СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конфликт и пути его решения"- игровой тренинг

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема актуальна в начальной школе, т. к дети часто ссорятся, спорят, поэтому они должны знать, как избежать конфликтных ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«2 кл. Конфликт»

Тема: Конфликт и пути его решения

Цель:

1.Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.

2.Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

Задачи:

  1. Образовательные:

- знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт», «компромисс».

- формировать представление о различных вариантах человеческого общения.

2. Развивающие:

- развивать познавательный интереса учащихся, личностные качества, как рефлексия, толерантность.

3. Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

- формировать социально одобряемые формы поведения.

Методики и технологии:

- технология личностно-ориентированного подхода;

- игровые технологии;

- технология деятельностного подхода;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология педагогики сотрудничества;

-технология здоровьесбережения В.Ф. Базарного.

Оборудование: презентация «Конфликт и пути его решения», мультфильм «Гадкий утёнок», сатирический журнал Ералаш – «Битва», предметные картинки, мяч, самокат, детские игрушки, маски для сценок, кораблики, плакат «Ладошки настроения», фишки.

ТСО: телевизор, ноутбук.

Форма проведения: игровой тренинг.



ХОД

I. Организационный момент.

Ребята! Начну я занятие с восточной притчи:

- Кто из вас знает значение слова притча? (При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Слайд 2

У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку поймал):

- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылёк в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Пленённый мотылёк затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!

- Как вы можете объяснить слова Мудреца?

Результат нашей работы, ребята, в наших руках, таким образом, всё зависит от нас.


II.Актуализация и выравнивание знаний необходимых для дальнейшего изучения

материала.

1.Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия»

Слайд 3

Учитель: Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединяться в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно, объединятся по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, плечами, ладоням.

( 3,2 по хлопку)

Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в раз­ных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими се­мейными ценностями и праздниками, но при этом каждый человек неповторим, и у каждого есть свои отличительные особенности, свой характер и темперамент.


2. Эмоциональный настрой

Учитель: Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Что вы сейчас чувствуете? (Дети: тепло, поддержку друг друга). Представьте, прошёл дождик и перед нами лужица, что вы видите в нёй? (Высказывания учащихся: деревья, солнце, дома, небо и т.д)

-Совпали ли ваши мнения?

- Какой вывод можно сделать?

На один и тот же предмет мы смотрим по-разному.

Все мы разные, многим отличаемся друг от друга, но при этом равные.

Все мы очень разные! Но все мы при этом равные! (хором)

Учитель: Могут ли в человеке быть только положительные черты характера? (ответы детей)

Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко»: «Я отличаюсь от других тем, что я…». Каждый из вас назовёт поочерёдно одну отличительную черту своего характера (дети, стоя по кругу, называют отличительную черту своего характера)



3. Характеристика качеств характера человека.

Учитель: Давайте сядем на свои места и продолжим начатый разговор (дети садятся на стулья). Ребята, из ваших уст позвучали слова, характеризующие не только ваши достоинства, но и недостатки. Какие из них вам уже удалось или хотелось бы преодолеть?

Предлагаю вам распределить на 2 группы слова, характеризующие качества характера

Давайте попытаемся дать общее название каждой группе слов (добродетель, пороки)



Добродетель


Пороки

Скромность

Мудрость

Честность

доброта

Вспыльчивость

Жестокость

Скупость

хвастовство




4.Работа с карточками (силуэт человека)

Каждое качество характера имеет свой цвет. Перед вами контур человека (на ватмане). Предлагаю вам нанести соответствующими красками мазки туда, где, по вашему мнению, находится данная (по выбору) черта характера.

Дети выходят поочерёдно, называют качество характера и наносят мазки красками соответствующего цвета на контур человека, при этом аргументируя свой выбор цвета и место нанесения. (Например, доброта красного цвета и находится там, где сердце. Жестокость чёрного цвета и находится в области ног и т.д.)

Великий русский писатель М. Горький писал: «Нет человека чисто беленького, чисто чёрненького, все люди пёстрые». Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей) (Состоим из достоинств и недостатков)

Нужно уметь принимать человека таким, какой он есть. Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок» (сцена птичьего двора).



5. Просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утёнок»

- Почему птицы с птичьего двора не любили гадкого утенка?

Вывод: (делают дети) Гадкого утенка не любили за то, что он не был похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми.

Учитель: Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. И это страшно.

III. Ориентировочно-мотивационный этап - формирование подходов к решению про­блемы

Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?

Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и пережи­вать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят и т.д. Объединим все ваши высказывания в одно правило, прочитаем все вместе


Слайд 5

Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо

Учитель. А всегда ли, получается, понимать друг друга?

- К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?

Ученики. Непонимание ведет к спорам и ссорам, (конфликтам)

- А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)

Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры выра­батывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.


1.Работа по группам:

  1. Нарисовать человека в ссоре.

  2. Нарисовать человека в драке.

  3. Нарисовать человека, который не дерётся.

  4. Нарисовать человека, у которого все хорошо.

Давайте посмотрим, что получилось.

-Посмотрите, пожалуйста, какие люди вам нравятся больше? Почему?

- Что будет, если таких людей в коллективе двое, весь класс? (Свободные высказывания детей)

- Как вы думаете, что надо делать, чтобы таких людей, конфликтных ситуаций не было?

(свободные высказывания детей)


IV. Практическая работа. Ситуации: на обсуждение.

-Сейчас потренируемся с вами, как можно выходить из конфликтных ситуаций.

1. Инсценирование сказки «Две козочки»

- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие люди пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Мы с ребятами также приготовили сценку. Предлагаю вам посмотреть инсценировку русской народной сказки «Две козочки».

Две козочки

Жили-были две козочки. Одна коза была белая, а другая - чёрная. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козочки на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, - сказала белая козочка.

- Вот ещё, какая важная барыня, - ответила чёрная козочка.

- Пяться назад, я первая взошла на мостик.

- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

- Ни за что! - кричала белая козочка.

Тут обе козочки, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Обе упрямицы поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козочки вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

Учитель: Можно ли назвать случай с козочками конфликтной ситуацией? Как бы вы поступили на месте козочек?



  1. Анализ ситуаций, пути решения конфликта

1 ситуация.

 - Ой, привет, ты где это так подстриглась?

 - А что, тебе не нравится?

 - Так вообще уже давно никто не стрижётся – ты выглядишь как пенсионерка.

 - Ты на себя в зеркало посмотри! Три волоса на четыре стороны! Тоже мне, фифа!



2 ситуация.

 - Ой, у Насти опять новая обложка на дневнике. Здорово! Ой! ( Из дневника выпадает записка. Девочка поднимает её).

 - Ты чего это по чужим дневникам лазишь, чужие записки читаешь? Кто тебе разрешил? Ещё подругой называешься, … Я ведь в твоих книжках и тетрадках не копаюсь.

 - Я просто обложку на дневнике хотела посмотреть.

 - Нечего мои обложки рассматривать, покупай свои и любуйся. Иди отсюда!



3 ситуация.

 - Ну-ка, подвинься, опять всю парту занял! Мне даже учебники некуда положить! Вот, занимай свою половину!

 - Да я на своей половине сижу, вон, посмотри…

 - Слушай, локти свои убери! Надоело уже, всю парту занял… Один что ли сидишь? Вот моя половина, вот твоя половина. Усёк, нет?

 - Да ну тебя. Лучше один буду сидеть.

 Это ситуации из вашего общения с друзьями, одноклассниками, которые закончились ссорой. Действительно, иногда мы не замечаем, что ведём себя неэтично, обижаем друг друга, не испытывая угрызений совести. Что приводит к анекдотической ненависти.



  1. Просмотр сатирического эпизода из Ералаша «Битва»

Учитель.

 А ведь всё могло кончиться по-другому. Как перестать грубо выяснять отношения, копить обиды, завидовать, насмехаться, издеваться, драться? Как избежать конфликтов?



  1. Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)


Слайд 6

5.Работа в парах с карточками «Буридановы ослики»

(анализ рисунков)

1) Какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

2) Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

3) Как люди примиряются, приходят к согласию? Как вы приходите к согласию?

4) Часто конфликтные ситуации могут происходить и в ваших семьях. Бывает и такое:


Учитель: Давайте выведем несколько законов (правил), которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. Высказывания детей


Слайд 7

6.Коллективное составление «Правила выхода из конфликта»

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Сочувствовать

Договариваться

Не драться

Не кричать друг на друга


VI .Закрепление. Моделирование ситуаций

А сейчас мы проверим ваше «Домашнее задание»

Моделирование ситуаций

Учитель: А теперь проиграем ситуации. Обыграйте ситуации так, чтобы возник конфликт и выход из него.

(Дети разбиваются на группы, каждой группе предлагается своя ситуация.)

Слайд 8-9

1-я ситуация. Два мальчика не могут решить: кто первым будет кататься на велосипеде.

3-я ситуация. В магазине девочки выбирают подарки для своей подруги на день рождения. Не могут прийти к согласию.



VII. Подведение итогов.

Ребята, давайте подведем итог занятия. Кто из вас может самостоятельно назвать тему нашего занятия?

«Конфликт и пути его решения»

Учитель: а что такое конфликт? (высказывания)

Слайд 9

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.



Игра «Горящая река и лодочки»

(2 команды по 4 человека)

Условия игры: Каждой команде даётся по 2 альбомных листа - лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта.

(Суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу)

Вывод: Только совместно можно достигнуть желаемого результата.


VII. Рефлексия

Игра «Ладошки настроения»

Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, попрошу вас на секунду затаить дыхание и представить какое у вас сейчас настроение. Загляните внутрь себя.

На доске вы видите «индикаторы настроения». Обратите внимание:

  • Красный – занятие подняло мне настроение;

  • Желтый – мое отношение к понятию «Конфликт» изменилось;

  • Зеленый – занятие поставило передо мной вопросы и побудило к размышлению;

  • Синий – ничего не изменилось.

Дети обмакивают ладонь в соответствующую своему настроению краску и делают отпечаток ладони на листе ватмана.


- Закончить наше занятие мне хочется следующими словами:

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.

Уважение и понимание хотят чувствовать все. Следуйте в жизни правилу высокой психологической культуры: поступайте с людьми (одноклассниками, друзьями, родителями) так, как хотели бы, чтобы обращались с вами.

(звучит музыка, дети исполняют песню «Дружба»)