СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиция в народном танце

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Композиция в народном танце»

Сегодня многие хореографы решают проблему создания сценических вариантов народного танца с сохранением его национального колорита.

В культуру каждого этноса входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых.

Использование национальных игр на хореографических занятиях способствует эффективному разучиванию элементов народного танца.

Игровые приемы развивают у детей творческое самовыражение, фантазию и импровизацию.

Они просты, понятны и не требуют специальных навыков, подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.

Славянские народные игры полны разнообразия- в одних отражаются отношения человека и природы, другие игры на силу и ловкость, также есть игры на находчивость, быстроту и координацию. Например, игры  Бояре, Дударь, Гуси-лебеди, Селезень и утица, Заря зарница, Водяной, «Тетёра, Горелки, Летел лебедь и др.

Основа всего этого игрового пластического материала может быть использована для создания множества плясок или хороводов. Разумеется, не все то, что происходит в жизни, приемлемо для сцены. Необходимо вбирать самое интересное – своеобразное и необычное или какое-то особенное, что даст настроение танцу, сохраняя стиль и манеру исполнения.

Какие основные трудности возникают при использовании данного материала на сцене? Первое, на что стоит обратить внимание, – это компоновка, выстраивание игрового и пластического материала как по композиции, так и по лексике движений. Построение материала и время его показа не должны вызывать ощущения монотонности и однообразия.

В репертуаре нашего коллектива есть танцы, в основу которых легли трудовые процессы –  Вышивка девушек Платочек, танец на основе удмуртского обряда- Шорт миськон (Мытье пряжи), но это танцы для более старших детей.

Для детей среднего возраста вполне может стать композиция, основанная на соединении танца с народной игрой.

Необходимо тщательно подойти к созданию хореографической постановки, учитывая все этапы ее создания.

Этапы создания хореографического произведения

В ходе работы  балетмейстеру необходимо установить для себя точное определение:

- характера танцевальной композиции (массовая, парная, сольная и прочее);

- ее формы (пляска, перепляс и другие);

- типа лексики (классический, народный, джазовый танец);

- принципа построения танцевального текста;

- вида связи танцевального и музыкального текстов;

- характера костюмов и сценического оформления.

При подборе музыки следует рассмотреть текстологию музыкальной ткани (инструментальная, вокальная или оркестровая музыка, какого времени и стиля, с какой основой звучности и прочее).

Пример создания хореографического произведения «Клубочек» на основе русской народной игры

При создании хореографического произведения «Клубочек» определила характер танцевальной композиции - массовый танец. Форма орнаментальный хоровод.

В постановке «Клубочек» основным средством выразительности является рисунок. Используя рисунок, я раскрываю образ плетения  нити. В постановке наличествуют различные построения и перестроения, отображающие плетение нити в клубок. Начав работу над постановкой, определяю основные композиционные рисунки. Основным рисунком у меня является круг - образ клубка.

В постановочной работе важно заинтересовать детей замыслом, для  этого

первоначально познакомила их с русской хороводной игрой «Уж я улком шла»

Участники встают цепочкой. Один крайний участник, с клубком в руках ведет за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника («узелок»), который стоит на месте. Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем «узелок» пробивается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». На словах: «Моя нитка порвалась» - все участники демонстративно разрывают руки и приседают.

Текст песни:

Уж я улком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла!

Клубок катится, перекатится,

Нитка тянется, перетянется!

Клубок дале-дале-дале,

Нитка доле-доле-доле…

Текст повторяется до тех пор, пока участники не окажутся в хороводе. Далее все участники поют, поднимая руки вверх:

Я за ниточку бралась,

На следующую фразу все участники опускают руки вниз и расцепляют руки-

Тонка нитка порвалась!

После освоения детьми игры, приступила к постановочному этапу.