1 курс Живопись
Композиционный этюд
«Осенние листья»
акварель
Подготовил преподаватель :
Ваганова Олеся Викторовна
Базовые основы колористики
Ахроматические и хроматические цвета.
Все видимые нами в природе цвета можно разделить на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета — все цвета кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п. Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами.
Смешение хроматических
и ахроматических цветов
Образует все богатство сложных
(смешанных)цветов и их
оттенков, наблюдаемых нами
в природе и созданной человеком
предметно-пространственной
среде
Хроматические цвета - все цвета за исключением ахроматических (чёрный, белый, серый).
Ахроматические ( «бесцветные») цвета-белый, оттенки серого, чёрный. Основным свойством является светлота. Также эти цвета еще называют нейтральными.
Тёплые и холодные нюансы.
Почему один и тот же цвет может быть тёплым и холодным?
Представьте себя человеком, который может ходить по этому цветовому кругу в любом направлении (Рис. А). Этот образ поможет нам сформулировать правило для определения теплого и холодного оттенка любого цвета в круге.
Правило
Если мы подходим к цвету со стороны теплого полюса, то видим его теплые оттенки. Если мы подходим к цвету со стороны холодного полюса, то видим его холодные оттенки.
Цветовой круг
Рисунок А
- Подойдя к желтому цвету со стороны тёплого полюса
(Рис. А) мы увидим теплые
нюансы желтого: медовый,
золотистый, кукурузный,
янтарный. Эти цвета кажутся
наполненными солнечным
светом.
- Подойдя к желтому сектору со стороны синего полюса мы получим основной холодный нюанс желтого: лимонно-желтый.
- Холодных нюансов желтого мало, потому что этот цвет очень быстро теряет свою ясную желтую природу при добавлении примесей другого цвета и переходит либо в зеленую гамму, либо в серовато-желтоватые оттенки
( Рис. Б.)
Желтый цвет и его оттенки
Рис. Б. Оттенки жёлтого цвета.
Красный цвет и его оттенки
- Нюансы красного со стороны оранжевого полюса (Рис. А) носят явный теплый характер. Это - коралловый, томатный, кирпичный, огненно-красный, оранжево-красный.В каждом из этих оттенков чувствуется добавка желто-оранжевого цвета.
- Подойдя к красному со стороны холодного полюса мы получим холодные нюансы - фуксия, малиновый, вишневый. В этих оттенках заметно наличие синего пигмента.
Рис. В. Оттенки красного цвета.
- Синий имеет теплые и холодные нюансы. Холодные нюансы синего идут со стороны сине-фиолетовой гаммы. Это васильковый, кобальтовый, ярко-синий электрик, индиго, небесно-голубой.
- Если подойти к синему со стороны теплого полюса (Рис.А) мы получим условно-теплые оттенки синего. Это морская волна, бирюза, лазурно-голубой.
- В отличие от холодно-синих с фиолетовым отливом, гамма условно-теплых оттенков синего согрета капелькой желтого (Рис. Г)
Синий цвет и его оттенки
Рис. Г. Оттенки синего цвета.
Примеры работ в технике акварели
американской акварелистки Кэти Хиллегас (Cathy Hillegas)
Кэти Хиллегас (Американский акварелист)
«Осенние листья»
Б., акварель.
Примеры работ в технике акварели из творчества Атанаса Мацурева
А. Мацурев (Болгарский акварелист)
«Осенние листья»
Б., акварель.
Работы в технике «Акварель» из открытых источников: Internet
- Это задание является тренировкой акварельных приёмов:
а) заливка (равномерное покрытие участка бумаги краской)
метод «мокрым по – мокрому».
б) вливание одного цвета в другой (пока первый слой ещё влажный)
в) лессировки (наложение тонких цветовых слоёв друг на друга на высохший слой)
Материалы
- Лист акварельной бумаги формат- А-3
- Кисти разных размеров
акварель
- Карандаш ТМ (HB)
- Ластик
- Палитра
- Ёмкости с водой.
- Время выполнения:
3/4 учебных часа
Ваганова О.В. «Осенние листья»
Б., акварель, 2020 г.
Упражнение на составление
композиции из листьев
Для упражнения вам понадобятся листья различных пород деревьев, которые помещаются в определенный формат (А3).
На листе бумаги расположите листья таким образом, чтобы получилась удачная компоновка в заданном формате (как на рисунке А). Можно убрать настоящий лист с поверхности бумажного формата, а на освободившееся место размещать его «портрет» с натуры (акварелью). Так необходимо поступить с каждым листочком. Оцените получившееся по группам теплохолодности.
рис. А
Этап 1
Определите размеры, соотношения друг с другом объектов в листе. Объекты на стадии компоновки максимально упростите по контуру, превратив их в геометрические фигуры.
После этого прорисуйте детали ( ажурные края листьев, прожилки, черенки)
Этап 1
Важно:
Листья не
обводятся
по контуру, а
рисуются
с натуры.
Рисунок под акварель (этап1).
Этап 2
Увлажните ваш лист бумаги водой с двух сторон широкой кистью (флейц). Затем положите
его на лист оргстекла, следите чтобы на листе бумаги не было пузырьков воздуха.
Работа выполняется в технике «по-сырому». На данном этапе большими цветовыми заливками
прописываем силуэты листьев. Пока красочный слой заливки не просох, вливаем туда другие цвета,
которые при смешении будут образовывать интересные цветовые сочетания и переходы.
СОХРАНИТЬ ВЛАГУ С ПОМОЩЬЮ ВЛАЖНОЙ ТКАНИ.
Если нужно, чтобы бумага оставалась влажной в течение более длительного периода времени, Вы можете взять любую влагостойкую поверхность (например стекло, пластик), положить тонкую влажную хлопчатобумажную ткань на нее(предварительно отжать), а затем лист бумаги, смоченный водой с обеих сторон.
С помощью этого простого трюка бумага будет удерживать воду в течение часа!
Этап 2
Ведение работы мокрым по
мокрому, метод заливки
(основной цвет листьев
кадмий желтый) и в этот цвет
осторожно вводим другие
цвета, например,
кадмий красный,
умбру жжёную, зелёный.
Совет:
При излишней
Влажности
используем фен.
Этап 3
Когда изображение немного подсохло, добавляем и прописываем более сложными цветами второй слой. Обозначаем тени и полутени там, где это необходимо. Создаем фактуру листьев, прописываем прожилки.
Ваша работа готова!
Желаем вам творческих успехов!