СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «Русский язык и литература»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего, промежуточного контроля  по литературе разработан в соответствии с примерной программой учебной дисциплины "Русский язык и литература", с рабочей программой учебной дисциплины "Русский язык и литература"

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «Русский язык и литература»»

Трускова В.П., преподаватель







Комплект

контрольно-измерительных материалов

по учебной дисциплине

«Русский язык и литература»

Литература































Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего, промежуточного контроля по литературе разработан в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Русский язык и литература», рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и литература»





Разработчик:

Трускова Вера Павловна, преподаватель первой квалификационной категории























  1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

    1. Область применения КИМ

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Русский язык и литература». Литература.

КИМы включают материалы для проведения текущего контроля, а также содержат типовые задания для проведения дифференцированного зачёта.





2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица №1

Результаты обучения: умения, знания

Показатели оценки результата


Уметь:

У 1. воспроизводить содержание литературного произведения:


- уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

- замечать и выделять особенности содержания произведения;

- уметь последовательно пересказать сюжет произведения;

- использовать в речи навыки, приобретенные на уроках русского языка (грамотно строить предложения, правильно произносить слова и т.д.).

У 2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь и т.д.):

- проводить идейно-тематический, проблемный анализ.

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- анализировать мотивы, причины поступков героев литературного произведения.

У 3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой:

- соотносить наиболее важные события, оказавшие влияние на мировоззрение и творчество писателя, поэта, с его произведениями;

- понимать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением.

У 4. определять род и жанр произведения:




- выявлять жанровые особенности литературных произведений

- определять род и жанр литературного произведения.

У 5. сопоставлять литературные произведения:




- проводить сравнительный анализ произведений разных авторов;

- уметь выявлять проблематику одного произведения и сравнивать его с проблематикой другого.

У 6. выявлять авторскую позицию:


- понимать, что такое «авторская позиция» и выявлять способы ее выражения в художественном произведении;

- выделять ключевые моменты, повлиявшие на формирование взглядов писателя

У 7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;


- определять жанр произведения

- улавливать настроение самого писателя, его литературных героев

- выделять ключевые моменты текста (значение и произношение мало знакомых слов уточнять в словарях)

У8. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;


- определять проблему произведения, позицию автора

- определять имеет ли данная проблема актуальность в наши дни, выяснить, с чем это связано

- анализировать произведение, формулировать свое отношение к прочитанному

У 9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;


- различать жанры литературного произведения

- знать форму написания рецензии, сочинения

- формулировать свою мысль, излагать ее в письменной форме.

Знать:

З1 – образную природу словесного искусства;

- знать понятие художественного образа и его основную функцию;
- знать способы и средства создания образа в художественной литературе;
- знать понятие художественного конфликта.

З2 – содержание изученных литературных произведений




- знать и осознанно читать избранные главы художественных произведений русских писателей – классиков XIX в.

- знать и передавать содержание литературного текста.

З3 – основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.

- знать и излагать факты биографии писателей и поэтов XIX в.;
- знать и передавать основные этапы творчества писателей и поэтов;

- знать историю создания произведения.

З4 – основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- знать типичные черты литературных направлений и течений;
- соотносить произведения с литературным направлением эпохи.

З5 – основные теоретико-литературные понятия




- знать понятия рода и жанра литературного произведения, их характерные особенности;

- определять род и жанр литературного произведения.



3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Таблица №2.

Наименование элемента умений или знаний

Текущий контроль

Итоговая аттестация

У 1. воспроизводить содержание литературного произведения


Работа с источниками

Тестовые задания

У 2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Доклады, рефераты, учебные проекты обучающихся

Тестовые задания

У 3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Анализ произведения

Тестовые задания

У 4. определять род и жанр произведения

Тестовые задания



Тестовые задания

У 5. сопоставлять литературные произведения


Доклады, обучающихся



Тестовые задания

У 6. выявлять авторскую позицию


Сочинение



Тестовые задания

У 7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения


Работа с источником


У 8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению


Сочинение, доклады и др.


У 9. писать сочинения разных жанров на литературные темы


Сочинение



З1. образную природу словесного искусства

Сообщение , доклад



Тестовые задания

З2. содержание изученных литературных произведений

Работа с источником, анализ текста



Тестовые задания

З3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.

Сообщение, презентации, заочные экскурсии, доклады

Тест



Тестовые задания

З4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Доклад



Тестовые задания

З5 основные теоретико-литературные понятия

Тестовые задания



Тестовые задания






4. Распределение типов контрольных заданий

Таблица №3.

Содержание

учебного материала

по программе УД



Тип контрольного задания

УО

С

Р

Д

АТ

ЧН

ВЧ

СР, Т

П

ЗЭ

ТР (с)

ПК

УП

Тема 1.1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков.



УО






Р













Тема 1.2. Александр Сергеевич Пушкин.

УО

С



АТ

ЧН


СР

П




УП

Тема 1.3. Михаил Юрьевич Лермонтов.

УО

С



АТ

ЧН


СР

П

ЗЭ




Тема 1.4. Николай Васильевич Гоголь.

УО



Д

АТ



СР






Тема 2.1. Русская литература и общественная мысль второй половины 19 века

УО






ВЧ



ЗЭ


ПК


Тема 2.2. Александр Николаевич Островский

УО

С



АТ


ВЧ

Т



ТР (сочинение)

ПК


Тема 2.3. Иван Александрович Гончаров

УО


Р


АТ


ВЧ







Тема 2.4. Иван Сергеевич Тургенев

УО




АТ

ЧН





ТР (сочинение)

ПК


Тема 2.5. Николай Гаврилович Чернышевский

УО


Р





СР




ПК


Тема 2.6. Николай Семенович Лесков

УО




АТ



СР






Тема 2.7. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

УО




АТ









Тема 2.8. Федор Михайлович Достоевский.

УО




АТ



СР



ТР (сочинение)

ПК


Тема 2.9. Лев Николаевич Толстой

УО

С



АТ

ЧН


Т



ТР (составление текста диктанта)



Тема 2.10. Антон Павлович Чехов

УО


Р


АТ


ВЧ





ПК


Тема 3.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века.

УО











ПК


Тема 3.2. Федор Иванович Тютчев

УО


Р


АТ

ЧН








Тема 3.3. Афанасий Афанасьевич Фет

УО


Р


АТ

ЧН








Тема 3.4. Алексей Константинович Толстой

УО



Д

АТ

ЧН








Тема 3.5. Зарубежная литература

УО











ПК


Тема 3.6. Николай Алексеевич Некрасов

УО

С



АТ

ЧН



П

ЗЭ




Тема 4.1 Русская литература начала 20 века.

УО











ПК


Тема 4.2. Русская литература на рубеже веков. Иван Алексеевич Бунин.

УО




АТ

ЧН


СР






Тема 4.3. Русская литература на рубеже веков. Александр Иванович Куприн.

УО




АТ

ЧН


СР






Тема 4.4. Серебряный век русской поэзии.


УО




АТ

ЧН


СР




ПК


Тема 4.5. Максим Горький

УО



Д

АТ

ЧН








Тема 4.6. Александр Александрович Блок

УО


Р


АТ

ЧН








Тема 5.1. Литературный процесс 20-х годов.

УО











ПК


Тема 5.2. Владимир Владимирович Маяковский

УО

С



АТ

ЧН








Тема 5.3. Сергей Александрович Есенин

УО



Д

АТ

ЧН


Т






Тема 5.4. Александр Александрович Фадеев

УО



Д










Тема 6.1. Особенности развития литературы 1930-х-начала 1940-х годов

УО













Тема 6.2. Марина Ивановна Цветаева

УО


Р



ЧН



П

ЗЭ




Тема 6.2. Осип Эмильевич Мандельштам

УО






ВЧ

СР






Тема 6.3. Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов)

УО

С






СР






Тема 6.4. Исаак Эммануилович Бабель

УО













Тема 6.5. Михаил Афанасьевич Булгаков

УО




АТ


ВЧ

СР



ТР (с)



Тема 6.6. Михаил Александрович Шолохов

УО




АТ






ТР (с)



Тема 7.1. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

УО











ПК


Тема 7.2. Анна Андреевна Ахматова

УО


Р



ЧН



П

ЗЭ




Тема 7.3. Борис Леонидович Пастернак

УО





ЧН








Тема 8.1 Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

УО











ПК


Тема 8.2 Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы

УО

С



АТ







ПК


Тема 8.3. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы

УО





ЧН








Тема 8.4. Драматургия 1950-1980-х годов

УО











ПК


Тема 8.5. Александр Трифонович Твардовский

УО




АТ

ЧН








Тема 8.6. Александр Исаевич Солженицын

УО






ВЧ







Тема 8.7. Александр Валентинович Вампилов

УО






ВЧ







Тема 9.1. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции)

УО







СР




ПК


Тема 10.1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ – начала ХХI.

УО




АТ

ЧН

ВЧ









8

9

5

27

21

9

13+3 Т

5

5

6

16

1

Условные обозначения к таблице №3:

УО – устный ответ

СР – самостоятельная работа

Т – тестирование

ПК – проверка конспектов

Р – реферат

Д – доклад,

П- презентация

С – сообщение

АТ -анализ текста

УП – учебный проект

ЧН – чтение наизусть

ВЧ- выразительное чтение

ЗЭ – заочная экскурсия

ТР – творческая работа (с)

5. Структура контроля знаний
5.1. Контрольные задания для текущего контроля
  1. Тест по теме «А. Н. Островский. Творческий путь. Пьеса «Гроза».

Требования к выполнению задания: тест состоит из 10 вопросов, на каждый необходимо выбрать 1 правильный ответ. На выполнение задания отводится 20 минут.

1. Оценка «5» выставляется при выполнении 90% - 100 % предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 9 - 10 вопросов.

2.Оценка «4» выставляется при выполнении 70% - 89% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 7- 8 вопросов.

3. Оценка «3» выставляется при выполнении 50% - 69% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 5 - 6 вопросов.

4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 50% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ менее, чем на 5 вопросов.

Вариант 1.

1. Театральную известность начинающему драматургу принесла публикация пьесы:

а) «Снегурочка»;

б) «Свои люди – сочтемся!»;

в) «Недоросль»;

г) «Гроза»

2. Пьеса «Гроза» впервые была опубликована:

а) в февральском номере журнала «Современник» за 1868 г;

б) в июньском номере журнала «Знание» за 1852 г;

в) в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 г;

г) в апрельском номере журнала «Отечественные записки» за 1870 г .

3. Статью «Темное царство» написал:

а) Н. Г. Чернышевский;

б) В. Г. Белинский;

в) И. А. Гончаров;

г) Н. А. Добролюбов.

4. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению самого Островского):

а) трагедия;

б) лирическая комедия;

в) драма;

г) комедия масок.

5. Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):

а) Тихон;

б) Кабаниха;

в) Дикой.

6. Кто из героев пьесы произносит следующий монолог: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите! И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!... А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые ещё больше денег наживать…»?

а) Борис;

б) Кудряш;

в) Кулигин;

г) Феклуша.

7. Кто из героев назван в статье «Темное царство» «лучом света темного царства»?

а) Варвара;

б) Катерина;

в) Борис;

г) Марфа Игнатьевна.

8. Найдите соответствие приведенных характеристик к героям пьесы:

1) «Кто ж…угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается…»;

2) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом… совсем…»:

а) Кабаниха;

б) Дикой.

9. Кому из героинь принадлежат слова, ярко её характеризующие: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет летать. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»?

а) Варваре;

б) Катерине;

в) Глаше;

г) Феклуше.

10. Определите, кому из героев принадлежат реплики?

А) «Только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее»;

Б) «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Из всего себе пугал наделали…»;

В) «Какое ещё там елестричество!... Гроза-то нам в наказание дается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться…»

Г) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего е могу…»

а) Кулигин;

б) Дикой;

в) Катерина

г) Борис.

Вариант 2.

1. Пьеса «Свои люди – сочтемся!», принесшая Островскому известность, была опубликована в журнале:

а) «Москвитянин»;

б) «Знание»;

в) «Отечественные записки»;

г) «Современник».

2. Укажите название пьесы, написанной не А. Н. Островским:

а) «Бедность не порок»;

б) «Гроза»;

в) «На дне»;

г) «Не в свои сани не садись».

3. Как называли драматурга друзья?

А) «русский Мольер»;

б) «Колумб Замоскворечья»;

в) «русский Бодлер»;

г) «русский Мопассан».

4. Назовите театр, с которым была связана вся творческая деятельность А. Н. Островского:

а) Большой театр;

б) Малый театр;

в) Мариинский театр;

г) Александринский театр.

5. Премьера пьесы «Гроза» состоялась:

а) в Петровском театре 10 октября 1870 г;

б) в Малом театре 16 ноября 1859 г;

в) в Мариинском театре 13 марта 1866 г;

г) в Народном театре 10 мая 1851 г.

6. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:

а) это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Петровна);

б) это внутрисемейный конфликт между деспотичной свекровью и непокорной невесткой;

в) это столкновение самодуров и их жертв;

г) это семейный конфликт между Катериной, Тихоном и Борисом.

7. Типичными жертвами «темного царства» в пьесе являются (найдите лишнее):

а) Тихон ;

б) Варвара;

в) Катерина;

г) Савел Прокопьевич.

8. Найдите соответствие приведенных характеристик к героям пьесы:

1) «Кто ж … угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается»

2) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом… совсем…»

а) Дикой;

б) Кабаниха.

9. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

а) расставания Катерины с Тихоном;

б) признания Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу;

в) прощания с Борисом;

г) сцена с ключом.

10. Какими словами заканчивается пьеса «Гроза»?

а) Кабанов: «Вы её загубили, Вы, Вы…»;

б) Кулигин: «Вот вам ваша Катерина! Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь… а душа теперь не ваша…»;

в) Кабанов: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете мучиться!»;

г) Кабанова: «Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!».

Эталоны ответов:

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

г

в

а

в

б

1б, 2а

б

А-г

Б-а

В-б

Г-в

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

б

б

б

в

г

б

в






  1. Творческая работа по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение – рассуждение «Особенности композиции романа «Отцы и дети».

Методические рекомендации к работе.

Как мы пишем сочинение – рассуждение?

Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.

В основе рассуждения —  проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.

Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.

 Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:

- различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;

- факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;

- ссылки на литературу (цитирование);

- сопоставление фактов;

- логические умозаключения и т.д.

Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.

В подобных сочинениях используются выразительные средства, воздействующие на чувства читателя. Это побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и восклицания, обращения, повторы, оценочные морфемы, фразеологизмы и т.д.

Грамматическую связь между аргументами, а также между тезисом и аргументами осуществляют вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно,  таким образом. 

В рассуждении часто представлены предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как и т.д.

При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.

  1. Тест по теме «Роман Л. Н. Толстого «Война и мир», творческий путь писателя».

Требования к выполнению задания: тест состоит из 20 вопросов, на каждый из первых 20 необходимо выбрать 1 правильный ответ (1 балл за вопрос). Максимальное количество баллов – 20, минимальное количество баллов – 15.

На выполнение работы отводится 20 минут.

1. Оценка «5» выставляется при выполнении 90% - 100 % предлагаемых заданий.

2.Оценка «4» выставляется при выполнении 70% - 89% предлагаемых заданий.

3. Оценка «3» выставляется при выполнении 50% - 69% предлагаемых заданий.

4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 50% предлагаемых заданий.

1. Какое из перечисленных произведений написано не Л. Н. Толстым?

а) «Севастопольские рассказы»

б) «Юность»

в) «Воскресение»

г) «Песня о Соколе»

2. Известно, что сам Толстой отказался определять жанр своего создания и возражал против названия его романом. Как сам автор определил жанр своего творения?

а) историческая хроника

б) книга

в) эпопея

г) поэма

3. Роману «Война и мир» Толстой отдал «…непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». Сколько лет работал писатель над романом?

а) 5 лет

б) 3 года

в) 6 лет

г) 10 лет

4. Где начинается действие романа?

а) в Петербурге

б) в Отрадном

в) в Москве

г) в лысых горах

5. С какого эпизода начинается действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?

а) с описания Петербурга

б) с характеристики семьи Ростовых

в) с описания вечера у А. П. Шерер

г) с описания войны

6. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) оставить наскучивший высший свет

б) продвинуться по службе

в) найти «свой Тулон» и прославиться

г) приобрести опыт в военных действиях

7. Бородинское сражение было победой русских. Какой, по мнению Толстого, была эта победа?

а) духовная

б) нравственная

в) эмоциональная

г) психологическая

8. Рисуя этот персонаж, Л. Н. Толстой показал его не только жестоким бретером (человеком, готовым драться на дуэли по всякому поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом. Кто это?

а) Анатоль Курагин

б) Денисов

в) Николай Ростов

г) Долохов

9. Смысл жизни Пьер находит в нравственном самоусовершенствовании как средство устранения зла в себе и в мире. Кто подсказал ему эту цель?

а) христианин

б) масон

в) буддист

г) католик

10. Что, по мнению Толстого, является «сущностью жизни» Наташи Ростовой?

а) служение народу

б) героизм

в) любовь

г) патриотизм

11. О ком из героев идет речь? «…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою».

а) князь Ипполит

б) Николай Ростов

в) Андрей Болконский

г) Пьер Безухов

12. Какой дворянский титул носил Андрей Болконский?

а) виконт

б) герцог

в) граф

г) князь

13. Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя: «Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими по нему облаками»?

а) Красненское сражение

б) Бородинское сражение

в) Шенграбенское сражение

г) Аустерлицкое сражение

14. О ком идет речь: «…черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка»?

а) Вера

б) княжна Марья

в) Элен Курагина

г) Наташа Ростова

15. Кто, в понимании Толстого, - главная решающая сила в истории?

а) личность

б) народ

в) светское общество

г) человек

16.«Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была…». Кто эта героиня романа?

а) Марья

б) Элен

в) Наташа

г) Соня

17. Во внешнем облике этого героя «простота, доброта и правда». Кто этот герой?

а) Багратион

б) Болконский

в) Наполеон

г) Кутузов

18. Время, изображённое в эпилоге:

а) 1820 год

б) 1812 год

в) 1806 – 1811 годы

г) 1812 – 1813 годы

19. Назовите отчество Пьера Безухова.

а) Николаевич

б) Кириллович

в) Ильич

г) Андреевич

20. Сопоставьте имена героев и события, произошедшие в конце романа.

а) Элен Курагина

б) Пьер Безухов

в) Андрей Болконский

г) Наташа Ростова

А) вышла замуж за Пьера Безухова

Б) женившись, стал главой счастливого многодетного семейства

В) по разговорам в свете, внезапно умерла

Г) скончался от ранения, полученного в бою

Эталон ответов:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

г

б

в

а

в

в

б

в

б

в

в

г

г

г

б

в

г

а

б

А – в;

Б – б;

В – г;

Г - а


  1. Тест по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина».

Требования к выполнению заданий: тест состоит из 20 вопросов, на каждый необходимо выбрать 1 правильный ответ. На выполнение задания отводится 20 минут.

1. Оценка «5» выставляется при выполнении 90% - 100 % предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 18 - 20 вопросов.

2.Оценка «4» выставляется при выполнении 70% - 89% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 14 -17 вопросов.

3. Оценка «3» выставляется при выполнении 50% - 69% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 10 - 13 вопросов.

4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 50% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ менее, чем на 10 вопросов.

1. Укажите годы жизни Есенина?

а) 1895-1925 гг.

б) 1890-1921 гг.

в) 1893-1930 гг.

г) 1868-1936 гг.

2. Есенин был родом из:

а) Таганрога

б) села Константиново

в) села Багдади

г) Москвы

д) Рязанской губернии


3.С.Есенин учился в ... училище:

а) четырёхклассном

б) пятиклассном

в) шестиклассном

г) девятиклассном

4. После окончания школы он отправился в:

а) Петербург

б) Москву

в) Киев

г) Париж

5. Родители С.Есенина были:

а) дворяне

б) помещики

в) крестьяне

г) купцы

6. Какой кружок посещал С. Есенин?

а) литературно-танцевальный

б) литературно-музыкальный

в) музыкально-танцевальный

г) эстрадно-цирковой

7. Как назывались первый сборник стихов?

а) "Явь"

б) "Персидские мотивы"

в) "Москва Кабацкая"

г) "Радуница"

д) «Сельский часослов»

8. Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?

а) символизм

б) имажинизм

в) акмеизм

г) футуризм

9. Наиболее дорога С.Есенину:

а) одинокая собака

б) старая кошка

в) белая мышка

г) вороной конь

10. В своих стихотворениях он часто обращается к:

а) животным

б) Родине

в) к самым близким людям

г) к самому себе

11. Какая тема стала основной в творчестве С.А.Есенина?

а) тема любви

б) тема Родины, России

в) тема красоты и гармонии природы

г) тема революции

12. Какой мотив становится основным в послереволюционном творчестве поэта и прослеживается в таких стихотворениях, как "Не жалею, не зову, не плачу...", "Письмо к матери", "Русь Советская", "Исповедь хулигана", "Неуютная жидкая лунность"?

а) мотив революционного переустройства мира

б) мотив неразделённой любви

в) мотив одиночества, усталости, неверия в свои силы

г) мотив гармонии с природой и окружающим миром

13. С кем Есенин состоял в браке в 1917-1921г?

а) Надеждой Валерьевной Сток

б) Ольгой Андреевной Шпиццбург

в) Зинаидой Николаевной Райх

г) Антониной Алексеевной Ложкиной

14. Определите жанр стихотворения "Письмо к женщине".

а) послание

б) ода

в) элегия

г) мадригал

15. Кто из современников С.А.Есенина дал следующий отзыв на его стихи:

«Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык»?

а) В.Я.Брюсов

б) А.А.Блок

в) В.В.Маяковский

г) А.А.Ахматова

16. Какую тему раскрывает С.А.Есенин с помощью образа собаки, её щенят в стихотворении "Песнь о собаке"?

а) тему милосердия и любви ко всему живому в мире

б) тему Родины

в) тему природы

г) тему материнства

17.Какие средства художественной выразительности наиболее характерны для творчества С.А.Есенина?

а) зашифрованность при помощи образов-символов

б) торжественный слог, использование архаизмов

в) ораторская интонация, акцентный стих

г) метафоричность и цветовые эпитеты

18. Укажите название сборника стихов, который Есенин выпустил в Азербайджане в 1924-1925г?

а) Красный восток

б) Русь советская

в) Березовый ситец

г) Рябиновый костер

19. Какое стихотворение С.А.Есенина является его своеобразным завещанием, и было написано накануне его самоубийства в гостинице "Англетер"?

а) "Цветы мне говорят: прощай..."

б) "Русь Советская"

в) "До свиданья, друг мой, до свиданья..."

г) "Отговорила роща золотая..."

20. Укажите год смерти С.Есенина:

а)1925

б) 1927

в) 1929


Эталон ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

б

а

а

в

б

г

б

а

а

б

в

в

а

б

а

г

а

б

а

5.2. Контрольные задания для дифференцированного зачета

Тест типового задания


Требования к выполнению задания: тест состоит 40 вопросов, на каждый необходимо выбрать 1 правильный ответ.

1. Какое литературное направление господствовало в русской литературе второй половины XIX века?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

2. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

а) Тургенева

б) Островского

в) Толстого

г) Достоевского

3. В каком произведении русской литературы второй половины XIX века появляется герой – нигилист?

а) Островский «Лес»

б) Тургенев «Отцы и дети»

в) Достоевский «Преступление и наказание»

г) Гончаров «Обломов»

4.Какое произведение принадлежит не Тургеневу:

а) «Первая любовь»

б) «Дым»

в) «Невский проспект»

г) «Дворянское гнездо»

5. Чья портретная характеристика?

«На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».

а) Николая Кирсанова

б) Павла Кирсанова

в) Евгения Базарова

г) Аркадия Кирсанова

6. Кто является автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

а) Островский

б) Достоевский

в) Салтыков - Щедрин

г) Толстой

7. Что хочет доказать Раскольников убийством процентщицы?

а) что он принадлежит к разряду «права имеющих»

б) что в России нет законности

в) что старуха – бесполезное, никому не нужное, вредное существо

8. Воплощением чего является образ Сони Мармеладовой?

а) гордости

б) смирения

в) бунтарства

г) жалостливости


9. Кто помогает Раскольникову понять чудовищность его теории и вернуться к нормальной жизни?

а) Катерина Мармеладова

б) Соня Мармеладова

в) Дуняша Раскольникова

г) Алена Ивановна

10. Соедините названия произведений и их жанр:

А) «После бала» а) повесть

Б) «Детство» б) роман

В) «Война и мир» в) роман-эпопея

Г) «Анна Каренина» г) рассказ

11. Действие романа «Война и мир» начинается:

а) январь 1812 года

б) май 1807 года

в) июль 1805 года

г) апрель 1801 года

д) август 1804 года

12. Соедините имя героини и её внешнее описание:

А) «…тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшую её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее»

Б) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…»

В) «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…»

а) Наташа


б) Соня


в) Элен




13. Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?

а) «мысли семейной»

б) историческому событию

в) «мысли народной»

г) у Л.Н.Толстого не было общей идеи

14. Что такое счастье? Герои романа понимают его по-своему. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

А) «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того - свобода выбора занятий, то есть образа жизни».

Б) «...Ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».

а) Пьер Безухов.

б Андрей Болконский.

15.После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире – Наполеоне?

а) Шенграбенского

б) Прейсиш - Эйлау

в) Фридландского

г) Аустерлицкого

16. Начало творческой деятельности А.П. Чехова была связана с журналом:

а) «Отечественные записки»

б) «Стрекоза»

в) «Осколки»

г) «Будильник»

17. Первая пьеса А.П. Чехова:

а) «Чайка»

б) «Бесприданница»

в) «Вишневый сад»

г) «Иванов»

18. Кто из приведенных ниже героев не действует в пьесе «Вишневый сад»?

а) Епиходов;

б) Доктор Старцев;

в) Лопахин;

г) Шарлотта.

19. В каком рассказе Чехова есть персонаж с фамилией Туркин?

а) «Крыжовник»;

б) «Палата № 6»;

в) «Ионыч»;

г) «Смерть чиновника».

20. Кому принадлежит следующее обращение к книжному шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существованье, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая... в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?

а) Гаеву

б) Лопахину

в) Трофимову

г) Раневской

21.Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?

а) А.Блоку

б) А.Чехову

в) А.Куприну

г) И.Бунину

22. Какое музыкальное произведение просит сыграть телеграфист

Желтков Веру Николаевну Шеину в память о себе?

а) «Лунную сонату» Бетховена,

б) Сонату № 2 из «Аппасссионаты» Бетховена,

в) «Реквием» Моцарта,

г) «Неоконченная симфония» Шуберта.

23. С какой целью преподнес Желтков зеленый гранат Вере Шеиной?

а) чтобы изумить главную героиню,

б) напомнить о своем существовании,

в) уберечь от тяжелых мыслей и передать дар предвидения,

г) напомнить о тленности жизни.

24. Укажите произведение, которое является автобиографией Горького:

а) «Жизнь Матвея Кожемякина»

б) «В людях»

в) «Жизнь Клима Самгина»

г) «Городок Окуров».

25.Кому из героев пьесы М.Горького «На дне» принадлежат слова:«Человек! Это- великолепно! Это звучит…гордо!»:

а) Бубнову

б) Луке

в) Сатину

г) Ваське Пеплу

26.Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) Л.Брик

б) Л.Дельмас

в) Л.Менделеевой

г) Н.Волоховой

27. К какому литературному течению принадлежал Маяковский?

а) Футуризм

б) Акмеизм

в) Сентиментализм

г) Реализм

28. Какая тема стала основной в творчестве С.А.Есенина?

а) тема любви

б) тема Родины, России

в) тема красоты и гармонии природы

г) тема революции

29. Какое стихотворение С.А.Есенина является его своеобразным завещанием, и было написано накануне его самоубийства в гостинице "Англетер"?

а) "Цветы мне говорят: прощай..."

б) "Русь Советская"

в) "До свиданья, друг мой, до свиданья..."

г) "Отговорила роща золотая..."

30. Укажите год смерти С.Есенина:

а) 1925

б) 1927

в) 1929

г) 1930

31. Соотнесите название произведения, созданного в годы Великой Отечественной войны, и имя автора.

а) « Волоколамское шоссе» 1) А.Твардовский

б) « Народ бессмертен» 2) А.Корнейчук

в) « Русские люди» 3) А. Бек

г) « Василий Теркин» 4) В. Гроссман

д) « Фронт» 5) К .Симонов

е) « Непокоренные» 6) Б.Горбатов

32. Какую премию за заслуги в области литературы получила Ахматова?

а) Нобелевскую премию

б) Пушкинскую премию

в) Государственную премию

г) премию Этна Таормина

33. Когда была напечатана поэма «Реквием» в России?

а) в 1940 г.

б) в 1945 г.

в) в 1987 г.

г) в 1963 г.

34. Какое произведение Б. Л. Пастернака считается автобиографическим?

а) «Доктор Живаго»

б) «Близнец в тучах»

в) «Девятьсот пятый год»

г) «Второе рождение»

35. В каком произведенииА.Т. Твардовский поднимает тему памяти:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль и чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль - забыть?

а) «Дом у дороги»

б) «Василий Теркин»

в) «По праву памяти»

г) Я убит подо Ржевом»

36. Какие произведения воспроизводят картины лагерной жизни А.Солженицына?

а) «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича»

б) «Люби революцию» и «Один день Ивана Денисовича»

в) «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом»

г) «Раковый корпус» и «Матренин двор»

37.В 1995 году В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия России. За какое произведение?

а) роман «Прокляты и убиты»

б) повесть «Веселый солдат»

в) рассказ «Стряпухина радость»

г) рассказ «Людочка»

38. Основной темой в творчестве В. Г. Распутина является (исключите лишнее):

а) тема памяти

б) тема нравственности

в) деревенская тема

г) тема модернизации общества

39. Из какого произведения В. Распутина следующие строки:

«Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, … повидала на своём веку всякое. Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов»

а) «Прощание с Матерой»

б) «Последний срок»

в) «Деньги для Марии»

г) «Живи и помни»

0. В какой повести В. Распутина главная героиня Анна, восьмидесятилетняя старуха, умирает, потому что «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки»?

а) «Последний срок»

б) «Деньги для Марии»

в) «Прощание с Матерой»

г) «Уроки французского»

6. Условия проведения

Контрольно-измерительные материалы (КИМ), составленные в форме тестовых заданий, предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Русский язык и литература». КИМ включают контрольные материалы (тестовые задания) для текущей и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета.

Результаты освоения дисциплины:
У1 – воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 – анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У3 – соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У4 – определять род и жанр произведения;

У5 – сопоставлять литературные произведения;

У6 – выявлять авторскую позицию;

З1 – понимать образную природу словесного искусства

З2 – знать содержание изученных литературных произведений

З3 – знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX вв.

З4 – знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

З5 – знать основные теоретико-литературные понятия.

6.1. Проверяемые результаты обучения.

Работа состоит из 40 заданий по всем основным разделам курса литературы.

Работа проверяет:

1) умение воспроизводить содержание литературного произведения; замечать и выделять особенности содержания произведения;

2) проводить идейно-тематический, проблемный анализ, анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; анализировать мотивы, причины поступков героев литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

3) соотносить наиболее важные события, оказавшие влияние на мировоззрение и творчество писателя, поэта, с его произведениями; понимать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением;

4) выявлять жанровые особенности литературных произведений, определять род и жанр литературного произведения;

5) проводить сравнительный анализ произведений разных авторов; уметь выявлять проблематику одного произведения и сравнивать его с проблематикой другого;

6) понимать, что такое «авторская позиция» и выявлять способы ее выражения в художественном произведении; выделять ключевые моменты, повлиявшие на формирование взглядов писателя;

7) определять жанр произведения, улавливать настроение самого писателя, его литературных героев, выделять ключевые моменты текста;

8) определять проблему произведения, позицию автора, определять имеет ли данная проблема актуальность в наши дни, выяснить, с чем это связано; анализировать произведение, формулировать свое отношение к прочитанному;

9) знать понятие художественного образа и его основную функцию; знать способы и средства создания образа в художественной литературе; знать понятие художественного конфликта знание основных фактов жизни и творчества писателей классиков XIX века;

10) знать избранные главы художественных произведений русских писателей – классиков XIX в., знать содержание литературного текста изучаемых произведений, знать факты биографии писателей и поэтов XIX в.; знать основные этапы творчества писателей и поэтов; знать историю создания произведения, типичные черты литературных направлений и течений; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
11) знать понятия рода и жанра литературного произведения, их характерные особенности; определять род и жанр литературного произведения.

6.2. Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений по УД

1. Оценка «5» выставляется при выполнении 95 % - 100 % предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 37-40 вопросов.

2.Оценка «4» выставляется при выполнении 78% - 94% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 32 - 36 вопросов.

3. Оценка «3» выставляется при выполнении 57% - 77% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 28 – 35 вопросов.

4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 57% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ менее, чем на 28 вопросов.






52