Сегодня многие хореографы решают проблему создания сценических вариантов народного танца с сохранением его национального колорита.
В культуру каждого этноса входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых.
Использование национальных игр на хореографических занятиях способствует эффективному разучиванию элементов народного танца.
Игровые приемы развивают у детей творческое самовыражение, фантазию и импровизацию.
Они просты, понятны и не требуют специальных навыков, подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.
Славянские народные игры полны разнообразия- в одних отражаются отношения человека и природы, другие игры на силу и ловкость, также есть игры на находчивость, быстроту и координацию. Например, игры Бояре, Дударь, Гуси-лебеди, Селезень и утица, Заря зарница, Водяной, «Тетёра, Горелки, Летел лебедь и др.
Основа всего этого игрового пластического материала может быть использована для создания множества плясок или хороводов. Разумеется, не все то, что происходит в жизни, приемлемо для сцены. Необходимо вбирать самое интересное – своеобразное и необычное или какое-то особенное, что даст настроение танцу, сохраняя стиль и манеру исполнения.
Какие основные трудности возникают при использовании данного материала на сцене? Первое, на что стоит обратить внимание, – это компоновка, выстраивание игрового и пластического материала как по композиции, так и по лексике движений. Построение материала и время его показа не должны вызывать ощущения монотонности и однообразия.
В репертуаре нашего коллектива есть танцы, в основу которых легли трудовые процессы – Вышивка девушек Платочек, танец на основе удмуртского обряда- Шорт миськон (Мытье пряжи), но это танцы для более старших детей.
Для детей среднего возраста вполне может стать композиция, основанная на соединении танца с народной игрой.
Необходимо тщательно подойти к созданию хореографической постановки, учитывая все этапы ее создания.
Этапы создания хореографического произведения
В ходе работы балетмейстеру необходимо установить для себя точное определение:
- характера танцевальной композиции (массовая, парная, сольная и прочее);
- ее формы (пляска, перепляс и другие);
- типа лексики (классический, народный, джазовый танец);
- принципа построения танцевального текста;
- вида связи танцевального и музыкального текстов;
- характера костюмов и сценического оформления.
При подборе музыки следует рассмотреть текстологию музыкальной ткани (инструментальная, вокальная или оркестровая музыка, какого времени и стиля, с какой основой звучности и прочее).
Пример создания хореографического произведения «Клубочек» на основе русской народной игры
При создании хореографического произведения «Клубочек» определила характер танцевальной композиции - массовый танец. Форма орнаментальный хоровод.
В постановке «Клубочек» основным средством выразительности является рисунок. Используя рисунок, я раскрываю образ плетения нити. В постановке наличествуют различные построения и перестроения, отображающие плетение нити в клубок. Начав работу над постановкой, определяю основные композиционные рисунки. Основным рисунком у меня является круг - образ клубка.
В постановочной работе важно заинтересовать детей замыслом, для этого
первоначально познакомила их с русской хороводной игрой «Уж я улком шла»
Участники встают цепочкой. Один крайний участник, с клубком в руках ведет за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника («узелок»), который стоит на месте. Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем «узелок» пробивается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». На словах: «Моя нитка порвалась» - все участники демонстративно разрывают руки и приседают.
Текст песни:
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла!
Клубок катится, перекатится,
Нитка тянется, перетянется!
Клубок дале-дале-дале,
Нитка доле-доле-доле…
Текст повторяется до тех пор, пока участники не окажутся в хороводе. Далее все участники поют, поднимая руки вверх:
Я за ниточку бралась,
На следующую фразу все участники опускают руки вниз и расцепляют руки-
Тонка нитка порвалась!
После освоения детьми игры, приступила к постановочному этапу.