СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиция сочинения. С чего начать и чем закончить?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет написать вступление и заключение на итоговом сочинении.

Просмотр содержимого документа
«Композиция сочинения. С чего начать и чем закончить?»

Композиция сочинения  С чего начать и чем закончить?   Кречетова Е.А., учитель русского языка и литературы

Композиция сочинения С чего начать и чем закончить?

Кречетова Е.А., учитель русского языка и литературы

Композиция сочинения Отдельный критерий проверки сочинения связан с композиционной целостностью работы. Композиционно выделяются три части сочинения: вступление, в котором обычно формулируется проблема текста ; основная часть, включающая в себя комментарий , авторскую позицию и позицию пишущего;  аргументы ; заключение, в котором подводится итог. В психологии известен так называемый закон края : лучше всего усваивается то, что даётся в начале и в конце сообщения. Следовательно, вступление и заключение – это очень важные элементы композиции сочинения.

Композиция сочинения

  • Отдельный критерий проверки сочинения связан с композиционной целостностью работы. Композиционно выделяются три части сочинения:
  • вступление, в котором обычно формулируется проблема текста ;
  • основная часть, включающая в себя комментарий , авторскую позицию и позицию пишущего; аргументы ;
  • заключение, в котором подводится итог.

В психологии известен так называемый закон края :

лучше всего усваивается то, что даётся в начале и в конце

сообщения. Следовательно, вступление и заключение –

это очень важные элементы композиции сочинения.

С чего начать? Начало сочинения – ваша визитная карточка. Уже по первым фразам работы можно сделать вывод о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить связный текст. Каким же должен быть зачин сочинения? Во-первых , он не должен быть очень большим (небольшой объём работы не предполагает обширного вступления). Во-вторых , зачин должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою. В-третьих , следует учитывать, что основная цель вступления – подвести к формулированию проблемы. Это можно сделать различными способами.

С чего начать?

  • Начало сочинения – ваша визитная карточка. Уже по первым фразам работы можно сделать вывод о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить связный текст.

Каким же должен быть зачин сочинения?

  • Во-первых , он не должен быть очень большим (небольшой объём работы не предполагает обширного вступления).
  • Во-вторых , зачин должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою.
  • В-третьих , следует учитывать, что основная цель вступления – подвести к формулированию проблемы. Это можно сделать различными способами.
Как подвести к формулированию проблемы ? 1. Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно  перешагнуло тот рубеж, за которым осталось  гармоничное сосуществование природы и человека.  Сегодня когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с  тревогой смотрят в будущее и всё чаще задумываются о  трагических последствиях своей деятельности. Текст  В.Пескова также посвящен проблеме экологии..

Как подвести к формулированию проблемы ?

  • 1. Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Например:

Развитие человеческой цивилизации уже давно

перешагнуло тот рубеж, за которым осталось

гармоничное сосуществование природы и человека.

Сегодня когда загрязняются вода и воздух,

пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с

тревогой смотрят в будущее и всё чаще задумываются о

трагических последствиях своей деятельности. Текст

В.Пескова также посвящен проблеме экологии..

2. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним  складывается всего за несколько минут, причем  зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики. Однако всегда ли  можно доверять своему первому впечатлению?  Этот вопрос волнует автора данного текста.
  • 2. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Как говорят психологи, общее впечатление о

человеке при первом знакомстве с ним

складывается всего за несколько минут, причем

зависит оно в основном от внешнего вида,

манеры одеваться, мимики. Однако всегда ли

можно доверять своему первому впечатлению?

Этот вопрос волнует автора данного текста.

3. Обратитесь к читателю, напоминая ему определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста. Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и обращенных к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны?  Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст Ф.Вигдоровой.
  • 3. Обратитесь к читателю, напоминая ему определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
  • Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и

обращенных к победителям конкурсов, соревнований,

юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны?

  • Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст Ф.Вигдоровой.
4. Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряжённого ожидания. Задумывались ли вы о том, что современный человек  может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?.. Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место? Для этого достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный тайн, приключений и потрясающих открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет Л.Лазарев, обращаясь к проблеме выбора книг для чтения.
  • 4. Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряжённого ожидания.

Задумывались ли вы о том, что современный человек

может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?.. Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место? Для этого достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный тайн, приключений и потрясающих открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет Л.Лазарев, обращаясь к проблеме выбора книг для чтения.

5. Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определённые чувства. Думаю, у каждого человека есть книги, с  которыми связано много теплых воспоминаний,  книги, которые стали верными друзьями и  мудрыми помощниками, без которых трудно  представить свою жизнь. Какова же роль книги  в становлении личности человека? Над этой  проблемой размышляет автор…
  • 5. Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определённые чувства.

Думаю, у каждого человека есть книги, с

которыми связано много теплых воспоминаний,

книги, которые стали верными друзьями и

мудрыми помощниками, без которых трудно

представить свою жизнь. Какова же роль книги

в становлении личности человека? Над этой

проблемой размышляет автор…

6. Опишите ваши чувства, мысли впечатления, возникшие после чтения текста. Прочитал текст и задумался… Два камня… Две  судьбы… Две разные жизненные дороги. Один,  оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя  героем, другой, познавший шторма и бури, остался  всё тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни  как камни», - скажет кто-то. Но сколько же нашего,  близкого, человеческого в судьбах этих камней. Используя  аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах…
  • 6. Опишите ваши чувства, мысли впечатления, возникшие после чтения текста.

Прочитал текст и задумался… Два камня… Две

судьбы… Две разные жизненные дороги. Один,

оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя

героем, другой, познавший шторма и бури, остался

всё тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни

как камни», - скажет кто-то. Но сколько же нашего,

близкого, человеческого в судьбах этих камней. Используя

аллегорию, автор настраивает нас на философское

размышление о некоторых важных вопросах…

7. Приведите цитату из исходного текста (или другого источника), связанную с рассматриваемой проблемой. «Родину, как и родителей, не выбирают…» – пишет В.Распутин. Действительно, для кого-то «малой» родиной станет район большого города, кто-то до конца своих дней с теплотой будет вспоминать окрестности родного села. Какими бы ни были места, в которых прошло наше детство, человек неразрывно связан с ними всю жизнь. Итак, в чем значимость «малой» родины в жизни человека? Этой проблеме посвящен текст В Распутина.
  • 7. Приведите цитату из исходного текста (или другого источника), связанную с рассматриваемой проблемой.

«Родину, как и родителей, не выбирают…» – пишет В.Распутин. Действительно, для кого-то «малой» родиной станет район большого города, кто-то до конца своих дней с теплотой будет вспоминать окрестности родного села. Какими бы ни были места, в которых прошло наше детство, человек неразрывно связан с ними всю жизнь. Итак, в чем значимость «малой» родины в жизни человека? Этой проблеме посвящен текст В Распутина.

8. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (если они вам известны и имеют отношение к проблеме). Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведённом тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С.Лихачёвым, - проблема экологии культуры.
  • 8. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (если они вам известны и имеют отношение к проблеме).

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведённом тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С.Лихачёвым, - проблема экологии культуры.

9. Можно начать сочинение с проблемного вопроса. Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
  • 9. Можно начать сочинение с проблемного вопроса.

Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Для написания вступления можно использовать приём подступа: выделив проблему текста, приведите типичные факты, события, имеющие отношение к предмету размышления, плавно подведите читателя к формулировке проблемы, в которой обобщите сказанное. Например: Проблема роли детства в жизни человека . В памяти каждого человека навсегда остаются впечатления детства: район большого города или окрестности большого села, первые радости и первые печали, первые друзья… Где бы ни прошли наши детские годы, с ними у нас связано всё самое светлое и прекрасное. Какова же роль детства в жизни человека? Над этой проблемой заставляет задуматься прочитанный текст.
  • Для написания вступления можно использовать приём подступа: выделив проблему текста, приведите типичные факты, события, имеющие отношение к предмету размышления, плавно подведите читателя к формулировке проблемы, в которой обобщите сказанное.

Например: Проблема роли детства в жизни человека .

  • В памяти каждого человека навсегда остаются впечатления детства: район большого города или окрестности большого села, первые радости и первые печали, первые друзья… Где бы ни прошли наши детские годы, с ними у нас связано всё самое светлое и прекрасное. Какова же роль детства в жизни человека? Над этой проблемой заставляет задуматься прочитанный текст.
 Языковые средства, которые могут быть использованы во вступительной части.   1. Вопросно-ответное единство. (Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонию. О том, что такое красота и какова её роль в жизни человека, заставляет задуматься текст В. Сухомлинского). 2. Цепочка вопросительных предложений. (Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар?..) 3. Назывное предложение. 4. Риторический вопрос.  5. Риторическое восклицание. (Как прекрасен русский язык! Как много в нём слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства!)

Языковые средства, которые могут быть использованы во вступительной части.

  • 1. Вопросно-ответное единство. (Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонию. О том, что такое красота и какова её роль в жизни человека, заставляет задуматься текст В. Сухомлинского).
  • 2. Цепочка вопросительных предложений. (Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар?..)
  • 3. Назывное предложение.
  • 4. Риторический вопрос.
  • 5. Риторическое восклицание. (Как прекрасен русский язык! Как много в нём слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства!)
Чем закончить? Основное требование к заключительной части сочинения: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем. Есть и другие требования: Заключение должно быть коротким и ёмким;  Оно должно быть логически связано с основным текстом; Как и вступление, заключение должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.

Чем закончить?

  • Основное требование к заключительной части сочинения: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.

Есть и другие требования:

  • Заключение должно быть коротким и ёмким;
  • Оно должно быть логически связано с основным текстом;
  • Как и вступление, заключение должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.
Какой может быть заключительная часть сочинения? 1.Резюмирование, повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора. 2. Риторический вопрос в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчёркивая её актуальность. 3. Призыв, обращение к читателю. 4. Использование цитаты . (Лучше использовать небольшой фрагмент, словосочетание, которое содержит ключевые слова текста). 5. Открытый финал. Используя фигуру умолчания, мы рассчитываем на то, что сказанного достаточно, чтобы читающий самостоятельно домыслил остальное. Предыдущая часть должна давать исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме, иначе такой финал оставит впечатление незавершённости.

Какой может быть заключительная часть сочинения?

  • 1.Резюмирование, повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора.
  • 2. Риторический вопрос в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчёркивая её актуальность.
  • 3. Призыв, обращение к читателю.
  • 4. Использование цитаты . (Лучше использовать небольшой фрагмент, словосочетание, которое содержит ключевые слова текста).
  • 5. Открытый финал. Используя фигуру умолчания, мы рассчитываем на то, что сказанного достаточно, чтобы читающий самостоятельно домыслил остальное. Предыдущая часть должна давать исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме, иначе такой финал оставит впечатление незавершённости.