать  умения определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов быта; расположение их по отношению к себе (далеко, близко, высоко), знакомство с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Познакомить с понятием «мебель», назначением и предметами мебели. Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей, материалов из которых она изготовлена.


ФЦКМ:

Тема: «Древесина, ее качества и свойства». Задачи: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

О. В. Дыбина и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр «Сфера», Москва; 2002, стр.10.

РМП: Занятие №1

Задачи: Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8,упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7,совершенствовать умение двигаться в заданном направлении И.А.Помораева.

В.А.Позина. стр.23

Игры и упражнения:

«На что похоже?» (геометрические фигуры)

«Что из чего?», «Что без чего?», «Игра в загадки»

Решение проблемных ситуаций:

«Что произойдет, если сломался стол, стул, кровать?» ПИД: «Откуда стол пришел?»

ПИД (конструктивная)

Тема: «Столик»

Цель: совершенствовать умение делать коробочку прямоугольной формы, преобразовывать её в новый предмет.

Скоролупова О.А. , стр. 120

«Мебельный салон»

«Мебель» (из деталей конструктора). Цель: Учить детей конструировать стол и стул по рисунку. Закрепить в памяти детей названия известных деталей и познакомить с новыми (болт, гайка). Способствовать проявлению самостоятельности, творчества.

Эксперимент: «Тонет - не тонет». Сравнение дерева с другими материалами (пластмассой, металлом, стеклом).


Речевое развитие:

Тема: «Дом. Мебель» Предлоги на, под.

Задачи: Расширять и углублять представления о мебели, её назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Мебель». Закрепить пространственное значение предлогов на, под. Учить составлять с данными предлогами словосочетания, предложения. Продолжать учить согласовывать существительные с числительными. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, координацию речи с движением. Воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых.

Литература:

Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе /О. С. Гомзяк стр. 78

Тема: Что предмет расскажет о себе

Задачи: Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Стр. 24. http://www.doumarx.ru/publ/razvitie_rechi/zanjatie_na_temu_quot_mebel_quot_starshaja_gruppa/4-1-0-37

Дидактические игры:

Д/у « Слушай, повторяй, слова не меняй»

«Загадки»

И/у «Обставим квартиру»- развивать умение составлять короткие описательные рассказы по плану

«Один-много», «Из чего какой?», «Мой, моя, моё»


Безопасность:

«Моя квартира», «Один дома»

Беседа: «Опасные ситуации дома». Цель: формировать навыки безопасного самостоятельного поведения».

Беседа: «Расскажи, на чем ты спишь (ешь, сидишь….)», «Как жили в старину», «Из чего сделана мебель?», «Что такое интерьер»

Ситуация: «Если бы я был дизайнером»., «Если бы...исчезли все столы»

Решение проблемных ситуаций

«Как помочь старшим»,


С/р и:

«День рождения», «Семья», «Гости на пороге», «Мы идём на день рождения»

Дидактические игры:

Игры на развитие памяти

«Что изменилось?», «Чего не стало?»

И/у «Кто что делает?»

«Большие и маленькие»

«Назови одним словом»

«Что лишнее?»

«Посмотри и назови»

«Что пропало?»

«Четвёртый лишний»,

Рассматривание иллюстраций (сходство различия)

Настольно печатные игры:

«Что лишнее?»



Лепка:

Тема: «Мебель для кукольного домика».

Задачи: Продолжать развивать навыки лепки из пластилина; учить детей лепить кукольную мебель, создавать разные по размеру и цвету предметы; развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.

Литература: Конспект

Рисование:

Тема: «Мебель в моей комнате».

Задачи: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов. Обращать внимание детей на отличие предметов по форме, величине, пропорциям частей. Побуждать передавать эти отличия в рисунках.

Литература: Конспект

Аппликация

Тема: «Магазин мебели» (коллективная)

Конспект Ознакомление с художественной литературой:

 Л. Воронкова «Маша-растеряша»

С. Маршак «Откуда стол пришёл?»

Рассматривание иллюстраций из книг, фотографий из журналов, рекламных буклетов.

Использование обводок и штриховок, шаблонов и трафаретов мебели

Раскрашивание иллюстраций из раскрасок.

Карточка № 8

Подвижные игры и игры имитации

«Бездомный заяц»

«Пробеги не задень»

« Подбрось - поймай»,

«Летает - не летает»

«Перепрыгни — не задень»

«Следопыты»

Физ. минутки и динамические паузы

Хороводные игры

« Осень, осень в гости просим!»





  • Взаимодействие с детьми и родителями: Консультация: «В какие игры нужно играть с детьми дома». Привлечение родителей к сбору природного и бросового материала для творчества детей.