СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конференция по рассказу А. Солженицына "Захар-Калита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конференция по рассказу А. Солженицына "Захар-Калита"»

ТЕМА:  На поле воинской славы с героями рассказа А. И. Солженицына «Захар Калита» .

  • Романова Елена Анатольевнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Класс: 8, 11

ЦЕЛЬ:

- познакомить с личностью писателя;

- показать, в чем особенность изображении автором исторических событий и героев;

- работать над навыками аналитического разбора произведения, выразительным чтением.

- помочь осознать нашу жизнь как продолжение истории, воспитывать любовь к Родине, гордость за её великое прошлое.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Иллюстрации: М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

2. Книга А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей».

3. Цикл А. Блока «На поле Куликовом».


«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит».

И.Гёте

«Не отсюда ли повелась судьба России? Не здесь ли совершен поворот её истории?»

А. И. Солженицын

ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить об исторической памяти, без которой не может быть будущего. В душе каждого человека есть частица, связанная с памятью о дорогих людях, уже ушедших с нашей земли. Но мы их помним и чтим. И как не живет человек без этих дорогих воспоминаний, так не может существовать и нация, забывшая свои корни, своих предков, особенно тех, кто доблестно воевал и погиб, защищая матушку Русь. Одной из значительных страниц нашей истории является Куликовская битва, которая произошла в ХIУ веке. С тех пор прошло более 600 лет. Много это или мало?! С точки зрения мироздания это мгновение, а с позиции человека – вечность.

Попробуем сегодня на уроке ПОВЕРНУТЬ ВРЕМЯ НАЗАД и увидеть события далекого прошлого своими глазами. В этом нам поможет рассказ А. И. Солженицына «Захар Калита».

II. Познакомимся с автором . ( Просмотр презентации ученика ).

III. К уроку вы прочли рассказ А. И. Солженицына «Захар Калита».

Вопрос: Какие проблемы поднимает автор? (Историческая память, любовь к Родине, служение делу, проблема взаимоотношений власти и простых людей, охрана заповедников и другие).

Проблем много, и сегодня мы будем говорить об одной из них – исторической памяти и служении делу.

Передайте  краткое содержание рассказа «Захар–Калита»?

Рассказ «Захар–Калита» написан в 1965 году. В нём говорится о событиях отечественной истории 14 века- Куликовской битве, о том, какое значение эта битва имела для русского народа и как граждане российского государства в лице правительства, министерства культуры отнеслись к памяти тех русских воинов, которые решили судьбу России в первой победе над монголо-татарами. Автор ведёт путников на святое место, именуемое Полем Куликовым.

Далее мы знакомимся со Смотрителем этого памятника старины – Захаром, который пытается своими силами сохранить хоть что-то для потомков, для истории. Два чувства противоборствуют в душе героя: желание быть полезным Отечеству и полнейшая беспомощность от бесправия истории перед официальной современностью.

Слово о жанре рассказа, который всегда привлекал Солженицына:

«В малой форме всегда можно очень много поместить…и можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя»

Читаю начало рассказа.

1.Вопрос: Как вы думаете, зачем понадобилась автору сказовая манера повествования?

( Речь идёт о старине, об истории)

  1. Как готовит нас автор к встрече с героем рассказа?

(Неспешно перебираются глаголы: «давно целились», «подбираться вздумали нескладно, пошли глухими просёлками»;

 в рассказе происходит не только движение по старой затравеневшей дороге, но с каждым шагом вперёд – шаг назад, мысленный шаг в Историю «Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и до кости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов»;

А.Солженицын обращает наше внимание на начало Куликовской битвы, на Куликовскую ночь, воспетую Александром Блоком:

Опять над полем Куликовым Но узнаю тебя, начало

Взошла и растопилась мгла, Высоких и мятежных дней!

И, словно облаком суровым, Над вражьим станом,как бывало,

Грядущий день заволокла. И плеск, и трубы лебедей.

За тишиною непробудной, Не может сердце жить покоем,

За разливающейся мглой Недаром тучи собрались.

Не слышно грома битвы чудной, Доспех тяжёл, как перед боем,

Не видно молньи боевой. Теперь твой час настал.- Молись!

Итак, перед нами события 1380 года, когда многочисленное войско хана Мамая двинулось на Русь, чтобы разорить русские города.

На поле Куликовом встретились русские и монголо-татары: «Тут-то, в самой заверти злой сечи – поставлен и памятник героям Куликовской битвы».

Вопрос: Какова композиция рассказа? ( Это описание велосипедного похода).

Давайте представим, что мы вместе с автором побывали на этом Поле и хотим рассказать обо всем, что увидели и услышали там.

IY. Беседа по содержанию:

1. Что из себя представляет дорога к Полю? («раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдешь не каждой; добраться можно только на своем транспорте; через Дон и Непрядву приходилось идти по «двудосочным мосткам»; просёлки «плохие», порой упираются в посевы»).

ВЫВОД: Только увлеченный историей человек, неравнодушный к прошлому своего народа сможет преодолеть все эти трудности и добраться до Поля. Случайные люди здесь бывают редко.

2. Какой становится дорога, приближаясь к Полю? (« и, наконец, из земли, ниоткуда не начинаясь, стала проявляться затравяневшая заглохшая заброшенная, а ближе к памятнику уже и совсем явная, уже с канавами, старая дорога»)

ВЫВОД: Старая дорога будто вышла из недр земли, прямо оттуда, из далекого столетия, и связала настоящее и прошлое.

3. Какими ещё средствами передано «дыхание» истории?

а) указание точной даты 7 сентября, приблизительно такое же время года, когда посетители прибыли в заповедник.

б) мнение, что за 6 веков мало что изменилось в очертаниях этого места: «Весь это некрутой и широкий взъём на Мамаеву высоту не мог резко изменить очертаний и за шесть веков, разве обезлесел».

в) разговор с мужичком, который говорил о Поле так просто, будто его спросили о собственном имени: «Да не Кулико*во, а Кули*ково. Подле поля-то деревня Кули*ковка, - а Кулико*вка, на Дону, в другую сторону».

г) и, наконец, невероятное волнение, которое охватило путешественников, когда они ступили на само Поле, представив, что «Вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и до*кости растворились в земле «русоволосые ратники». Это, если разобраться, большая братская могила, потому что погибших хоронили после битвы в течение восьми дней).

4. Что рассказывается о битве? (Рассказы учеников).

Кого из исторических лиц упоминает автор? (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Пересвет и Телебей, Мамай, Олег Рязанский, Дмитрий Боброк).

Как сражался Дмитрий Донской? («бился как ратник», «рубился с четырьмя татарами сразу», - так сражались все ратники, но автор выделяет одного, самого главного воина, чтобы можно было понять размах и накал сражения).

Какую роль сыграл Сергий Радонежский?

(сплотил «русские рати на битву», - так коротко говорит автор, т.к. не принято было говорить о вере в то время, когда писался рассказ;

перед боем Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и выделил ему двух своих иноков (монахов) Александра Пересвета и его брата Андрея Ослябю для поддержания духа войска русского. Именно Пересвет воодушевит русское войско перед боем, вызвавшись сразиться с грозным Челубеем. Не случайно А.Солженицын упомянул о поединке перед боем Челубея с Пересветом, который вошёл в историю Куликовского сражения как настоящий герой, позже возведённый в лик святых.)

 В книге А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей» читаем: «Кровь лилась рекою, трупов было столько, что лошади не могли ступать».

Представить это сражение нам помогут репродукции картин:

М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»,

А. Бубнова «Утро на Куликовом поле» ( презентация)

5. Пройдём теперь вместе с посетителями по Полю. Когда был здесь поставлен памятник? (1848 г.) Что он из себя представляет? ( зачитать).

(«придумка – собрать башню из литья»… Обложенная «чугунными же щитами, мечами, шлемами, чугунными славянскими надписями, потом уходит вверх … потом шапка с насечкой и надо всем – золочёный крест, попирающий полумесяц»).

ВЫВОД: Памятник сделан так, будто автор просто прошёл по полю и собрал повсюду разбросанные доспехи погибших, а потом соединил их болтами в башню. Такой памятник помогает ощутить себя чуть ли не современниками погибших здесь воинов, вот и оружие ещё не сгнило, оно здесь, перед нами.

6. Как выглядит церковь Сергия Радонежского? С каким чувством описывает её автор? («Со всех куполов соседние жители на свои надобности ободрали жесть, и купола просквозились, вся их нежная форма осталась ненарушенной, но выявлена только проволокой, и издали кажется маревом»).

7. Что особенно возмущает посетителей? (осквернение святого места; надписи, которые вырубались на памятнике даже зубилом; исписанные стены церкви; рассказ Захара о том, что все иконостасовые доски пустили в войну «землянки обкладывать да в печки»).

ВЫВОД: Чувство возмущения переполняет только сердце автора.Самая страшная кража – кража у тех, кто не может защитить себя. Эта церковь была поставлена, чтобы почитать в ней погибших.Даже человек неверующий должен знать, что, совершая воровство на кладбище, он чернит и обворовывает свою душу.

8. В чём же значение Куликовской битвы? Обратимся к эпиграфу: «Не отсюда ли повелась судьба России? Не здесь ли совершён поворот её истории?

В книге А. О. Ишимовой о Дмитрии Донском она пишет: «Русь знала, какое добро он ей сделал, помнила, что московский князь умел собрать силы и дать отпор татарам».

ВЫВОД:  Неважно, что она окончательно не освободила Русь от ига, ещё много пролито было крови, разорено земель. Главное же в этой битве – величие духа русского народа, проявленное много веков назад.

9. Почему рассказ о крупнейшей в истории битве и музее под открытым небом называется по имени обыкновенного, ничем не примечательного «смотрителя».

Аналитическая беседа- характеристика Захара. 

  • Какова внешность Захара?

(«Руки и ноги здоровы», «ражий мужик», похож «отчасти и на разбойника».Лицо «худое, клином вниз», «брился он не на этой неделе»).

  • Как он встречает посетителей?

(«-А!- неодобрительно поздоровался он, так над нами и нависая». «… А вид был такой, что и паспорта сейчас потребует». « - Предупреждаю! Посадку не мять!» отряхивался, и наседал  грозно». «Ещё Захар возмущался запустением, так яро возмущался, что нам уж и верить было нельзя, где это в груди у него сидит»).

  • Почему у посетителей возникает недоверие к Захару?

(Заповедник заброшен, нет к нему нормальных дорог и указателей, памятник и церковь разломаны, исписаны, на Поле нет даже воды, домик для приезжих не достроен).

  • Как они стали к нему относиться?

(с пренебрежением, с усмешкой, даже с обвинениями).

Какие фразы об этом свидетельствуют?

(1. «Вид такой, что и паспорта сейчас потребует».

2. «Здесь, на Поле Куликовом, не губы распустя ходят».

3. Смотритель не дался под аппарат (он цену себе знал).

4. «Дородная тень», но «Захар, при всём его росте, для богатыря был жидковат».

5. «…загребая долгими ногами».

6. «Он носил там подобранные в кустах… бутылки (двенадцать копеек) и … банки (пятак)».

7. «В колхозе работать не хочет, вот должностишку и нашёл, загорать…»)

  • За что прозвали Захара Калитой?

(«Он отвёл полу своего запашного пиджака, и там, с исподу, у него оказался пришит из мешочной же ткани карман не карман, торба не торба, а верней всего калита*, размером как раз с книгу отзывов». Звучало это прозвище насмешливо.

  • В чём видит Захар свой долг, как выполняет свои обязанности?

(Пытается сохранить, вернуть то, что утащили. Он целый день на Поле, боится уйти хоть на минуту. «Весь день народ валит, сходить пообедать в деревню некогда». Следит, чтобы ничего больше не испортили: «Найдите хоть один год свежий – тогда меня волоките. Это всё до меня казаковали, а при мне – попробуй». Переписывает на тетрадный лист посвящение Дмитрию Донскому и показывает посетителям. Мечтает всё вернуть, поэтому переписал, у кого есть украденное с поля).

  • Докажите, что Захар бескорыстен.

(Зарплата ниже минимальной, бедность видна с первого взгляда: «брюки третьего срока»; «сапоги, уже протёртые », «пиджак…подштопанный», скудная еда в мешке «две буханки ржаного хлеба да бутыль с водой»).

ВЫВОД: Не за деньги служит Захар, он бескорыстен, болеет душой за своё дело.

Какая деталь помогает понять опасность его работы? («свежая царапина на щеке»).

  • Что позволяет назвать Захара тоже воином, часовым на посту?

(В прошлом служил в армии («рубаха перепоясана армейским ремнём», «офицерские брюки»). При ходьбе хромает, объясняя: «Память фронта!» И сейчас, защищая Поле, мечтает иметь в руках ружьё или автомат, а пока носит с собой на всякий случай топор).

  • Почему в фигуре Смотрителя было столько «скорби», « потерянности»?

(Возможно, он думает и о своих товарищах, погибших на его глазах, ведь не случайно автор пишет:«Он … закурил – и курил с такой… кручиной, …будто все лёгшие на этом поле…были ему братья, свояки и сыновья, и он не знал теперь, как жить дальше»).

  • Есть ли у Захара единомышленники? Поддерживает ли его местная власть?

(С большим уважением относится к нему старый учитель, называя Захаром Дмитричем, пожалуй, он один понимает, какую ношу несёт на своих плечах Смотритель.

  • Как вы думаете, что скрывается за манерой Захара покричать, повозмущаться?

(Это, наверное, единственные люди, которым можно высказать наболевшее.За его выкриками – беспомощность и одиночество).

  • Какая картина предстала утром перед посетителями?

(«…он был уже не Смотритель, а как бы Дух этого Поля, стерегущий, не покидавший его никогда»).

  • Как изменилось отношение посетителей?

(Он им «показался добрым другом», попрощались с ним «тепло», называя его уважительно «Захар Дмитрич».Самое главное, они поверили Захару, увидели его искренность и преданность делу, скромность и бескорыстие, оценили готовность защищать это Поле и днём, и ночью).

Учитель. Чтобы определить, какую смысловую нагрузку несёт имя героя, надо вспомнить, кто ещё из предков носил имя Калита.

Сообщение ученика об Иване Калите, которого за щедрость и ум очень любил народ. Он был родственником Дмитрию Донскому.

ВЫВОД: Таким образом, можно предположить, что автор будто стремится сблизить, сроднить героя Куликовской битвы Дмитрия Донского со скромным защитником его славы – Захаром Калитой. И само имя его начинает звучать по-другому. Ведь и само слово Смотритель в рассказе пишется с заглавной буквы, как бы подчёркивая его высокое назначение.

1У. Подведение итогов.

Куликово Поле – это символ нашей воинской славы и доблести, место, где мы должны остановиться, поклониться до земли всем защитникам земли русской и пожелать им вечного покоя и памяти.

Перекличка эпох : Поля воинской славы России: Куликовское – Бородинское – Прохоровское.

V. Домашнее задание: написать отзыв на прочитанный рассказ.