СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста Николая Жукова «Берёза».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский видеоурок заменяет множество бумажных носителей(план и раздаточный материал) и концентрирует внимание на последовательном комплексном анализе текста, заканчивающимся подготовкой к сочинению-рассуждению, приближенном к требованиям ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста Николая Жукова «Берёза».»

Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №12 с.Новосельское, Новокубанский район, Краснодарский край Урок русского языка. Комплексный анализ текста  Николая Жукова «Берёза». Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

с.Новосельское, Новокубанский район, Краснодарский край

Урок русского языка.

Комплексный анализ текста

Николая Жукова «Берёза».

Ширина Галина Александровна,

учитель русского языка

и литературы.

Цель урока: 1.Формирование и совершенствование навыков комплексного анализа текста. 2. Углубление представления о стилях и типах речи. 3. Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к родной природе.

Цель урока:

1.Формирование и совершенствование навыков комплексного анализа текста.

2. Углубление представления о стилях и типах речи.

3. Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к родной природе.

Содержание. 1. Вдохновенное слово о берёзе. 2.Комментарий и объяснение орфограмм и пунктуации текста. 3. Деление текста на абзацы. Поиск основной мысли. 4. Аргументированное определение стиля и типа речи . 5.Поиск и определение изобразительно-выразительных средств языка. 6. Лексическая разминка. 7.Музыкальная пауза 8. Фонетическая разминка. 9. Словообразовательная разминка. 10. Морфологическая разминка. 11. Синтаксическая разминка. 12. Сочинение – рассуждение по тексту .

Содержание.

1. Вдохновенное слово о берёзе.

2.Комментарий и объяснение орфограмм и пунктуации текста.

3. Деление текста на абзацы. Поиск основной мысли.

4. Аргументированное определение стиля и типа речи .

5.Поиск и определение изобразительно-выразительных средств языка.

6. Лексическая разминка.

7.Музыкальная пауза

8. Фонетическая разминка.

9. Словообразовательная разминка.

10. Морфологическая разминка.

11. Синтаксическая разминка.

12. Сочинение – рассуждение по тексту .

1. Вдохновенное слово о берёзе. Без берёзы не мыслю России… Так светла по-славянски она, Что быть может в столетья иные От берёзы вся Русь рождена.  Под берёзами пели, женили, Продавали коней на торгах, Дорогих матерей хоронили, Так, чтоб были берёзы в ногах…

1. Вдохновенное слово о берёзе.

Без берёзы не мыслю России…

Так светла по-славянски она,

Что быть может в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили,

Продавали коней на торгах,

Дорогих матерей хоронили,

Так, чтоб были берёзы в ногах…

Они стоят, дороги отороча, И ткут навес над тишью рек. О Русь моя! Берёзовая роща, Которую не вырубить вовек…

Они стоят, дороги отороча,

И ткут навес над тишью рек.

О Русь моя! Берёзовая роща,

Которую не вырубить вовек…

Своею красотой неброской Во всех краях, во все года, Родные русские берёзки Сердца пленяют навсегда. Красивы при любой погоде, А пуще в солнечные дни. В своём зелёном хороводе Они лебёдушкам сродни: Белы, стройны и горделивы. Без них и мир не так чудесен, И не слагается мотив…. Народ создал немало песен, Берёзкам русским посвятив.

Своею красотой неброской

Во всех краях, во все года,

Родные русские берёзки

Сердца пленяют навсегда.

Красивы при любой погоде,

А пуще в солнечные дни.

В своём зелёном хороводе

Они лебёдушкам сродни:

Белы, стройны и горделивы.

Без них и мир не так чудесен,

И не слагается мотив….

Народ создал немало песен,

Берёзкам русским посвятив.

На полянке, на пригорке, Под окном, среди полей Белокурая берёзка – Символ Родины моей. Белый ствол, чуть поникшие ветви, Задушевный, задумчивый взор. Тихо дремлют родные берёзы, Украшая России простор.. Белолицая, белоствольная, Как невеста ,горда и нежна, Словно русская песня раздольная, К небесам устремилась она…

На полянке, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая берёзка –

Символ Родины моей.

Белый ствол, чуть поникшие ветви,

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные берёзы,

Украшая России простор..

Белолицая, белоствольная,

Как невеста ,горда и нежна,

Словно русская песня раздольная,

К небесам устремилась она…

Какая тема объединяет все эти стихи? С чем(кем) сравнивается берёза? Какая основная мысль объединяет все эти стихи?
  • Какая тема объединяет все эти стихи?
  • С чем(кем) сравнивается берёза?
  • Какая основная мысль объединяет все эти стихи?

2.Вставить и объяснить пропущенные орфограммы,

расставить и объяснить недостающие знаки препинания.

Какое русское, какое милое дер…во б…рёза! Н… одно из д…ревьев (не) вм…щает столько нац…ональных понятий (не) рожда…т столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу я понял что берёза – это (во)истину крестьянское дерево; в ней есть всё и бабий ситц…вый платок и побеле(н, нн)ая хата, и ру(с, сс)кая печ… и п…л…вик и холщ…вая рубаха и курочка ряба и даже молоко которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаеш… мозолистые трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую т…ж…лую работу. А м…л…дые берё…ки тоненькие пряменькие как (бы) на ц…почках пр…поднявшиеся к голубому весе(н, нн)ему куполу неба напоминая девичью красоту стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и вспоминае(ться, тся) много(много ) русских имён таких же светлых и чистых. Смотриш… на берёзу и проносятся в памят… переливчатые деревенские песни звуки гармоники юность детство и в душе любовно обнимеш… это дерево как самое тебе бли…кое и д…р…гое.

,

3.Разделите текст на абзацы. Сколько микротем получилоь?

В каком предложении выражена основная мысль?

Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

4.Определите стиль и тип речи  (докажите своё мнение).  Какое русское, какое милое дерево берёза ! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений.  Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле.  Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.  А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых.  Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

4.Определите стиль и тип речи

(докажите своё мнение).

Какое русское, какое милое дерево берёза ! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений.

Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.

А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых.

Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

5.Отметьте такие изобразительно-выразительные средства, как эпитеты, олицетворение, контекстуальные синонимы, риторические восклицания.

Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений.

Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.

А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых.

Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

Эпитеты: милое дерево, девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую… Олицетворение: на цыпочках приподнявшиеся… Контекстуальные синонимы: трудовые крестьянские руки, стройных и статных, светлых и чистых, близкое и дорогое… Риторические восклицания: Какое русское, какое милое дерево берёза! А молодые берёзки, тоненькие и пряменькие…

Эпитеты: милое дерево, девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую…

Олицетворение: на цыпочках приподнявшиеся…

Контекстуальные синонимы: трудовые крестьянские руки, стройных и статных, светлых и чистых, близкое и дорогое…

Риторические восклицания: Какое русское, какое милое дерево берёза! А молодые берёзки, тоненькие и пряменькие…

6.Лексическая разминка. 5.Определите лексическое значение слов Сноровисто - ... Воистину -… Сноровисто - ловко Воистину – действительно, вправду. 6.Найдите в тексте исконно русские слова с полногласными сочетаниями. Д ере во б ерё за, п оло вик, м оло ко, сн оро висто, м оло дые, д ере венские

6.Лексическая разминка.

5.Определите лексическое значение слов

Сноровисто - ...

Воистину -…

Сноровисто - ловко

Воистину – действительно, вправду.

6.Найдите в тексте исконно русские слова с полногласными сочетаниями.

Д ере во б ерё за, п оло вик, м оло ко, сн оро висто, м оло дые, д ере венские

7.Музыкальная пауза.

7.Музыкальная пауза.

8.Словообразовательная разминка. А). Выберите из последнего предложения 3 слова, не имеющих окончания. К каким частям речи принадлежат эти слова? Б). Выберите из текста все причастия , произведите их морфемный разбор. В). Назовите способы образования слов: Воистину, Побелённая, Светлоокая.

8.Словообразовательная разминка.

А). Выберите из последнего предложения 3 слова, не имеющих окончания.

К каким частям речи принадлежат эти слова?

Б). Выберите из текста все причастия , произведите их морфемный разбор.

В). Назовите способы образования слов:

Воистину,

Побелённая,

Светлоокая.

9. Фонетическая разминка. Какое русское, какое милое дерево берёза! А). Из первого предложения выберите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.  Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; Б).Из данного предложения выберите слово, где все согласные звонкие. В).Сколько в этом предложении звуков Й?

9. Фонетическая разминка.

Какое русское, какое милое дерево берёза!

А). Из первого предложения выберите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево;

Б).Из данного предложения выберите слово, где все согласные звонкие.

В).Сколько в этом предложении звуков Й?

10. Морфологическая разминка. А). Выберите из текста все местоимения , определите их разряд. Б).Выберите все частицы , определите их разряд. В). Укажите признаки прилагательного в причастии - приподнявшиеся

10. Морфологическая разминка.

А). Выберите из текста все местоимения ,

определите их разряд.

Б).Выберите все частицы , определите их разряд.

В). Укажите признаки прилагательного в причастии - приподнявшиеся

11.Синтаксическая разминка.  Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое. Сколько грамматических основ входит в это предложение? Назовите вид односоставных предложений, входящих в это сложное предложение? Выберите из этого предложения три словосочетания с различными способами связи.

11.Синтаксическая разминка.

Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

Сколько грамматических основ входит в это предложение?

Назовите вид односоставных предложений, входящих в это сложное предложение?

Выберите из этого предложения три словосочетания

с различными способами связи.

12. Музыкальная пауза.

12. Музыкальная пауза.

13. Сочинение – рассуждение по тексту Николая Жукова «Берёза»(150-170слов). План Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме. Отражение позиции автора исходного текста. Изложение собственного мнения по проблеме. Примеры из жизни. Примеры из литературы, кино и т.д. Вывод(заключение)..

13. Сочинение – рассуждение по тексту Николая Жукова «Берёза»(150-170слов).

План

  • Формулирование проблемы исходного текста.
  • Комментарий к сформулированной проблеме.
  • Отражение позиции автора исходного текста.
  • Изложение собственного мнения по проблеме.
  • Примеры из жизни.
  • Примеры из литературы, кино и т.д.
  • Вывод(заключение)..

Литература. А. Дементьев «Без берёзы не мыслю России». О.В. Чурзина, Н.В. Зюзюкина и др. В мире художественного слова. Издательство «Учитель» Волгоград2008г. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Издательство «Творческий центр» Москва2007г. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ2008 Издательство «Легион» Ростов-на-Дону

Литература.

  • А. Дементьев «Без берёзы не мыслю России».
  • О.В. Чурзина, Н.В. Зюзюкина и др. В мире художественного слова. Издательство «Учитель» Волгоград2008г.
  • А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Издательство «Творческий центр» Москва2007г.
  • Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ2008 Издательство «Легион» Ростов-на-Дону
Желаем творческих успехов!

Желаем творческих успехов!