СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данном комплекте собраны методические указания для студентов для работы на практических занятиях по ПМ.04 "Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"
комплект методических указаний
для студентов на практических занятиях
По МДК 04.02 «БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА»
ПМ. 04 Выполнение работ по профессии
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
базовая подготовка, очная форма получения
образования
Составитель: Преподаватель КФ ХГМК Максименко Е.А.
Пояснительная записка
Методические указания выполнены в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к уровню подготовки специалистов специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка, очная форма получения образования), изучающих МДК 04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала».
Данные методические указания охватывают все темы МДК 04.02. и содержат полное руководство для самостоятельного освоения темы студентами на практических занятиях; информационный материал по теме, перечень вопросов, тестовых заданий и ситуационные задачи.
Методические указания могут использоваться как для аудиторной, так и для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала».
Мотивация темы
Уважаемый студент, самостоятельная работа является наиболее эффективной в освоении прочных знаний. Изучая материал МДК 04.02 самостоятельно, следуя данным методическим указаниям, Вы поэтапно приобретете знания, которые в дальнейшем помогут Вам преодолеть экзамен, а также станут основой в изучении дальнейших дисциплин и получении выбранной Вами профессии.
Каждый пациент, находясь в ЛПУ, испытывает дискомфорт и переживания от нахождения в незнакомой, несвойственной ему обстановке. Больничная среда, как известно, является агрессивной, а порой и небезопасной. На пациента, равно как и на персонал ЛПУ воздействуют различные отрицательные факторы, такие как бактериальный, токсический, психологический и физический.
Медицинский персонал должен знать о влиянии различных факторов окружающей среды на организм, уметь их выявлять и предотвращать. Большое воздействие на организм человека, находящегося в ЛПУ оказывает инфекционный фактор. Очень важно в работе медицинского персонала соблюдать все принципы инфекционной безопасности. Методические указания по МДК 04.02 позволяют изучить причины формирования агрессии больничной среды, и уделить большое внимание профилактике внутрибольничной инфекции.
В данном методическом указании охватывается такие темы МДК 04.02, как правильная биомеханика тела пациента и персонала. В своей работе персоналу приходится сталкиваться переносом и перекладыванием пациентов, подъемом тяжести. Существуют различные приемы, способствующие облегчению труда персонала и профилактике травматизма пациентов и медицинских работников.
Как правильно организовать безопасную больничную среду, а именно устранить такие факторы агрессивной среды как внутрибольничная инфекция и травматизм Вы узнаете, изучив данные методические указания.
МДК 04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала»
Методические указания для самостоятельной работы студентов на практических занятиях
В результате своей работы над данным материалом на Вы должны занятии:
Знать:
Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»;
Способы передачи инфекции в ЛПУ;
Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;
Группы риска развития внутрибольничной инфекции;
Виды возбудителей внутрибольничной инфекции;
Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций;
Виды, методы и средства дезинфекции;
Правила техники безопасности при работе с дезминфектантами;
Цели, задачи, рринципы работы ЦСО;
Этапы предстирилизационной очистки изделий медицинского назначения;
Методы, средства и режимы стерилизации;
Виды контроля режима и качества стерилизации;
Уметь:
Готовить дезинфектанты различной концентрации;
Оказать первую помощь при попадании различных дезсредств на кожу и слизистые;
Осуществить дезинфекцию изделий медицинского назаначения;
Провести обеззараживание и утилизацию предметов одноразового пользования;
Готовить моющие растворы;
Осуществить предстерилизационую чистку изделий медицинского назначения;
Осуществить контроль качества предстирилизационной очистки;
Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
Уметь использовать защитную одежду в клинической практике;
Провести укладку стерилизационных коробок, уложить медицинские изделия в упаковочный материал;
Использовать стерильные коробки;
Надеть стерильный халат;
Студент должен иметь навыки:
Проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфектантов;
Обработать руки на социальном и гигиеническом уровнях;
Надеть стерильные перчатки, снять использованные перчатки;
Накрыть стерильный лоток для процедурного кабинета;
В процессе самостоятельной работы над данной темой формируются следующие общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1 Планировать обследование пациентов различных возрастных групп;
ПК 1.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому;
ПК 1.5 Оформлять медицинскую документацию;
ПК 2.1 Обеспечить инфекционную безопасность;
ПК 2.2 Обеспечить безопасную больничную среду для пациента и персонала;
ПК 2.5 Обеспечивать производственную санитарную и личную гигиену на рабочем месте.
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 08. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
ОК 09 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Внутрипредметные связи:
МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела
МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала
МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг
Основная литература:
С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», М., «ГЭОТАР-Медиа», 2013г.
Г.П. Обуховец «Практикум по основам сестринского дела».Феникс
Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова «Основы сестринского дела», Феникс-2011г.
Е.В.Лемента, В.Н. Прилепская «Сестринское дело. Практические манипуляции» изд.дом «МарТ», Москва – Рстов-на-Дону, 2005г.
В. Л. Осипова «Внутрибольничная инфекция», учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва, «Гэотар-Медиа», 2009г.
В. Л. Осипова «Дезинфекция», учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва, «Гэотар-Медиа», 2009г.
Занятие № 1 МДК 04.02, 07.02
Тема: «Внутрибольничная инфекция»
1. Дайте характеристику внутрибольничной инфекции.
2. Определите понятие патогенность
3. Определите понятие токсигенность
4. Определите понятие вирулентность
5. Определите понятия:
Микроорганизмы
Патогенные – это…
Условно-патогенные – это…
Непатогенные – это…
6. Перечислите возбудителей внутрибольничных инфекций
Возбудители ВБИ
7. Перечислите основные источники госпитальных инфекций
8. Заполните таблицу в Приложении № 1 «Способы передачи ВБИ»:
9. Заполните:
Пути поступления возбудителей в организм
Входные ворота:
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Выходные ворота:
1.
2.
3.
3.
5.
6.
10. Перечислите факторы, влияющие на восприимчивость (иммунитет) человека к инфекции.
11. Определите классификацию организмов по П.Б.Прайсу:
Резидентная флора – это
Транзиторная флора – это
Занятие № 2 МДК 04.02
Тема: «Инфекционный процесс.
Меры профилактики»
1. Дайте определение инфекционному процессу.
2. Пользуясь полученными знаниями, попробуйте в тетради самостоятельно составить цепочку инфекционного процесса.
3. Как можно воздействовать на разные звенья и разрушить цепочку инфекционного процесса? Заполните пустые фигуры
Человек
Путь и способ передачи
Возбудитель
4. У пациентов каких отделений наиболее высокий риск возникновения ВБИ?
5. Перечислите особенности свойств возбудителей внутрибольничных инфекций.
6. Перечислите универсальные меры безопасности.
7. Перечислите стандартные меры безопасности.
8. Как Вы считаете, какое значение в передачи ВБИ имеет обработка рук медицинского персонала?
9. Сколько уровней обработки рук медицинского персонала? Изучите алгоритмы обработки рук персонала на социальном уровне, на гигиеническом уровне.
10. Изучите алгоритмы одевания и снятия медицинских перчаток.
11. Перечислите, в каких случаях обязательно одевать стерильные перчатки?
12. Вспомните технику безопасности при работе с кровью.
13. Опишите Ваши действия при попадании крови (используя нормативную документацию):
- на одежду - в глаза
- на поверхности - в нос
- на кожу - в рот
- при уколе или порезе использованной иглой.
Занятие № 3 МДК 04.02
Тема: «Санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ. Приказы»
1. Запишите в тетради, какие предметы представляют низкий уровень риска по классификации риска переноса ВБИ, т.е. некритические
Некритические предметы | Адекватный способ деконтаминации |
|
|
2. Запишите в тетради, какие предметы представляют средний уровень риска по классификации риска переноса ВБИ, т.е. полукритические
Полукритические предметы | Адекватный способ деконтаминации |
|
|
3. Запишите в тетради, какие предметы представляют высокий уровень риска по классификации риска переноса ВБИ, т.е. критические
Критические предметы | Адекватный способ деконтаминации |
|
|
4. Запишите в тетрадь алгоритм действия генеральной уборки процедурного кабинета.
5. Как часто проводится генеральная уборка процедурного кабинета, перевязочной, операционного блока, автоклавной?
6. Запишите в тетрадь алгоритм санитарно-гигиенической уборки ванной, клизменной, туалета, дезинфекции ветоши и уборочного инвентаря.
7. Ответьте на вопрос:
Что такое текущая уборка? Как часто проводится текущая уборка палат?
8. Ответьте на вопрос:
Как часто проводится генеральная уборка палат?
9. Когда производится смена постельного белья пациентам
А)
Б)
В)
10. Как необходимо соблюдать режим обеззараживания воздуха и поверхностей в помещении, если у Вас на рабочем месте имеется бактериологический облучатель открытого типа?
11. Как необходимо соблюдать режим обеззараживания воздуха и поверхностей в помещении, если у Вас на рабочем месте имеется бактериологический облучатель закрытого типа?
12. Запишите в тетрадь правила санитарно-гигиенической уборки буфетной, столовой и обработки посуды в ЛПУ.
13. Как обеззараживается использованный уборочный инвентарь?
14. Изучив Сан Пин 2.1.7.728-99, заполните таблицу:
| Места образования | Вид тары | Цвет маркировки |
Класс А |
|
|
|
Класс Б |
|
|
|
Класс В |
|
|
|
Класс Г |
|
|
|
Класс Д |
|
|
|
15. Кто занимается сбором, обеззараживанием, хранением медицинских отходов в ЛПУ?
Занятие № 4 МДК 04.02
Тема: «Дезинфекция изделий медицинского назначения»
1. Дайте определение: Деконтаминация – это…
2. Дайте определение: Дезинфекция – это…
3. Заполните:
Уровни деконтаминации
4. Назовите, какие предметы подлежат дезинфекции?
5. Назовите виды дезинфекции
6. Заполните таблицу:
Метод дезинфекции | Его описание | Пример |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
7. От чего зависит выбор метода дезинфекции?
8. Назовите общие требования к химическим веществам, применяющимся для дезинфекции
9. Как Вы считаете, чем опасно снижение концентрации дезраствора?
10. Что такое экспозиция? От чего она зависит?
11. Какими документами должен сопровождаться дезинфектант, применяемый в ЛПУ?
Занятие № 5 МДК 04.02
Тема: «Приготовление и использование дезинфицирующих средств»
1. Заполните таблицу по классификации веществ для химической дезинфекции:
№ | Группа | Представители (привести примеры) |
1 | Галлоидсодержащие |
|
2 | Кислородсодержащие |
|
3 | Поверхностно-активные вещества |
|
4 | Гуаниды |
|
5 | Альдегидсодержащие |
|
6 | Спирты |
|
7 | Фенолсодержащие |
|
2. Опишите основные правила разведения дезсредств.
3. Напишите, что такое минимальная эффективная концентрация раствора?
4. Опишите меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами.
5. Запишите в тетрадь схему ООД для приготовления маточного раствора хлорной извести.
6. Запишите в тетрадь формулу расчета количества ингридиентов для приготовления рабочих растворов хлорной извести.
7. Запишите в тетрадь схему ООД для расчета количества ингридиентов, необходимых для приготовления рабочего раствора хлорамина заданной концентрации
8. Напишите, как оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании дезсредства в желудок.
9. Напишите, как оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании дезсредства в глаза.
10. Напишите, как оказать первую медицинскую помощь при раздражении дыхательных путей дезинфицирующим средством.
11. Напишите, как оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании дезсредства на кожу.
Занятие № 6 МДК 04.02
Тема: «Дезинфекция и стерилизация изделий медицинского назначения.
ОСТ 42-21-2-85»
1. Какой документ регламентирует дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения?
2. Что такое предстерилизационная очистка (ПО, ПСО)? Какова ее цель?
3. Какие предметы подвергаются предстерилизационной очистке?
4. Когда, на каком этапе проводится предстерилизационная очистка?
5. Перепишите в тетрадь таблицу этапов проведения ПСО
6. Назовите дезинфекционные средства, обладающие моющим эффектом.
7. Перепишите в тетрадь таблицу приготовления моющих растворов.
8. Сколько раз и при каких условиях можно повторно использовать моющий раствор?
9. Как осуществляется контроль качества ПСО в ЛПУ?
10. Цель постановки фенолфталеиновой пробы. Окрашивание в какой цвет дает положительная фенолфталеиновая проба.
11. Цель постановки азопирамовой пробы.
12. Окрашивание в какой цвет дает положительная азопирамовая проба. Ее компоненты.
13. Сколько времени годен рабочий раствор азопирама?
14. Что такое стерилизация?
15. Какие изделия подвергаются стерилизации?
16. Опишите методы стерилизации в таблице:
Метод | Режимы | К какому материалу применим | Вид упаковки |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
17. Как проводится контроль качества стерилизации?
18. Что определяют индикаторы стериконт, стеритест?
19. Что такое интест? Для чего и как его применяют?
20. Что такое индикатор свидетели? Для чего и ка его применяют?
Занятие № 7 МДК 04.02
Тема: «Стерилизация. Принципы работы ЦСО. Накрытие стерильного столика.»
1. Что такое ЦСО?
2. Перечислите функции ЦСО.
3. Основной принцип устройства ЦСО
4. Перечислите виды биксов и сроки их хранения.
5. В каких стерилизаторах применяют биксы?
6. В каких стерилизаторах применяют крафт-пакеты?
7. Сроки хранения крафт-пакетов самоклющихся и несамоклеющихся
8. Как подготовить стерилизационную коробку к стерилизации?
9. Назовите принципы обеспечения стерильности.
10. Перепишите алгоритм накрытия стерильного столика.
Занятие № 8 МДК 04.02
Тема: «Теоретические основы медицинской эргономики.»
1. Определите понятие медицинская эргономика.
2. Перечислите основные принципы медицинской эргономики .
3. Опишите рекомендации для медсестры при перемещении и изменении
положения пациента в постели.
4. Опишите рекомендации медсестре при перемещении пациента с кровати на каталку, с каталки на кровать
5. Опишите рекомендации медсестре при перемещении пациента из положения лежа на боку в положение сидя с опущенными ногами
6. Опишите рекомендации медсестре при перемещении пациента из положения сидя на кровати с опущенными ногами на кресло-каталку
Занятие № 9 МДК 04.02
Тема: «Организация безопасной среды для пациента и персонала.»
1. Заполните блок-формы в тетради
Лечебно-охранительный режим ЛПУ
2. Заполните таблицу в тетради
Виды режимов двигательной активности
Название режима | Определение режима |
1. Строгий постельный |
|
2. Постельный |
|
3. Полупостельный
|
|
4. Палатный |
|
5. Общий |
|
3. Заполните таблицу в тетради
Положение пациента в постели
Положение | Определение положения |
1. Активное положение |
|
2. Пассивное положение |
|
3.Вынужденное положение |
|
4. Перечислите в тетради: Что категорически недопустимо со стороны персонала для соблюдения лечебно-охранительного режима и психологического комфорта пациента?
5. Заполните блок-схемы в тетради, опишите, как Вы понимаете каждый фактор
Факторы агрессии больничной среды
6. Перечислите факторы риска возникновения стрессов у медсестры
7. Знаете ли Вы способы адаптации к стрессу
8. Что изучает наука биомеханика в медицине?
9. Назовите способы профилактики остеопороза
10. Назовите факторы риска травматизма для пациентов
11. Опишите положение пациента в постели
12. Опишите положение пациента в постели
13. Опишите, как уберечься от токсического фактора в ЛПУ.
Приложение № 1
Способы передачи ВБИ
Механизм передачи | Пути передачи | Факторы передачи |
1. Контактный – передача возбудителя осуществляется при попадании возбудителя на кожу или слизистые
|
|
|
2. Артифициальный (искусственный) - заражение происходит не в естественной среде, а посредством медицинского вмешательства |
|
|
3. Аэрозольный – передача возбудителя может осуществляться путем вдыхания возбудителя
|
|
|
4. Фекально-оральный – механизм проникновения возбудителя из кишечника больного через рот в организм другого человека
|
|
|
5. Вертикальный
|
|
|
6. Трансмиссивный
|
|
|
Приложение № 2
Факторы, предрасполагающие к возникновению ВБИ
Фактор | Пример |
Возраст | Дети и старики
|
Нарушенный иммунологический статус | ВИЧ-инфекция, лейкемия, иммунодепрессанты, лучевая терапия, стероидные гормоны
|
Хронические заболевания | Сахарный диабет, онкологические заболевания, хронические неспецифические заболевания легких, почечная недостаточность
|
Недостаточное питание | Алиментарное истощение, особенно белковое голодание
|
Лечебно-диагностические процедуры, хирургические вмешательства | Внутривенные катетеры, плевральные и абдоминальные дренажные трубки, мочевые катетеры, аппараты искусственного дыхания, эндоскопические приборы
|
Нарушение целостности кожи | Ожоги, пролежни, раны
|
Изменение нормальной микрофлоры человека | Бесконтрольная и длительная антибиотикотерапия, антацидная терапия
|
Неблагоприятная окружающая среда | Ионизирующие излучение, УФО, пестициды
|
Приложение № 3
Факторы, влияющие на восприимчивость человека
(иммунитет) к инфекции
Фактор | Пояснение |
Фоновое заболевание
| Пациенты, ослабленные тяжёлыми хроническими заболеваниями (рак, ревматоидный артрит, диабет, заболевания дыхательных путей), в больше мере подвержены развитию инфекций из-за ослабления иммунной системы. Лекарственные вещества, например стероиды и антиметаболиты, принимаемые при некоторых из перечисленных заболеваний, вызывают дальнейшее угнетение иммунного ответа |
Питание | Имеет значение не только для процесса выздоровления, но и для функции иммунной системы, особенно её клеточного звена
|
Стресс | В состоянии эмоционального напряжения люди более подвержены инфекционным заболеваниям, а также психогенным расстройствам
|
Вредные привычки | Алкоголизм обуславливает истощение организма – хозяина и склонность к инфекционным заболеваниям (у таких больных большую проблему представляет аспирационная пневмония) В результате курения появляется склонность к заболеваниям верхних и нижних дыхательных путей. Наркомания приводит к истощению больных, кроме того, внутривенное введение наркотиков особенно повышает риск заражения через кровь вирусами гепатита В и иммунодефицита человека (ВИЧ)
|
Возраст | Наибольший риск тяжёлых инфекционных заболеваний отмечен у людей самого младшего и старшего возраста. Несмотря на трансплацентарный перенос некоторых антител от матери, новорожденные имеют незрелую иммунную систему, не способную к борьбе с инфекцией. У пожилых снижаются активность иммунной системы и способность к борьбе с инфекцией
|
Иммунодефицит | Врождённый иммунодефицит: описан ряд синдромов, при которых ребёнок рождается с дефектами иммунной системы. Нарушения могут затрагивать продукцию антител, клеточные иммунные реакции или оба звена Приобретённый иммунодефицит: при опухолях отмечается разрушение фагоцитов, лимфоцитов и тканей иммунной системы (тимуса, лимфатических узлов). Угнетение иммунной системы развивается и вследствие иммуносупрессивной и лучевой терапии. Приобретённые заболевания иммунной системы, например синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД), приводят к иммунодефициту. Склонность к развитию вторичных инфекций увеличивается также вследствие ряда вирусных и бактериальных инфекций, нередко уничтожает часть нормальной микрофлоры, способствуя внедрению других микроорганизмов или бурному росту сохранившихся комменсалов кишечника. При обширных ожогах пациенты также чрезвычайно чувствительны к инфекции
|
Приложение № 4
Гигиеническая обработка рук
Предусматривает удаление или уничтожение транзиторной (поверхностной) патогенной или условно-патогенной микрофлоры с целью предупреждения распространения ее через руки персонала на окружающие объекты и обслуживаемых больных, а также после манипуляций, могущих повлечь за собой загрязнение рук персонала при осмотре и лечении больных.
Гигиеническую дезинфекцию рук обязан проводить весь персонал регулярно. Способ обработки выбирают в зависимости от выполняемой работы и возможного заражения рук патогенной и условно-патогенной микрофлорой. В последнем случае обязательно применение дезинфицирующих средств.
Обычная (социальная) обработка рук (1 уровень)
Цель:
обеспечение инфекционной безопасности пациента и медперсонала, профилактика ВБИ;
механическое удаление транзиторной микрофлоры;
обеспечение чистоты и гигиены.
Показания:
Перед и после ухода за пациентом.
Перед приемом пищи, кормлением больных, работой с продуктами питания.
После посещения туалета.
После сморкания.
Во всех случаях, когда руки явно загрязнены.
Противопоказания: нет.
Необходимые условия:
Мыло – из настенного локтевого дозатора.
Разовые бумажные салфетки или полотенца
Локтевой кран в процедурном кабинете, перевязочной, операционном блоке.
Теплая вода.
Здоровая и неповрежденная кожа рук, ногти, выступающие не более 1 мм за подушечки пальцев, не покрытые лаком; отсутствие украшений на руках.
Рекомендуемая техника мытья рук:
Проверить целостность кожи, снять часы и украшения с рук, поскольку они затрудняют эффективное удаление микроорганизмов.
Открыть кран и отрегулировать напор воды.
Под струей теплой воды руки следует энергично двукратно намылить и тереть друг о друга не менее 10 секунд.
Смыть мыло под проточной водой: держать руки так, чтобы запястья и кисти были ниже уровня локтей (в этом положении вода течет от чистой зоны к грязной).
Высушить руки бумажным полотенцем, которым затем закрыть кран.
Полотенце сбросить в специально предназначенные для полотенец контейнеры.
Гигиеническая обработка рук (2 уровень)
Подразумевает использование антисептических препаратов.
Цель:
Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала.
Обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены.
Удаление или уничтожение транзиторной микрофлоры.
Показания:
Перед и после выполнения инвазивных процедур.
Перед уходом за пациентами с ослабленным иммунитетом и новорожденными.
Перед и после ухода за раной и использованием мочевого катетера.
Перед надеванием и после снятия перчаток.
После контакта с выделениями и предметами, содержащими кровь или имеющими вероятность микробной контаминации (например: осмотр инфицированного пациента, измерение ректальной температуры).
Необходимые условия:
Мыло – из настенного локтевого дозатора.
Разовые бумажные салфетки или полотенца.
Локтевой кран в процедурном кабинете, перевязочной, операционном, смотровом кабинетах.
Теплая вода.
Здоровая и неповрежденная кожа рук, ногти, выступающие не более 1 мм за подушечки пальцев, не покрытые лаком; отсутствие украшений на руках.
Кожные антисептические препараты, разрешенные к применению в РФ в установленном законом порядке
Стерильные марлевые салфетки, тампоны (ватные шарики).
Рекомендуемая техника гигиенической антисептики:
Проверить целостность кожи, снять часы и украшения с рук, поскольку они затрудняют эффективное удаление микроорганизмов.
Открыть кран и отрегулировать напор воды.
Вымыть руки, используя технику (см. рис.1):
энергичное механическое трение ладоней – 10 секунд, повторить 5 раз;
правая ладонь растирающими движениями моет (дезинфицирует) тыльную сторону левой кисти, затем левая ладонь также моет правую, повторить 5 раз;
левая ладонь находится на правой кисти; пальцы рук переплетены, повторить 5 раз;
пальцы одной руки согнуты и находятся на другой ладони (пальцы переплетены), повторить 5 раз;
чередующее трение больших пальцев одной руки ладонями другой; ладони сжаты, повторить 5 раз;
переменное трение ладони одной руки сомкнутыми пальцами другой руки, повторить 5 раз.
Промойте руки под проточной водой, держите их так, чтобы запястья и кисти были ниже уровня локтей.
Закройте кран (используя бумажную салфетку).
Осушите руки бумажным полотенцем.
Нанести на руки 3 – 5 мл антисептика и тщательно разотрите согласно инструкции
Если невозможно гигиеническое мытье рук водой, можно обрабатывать их с помощью 3 – 5 мл антисептика, который следует нанести на руки и втирать до высыхания (вытирать руки не следует). Важно соблюдать время воздействия: руки должны быть влажными от антисептика не менее 15 сек.
Осложнения при обработке рук:
Сухость кожи рук
Образование трещин кожи
Дерматит
Приложение № 4
Последовательность при мытье рук
Приложение № 5
Последовательность одевания стерильных перчаток
Приложение № 6
Последовательность снятия перчаток
Приложение № 7
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.7.2790-10
Классификация медицинских отходов
Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее – ТБО).
Класс Б – эпидемиологически опасные отходы.
Класс В – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г – токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д – радиоактивные отходы.
Общие правила обращения с отходами медицинских учреждений
Отходы класса «А»
Места образования отходов класса «А»:
- палаты отделений (кроме инфекционных, кожно-венерологических, фтизиатрических, микологических);
- центральные пищеблоки, буфеты отделений, (кроме инфекционных, кожно-венерологических, фтизиатрических, микологических);
- административно-хозяйственные помещения;
- внекорпусные территориальные ЛПУ.
Отходы класса «А» собирают в одноразовые пакеты белого цвета или в многоразовые баки белого цвета по 50 л. Одноразовые пакеты располагают на специальных стойках-тележках или помещают внутрь многоразовых баков. Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляют к местам установки (меж) корпусных контейнеров и перегружают в контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса.
В целях оптимизации деятельности медицинского и обслуживающего персонала по удалению отходов из отделения и их доставки к месту расположения (меж) корпусных контейнеров, целесообразно выделить место (помещение) для сбора и временного хранения отходов, накапливаемых по классам в отделениях в течение рабочего дня /смены (место промежуточного сбора отходов в отделении). Место промежуточного сбора отходов в отделении может оборудоваться транспортными внутрикорпусными тележками либо мини-контейнерами с соответствующей цветовой маркировкой для отходов различных классов.
Многоразовая тара после сбора и опорожнения подлежит мытью и дезинфекции.
Отходы класса «Б»
Места образования отходов класса «Б»:
- операционные;
- реанимационные;
- процедурные, перевязочные и другие манипуляционно-диагностические помещения ЛПУ;
- инфекционные, кожно-венерологические отделения ЛПУ;
- медицинские и производственно-анатомические лаборатории;
- лаборатории, работающие с микроорганизмами 3-4 группы патогенности;
- виварии, ветеринарные лечебницы.
Все отходы, образующиеся в указанных подразделениях, подлежат обязательной дезинфекции. После дезинфекции отходы собирают в герметичную одноразовую упаковку (желтого цвета).
В качестве одноразовой упаковки могут использоваться твердая (емкости) и мягкая (одноразовые пакеты) упаковки. При использовании мягкой упаковки (одноразовых пакетов) они должны быть закреплены на специальных стойках-тележках. После заполнения пакета, примерно на ¾, из него удаляется воздух и сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, осуществляет его герметизацию. Удаление воздуха и герметизация одноразовых пакетов производится в марлевой повязке и резиновых перчатках.
Органические отходы, образующиеся в операционных, лабораториях, микробиологические культуры и штаммы, вакцины, вирусологически опасный материал после дезинфекции собирают только в одноразовую твердую герметичную упаковку (емкости) желтого цвета.
Сбор острого инструментария (иглы, перья), прошедшего дезинфекцию, проводят отдельно от других видов отходов и только в одноразовую твердую герметичную упаковку (емкости) желтого цвета.
Одноразовая упаковка (пакеты, емкости) с отходами класса «Б» должна иметь надпись «Опасные отходы», а после заполнения и герметизации она маркируется, указывается
- код подразделения ЛПУ;
- название учреждения;
- дата и фамилия ответственного за сбор отходов лица.
Все отходы класса «Б» в подразделениях накапливаются в транспортных внутрикорпусных тележках, либо мини-контейнерах с соответствующей цветовой маркировкой, располагающихся в местах промежуточного сбора.
Вне пределов медицинского подразделения их транспортируют только в герметичной одноразовой упаковке в транспортных внутрикорпусных тележках либо мини-контейнерах с соответствующей цветовой маркировкой.
Транспортными внутрикорпусными тележками, либо мини-контейнерами отходы отделений класса «Б» доставляют к местам установки (меж) корпусных контейнеров, где отходы отделений перегружаются в контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса.
Отходы класса «В»
Места образования отходов класса «В»:
- подразделения для пациентов с особо опасными и карантинными инфекциями;
- лаборатории, работающие с микроорганизмами 1-2 группы патогенности;
- фтизиатрические и микологические клиники (отделения).
Все отходы, образующиеся в указанных подразделениях, подлежат дезинфекции в соответствии с действующими нормативными документами. После дезинфекции отходы класса «В» собирают в герметичную одноразовую упаковку (красного цвета). Для сбора могут использоваться одноразовая твердая (емкости) и мягкая (одноразовые пакеты) упаковки.
Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) должны быть закреплены на специальных стойках-тележках. После заполнения пакета примерно на ¾ сотрудник, ответственный за сбор отходов в месте их первичного сбора, не снимая пакет со стойки-тележки, удаляет из него воздух, герметизирует и маркирует его. При этом должны быть соблюдены требования техники безопасности с возбудителя 1-2 групп патогенности.
Микробиологические культуры и штаммы, вакцины должны собираться только в герметичную одноразовую твердую упаковку (емкости красного цвета).
Одноразовая упаковка (пакеты, емкости) красного цвета с отходами класса «В» должны иметь надпись «Чрезвычайно опасные отходы. Класса «В» », а после заполнения и герметизации она маркируется, указывается
- код подразделения ЛПУ;
- название учреждения;
- дата и фамилия ответственного за сбор отходов лица.
Все отходы класса «В» в подразделениях накапливаются в транспортных внутрикорпусных тележках либо мини-контейнерах с соответствующей цветовой маркировкой, располагающихся в местах промежуточного сбора.
Вне пределов медицинского подразделения их транспортируют только в герметичной одноразовой упаковке в транспортных внутрикорпусных тележках, либо мини-контейнерах с соответствующей цветовой маркировкой.
Транспортными внутрикорпусными тележками, либо мини-контейнерами отходы отделений класса «В» доставляют к местам установки (меж) корпусных контейнеров, где отходы отделений перегружаются в контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса. Межкорпусные контейнеры для сбора отходов класса «В» могут располагаться только в изолированном помещении медицинского корпуса, к которому предъявляются специальные требования.
При сборе отходов классов «Б» и «В» не допускается:
- пересыпать отходы из одной емкости в другую;
- устанавливать одноразовую упаковку (пакеты на стойках-тележках, емкости) и многоразовые баки для сбора отходов на расстоянии менее 1 м от электронагревательных приборов и менее 5 м от источников открытого пламени;
- использовать мягкую упаковку (одноразовые пакеты) для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;
- утрамбовывать любые отходы руками;
- осуществлять сбор отходов без перчаток.
При нарушении целостности одноразового пакета (разрыв, порез) его необходимо поместить в другой одноразовый пакет и произвести повторную герметизацию.
Отходы класса «Г»
Места образования отходов класса «Г»:
- диагностические подразделения;
- отделения химиотерапии;
- патологоанатомические отделения;
- фармацевтические цеха, аптеки, склады;
- химические лаборатории;
- административно-хозяйственные помещения.
Степень токсичности каждого вида отходов класса «Г» определяют согласно действующим нормативным документам.
Использованные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы и оборудование собираются в закрытые герметичные емкости (баки). После заполнения емкости герметизируют и хранят во вспомогательных помещениях. Вывозят емкости транспортом специализированных предприятий на договорных условиях.
Цитостатики, относящиеся к отходам 1-2 классов токсичности, собирают и хранят в твердой герметичной таре, вывозят транспортом специализированных предприятий на договорных условиях.
Отходы класса «Г», относящиеся ко II и III классам токсичности, собирают и упаковывают в твердую упаковку (баки), IV класса - в мягкую (одноразовые пакеты черного цвета).
Отходы класса «Д»
Места образования отходов класса «Д»:
- диагностические лаборатории (отделения);
- радиоизотопные лаборатории и рентгеновские кабинеты.
Сбор, хранение, удаление отходов класса «Д» осуществляется спецорганизациями в соответствии с правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности, и другими действующими нормативными документами, регламентирующими обращение с радиоактивными веществами.
Приложение № 8
«Санитарно-гигиеническая уборка палат»
Текущая уборка - проводится ежедневно не реже 2-х раз в день или по мере необходимости.
Оснащение: маркированный уборочный инвентарь: 2 ведра, наполненные 2%-ным мыльно-содовым раствором с дезинфицирующим средством (или моющим раствором) для мытья пола и для мытья тумбочек, швабра для мытья пола, тряпка для мытья пола, ветошь; спецодежда: халат, резиновые перчатки; бактерицидный облучатель.
Последовательность действий
Надеть спецодежду.
Протереть ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, подоконники, каретки кроватей, прикроватные тумбочки, батареи, дверь.
Протереть плинтусы ветошью, смоченной дезинфицирующим средством.
Вымыть пол дезинфицирующим средством по направлению от окон к дверям.
Включить бактерицидный облучатель (время работы облучателя зависит от площади помещения и дозы бактерицидной установки).
Проветрить палату.
Провести дезинфекцию уборочного инвентаря, ветоши, перчаток.
Снять халат, вымыть руки.
2. Генеральная уборка палат - проводится 1 раз в месяц.
Оснащение: специальная одежда: халат, шапочка, фартук, резиновые перчатки, резиновая обувь (галоши или сапоги), защитные очки; набор из 3-х маркированных ведер (оцинкованных): 1 ведро, наполненное 2%-ным мыльно-содовым раствором с дезинфицирующим средством для мытья тумбочек, стен, 2 ведра с чистой водой для мытья тумбочек, стен и пола, швабры для мытья стен, пола; чистая ветошь, щетки, ерши, емкость для мытья окон, 10%-ный нашатырный спирт, распылитель; бактерицидный облучатель.
Последовательность действий
Освободить палату от пациентов.
Надеть спецодежду.
Накрыть мягкую мебель, матрацы, подушки увлажненной тканью и очистить методом выколачивания.
Вымыть стекла окон теплой водой с добавлением 10%-ного нашатырного спирта (1 ст. л. на 1 л воды).
Вымыть батареи и пространства за ними с помощью ершей 2%-ным мыльно-содовым раствором с дезинфицирующим раствором.
Надеть респиратор и защитные очки и обработать все помещение: стены, пол, потолок, плинтусами оборудование из распылителя 2%-ным мыльно-содовым раствором с дезинфицирующим средством, закрыть помещение на 60 мин.
Отмыть все помещение: стены, потолок, плинтуса и оборудование чистой ветошью чистой водой.
Вымыть пол чистой водой.
Включить бактерицидный облучатель (время работы облучателя зависит от площади помещения и силы бактерицидной установки).
Проветрить палату.
ветоши,
Провести дезинфекцию уборочного инвентаря. перчаток.
Снять халат, вымыть руки.
Приложение № 9
«Санитарно-гигиеническая уборка помещений. Ванной. Клизменной.
Туалета в отделениях стационара. Дезинфекция кушеток. Ветоши. Уборочного инвентаря»
Оснащение: маркированный уборочный инвентарь: швабры; ведра, тряпки для мытья полов, ветошь; спецодежда: резиновые перчатки, халат, маска, чистящее средство, 2%-ный мыльно-содовый раствор с дезинфицирующим средством.
Последовательность действий
В ванных, клизменных уборку проводят после каждой процедуры, в туалете 2-3 раза в день или по мере необходимости, используя маркированный уборочный инвентарь по назначению.
1. Уборка ванной комнаты
Надеть спецодежду.
Обработать ванну:
ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно с интервалом 15 мин или методом орошения;
вымыть щеткой с чистящим средством;
ополоснуть горячей водой.
Погрузить резиновые коврики в дезинфицирующий раствор на 60 мин или в 3%-ный раствор перекиси водорода с 0,5%-ным моющим средством на 30 мин с последующим ополаскиванием.
Обработать клеенку с кушетки ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно с интервалом 15 мин с последующим ополаскиванием.
Вымыть пол дезинфицирующим раствором.
Провести дезинфекцию уборочного инвентаря, ветоши, перчаток.
Снять спецодежду, вымыть руки.
2. Уборка туалета
Надеть спецодежду.
Обработать унитаз методом орошения дезинфицирующим раствором двукратно с интервалом 15 мин.
Вымыть унитаз щеткой с чистящим средством и ополоснуть водой.
Вымыть пол дезинфицирующим раствором.
Мусор выносить по мере накопления не менее 3 раз в день.
Провести дезинфекцию уборочного инвентаря, ветоши, перчаток.
Снять спецодежду, вымыть руки.
3. Уборка клизменной
Надеть спецодежду, перчатки.
Погрузить клеенку с кушетки в дезинфицирующий раствор на 60 мин с последующим ополаскиванием (при попадании на клеенку мочи, кала, мокроты ее погрузить в дезинфицирующий раствор с более высокой концентрацией в соответствии с инструкцией на 60 мин).
Протереть кушетку ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно с интервалом 15 мин.
Провести дезинфекцию уборочного инвентаря, ветоши, перчаток.
Снять спецодежду, вымыть руки.
4. Дезинфекция ветоши, уборочного инвентаря.
Замочить использованную ветошь в емкости с дезинфицирующим раствором.
Промыть проточной водой, высушить ветошь и хранить в сухом виде и в закрытой маркированной емкости.
Швабры вымыть моюще-дезинфицирующим раствором, ополоснуть проточной водой.
Снять спецодежду, вымыть руки.
Хранить уборочный инвентарь для уборки различных помещений отдельно в специально выделенных помещениях.
Вставлять ведра друг в друга нельзя.
«Санитарно-гигиеническая уборка процедурного кабинета.
Манипуляционной, перевязочной»
Оснащение: маркированный уборочный инвентарь: ведра для мытья стен и пола, наполненные 2%-ным мыльно-содовым раствором с дезинфицирующим средством, тряпки для мытья пола, швабры, ветошь; спецодежда: халат для уборки, резиновые перчатки, маска; бактерицидный облучатель.
Последовательность действий
1. Проведение предварительной (до начала работы) и заключительной (в конце рабочего дня) уборки.
Надеть халат, перчатки, маску.
Обработать мебель, столики и другое медицинское оборудование, ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе.
Смыть с мебели дезинфицирующий раствор ветошью, смоченной в проточной воде.
Вымыть пол дезинфицирующим раствором по направлению от окон к дверям.
Включить бактерицидный облучатель (время работы облучателя зависит от площади помещения и силы бактерицидной установки).
Провести дезинфекцию уборочного инвентаря, ветоши, перчаток.
Снять халат, маску, вымыть руки.
2. Проведение текущей уборки (в процессе рабочего дня).
После каждой процедуры и манипуляции помещать использованные медицинский инструментарий, перевязочный материал, перчатки в соответствующие емкости с дезинфицирующим раствором.
Мыть руки после каждой процедуры, манипуляции, менять перчатки.
При попадании биологической жидкости на поверхности столов, кушеток - протирать их ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно с интервалом в 15 мин.
Включить бактерицидный облучатель (время работы облучателя зависит от площади помещения и силы бактерицидной установки).
«Генеральная уборка процедурного кабинета. Манипуляционной. Перевязочной»
Оснащение: спецодежда, маркированная для генеральных уборок: халат, чепчик, клеенчатый фартук, резиновые перчатки, маска, обувь (галоши или резиновые сапоги), респиратор, защитные очки; набор, маркированный из швабр для мытья пола и швабр на длинной рукоятке для мытья стен и потолка; набор из 2 маркированных ведер для мытья стен и потолка, одно наполненное 2%-ным мыльно-содовым раствором с дезинфицирующим средством (или моющим раствором), другое с чистой водой; 2 маркированных ведра для мытья пола, наполненные дезинфицирующим средством и чистой водой; набор ершей для мытья батарей и труднодоступных мест; набор с чистой ветошью, стерильной ветошью; маркированная тряпка для мытья пола; стерильный набор для отмывания помещения после дезинфекции: халат, чепчик, маска, резиновые перчатки, бахилы, распылительный аппарат; бактерицидный облучатель.
Последовательность действий
Надеть халат, чепчик, маску, перчатки.
Отодвинуть мебель, оборудование в центр помещения.
Обработать стены помещения и оборудование ветошью, смоченной 2%-ным мыльно-содовым раствором в следующей последовательности: потолок, стены, окна, оборудование, батареи (для труднодоступных мест использовать ерши).
Надеть респиратор, защитные очки и обработать все помещение и оборудование из распылительного аппарата дезинфицирующим раствором. Закрыть помещение на 60 мин.
Сменить спецодежду на стерильную одежду.
Отмыть стены, помещение и оборудование чистой водой, стерильной ветошью.
Вымыть пол чистой водой, используя специальную тряпку.
Включить бактерицидный облучатель (время работы облучателя зависит от площади помещения и силы бактерицидной установки).
Провести дезинфекцию уборочного инвентаря.
Снять спецодежду, вымыть руки.
Отметить в «Журнале учета генеральных уборок» дату фактического ее проведения, название дезинфицирующего средства, Ф. И. О. проводившего уборку.
Проветрить помещение после кварцевания.
Примечание: Генеральная уборка проводится по графику 1 раз в неделю или по необходимости.
«Технологическая карта
по обращению с бельем в отделении»
1. Проводите смену белья с использованием барьерных средств защиты: халат, косынка, маска, перчатки, обувь:
- не реже 1 раза в 7 дней и после выписки пациента;
- при загрязнении белья выделениями больного;
- у послеоперационных больных до прекращения выделений из ран;
- в случае возникновения инфекционных заболеваний в отделении перед заключительной дезинфекцией.
2. Собирайте белье в палатах в непромокаемый мешок, наполняйте его на 2/3, чтобы можно было завязать, при этом обеспечивайте минимальный контакт с загрязненным бельем.
Запрещается сортировать и разбирать белье в палатах или других помещениях отделения - это инфицирует руки, одежду, воздух!
3. Отнесите белье в специально выделенное помещение.
4. Переоденьте халат для уборки, надевайте перчатки, приготовьте дез. раствор, проводите текущую уборку в палате из расчета 0,10 л раствора на 1 м2 обрабатываемой площади методом протирания. Включайте бактерицидную лампу на 30 минут.
5. Проводите разбор и сортировку грязного белья только в специально выделенном помещении, используя барьерные средства защиты.
6. Сортируйте грязное белье с учетом степени загрязнения, сворачивая загрязненными частями внутрь, складывайте в мешки из клеенки, плотной ткани или полипропилена.
7. Погрузите перчатки после разбора грязного белья в раствор хлорсодержащих средств.
8. Проводите влажную уборку сразу после разбора грязного белья с применением дез. раствора, используйте отдельный маркированный инвентарь и ветошь, храните его отдельно от остального уборочного инвентаря. Включите на 30 минут бактерицидную лампу.
9. Храните грязное белье в мешках (бачках) в специально выделенном помещении не более 12 часов.
10. Спустите белье в мешках на каталке для грязного белья в специально выделенном лифте (подъемнике) или по лестнице.
11. Вынесите мешки через отдельный выход, вывезите в прачечную на автомашине для транспортировки белья.
12. Протирайте кузов автомашины после перевозки грязного белья ветошью, смоченной дез. раствором.
13. Проводите сдачу и получение чистого белья по утвержденному графику.
14. Сдавайте комплекты постельных принадлежностей (подушка, одеяло, матрас) для камерной обработки в следующих случаях:
- после выписки (смерти) пациента;
- при возникновении случаев инфекционных заболеваний в отделении, перед заключительной дезинфекцией.
15. Собирайте комплекты постельных принадлежностей в палате в непромокаемый мешок, используя барьерные средства защиты: халат, косынка, маска, перчатки, обувь.
16. Имейте в отделении обменный фонд постельных принадлежностей.
Составлено в соответствии с: СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров", Инструкцией по применению дезинфицирующих средств.
«Технологическая карта
по обеззараживанию воздуха и поверхностей
в помещениях»
Эксплуатируйте бактерицидные облучатели согласно паспорту.
Приступайте к работе с бактерицидными облучателями только после прохождения соответствующего инструктажа.
График работы бактерицидных ламп (без учета надбавок по сроку службы каждой лампы):
- бактерицидные лампы открытого типа (ОБН 150, ОБП 300, ОБС 36) - включайте через каждые 2 часа на 30 мин. в течение всего времени работы кабинета либо другого подразделения;
- бактерицидные лампы закрытого типа (рециркуляторы: ОБНР 2x8-01, РБ 2x15, ОРУБ-Кронт ("Дезар") - рассчитаны на непрерывную работу в течение 8 часов в присутствии людей. Средняя продолжительность горения ламп: ОБНР 2x8-01 - 7,5 тыс. час, РБ 2x15 и "Дезар" - 8 тыс. час.);
- проветривайте помещение после каждой обработки бактерицидными облучателями открытого типа.
Еженедельно освобождайте от пыли поверхности бактерицидного облучателя:
- отключите его от сети, разверните марлевую салфетку в длину, смочите 70% этиловым спиртом;
- перекиньте один конец салфетки на другую сторону лампы, охватив ее в кольцо, зажмите оба конца салфетки одной рукой и протрите лампу вдоль;
- арматуру бактерицидной лампы обработайте 3% раствором перекиси водорода с добавлением 0,5% моющего средства (или другим дез. средством, разрешенным к применению: на основе ЧАС, хлорсодержащим).
По истечении определенного периода времени от номинального срока службы ламп увеличивайте длительность облучения согласно паспорту.
Тип облучателя, время эксплуатации | ||
ОБН 150 – 5 тыс. час | ОБП 300 – 8 тыс. часов | ОБС 36 – 5 тыс.час |
Через каждые 1667 часов работы с момента установки увеличить время работы лампы до 36 мин. | Через каждые 2667 часов работы с момента установки увеличить время работы лампы до 36 мин. | Через каждые 1000 часов работы с момента установки увеличить время работы лампы до 3 мин. |
Через каждые 3334 часов работы с момента установки увеличить время работы лампы до 42 мин. | Через каждые 5334 часов работы с момента установки увеличить время работы лампы до 42 мин. |
|
Проводите учет и суммирование часов работы облучателей. Заносите в
"Журнал регистрации и контроля работы бактерицидного облучателя".
Периодичность учета работы | Данные, которые необходимо внести в журнал |
Ежедневно | Время работы лампы |
Один раз в месяц | Сумма отработанных часов с момента установки |
Через установленный период | Изменения длительности облучения |
По истечении 8000 часов работы | Сведения о замене лампы |
При нарушении целостности бактерицидных ламп проводится демеркуризация.
Бактерицидные лампы, прогоревшие срок службы, замените новыми. В Журнале регистрации и контроля работы бактерицидного облучателя указывайте дату замены лампы.
Внимание! Бактерицидные лампы относятся к медицинским отходам класса Г. Храните бактерицидные лампы с истекшим сроком годности запакованными герметично в картонной коробке в отдельном помещении. Утилизация проводится согласно договору со специальной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.
Составлено в соответствии с руководством Р 3.5.1904-04 "Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях".
«Технологическая карта по соблюдению
инфекционной безопасности в буфетных отделениях»
Принимайте пищу с пищеблока по весу, под роспись в раздаточной ведомости.
Меняйте халат и косынку для раздачи пищи ежедневно, для уборки - 2 раза в неделю.
Храните халаты для раздачи пищи и уборки раздельно на разных вешалках.
Проводите раздачу пищи в халате "для раздачи пищи" в течение 2-х часов с момента ее приготовления и доставки в буфетную.
Промаркируйте посуду и инвентарь, используйте согласно маркировке.
Храните промаркированный уборочный инвентарь в специально отведенном месте.
Проводите ежедневно текущую уборку в раздаточной с использованием дез. средства.
Протрите горячим моющим раствором столы в столовой после каждого приема пищи, используйте емкость "для мытья столов". Ветошь кипятите в течение 30 мин. или дезинфицируйте в дез. растворе.
Замочите ветошь после мытья пола в растворе хлорсодержащего средства, прополощите и храните на краю ведра в расправленном виде.
Выносите остатки пищи в конце дня из буфетной. Промойте емкость для отходов горячей водой с 0,5% моющим средством специально выделенным ершом. Прополощите горячей водой. Просушите. Храните ерш сухим в специально отведенном месте.
ПРАВИЛА МЫТЬЯ СТОЛОВОЙ ПОСУДЫ
Удалите остатки пищи с посуды в емкость с крышкой и маркировкой "пищевые отходы".
Проводите обезжиривание посуды в ванне N 1 в моющем средстве ("Капля", "Аос", "Фейри" и др.) при температуре 50 град. C или растворе кальцинированной соды (100 г на 9,9 л воды).
Промойте посуду щеткой, ветошью.
Дезинфицируйте посуду в ванне N 2 в хлорсодержащем средстве.
Ополосните посуду под проточной водой при температуре 65 град. C в ванне N 3.
Просушите на сушилке, храните чистую посуду в шкафу, столовыеприборы в чистой емкости.
Отдельно мойте в той же последовательности стаканы и столовые приборы.
Составлено в соответствии с: СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других ЛПУ", Приказом МЗ РФ от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ в РФ", Методическими указаниями по применению дезинфицирующих средств.
Приложение № 10
7 правил безопасности
для защиты кожи и слизистых оболочек при контакте с кровью или жидкими выделениями организма любого пациента.
Мыть руки до и после любого контакта с пациентом.
Рассматривать кровь и жидкие выделения всех пациентов как потенциально инфицированные и работать с ними только в перчатках.
Сразу после применения помещать использованные шприцы и катетеры в специальный контейнер для утилизации острых предметов, никогда не снимать со шприцев иглодержатели с иглами и не производить никаких манипуляций с использованными иглами.
Пользоваться средствами защиты глаз и масками для предотвращения возможного попадания брызг крови или жидких выделений в лицо ( во время хирургических операций, манипуляций, катетеризации и лечебных процедур в полости рта).
Использовать специальную влагонепроницаемую одежду для защиты тела от возможного попадания брызг крови или жидких выделений.
Рассматривать все белье, запачканное кровью или жидкими выделениями, как потенциально инфицированное.
Рассматривать все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированное.
Приложение № 11
Профилактика ВИЧ-инфекции
Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.5. 2826-10
8.3.3.1. Действия медицинского работника при аварийной ситуации:
–в случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5%-м спиртовым раствором йода;
–при попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70%-м спиртом;
–при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта: ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаза обильно промывают водой (не тереть);
–при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс (бак) для автоклавирования;
–как можно быстрее начать прием антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.
8.3.3.2. Необходимо в возможнокороткие сроки после контакта обследовать на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С лицо, которое может являться потенциальным источником заражения и контактировавшее с ним лицо. Обследование на ВИЧ потенциального источника ВИЧ-инфекции и контактировавшего лица проводят методом экспресс-тестирования на антитела к ВИЧ после аварийной ситуации с обязательным направлением образца из той же порции крови для стандартного тестирования на ВИЧ в ИФА. Образцы плазмы (или сыворотки) крови человека, являющегося потенциальным источником заражения, и контактного лица, передают для хранения в течение 12 месяцев в центр СПИД субъекта Российской Федерации.
Пострадавшего и лицо, которое может являться потенциальным источником заражения, необходимо опросить о носительстве вирусных гепатитов, ИППП, воспалительных заболеваний мочеполовой сферы, других заболеваний, провести консультирование относительно менее рискованного поведения.Если источник инфицирован ВИЧ, выясняют, получал ли он антиретровирусную терапию.Если пострадавшая – женщина, необходимо провести тест на беременность и выяснить, не кормит ли она грудью ребенка. При отсутствии уточняющих данных постконтактную профилактику начинают немедленно, при появлении дополнительной информации схема корректируется.
8.3.3.3. Проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ антиретровирусными препаратами:
8.3.3.3.1. Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.
8.3.3.3.2. Стандартная схема постконтактной профилактики заражения ВИЧ – лопинавир/ритонавир + зидовудин/ламивудин. При отсутствии данных препаратов для начала химиопрофилактикимогут использоваться любые другие антиретровирусные препараты; если невозможно сразу назначить полноценную схему ВААРТ, начинается прием одного или двух имеющихся в наличии препаратов. Использование невирапина и абакавира возможно только при отсутствии других препаратов. Если единственным из имеющихся препаратов является невирапин, должна быть назначена только одна доза препарата – 0,2 г (повторный его прием недопустим), затем при поступлении других препаратов назначается полноценная химиопрофилактика. Если химиопрофилактика начата с использованием абакавира, следует как можно быстрее провести исследование на реакцию гиперчувствительности к нему или провести замену абакавира на другой НИОТ.
8.3.3.3.3. Оформление аварийной ситуации проводится в соответствии с установленными требованиями:
–сотрудники ЛПО должны незамедлительно сообщать о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю;
– травмы, полученные медработниками, должны учитываться в каждом ЛПО и актироваться как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае на производстве;
–следует заполнить Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
–необходимо провести эпидрасследование причины травмы и установить связь причины травмы с исполнением медработником служебных обязанностей;
Приложение № 12
Применение растворов хлорной извести:
10% - обеззараживание выделений и промывных вод, для приготовления всех рабочих растворов.
0,5% - для обработки посуды, различных поверхностей.
1% - для обработки полов, поверхностей, суден, унитазов, ванн и т.д.
3% - 5% - для обеззараживания одноразовых систем и шприцев с последующим их уничтожением, мусора, гнойного перевязочного материала
Применение растворов хлорамина:
0,5-1% – обработка посуды, различных поверхностей, полов, суден, унитазов, ванн
3% (экспозиция 60 минут) – обработка медицинских изделий непосредственно от больного
дезинфекция многоразовых шприцев;
при гепатите.
5% - используется при туберкулезе.
Применение растворов гипохлорита кальция
2,5% (экспозиция 20 мин.) – микобактерии туберкулеза;
0,5% (экспозиция 30 – 60 мин.) – вирусы гриппа и энтеровирусы;
3,5 % (экспозиция 60 – 120 мин.) – возбудитель сибирской язвы.
Применение растворов соды
2% раствор соды — физический метод дезинфекции (кипячение в течение 15 минут).