СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конференции как форма профессионально-личностного развития студентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведено исследование, каким образов участие студентов в конференциях оказывает вляние на их развитие, рассмотрены способы монивации 

Просмотр содержимого документа
«Конференции как форма профессионально-личностного развития студентов»

Конференции как форма профессионально-личностного развития студентов


Дорошенко Елена Анатольевна,

преподаватель ГПОУ «ВАГПК»


Быстрое внедрение науки во все сферы жизни, научно-технический прогресс, постоянное увеличение объема информации требуют от молодого специалиста не только широкого теоретического кругозора, но и творческого подхода к решению различного рода задач. Современный специалист должен владеть необходимыми знаниями, определенными навыками решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, что является актуальным в настоящее время.

Научно-исследовательская деятельность - один из главных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Она позволяет максимально проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.

Вовлечение студентов в научную деятельность является непростой задачей, потому что часть студентов испытывают сложности в общении, не имеют опыта публичных выступлений и разработки проектов.

Цель исследования: определить, какое влияние оказывают участия студентов в конференциях на их профессиональный и личностный рост; рассмотреть приемы мотивации студентов к участию в конференциях.

Объектом исследования являются процесс вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Предмет исследования – влияние участия в конференциях на личностный и профессиональный рост.

Задачи исследования: проанализировать успеваемость и вовлеченность студентов в общественную деятельность после участия в научно-практических конференциях на шесть лет; провести социологический опрос среди студентов; рассмотреть приемы, позволяющие мотивировать студентов к участию в конференциях.

Гипотеза: участие в конференциях положительно влияет на личностный и профессиональный рост студентов. Методы исследования – наблюдение, эксперимент.

Для проведения исследования был рассмотрен период с 2017 по 2022 год. За 6 лет под моим руководством студенты выступили с 26 научно-исследовательскими работами и проектами в 19 конференциях регионального и всероссийского уровня.

Заочно было представлено 6 работ, среди которых две работы были отмечены дипломами. Очно студенты выступили с 20 докладами. Семь студентов получили дипломы. В общей сложности очно выступили 23 студента, потому что по нескольким работам было два докладчика.

К участию в конференциях я приглашала студентов первых и вторых курсов, с различной успеваемостью и способностями. При этом 60% студентов ранее не имели опыта публичного выступления, из них 3 докладчика испытывали трудности речевого характера.

Тема работ не всегда была связана с изучаемой дисциплиной. Выбор зависел от заинтересованности студентов. Направления самые разнообразные: финансовая грамотность, экономия природных ресурсов, развитие энергетики, спорт и другое.

Многие студенты в ходе подготовки и участия в конференции смогли преодолеть страх выступления перед публикой. Ответственность, самостоятельность и коммуникабельность – именно такие качества проявились в каждом из них в большей или меньшей степени. Докладывая о своих результатах, студент чувствовал себя полноценным участником научного сообщества.

В ходе дальнейшего наблюдения за данными студентами и по результатам бесед с ними, можно отметить, что участие в конференции явилось своеобразным толчком к успеху. У большинства студентов повысилась успеваемость, самооценка и мотивация к дальнейшему обучению.

Небольшая часть студентов, которые ранее нигде не выступали, стали активно участвовать в жизни колледжа. Так, несколько лет назад студентка второго курса, после участия под моим руководством в двух конференциях, записалась в кружок и стала танцевать на сцене. В ходе беседы удалось выяснить, что она давно мечтала танцевать, но стеснялась людей. После публичных выступлений страх исчез.

Еще одна студентка второго курса после участия в конференциях стала более активно проявлять себя на учебных занятиях. В результате в первом полугодии текущего учебного года она смогла стать отличницей и теперь получает повышенную стипендию.

Хотелось бы отметить, что за исследуемый период было несколько случаев, когда жюри не учитывали возрастные и психологические особенности студентов. После выступления докладчикам задавали вопросы и указывали на их недоработки в недружелюбной форме. К сожалению, это откладывает негативный отпечаток на студентов, вплоть до категорического отказа участвовать в конференциях в дальнейшем. Считаю, что высказывать свое мнение о работе докладчика следует в спокойной форме и заканчивать общение со студентом с позитивным настроем.

Для рассмотрения возможности вовлечения студентов в научную деятельность и нахождения пути привлечения молодежи в научные исследования было проведено исследование мнения молодежи о науке и участии в научно-исследовательской деятельности.

Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе была составлена анкета, позволяющая оценить отношение студентов к научной деятельности. Второй этап включал в себя опрос 75 студентов. На третьем этапе был проведен анализ проведенного опроса.

На вопрос о желании заниматься научной деятельностью в колледже 7% респондентов ответили, что любят заниматься научной деятельностью и делают это по собственной инициативе. Были выявлены личностная мотивация научно-исследовательской деятельности студентов. В результате проведенного анализа были выявлены представления студентов, не занимающихся научными исследованиями, о причинах их неучастия в данном виде деятельности. Основными причинами названы: отсутствие информации о научно-исследовательской работе (22%), отсутствие опыта публичного выступления (24%), отсутствие интереса (16%), материального стимула (13%) и времени (25%). Всего 6% респондентов считают, что молодежь может реализовать себя в научной сфере. Студенты считают, что в науке тяжело и долго добиваться результатов. На любые исследования уходит немало времени, а сейчас многие хотят осуществлять свои желания, быстро и без усилий.

Участие в конференциях исключительно добровольное. Каким образом можно мотивировать студентов?

1. Получение определенных бонусов. Например, получение одного дополнительного балла при сдаче экзамена.

2. Сертификат или диплом, полученный на конференции, будет хорошим дополнением в портфолио студента.

3. При устройстве на работу в резюме выпускник может указать, что занимался научно-исследовательской деятельностью во время учебы.

4. Участие в конференциях засчитывается для получения стипендии Правительства Республики Коми.

5. Появляются полезные знакомства, и происходит обмен опытом.

6. Выступления с докладами являются своеобразной подготовкой к защите дипломного проекта.

Для того чтобы выступление было более успешным нужно: обязательно прорепетировать со студентом его выступление; обсудить примерные вопросы, которые могут задать после выступления; объяснить, что аудитория, как правило, настроена позитивно или нейтрально; проконтролировать, чтобы одежда докладчика была делового стиля.

В заключении хочу отметить, что результат воспитания носит отсроченный характер. Его нельзя определить сиюминутно. То, что мы вкладываем в студентов, может проявиться через несколько месяцев, а может и через несколько лет. В большинстве случаев участие в конференциях откладывает свой положительный отпечаток, создает ситуацию успеха. А приобретенные исследовательские навыки способствуют более быстрому формированию профессиональных качеств.


Список литературы:

  1. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 478 с.

  2. Марголис, А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, №3, - с. 41-57.

  3. Научные конференции и их польза для студентов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vyuchit.work/issledovatel/nauchnye-konferentsii-i-ih-polza.html