КОМПЛЕКСНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Тихо, тихо падает снег. Это такое красивое зрелище! Снежинка за снежинкой ложится рядом друг с другом.
Мои ученики, как цвета радуги , составляющие белый цвет, так же не похожи один на другого, каждый из них по-своему уникален. Они как лучики света с присущим им необыкновенным сиянием. Каждому из них нужно особое внимание, к каждому важно найти индивидуальный подход.
Самый сложный для меня и самый благодатный для детского творчества тип урока - исследование. На нем должно быть пять « дети сами». Дети сами формулируют тему, сами ставят цель, сами предлагают способы достижения этой цели, сами отрабатывают каждый из способов и сами делают выводы. А как не дать детям увести консультанта в сторону от обсуждаемой проблемы? А вот как. К примеру, тема « Что такое растение?» « Как получить ответ на этот вопрос?»- спрашивает консультант. Отовсюду раздаются голоса: « Книжки прочитать, в Интернете посмотреть, у отличника спросить, рассмотреть растение…»
« У меня есть фраза, которая все, что вы скажете, обернет в то, что мне нужно: « Молодцы! Вы предложили много способов, все их можно сгруппировать в три основных: спросить, воспользоваться готовыми знаниями, провести эксперимент». Это сложно, но интересно.
Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта цель стоит и перед современной школой. Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и компьютеризации, ребенок подчас не замечает окружающего его мира. Научить ребенка видеть красоту родной природы. Беречь и любить ее - одна из задач учителя биологии и химии.
Преподавание биологии, химии немыслимо без проведения эксперимента. Исследование - это увлекательная форма работы учителя с классом.
Непосредственное наблюдение за природными явлениями под руководством учителя или консультантом способствует формированию у учащихся первых представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.
Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и , по образному выражению, могут « увидеть мир в капле воды».
В Ортоне в любое время года сказочно красиво. В июне, когда природа приобретает необыкновенно насыщенные цвета. Именно поэтому люди стремятся попасть в это время. Причудливой формы горы возносятся в небо.
А дивной осенью мне ученицы 10 класса Чеусова Анна и Гончарук Диана организовали экскурсию на гору Мраморку. Усыпанная дорога желтыми листьями, кругом яркие желто-красные листья. Протягиваем руку и собираем разноцветный осенний букет. Вот два листочка сцепились на лету, будто танцуют в прощальном осеннем вальсе. Поднимаемся выше. Появилось непередаваемое чувство полета. Хотелось дышать полной грудью, запомнить всю увиденную красоту. Красиво, необычно. Пожалуй, это надо видеть собственными глазами, созерцать необъятные шири, дали, луга… Было как-то особенно благостно.
А потом мы просто гуляли по терпким, благоуханным, звенящим просторам. Голову кружили осенние запахи полыни, донника, чабреца.
Набираю минералов для химического анализа на практической работе по химии и комплексных исследований во время декады. Для моих шестиклассников это станет большим открытием.
Именно на экскурсиях мы убеждаемся, что , биология и химия - это не учебник, а сама жизнь.
Уверен, что многие мои ученики полюбили Ортон - это манящее, как Лукоморье, имя, эти неведомые просторы, разливы рек. Кто хотя бы однажды побывал в Ортоне, может смело утверждать, что видел место, где рождаются легенды.
Придет время, и мои ученики получат аттестат зрелости. Кому он будет выдан: творческой личности или исполнителю? Мне близка точка зрения философа Арсеньева: « Основная задача воспитания и обучения - развить способность к поиску самого себя, помочь вскрыть свои потенциальные возможности». И я как учитель стремлюсь развить у каждого учащегося свойства всесторонне развитой личности - человека, находящегося в гармоническом единстве с самим собой, миром и людьми.
И.А. Штрекер, учитель высшей квалификационной категории.