Цель: сформировать представление о конфессиях в современной России.
•
задачи:
•выяснить, является ли Российская Федерация многоконфессиональным государством;
•определить взаимодействие государства и религий;
•проанализировать отношения между религиями.
Просмотр содержимого документа
«Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения. 10 класс история»
Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.
Презентацию разработал: учитель истории
Мбоу «бестужвская сош» Ожигин сергей николаевич
Цель: сформировать представление о конфессиях в современной России.
- задачи :
- выяснить, является ли Российская Федерация многоконфессиональным государством;
- определить взаимодействие государства и религий;
- проанализировать отношения между религиями.
Россия - многоконфессиональное государство
- Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой.
- Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России.
- Существует мнение, что Россия не является многоконфессиональным народом. Приверженцы такого мнения считают, что существующее ныне в России положение является не отражением мирового опыта, а всего лишь слепым копированием американской модели равенства прав вероисповеданий. Они утверждают, что для США это естественно, так как они были основаны религиозными группами эмигрантов (например, квакеры основали Массачусетс, католики - Луизиану), вначале вытеснявшими коренное население и "зачищавшими" территорию под себя.
- Но если провести анализ религиозной картины современной России, то увидим следующее (по данным социологического исследования, проведённого в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ , религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так):
- 58,8 млн или 41% - православные верующие
- 9,4 млн или 6,5% - мусульмане (включая суннитов , шиитов , и в основном не принадлежащих к определённой мусульманской конфессии)
- 5,9 млн или 4,1% - христиане , не принадлежащие к определённой конфессии
- 2,1 млн или 1,4% - прочие православные (включая прихожан грузинской , сербской , армянской апостольской и других церквей)
1,7 млн или 1,1% - последователи тенгрианства ( турко-монгольских шаманистских религий и новых религиозных течений ) или неоязычества (включая родноверие , уральское и кавказское неоязычество)
700 000 или 0,4% - буддизм (в основном - тибетский )
400 000 или 0,2% - старообрядцы
- 300 000 или 0,2% - протестанты
- 140 000 - индусы и кришнаиты
- 140 000 - католики
- 140 000 - иудеи
- 18 990 - бахаи
- 36 млн или 25,1% - "духовные, но не религиозные"
- 18 млн или 12.9% - безрелигиозные и атеисты
- Исходя из выше указанных статистических данных, мы видим, что в России существует свыше 10 конфессий, что подтверждает факт многоконфессиональности России.
Религия и государство
- Согласно ст.14 действующей Конституции Российской Федерации: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".
- Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания - краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.
- Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений.
В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.
- Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы " основ религиозных культур ", в некоторых государственных вузах существует специальность теология .
- В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность - военный священник ( капеллан ). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество ) - официальный нерабочий праздничный день в России.
- В октябре 2012 года стало известно, что в Московском инженерно-физическом институте появится кафедра богословия . Обучение будет факультативным , и, по словам представителей РПЦ, нацелено на "повышение грамотности" физиков, которые, по мнению Кураева , "балуются оккультными теориями вроде волновой генетики и торсионных полей ". Однако, как отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко , философские измышления на стыке физике и богословия дело полезное, но заниматься ими следует не под патронажем государства.
- "Есть естественнонаучные знания, которые ученые предоставляют в распоряжение общества, и любые общественные группы, в том числе РПЦ, вправе их интерпретировать. Но делать это нужно за пределами государственных учебных заведений и за свои деньги", - говорит он.
Межрелигиозные отношения
- Возможности удовлетворения религиозных потребностей
- На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. [4]. Действующих православных храмов-17000. [5]. Синагог - 70. Самый северный в мире буддийский храм - построенный ещё до революции в Петрограде дацан "Гунзэчойнэй" - сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры.
- Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве , который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике. Из всего вышесказанного следует, что приверженцы каждой религии могут свободно посещать храмы, совершать религиозные обряды.
- Отношение к иноверным религиозным организациям
-
- В России самые большие по численности религии - это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.
- Мирное сосуществование христиан и мусульман - древняя традиция.
- В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам - бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой - нашей с ними - земле испокон веков.
- Ч то касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию.
- Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле - русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров
- В XIX веке в русском обществе бурно обсуждались взаимоотношения православных и мусульман в связи с русско-турецкими войнами. Многие авторы из демократического лагеря заявляли о необходимости объявить о "внеконфессиональном" содержании войны, дабы не провоцировать русских мусульман на беспорядки.
- Эти тогдашние заявления очень напоминают выступления современных либералов, которые по любому удобному поводу пугают народ межрелигиозной рознью.
Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:
- толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);
- толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);
- толерантность к сектантским движениям, а также толерантность сектантских движений друг к другу;
- толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).
Межконфессиональные конфликты
- Причины межконфессиональных конфликтов
- Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами.
- Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, н едобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.
- Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:
- Предконфликтная - конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;
- Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.
- Разрешение конфликта - завершение инцидента, устранение причин конфликта.
- При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и "безболезненно" переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.
- Пути решений межконфессиональных конфликтов
- Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами.
- Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.
- Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений - подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировоззренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
- Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще - это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея - ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.
- Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами.
- Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит - не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.
- Заключение
- Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый "устав" религии, что в целом недопустимо.
- Данный факт провоцирует конфликт на следующем уровне, межконфессиональном, когда одну конфессию устраивает данная поправка, а другую - нет. Исправить сложившийся конфликт поможет, на наш взгляд, культурное воспитание всех граждан Российской Федерации в целом, осознание единства народа. Каждый человек должен иметь свое личное мнение, не навязанное СМИ.
Использованные интернет ресурсы:
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Данилов А.А. Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.- 3-е изд. – М.: Просвещение.