СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», рабочей программы учебной дисциплины «Базы данных», календарно-тематического плана учебной дисциплины «Базы данных» специальности 09.02.01. Уровень подготовки – базовый.
Комплект контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины
ОП 17. БАЗЫ ДАННЫХ
основной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы»
базовый уровень подготовки
Раменское, 2017
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», рабочей программы учебной дисциплины «Базы данных», календарно-тематического плана учебной дисциплины «Базы данных» специальности 09.02.01. Уровень подготовки – базовый.
Разработчик(и):
Раменский филиал
ГБ ОУ СПО МО ЖАТ преподаватель О.Б. Седова
Одобрено на заседании цикловой комиссии
Протокол № ___ от « ___ » _________ 20_____ год
Председатель цикловой комиссии ________________
Одобрено Методическим советом ГБ ПОУ МО «Авиационный техникум имени В.А. Казакова»
Протокол № ___ от « ___ » _________ 20___ год
1 | Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств | 3 |
2 | Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке | 6 |
3 | Контроль и оценка освоения учебной дисциплины | 7 |
4 | Контрольно-оценочные материалы | 11 |
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии по специальности:
230113 Компьютерные системы и комплексы
Уровень подготовки для специальности СПО программы учебной дисциплины «Базы данных» – базовый.
В результате освоения учебной дисциплины « Базы данных» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС следующими
умениями:
строить информационную модель данных для конкретной задачи;
выполнять нормализацию базы данных;
работать с объектами СУБД ACCESS;
разрабатывать базу данных в конкретной предметной области средствами СУБД.
знаниями:
состав информационной модели данных;
типы логических моделей;
типы нормальных форм баз данных;
этапы проектирования базы данных;
типы СУБД.
основные объекты СУБД ACCESS
Техник по компьютерным системам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Техник по компьютерным системам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК1.Обрабатывать объекты баз данных
ПК2.Реализовывать базы данных в конкретной системе управления ба-зами данных.
ПК3.Использовать методы и технологии защиты информации в базах данных.
Формой аттестации по учебной дисциплине «Базы данных » является дифференцированный зачет.
Результаты освоения учебной дисциплины,
подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине «Базы данных» осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций, представленных в таблице 1.1:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценки |
Студент должен уметь: |
|
|
У1. строить информационную модель данных для конкретной задачи; | Обучающиеся умеют: - строить логическую модель задачи; - строить информационную модель задачи; - описывать типы данных, используемых в модели | Дифференцированный зачет по выполненным лабораторно-практическим работам: - «Разработка инфологической модели и создание структуры реляционной базы данных»; - «Формирование сложных запросов»; - «Создание сложных форм, отчетов и кнопочных форм-меню»
|
У2. выполнять нормализацию базы данных; | Обучающиеся умеют: - приводить таблицы к 1, 2, 3 нормальным формам; - определять типы связей; -определять ключевые поля таблиц
| Дифференцированный зачет по выполненной лабораторно-практической работе: - «Преобразование текста в таблицу» Контрольная практическая работа «Разработка базы данных предметной области»
|
У3. работать с объектами СУБД ACCESS | Обучающиеся умеют: - разрабатывать структуру таблицы; - формировать запросы к базам данных; -формировать отчеты по задаваемым параметрам; -разрабатывать формы для ввода данных в таблицы;
| Дифференцированный зачет по выполненным лабораторно-практическим работам: - «Создание структуры однотабличной базы данных»; - «Ввод данных в таблицы»; - «Манипулирование записями в БД»; - «Формирование запросов для однотабличной базы данных»; - «Формирование отчетов для однотабличной базы данных»
|
У4. разрабатывать базу данных в конкретной предметной области средствами СУБД ACCESS. | Обучающиеся умеют: - разрабатывать простейшую базу данных для конкретной предметной области
| Обязательная контрольная работа ««Разработка базы данных предметной области» |
Студент должен знать: |
|
|
З1. состав информационной модели данных | Студенты знают: - информационные модели данных: концептуальная, логическая физическая модели - компоненты информационных моделей данных (объекты, их свойства, связи)
| Тестовая работа на компьютере « Модели данных. Типы логических моделей»
|
З2. типы логических моделей | Студенты знают: - типы логических моделей: ииерархическая, сетевая, реляционная. | Тестовая работа на компьютере « Модели данных. Типы логических моделей»
|
З3. типы нормальных форм баз данных | Студенты знают: - типы нормальных форм баз данных (1-я нормальная форма, 2-я нормальная форма, 3-я нормальная форма, 4-я нормальная форма, 5к-нормальная форма) | Практическая работа «Создание структуры однотабличной базы данных»;
|
З4. этапы проектирования базы данных | Студенты знают этапы проектирования баз данных: - постановка задачи; - анализ объектов; - выбор способов представления информации и программного инструментария; - синтез компьютерной модели объекта - работа с созданной базой данных.
|
|
З5. типы СУБД | Студенты знают: - типы систем управления базами данных | Тестовая работа на компьютере «СУБД» |
З6. основные объекты СУБД ACCESS | Студенты знают основные объекты СУБД: -таблицы; -формы; - запросы; -отчеты; -макросы | Тестовая работа «Реляционные базы данных» |
4. Контрольно-оценочные материалы
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов:
устный опрос;
самостоятельная работа;
письменный опрос (проверочная работа, тестирование);
обязательная контрольная работа;
дифференцированный зачет.
4.1. Контрольно-оценочные материалы к разделу «Введение в базы данных»
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Проверочная работа представляет собой компьютерный тест с выбором одного вариант ответа по изученному материалу, на выполнение которого отводится 20 мин.
В работе используется 1 вариант.
Максимальное количество баллов, которое может получить опрашиваемый за выполнение работы – 100 (100%).
За каждое верно выполненное задание дается 10 баллов (10 %) .
Шкала пересчёта суммарного балла за выполнение проверочной работы:
100% - 90% – «5» (отлично)
80% - 70% - «4» (хорошо)
60% - 50% - «3» (удовлетворительно)
менее 49% - «2» (неудовлетворительно)
Текст теста:
База данных — это:
а) специальным образом организованная и хранящаяся на внешнем носителе совокупность взаимосвязанных данных о некотором объекте
совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;
интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
определенная совокупность информации
2. Один из основных типов информационных структур:
логическая;
база данных;
строковая;
дерево;
числовая.
3. Примером иерархической базы данных является:
страница классного журнала
каталог файлов, хранимых на диске
расписание поездов
электронная таблица
В иерархической базе данных совокупность данных и связей между ними описывается
таблицей;
сетевой схемой;
древовидной структурой;
совокупностью таблиц
5. Сетевая база данных предполагает такую организацию данных, при которой
связи между данными отражаются в виде таблицы
связи между данными описываются в виде дерева
помимо вертикальных иерархических связей (между данными) существуют и горизонтальные
связи между данными отражаются в виде совокупности нескольких таблиц
6. Наиболее распространенными в практике являются:
распределенные базы данных
иерархические базы данных
сетевые базы данных
реляционные базы данных
7. Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
неупорядоченное множество данных
вектор
генеалогическое дерево
двумерная таблица
8. Какие атрибуты (признаки) объекта должны быть отражены в информационной модели, описывающей хобби детей, если эта модель позволяет получить ответы на следующие вопросы:
- каков возраст всех детей, увлекающихся компьютером?
- как зовут девочек, увлекающихся пением?
- какие фамилии у мальчиков, увлекающихся хоккеем?
имя, пол, хобби;
фамилия, пол, хоккей, пение, возраст;
имя, пол, хобби, возраст;
имя, возраст, хобби;
фамилия, имя, пол, возраст, хобби.
9. Информационной моделью, описывающей организацию учебного процесса техникума, является:
классный журнал;
список учащихся школы;
расписание уроков;
список преподавателей школы;
перечень учебников.
10. Система управления базами данных — это:
программная система, поддерживающая наполнение и манипулирование данными в файлах баз данных;
набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;
прикладная программа для обработки текстов и различных документов;
оболочка операционной системы, позволяющая более комфортно работать с файлами.
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
4.2. Контрольно-оценочные материалы к разделу «Проектирование реляционных баз данных»
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
КОС к разделу «Проектирование баз данных» представляет собой комплекс лабораторно-практических работ, направленных на приобретение навыков по разработке структуры базы данных, работе с основными объектами в СУБД Access. Образец лабораторно-практической работы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Комплекс лабораторно-практических работ содержит теоретические и практические материалы по темам:
«Разработка однотабличной базы данных и манипуляции с данными в ней» - лабораторно-практические работы №№1, 2, 3, 4,5;
«Разработка реляционной базы данных и манипуляции с данными в ней» - лабораторно-практические работы №№ 6, 7, 8.
Целью данного комплекса лабораторно-практических работ является:
знакомство студентов с основными принципами проектирования баз данных (БД) средствами СУБД Access;
приобретение навыков по разработке и созданию реляционных БД (РБД) средствами СУБД Access, а также манипуляций с данными в предоставленной среде;
закрепление навыков по разработке, созданию РБД, выборке требуемой информации из них.
Все лабораторные работы имеют структуру, включающую:
цель лабораторно-практической работы;
используемое оборудование;
теоретическую часть;
содержание и порядок выполнения типовой части работы;
индивидуальное задание по вариантам;
содержание отчета студента.
Типовая часть лабораторно-практической работы представляет собой алгоритмы заданий, выполняя которые студент приобретает навыки по созданию объектов СУБД ACCEESS – таблиц, форм, запросов, отчетов - и манипулированию данными в них.
Выполняя индивидуальные задания, студент закрепляет приобретенные навыки, самостоятельно разработав базу данных в СУБД ACCEESS.
Для выполнения лабораторной работы студент должен:
1. ознакомиться с теоретическим материалом, изложенным в работе;
2. ответить на контрольные вопросы;
3. выполнить предлагаемые типовые задания;
4. выполнить предлагаемые индивидуальные задания
По окончании выполнения комплекса работ по изученной теме студенту предлагается оформить отчет, который должен включать:
- характеристику целей изученной темы;
- краткие ответы на контрольные вопросы лабораторных работ;
- алгоритмы выполнения индивидуального задания;
выводы
4.3. Контрольно-оценочные материалы к разделу «Системы управления базами данных»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проверочная работа представляет собой компьютерный тест с множественным выбором вариантов ответа по изученному материалу, на выполнение которого отводится 30 мин.
В работе используется 1 вариант.
Максимальное количество баллов, которое может получить опрашиваемый за выполнение работы – 13 баллов.
За каждое верно выполненное задание дается 1 бал.
Шкала пересчёта суммарного балла за выполнение проверочной работы:
13 баллов-12 баллов – «5» (отлично)
11баллов – 9 баллов - «4» (хорошо)
8 баллов – 5 баллов - «3» (удовлетворительно)
менее 5 баллов - «2» (неудовлетворительно)
Текст теста:
В наиболее полном варианте СУБД может иметь следующие компоненты:
а) среда пользователя, дающая возможность непосредственного управления данными с клавиатуры
б) алгоритмический язык для программирования прикладных систем обработки данных, реализованный как интерпретатор, позволяющий быстро создавать и отлаживать программы
в) компилятор для придания завершённой программе вид коммерческого продукта в форме ЕХЕ - файла
г) программы - утилиты для программирования отчётов, форм, таблиц, экранов. меню и других приложений.
д) информационные системы
а) программная поддержка механизма OLE
б) обработка ошибок
в) модуль форм и отчётов
г) модуль событий
д) улучшенные средства отладки
а) программная поддержка механизма OLE
б) обработка ошибок
в) модули форм и ошибок
г) модуль событий
д) мастер форм
а) мастер
б) модуль
в) макрос
г) отчёт
д) форма
Мастер, позволяющий повысить эффективность БД за счёт нормализации данных - это :
а) мастер по созданию форм и отчётов
б) мастер подстановок
в) мастер по анализу таблиц
г) мастер защиты
д) мастер по созданию таблиц
.Основные объекты СУБД MS Access:
а) таблицы
б) формы
в) отчёты
г) запросы
д) модули и макросы
Указать типы запросов в СУБД MS Access:
а) запрос-выборка
б) запрос-изменение
в) перекрёстный запрос
г) запрос с параметрами
д) запрос SQL
. Выбрать типы модулей:
а) модуль формы
б) модуль отчёта
в) общий модуль
г) модуль таблиц
д) модуль печати
Это определяет вид и диапазон допустимых значений, которое могут быть введены в поле, а также объём памяти, выделяющийся для этого поля. .
а) тип данных
б) свойства данных
в) отчёт о данных
г) форма
д) модуль
. Указать типы данных ключевого поля:
а) счётчик
б) числовой
в) денежный
г) текстовый
д) процентный
.Указать основные свойства полей:
а) размер поля
б) формат поля
в) подпись поля
г) условие на значение
д) сообщение об ошибке
Объект MS Access, который позволяет представить определённую пользователем информацию в указанном виде, просматривать и распечатывать её. .
а) язык SQL
б) форма
в) отчёт
г) макрос
д) запрос
а) язык SQL
б) форма
в) отчёт
г) макрос
д) модуль
4.4. Контрольная работа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольная работа является заключительным этапом в изучении дисциплины "Базы данных" и обязательна для выполнения всеми учащимися, изучавшими дисциплину.
Контрольная работа представляет собой практическую работу и выполняется на компьютере с использованием СУБД ACCESS.
Контрольная работа содержит 10 вариантов и рассчитана на два академических часа.
В каждом варианте – 5 заданий. Полностью выполненное задание оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся за выполнение работы – 5.
Шкала пересчёта суммарного балла за выполнение проверочной работы:
5 баллов – «5» (отлично)
4 балла - «4» (хорошо)
3 балла - «3» (удовлетворительно)
менее 3 баллов - «2» (неудовлетворительно)
Критерии оценки выполнения практической работы:
оценка «отлично» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ;
- работа выполнена полностью;
- получен верный результат или требуемое представление результата работы.
2. оценка «хорошо» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85%);
- работа выполнена полностью, но использованы менее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
3. оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
4. оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями работы на ЭВМ;
- значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Варианты контрольной работы:
При выполнении задания необходимо приведение баз данных к третьей нормальной форме.
В базе данных должна быть Главная кнопочная форма, вызываемая при открытии файла базы данных. Пользователь базы данных может работать только с кнопочной формой и элементами, вызываемыми при помощи нажатия кнопок главной формы. В тех запросах, где указано, что данные вводятся пользователем перед выполнением запроса должно выводится окно, в котором вводится значение указанного параметра (для этого используются запросы с параметром). В созданную базу данных должно быть введено не менее 10 записей.
№ | Наименование базы данных | Задание к БД |
1 | «Учет отгрузки товаров»
|
|
2 | «Учет успеваемости студентов факультета» |
|
3 | «Учет видеокассет» |
|
4 | «Библиотека»
|
|
5 | «Отдел кадров» |
|
6 | «Учет наличия товаров торговой компании»
|
|
7 | «Расчет зарплаты»
|
|
8 | «Подшивки журналов» |
|
9 | «Банк» |
|
10 | «Учет больничных листов» |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ ОДНОТАБЛИЧНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ»
Цель работы:
1. Знакомство со структурой таблицы, основными атрибутами;
2. приобретение навыков создания базы данных;
3. приобретение навыков описывания полей таблицы базы данных, типов данных таблицы, определения первичного ключа;
4. закрепление навыков по работе с макетом таблицы.
Оборудование: ПК, проектор, СУБД Access.
Длительность работы: 4 академических часа
Теоретическая часть
Структура таблицы
Все составляющие базы данных: таблицы, отчеты, запросы, формы и объекты - в Ассеss хранятся в едином дисковом файле.
Основным структурным компонентом базы данных является таблица. В таблицах хранятся вводимые пользователем данные – сведения о каком-либо объекте одного типа.
Таблица Ассеss (отношение) состоит из столбцов, называемых полями (атрибутами) и строк, называемых записями (кортежами). Каждая запись таблицы содержит всю необходимую информацию об отдельном элементе базы данных. Например, запись о работнике может содержать фамилию, имя, отчество, дату рождения, должность и т.п. (рис.1):
рис.1
В Ассеss существует четыре способа создания пустой таблицы:
• использование мастера баз данных для создания всей базы данных, содержащей все требуемые отчеты, таблицы и формы, за одну операцию. Мастер баз данных создает новую базу данных, его нельзя использовать для добавления новых таблиц, форм, отчетов в уже существующую базу данных;
• мастер таблиц позволяет выбрать поля для данной таблицы из множества определенных ранее таблиц;
• ввод данных непосредственно в пустую таблицу в режиме таблицы. При сохранении новой таблицы данные анализируются и каждому полю присваивается необходимый тип данных и формат;
• определение всех параметров макета таблицы в режиме конструктора.
Независимо от метода, примененного для создания таблицы, всегда имеется возможность использовать режим конструктора для дальнейшего изменения макета таблицы, например для добавления новых полей, установки значений по умолчанию или для создания масок ввода.
Только четвертый метод позволяет сразу задать ту структуру таблицы, которая нужна пользователю.
Окно конструктора таблиц имеет вид (рис.2):
рис.2
При разработке структуры таблицы прежде всего необходимо определить названия полей, из которых она должна состоять, типы полей и их размеры.
Имя поля желательно назначать таким, чтобы функция поля узнавалась по его имени. При задании имени поля рекомендуется придерживаться следующих правил:
имя поля не должно содержать более 64 символов;
имя поля может содержать буквы, цифры, специальные символы, за исключением пробела, точки, восклицательного знака, прямых скобок;
имя поля не может начинаться с пробела;
имя поля должно быть уникальным.
2. Типы данных
Далее надо решить, данные какого типа будут содержаться в каждом поле. В Ассеss можно выбирать любые из основных типов данных. Один из этих типов данных должен быть присвоен каждому полю. Значение типа поля может быть задано только в режиме конструктора.
Тип данных | Описание |
Текстовый (значение по умолчанию) | Текст или числа, не требующие проведения расчетов (255 знаков) |
Числовой | Числовые данные различных форматов, используемые для проведения расчетов |
Дата/время | Для хранения информации о дате и времени с 100 по 9999 год включительно |
Денежный | Денежные значения и числовые данные, используемые в математических расчетах, проводящихся с точностью до 15 знаков в целой и до 4 знаков в дробной части |
Поле МЕМО | Для хранения комментариев (до 65535 символов) |
Счетчик | Специальное числовое поле, в котором автоматически присваивается уникальный порядковый номер каждой записи. Значения полей типа счетчика обновлять нельзя |
Логический | Может иметь только одно из двух возможных значений (Да/Нет) |
Поле объекта ОLЕ | Объект, связанный или внедренный в таблицу Ассеss |
Гиперссылка | Строка, состоящая из букв и цифр и представляющая адрес гиперссылки. Адрес гиперссылки может состоять максимум из трех частей: текст, выводимый в поле или в элементе управления; путь к файлу или к странице. |
Мастер подстановок | Создает поле, в котором предлагается выбор значений из списка или из поля со списком, содержащего набор постоянных значений или значений из другой таблицы. Это в действительности не тип поля, а способ хранения поля. |
Каждый тип данных наделен собственными свойствами, которые отображаются в разделе Свойства поля окна конструктора (рис.2). Для всех типов полей (кроме типов Счетчик и поле объекта ОLЕ) можно самостоятельно задавать ограничения для вводимых данных:
Размер поля – задает максимальный размер данных, сохраняемых в поле;
Формат поля – задает формат отображения значений данного поля;
Число десятичных знаков - определяет для числового и денежного типов данных число знаков после запятой;
Маска ввода – задает трафарет, облегчающий ввод данных в поле;
Подпись – задает текст, который выводится в «шапках» таблиц, форм, отчетов (не путать с именем поля!);
Значение по умолчанию – позволяет указать значение, автоматически вводимое в поле при создании новой записи;
Условие на значение – задает ограничения на вводимые значения и позволяет осуществлять контроль ввода. Для этого в режиме Конструктора надо выбрать вкладку «Общие», перевести курсор в поле с именем «Условия на Значение» и ввести ограничение на данные.
Сообщение об ошибке – задает текст сообщения, выводимый на экран при нарушении условия на значение;
Обязательное поле – указывает, требует ли поле обязательного ввода значения;
Пустые строки – определяет, допускается ли ввод в поле пустых строк. Для каждого типа данных, кроме типа данных «Счетчик» предусмотрено пустое (нулевое) значение.
Индексированное поле – определяет индекс, создаваемый по полю.
После описания полей таблицы, одно из низ назначается ключевым.
Ключ – поле, содержащее информацию, которая однозначно идентифицирует запись.
Контрольные вопросы:
Что понимается под структурой таблицы?
Какие требования предъявляются к имени поля?
В чем отличие идентификатора поля от его наименования?
Какие типы данных используются в MS Access?
Какие свойства полей вы знаете?
Что такое первичный ключ?
ЗАДАНИЕ 1
Создание таблицы базы данных
1. Создайте новую базу данных.
2. Создайте таблицу базы данных.
З. Определите поля таблицы.
4. Сохраните созданную таблицу.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
1. Для создания новой базы данных:
запустите программу Access: Пуск→ Программы→ Microsoft Access;
в появившемся окне выберите пункт Новая база данных;
в окне «Файл новой базы данных»:
- в пункте «Имя файла» задайте имя вашей базы данных, присвоив ей свои ФИО;
- в пункте «Папка» и выберите папку «Мои документы», где ваша база данных будет находиться;
щелкните по кнопке «Создать».
2. Для создания таблицы базы данных:
в появившемся окне «ФИО: база данных» в левой части выберите вкладку Таблицы, в правой части – Создание таблицы в режиме конструктора.
в открывшемся окне «Таблица1: таблица» определите атрибуты полей таблицы, типы данных и свойства полей. Для этого воспользуйтесь приведенной таблицей:
Таблица данных Преподаватели
Имя поля | Тип данных | Размер поля |
Kod | Счетчик |
|
Familia | Текстовый | 15 |
Ima | Текстовый | 15 |
Otchec | Текстовый | 15 |
Data_r | Дата/время | Краткий |
Dolg | Текстовый | 9 |
Predmet | Текстовый | 11 |
Tel | Текстовый | 9 |
Dengi | Денежный |
|
Данные столбца Размер поля прописываются во вкладке Общие в нижней части таблицы конструктора в разделе Свойства поля (рис.2). Остальные поля вкладки Общие оставьте без изменений.
поле Kod назначьте ключевым. Для этого:
- выделите его, щелкнув по столбцу ►;
- щелкните по пиктограмме в горизонтальном меню.
Для сохранения таблицы:
выберите пункт меню «Файл, Сохранить»;
в диалоговом окне «Сохранение» введите имя таблицы «Преподаватели»;
щелкните по кнопке ОК.
ЗАДАНИЕ 2
Описание свойств полей таблицы:
1. Для всех полей сделайте подписи на русском языке
2. Введите ограничения на данные, вводимые в поле Dolg: должны вводиться только слова Профессор, Доцент или Ассистент.
3. Задайте текст сообщения об ошибке, который будет появляться на экране при вводе неправильных данных в поле.
4. Задайте значение по умолчанию для поля Dolg в виде слова Доцент.
5. Введите ограничения на данные в поле Kod; эти данные не должны повторяться.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
Для задания подписей полей на русском языке:
войдите в режим Конструктор для проектируемой таблицы:
- откройте окно проектируемой БД;
- выберите Таблицы→Преподаватели;
- щелкнув правой кнопкой мыши и в нем - Конструктор
в верхней части окна конструктора щелкните по полю Kod;
в нижней части окна в разделе Свойства поля выберите параметр Подпись;
наберите на русском языке наименование поля;
выполните аналогичные действия для других полей таблицы.
2. Для задания условия на значение для вводимых данных:
в верхней части окна конструктора щелкните по полю Dolg;
в нижней части окна в разделе Свойства поля выберите параметр Условие на значение;
щелкните по кнопке для определения условий на значение при помощи Построителя выражений:
- в появившемся окне напишите слово Профессор;
затем щелкните по кнопке (эта кнопка выполняет ИЛИ), напишите Доцент, снова , Ассистент и щелкните по кнопке .
3. Для вывода текста сообщения об ошибке:
в строке Сообщение об ошибке введите предложение “Такой должности нет, правильно введите данные”.
4. Для задания значения по умолчанию:
строке Значение по умолчанию введите слово “Доцент”.
Для изменения типа данных:
в поле Kod измените тип данных Счетчик на Числовой.
Сохраните изменения в макете таблицы.
Закройте проектируемую БД.
ЗАДАНИЕ 3
Индивидуальное заданиеСоздайте отношение по предложенному тексту (см. Приложение)
Опишите схему отношения по образцу:
СТУДЕНТ (№ личного дела, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Дата рождения)
Опишите логическую структуру кортежа отношения по форме:
Имя отношения: | |||||
Поле | Признак ключа | Формат поля | |||
Обозначение | Наименование | тип | длина | точность | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определите степень отношения, его кардинальное число.
На основе описанного отношения создайте однотабличную БД в СУБД Access.
Опишите технологию работы п. 5
Сделайте выводы
Территория Австралии и Океании — 8,5 млн. кв. км. Плотность населения в Африке в 1989 г. была 21 человек на кв. км. Население Европы в 1989 г. составило 701 млн. человек. Территория Южной Америки — 17,8 млн. кв. км. Население Северной и Центральной Америки в 1989 г. составило 422 млн. человек. Плотность населения в Северной и Центральной Америке в 1970 г. была 13 человек на кв. км. Территория всего мира — 135,8 млн. кв. км. Плотность населения в Австралии и Океании в 1989 г. была 3 человека на кв. км. Население Южной Америки в 1989 г. составило 291 млн. человек. Территория Африки — 30,3 млн. кв. км. Население Австралии и Океании в 1989 г. составило 26 млн. человек. Плотность населения во всем мире в 1970 г. была 27 человек на кв. км. Территория Азии — 44,4 млн. кв. км. Население всего мира в 1989 г. составило 5201 млн. человек. Территория Северной и Центральной Америки — 24,3 млн. кв. км. Население Азии в 1970 г. составило 2161 млн. человек. Плотность населения в Европе в 1989 г. была 67 человек на кв. км. Плотность населения в Азии в 1970 г. была 49 человек на кв. км. Население Африки в 1970 г. составило 361 млн. человек. Население Австралии и Океании в 1970 г. составило 19 млн. человек. Население Южной Америки в 1970 г. составило 190 млн. человек. Плотность населения в Африке в 1970 г. была 12 человек на кв. км. Население Северной и Центральной Америки в 1970 г. составило 320 млн. человек. Плотность населения в Южной Америке в 1970 г. была 11 человек на кв. км. Население Африки в 1989 г. составило 628 млн. человек. Плотность населения в Австралии и Океании в 1970 г. была 2 человека на кв. км. Население Европы в 1970 г. составило 642 млн. человек. Плотность населения во всем мире в 1989 г. была 38 человек на кв. км. Территория Европы — 10,5 млн. кв. км. Плотность населения в Северной и Центральной Америке в 1989 г. была 17 человек на кв. км. Плотность населения в Европе в 1970 г. была 61 человек на кв. км. Население Азии в 1989 г. составило 3133 млн. человек. Плотность населения в Южной Америке в 1989 г. была 16 человек на кв. км. Население всего мира в 1970 г. составило 3693 млн. человек. Плотность населения в Азии в 1989 г. была 71 человек на кв. км.
№2 Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г.
Оплата труда при посадке крыжовника — 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники — 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины — 585 руб. Материал на шпалеру при посадке малины — 780 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки черной смородины — 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники — 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины — 150 руб. Удобрения при посадке малины — 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника — 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины — 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника — 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники — 584 руб. Оплата труда при посадке малины — 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника — 92 руб. Удобрения при посадке земляники — 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины — 260 руб. Посадочный материал при посадке малины 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники — 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника — 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины — 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины — 474 руб.
№3 Важнейшие проливы
Длина пролива Босфор — 30 км. Наименьшая ширина Магелланова пролива — 2200 м. Наименьшая глубина судоходной части Ормузского пролива — 27 м. Гудзонов пролив находится в Северном Ледовитом океане. Наименьшая ширина Гибралтарского пролива — 14 км. Пролив Ла-Манш находится в Атлантическом океане. Наименьшая глубина судоходной части Баб-эль-Мандебского пролива — 31 м. Длина Ормузского пролива — 195 км. Пролив Дарданеллы находится в Атлантическом океане. Длина Гудзонова пролива — 806 км. Наименьшая глубина судоходной части Магелланова пролива — 29 м. Длина Берингова пролива — 96 км. Наименьшая ширина пролива Босфор — 700 м. Наименьшая глубина судоходной части пролива Дарданеллы — 29 м. Длина пролива Ла-Манш — 578 км. Баб-эль-Мандебский пролив находится в Индийском океане. Наименьшая глубина судоходной части Берингова пролива — 36 м. Длина Магелланова пролива — 575 км. Гибралтарский пролив находится в Атлантическом океане. Длина пролива Дарданеллы — 120 км. Наименьшая ширина Гудзонова пролива — 115 км. Наименьшая глубина судоходной части Гибралтарского пролива — 53 м. Наименьшая ширина Ормузского пролива — 54 км. Наименьшая глубина судоходной части пролива Ла-Манш — 23 м. Пролив Босфор находится в Атлантическом океане. Наименьшая ширина пролива Дарданеллы — 1300 м. Длина Баб-эль-Мандебского пролива — 109 км. Наименьшая глубина судоходной части Гудзонова пролива — 141 м. Берингов пролив находится в Тихом океане. Наименьшая ширина Баб-эль-Мандебского пролива — 26 км. Магелланом пролив находится в Тихом океане. Наименьшая ширина пролива Ла-Манш — 32 км. Наименьшая глубина судоходной части пролива Босфор — 20 м. Длина Гибралтарского пролива - 50 км. Ормузский пролив находится в Индийском океане. Наименьшая ширина Берингова пролива — 86 км.
№5 Крупнейшие реки
Обь находится в Азии. Средний расход воды в Амуре — 10900 куб. м/с. Миссисипи находится в Северной Америке. Площадь бассейна Янцзы – 1809 тыс. кв. км. Длина Нила 6671 км. Средний расход воды в Миссисипи - 19000 куб. м/с. Площадь бассейна Амазонки — 6915 тыс. кв. км. Меконг находится в Азии. Площадь бассейна Хуанхэ — 771 тыс. кв. км. Средний расход воды в Оби — 12700 куб. м/с. Длина Янцзы — 5800 км. Нил находится в Африке. Площадь бассейна Миссисипи (с Миссури) — 3268 тыс. кв. км. Средний расход воды в Амазонке — 220000 куб. м/с. Длина Хуанхэ — 4845 км. Амазонка находится в Южной Америке. Площадь бассейна Амура — 1855 тыс. кв. км. Средний расход воды в Янцзы — 34000 куб. м/с. Длина Меконга — 4500 км. Хуанхэ находится в Азии. Средний расход воды в Ниле — 2600 куб. м/с. Длина Миссисипи— 6420 км. Амур находится в Азии. Длина Оби — 5410 км. Средний расход воды в Меконге — 13200 куб. м/с. Площадь бассейна Нила — 2870 тыс. кв. км. Янцзы находится в Азии. Длина Амура — 4440 км. Средний расход воды в Хуанхэ — 2000 куб. м/с. Площадь бассейна Меконга — 810 тыс. кв. км. Длина Амазонки — 6400 км. Площадь бассейна Оби (с Иртышом) — 2990 тыс. кв. км.
№ 6 Важные судоходные каналы
Волго-Балтийский водный путь имеет ширину 25-120 м. Южный канал находится во Франции. Панамский канал построен в 1914 г. Суэцкий канал имеет длину 161 км. Кильский канал построен в 1895 г. Южный канал имеет глубину на фарватере 2 м. Великий канал находится в Китае. Канал Рона-Рейн имеет длину 320 км. Беломоро-Балтийский канал находится в России. Панамский канал имеет ширину 150-305 м. Береговой канал имеет длину 5580 км. Южный канал имеет длину 241 км. Волго-Балтийский водный путь имеет длину 1100 км. Канал Рона-Рейн имеет ширину 25-100 м. Суэцкий канал находится в Египте. Панамский канал имеет длину 82 км. Береговой канал построен в 1972 г. Великий канал имеет длину 1782 км. Волго-Балтийский водный путь имеет глубину на фарватере 4 м. Среднегерманский канал имеет ширину 30-40 м. Кильский канал имеет ширину 104-214 м. Беломоро-Балтийский канал имеет глубину на фарватере 5 м. Береговой канал находится в США. Суэцкий канал имеет глубину на фарватере 16 м. Панамский канал находится в Панаме. Панамский канал имеет глубину на фарватере 12 м. Кильский канал имеет длину 99 км. Беломоро-Балтийский канал построен в 1933 г. Береговой канал имеет ширину 40-60 м. Среднегерманский канал построен в 1938 г. Кильский канал имеет глубину на фарватере 11м. Волго-Балтийский водный путь построен в 1810 г. Канал Рона-Рейн находится во Франции. Великий канал имеет глубину на фарватере 2-3 м. Суэцкий канал имеет ширину 120-318 м. Среднегерманский канал находится в ФРГ. Южный канал построен в 1681 г. Канал Рона-Рейн имеет глубину на фарватере 2 м. Среднегерманский канал имеет длину 325 км. Беломоро-Балтийский канал имеет длину 227 км. Береговой канал имеет глубину на фарватере 3-13 м. Великий (Даюньхэ) канал построен в 13 в. Южный канал имеет ширину 20 м. Волго-Балтийский водный путь находится в России. Среднегерманский канал имеет глубину на фарватере 3-6 м. Суэцкий канал построен в 1869 г. Великий канал имеет ширину 40-350 м. Кильский канал находится в ФРГ. Канал Рона-Рейн построен в 1833 г.
№7 Страны мира
Столицей Австрии – одной из стран Европы - является Вена. Она занимает площадь в 84 тыс. кв.км. Население Австрии – 7513 тыс. человек. Островная страна Европы Великобритания – имеет площадь 244 тыс. кв.км, население – 55 928 тыс. человек. Столица Великобритании – Лондон. Япония, Монголия, Афганистан - азиатские страны. Столица Монголии – Улан-Батор, Афганистана – Кабул, Японии - Токио. Население Афганистана составляет 20340 тыс. человек, Монголии - 1555 тыс. человек, Японии - 114276 тыс. человек. Площадь территории Японии составляет 372 тыс. кв. км, площадь Афганистана – 647, площадь Монголии -1565 тыс. кв. км. Часть света Америка включает такие страны как Мексика с площадью территории 1937 тыс. кв. км, населением 62500 тыс. человек и столицей Мехико, Аргентина с площадью территории 2777 тыс. кв. км, населением 26060 тыс. человек и столицей Буэнос-Айрес, США с площадью территории 9363 тыс. кв. км, населением тыс. человек 2 17700 и столицей Вашингтон. Столицей европейской страны Греции являются Афины; площадь ее - 132 тыс. кв. км, население составляет 9280 тыс. человек. Египет – африканская страна, столица которой – Каир, занимаемая площадь – 1001 тыс. кв. км, население составляет 38740 тыс. человек.
№8 Видеотека
В 1997г. были проданы следующие фильмы: «Пятый элемент» (фантастика, длительность фильма – 125 мин.) производство США. Продан 14 ноября; «Драйв» (боевик, длительность – 115 мин.) производство США. Продан 22 марта;«По прозвищу зверь…» (боевик, длительность – 85 мин.) производство России. Продан 3 марта; «Патруль времени» (фантастика, длительность – 102 мин.) производство США. Продан 30 апреля; «Только сильнейшие» (боевик, длительность – 96 мин.) производство США. Продан 15 мая; «Американ бой» (боевик, длительность – 110 мин.) производство США. Продан 15 марта. Фильмы «Кавказская пленница» (производство России, комедия, длительность -100 мин), «Профессионал» (производство Франции, боевик, длительность -125 мин), «Игрушка» (производство Франции, комедия, длительность -85 мин), «Танцор диско» (производство Индии, мелодрама, длительность -130 мин), «Парк Юрского периода» (производство США, фантастика, длительность – 120 мин) были проданы фирмой в 1996 году: «Кавказская пленница» - 24.05., «Профессионал» - 09.09., «Игрушка» - 25.12., «Танцор диско» - 12.05., «Парк Юрского периода» - 29.10. Комедия российского производства «На Дерибасовской хорошая погода…» длительностью 95 мин была продана 26 июня 1997 г. Комедия производства США «Джуниор» длительностью 90 мин была продана 16 июля 1997 г. Фантастика «Затерянный мир» производства США длительностью 110 мин была продана 4 апреля 1998 г. Боевик производства США «Танго и Кэш» длительностью 98 мин был продан 28 августа 1996 г.
№9 Спорт
В соревнованиях по легкой атлетике среди мужчин 1-е место разделили американец Джон Уоллес и чех Иван Радек; 2-е место занял украинец Григорий Семченко; 3-е место занял представитель России Сергей Прохоров. 4-е место досталось легкоатлету из США Грегори Маккейну, 5-е место – легкоатлету из Франции Пьеру Годару. 1-е место в соревнованиях по боксу занял представитель США Френк Дуглас. 2-е место досталось также американцу Майклу Стоуну. Сергей Федорчук из Украины в соревнованиях по плаванию занял 7-е место. 1-е место завоевал спортсмен из ФРГ Арнольд Гейнц. В соревнованиях по спортивной гимнастике среди женщин 1-е место заняла спортсменка из России Ольга Розова, 2-е место – спортсменка из Украины Оксана Подгорная. Спортсменка из Великобритании Роуз Макдауэл заняла лишь 8-е место. Среди мужчин в соревнованиях по спортивной гимнастике Джейс Курт из США – на 5-ом месте, Андреас Гопе из ФРГ занял 4-е место.
№ 10 Крупнейшие промышленные корпорации
Компания «Дженерал Моторс» находится в США. Она занимается производством автомобилей. Компания в начале 90-х гг. имела оборот в 102 млрд. долларов и 811000 работников. Компания «Тойота мотор» находится в Японии. Она занимается производством автомобилей. Компания в начале 90-х гг. имела оборот в 42 млрд. долларов и 84207 работников. Компания «Ройял Датч-Шелл» занимается производством нефтепродуктов. Компания в начале 90-х гг. имела оборот в 78 млрд. долларов и 133000 работников.Компания «Тексако» находится в США. Она занимается производством нефтепродуктов. Компания в начале 90-х гг. имела 54481 работника. Компания в начале 90-х гг. имела оборот в 76 млрд. долларов и 146000 работников. Компания «Форд Мотор» находится в США. Она занимается производством автомобилей. Компания в начале 90-х гг. имела оборот в 72 млрд. долларов и 369300 работников. Компания «Интернешионал бизнес машине» находится в США. Она занимается производством вычислительной техники. Компания в начале 90-х гг. имела оборот в 54 млрд. долларов и 403508 работников. Компания «Мобил» находится в США. Она занимается производством нефтепродуктов. Компания в начале 90-х гг. имела оборот в 52 млрд. долларов. Компания «Бритиш петролеум» находится в Великобритании. Она занимается производством нефтепродуктов. Компания в начале 90-х гг имела оборот в 45 млрд. долларов и 126020 работников.