СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное сопровождение детей с ДЦП

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая помощь  детям с ДЦП является важным звеном в системе их реабилитации. Положительный эмоциональный настрой дает силы для выполнения многочисленных медицинских процедур, становится залогом их успешного развития и  социализации.

Просмотр содержимого документа
«Комплексное сопровождение детей с ДЦП»

Комплексное сопровождение детей с ДЦП

Здоровье и развитие детей с различными нарушениями опорно - двигательного аппарата (ОДА) привлекает все большее внимание специалистов различных областей. К сожалению, по данным статистики, таких детей становится с каждым годом все больше. В настоящее время каждый десятый ребенок имеет различные нарушения ОДА. Поэтому в системе образования создана сеть специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей с учетом специфики их заболевания.

Отношение общества к инвалидам в истории общества было различным. В Древнем Риме на протяжении веков отец семейства обязан был умертвлять своего ребенка, если он рождался с какой- либо патологией. Позднее римское право смягчилось, когда римляне стали использовать в качестве учителей греков - рабов, создавая базис гуманистического мышления.

В период раннего христианства помощь калекам и инвалидам оказывалась в основном со стороны духовных общин. Отношение церкви к людям, имеющим какие - либо отклонения в физическом развитии в средние века снова ожесточилось. Инквизиторы беспощадно отправляли их на костер, рассматривая любые аномалии как «знак дьявола». Этой участи избегали те, кто в качестве шутов развлекал вельмож при королевских дворах. Только в 17-18 веках, в эпоху Просвещения, с появлением концепции человеческого достоинства и социальной пользы любого человека, произошел поворот в отношении к инвалидам.

Впервые нарушениями опорно-двигательного аппарата занялся выдающийся британский хирург В.Д. Литтл. Он сам страдал левосторонней косолапостью и в 1853г опубликовал работу, которая называлась « О природе и лечении деформаций человеческого каркаса". Литтл первым начал изучать патологию спастического детского паралича и предположил, что основной причиной ДЦП является родовая травма и кислородное голодание. В течение длительного времени эта патология называлась болезнью Литтла. Затем данную проблему подробно изучал Зигмунд Фрейд. Будучи неврологом, он заметил связь между детским параличом и некоторыми вариантами умственной отсталости и эпилепсией. В 1893 году им был введен сам термин « детский церебральный паралич».

Само понятие детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу хронических не прогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. ДЦП не является наследственным заболеванием. Хотя некоторые генетические факторы участвуют в развитии заболевания.

До 50-х годов 20 века в нашей стране дети с тяжелыми поражениями опорно- двигательного аппарата получали, в основном, медицинскую помощь и находились на учете в системе здравоохранения. В 1967 году в ФГБУ НИДОИ им. Г. И. Турнера было открыто специальное отделение для хирургического и восстановительного и лечения детей с церебральным параличом, где проводилось комплексное восстановительное лечение, включавшее в себя занятия с психологом, логопедом, специалистами по ЛФК. Уникальные операции, которые проводятся в стенах института, в сочетании с обучением, занятиями лечебной физкультурой и процедурами дают возможность детям почувствовать не только радость движения, но и успешного развития. Для наибольших успехов в процессе реабилитации медицинские процедуры проводятся в утренние часы. После обеда и отдыха дети посещают школьные занятия.

Подавляющее большинство детей, поступающих в клинику, обнаруживают хорошие способности к обучению, творчеству, саморазвитию. Поэтому особое значение в жизни таких детей приобретает учебная деятельность. Педагоги помогают ребенку поверить в собственные силы, свои способности, что является залогом успешного выздоровления. Многолетний опыт работы с данным контингентом учащихся позволяет педагогам выбирать наиболее эффективные способы взаимодействия с каждым ребенком. Учащиеся с ДЦП имеют специфические нарушения познавательной деятельности. К ним относят дисгармоничный характер психических функций. Возможны проявления повышенной эмоциональной возбудимости или наоборот, заторможенности и робости. Специалисты отмечают неравномерный характер нарушений отдельных психических функций, выраженность астенических проявлений - повышенная истощаемость всех психических процессов. Это связано с органическим поражением центральной нервной системы. Некоторые учащиеся испытывают ярко выраженные признаки дезадаптации - беспокойство, тревогу, пониженный фон настроения. Учитывая эти факторы, продолжительность занятий с такими учащимися не должна превышать 35 минут.

Задержка психического развития при ДЦП чаще всего сопровождается благоприятной динамикой дальнейшего умственного развития детей. При адекватной, своевременно начатой коррекционно-педагогической работе дети часто достигают уровня сверстников в умственном развитии.

Нарушение двигательных функций зачастую сопровождается нарушениями других анализаторных систем, речи и психики. Однако существует множество примеров, когда человек с ограниченными возможностями становился гениальным художником или музыкантом.

Психологическая поддержка ребенка с ДЦП включает несколько этапов. В первую очередь учащимся начальной школы предлагается выполнить методики, которые позволяют выявить уровень тревожности (определяется через Тест тревожности Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен, методику « Волшебная страна чувств» Зинкевич- Евстигнеевой Т. Д., а родители заполняют опросник Смирнова Н.К).

Второй этап работы с учащимися – занятия, раскрывающие творческие способности, и направленные на снижение психо-эмоционального напряжения, тревожности у школьников. Поэтому используются приемы арттерапии, методики Гатанова Ю. Б. , Коробкиной С. А. На этом этапе важно помочь ребенку осознать свои особенности и принять их. Важно направлять работу на повышение самооценки, улучшение качества осознания своих ощущений и переживаемых чувств, адаптации. Заключительный этап предполагает повторную диагностику эмоциональной сферы учащихся, подведение итогов совместной работы педагога-психолога и учащихся.

Психологическая помощь детям с ДЦП является важным звеном в системе их реабилитации. Положительный эмоциональный настрой дает силы для выполнения многочисленных медицинских процедур, становится залогом их успешного развития и социализации.

Несмотря на сравнительно небольшое время пребывания в стенах института, дети уезжают со значительными качественными изменениями в динамике физического и психического развития. Перед ними открываются новые горизонты возможностей благодаря слаженной работе медицинского персонала института и службы психолого-педагогического сопровождения.