Добрый день уважаемый председательствующий и члены комиссии. Меня зовут Асмандиярова Вилия Ринатовна. К Вашему вниманию представляется доклад по результатам дипломной работы на тему «Конфликты и способы их разрешения в системе руководства педагогическим коллективом» под руководством к.псих.н, Улыбиной О.В.
Конфликты являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. На сегодняшний день, теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны.
Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием. Но Дефицит практических умений в области разрешения конфликтных ситуаций создает сложности в реализации профессиональных задач педагога. В связи с этим проблема разрешения конфликтов в образовательной организации становится одной из актуальных в педагогической деятельности. Основной задачей педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предупреждение появления ненужных, неблагоприятного плана конфликтов, придание неминуемым конфликтным ситуациям конструктивного характера. Актуальность работы определяется практическим отсутствием рекомендаций и методических разработок по профилактике и управлению конфликтов в педагогических коллективах образовательных организаций.
Целью исследования стало: изучение особенностей проявления конфликтов и способов их разрешения в системе руководства педагогическим коллективом.
Объектом исследования является: конфликты в образовательной организации.
Предметом исследования является: уровень проявления конфликтности и способы их разрешения в системе руководства педагогическим коллективом гимназии имени Ф.К.Салманова, г Сургут, ХМАО РФ.
Гипотеза исследования: уровень проявления конфликтности в педагогическом коллективе и способы их разрешения находятся в прямой зависимости от руководства руководителя и заместителей образовательной организации, а также возраста педагогов.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. На теоретическом уровне проанализировать подходы к изучению проблемы исследования.
2. Разработать методический инструментарий для изучения уровня проявления конфликтности и способов разрешения конфликтов в педагогическом коллективе.
3. Изучить уровень проявления конфликтности и способы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, выявить влияние возраста на проявление уровня конфликтности.
4. Разработать рекомендации руководителю по эффективному управлению и разрешению конфликтов в педагогическом коллективе.
В исследовании принимали участие директор гимназии, заместители директора, педагоги (возраст от 21 до 60 лет).
Нами был применен следующий диагностический инструментарий для выявления конфликтов и способов их разрешения в педагогическом коллективе и администрации:
1. «Тест на о ценку у ровня конфликтности личности (а втор К.М. Левитан);
2. Методика «Стратегии п оведения в конфликтных с итуациях» (а втор Томаса-Килмана, а даптированная Н.В . Гришиной);
3. «Методика д иагностики п оведения в н еблагоприятных с итуациях»
(а вторы: А. Басса и А. Дарки, адаптация А. К. Осницкого);
4. Анкета «Причины в озникновения конфликтных с итуаций в п едагогическом коллективе».
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова, г.Сургут, ХМАО РФ, в период 2018-2019 г.г.. В исследовании принимали участие директор гимназии, заместители директора, педагоги в количестве 20 человек в возрасте от 23 до 60 лет.
Апробация результатов исследования: основные результаты исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Две психолого-педагогические парадигмы в научно-методических воззрениях А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского», г. Бирск, 30 марта 2018 г.; IV Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ» г.Бирск, 2 ноября 2018 г.; Национальной научно-практической конференции «Актуальные проблемы выяления и развития одаренности и способностей в период детства», г. Бирск-Губкинский, 28-30 января 2019 г.
Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования позволяют сформулировать следующим обощения.
В целом педагогический коллектив гимназии имени Ф.К.Салманова, г Сургут, ХМАО РФ можно охарактеризовать как неконфликтный. У респондентов нашей выборки характеристики проявления конфликтности доминируют на среднем и низком уровне. Это указывает на то, что социально-психологический климат в педагогическом коллективе достаточно комфортный и благоприятный для реализации профессиональной деятельности. Чуть ниже представлен показатель среднего уровення психологического комфорта, а низкий уровень выражен незначительно.
У заместителей директора, директора и педагогов доминирующими способами разрешения конфликтных ситуаций являются сотрудничество и компромисс. Показатели выраженности приспособления и соперничества были выявлены незначительно.
Выбор способов разрешения конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями членов педагогического коллектива. Экпериментально доказали, что возраст, как совокупный показатель личности человека, влияет на выбор поведения в конфликтной ситуации. Так, у респондентов в возрасте до 30 лет доминирующим является способ поведения – сотрудничества, от 30 до 50 лет – копромисс, а после 50 лет педагоги стараются избегать конфликтных ситуаций в процессе межличностных отношений.
На низком уровне была выявлена пассивная стратегия преодоления затруднений над активной стратегией, как у администрации, так и у педагогов. Это говорит о том, что есть профессиональные ситуации, где педагоги и администрация коллегиально-деятельностно разрешают профессиональные споры и затруднения.
Экспериментально доказали, что управление конфликтами, в педагогическом коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности и ответственности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации условий для развития конфликтов и разрешению предконфликнтных ситуаций межличностного общения.
Представленная в нашем исследовании гипотеза о том, что уровень проявления конфликтности в педагогическом коллективе и способы их разрешения находятся в прямой зависимости от руководства руководителя и заместителей образовательной организации, а также возраста педагогов нашла свое экспериментальное подтверждение.
Важность данной работы заключается в том, что экспериментальные выводы позволяют ввести в управляемое русло протекающие ныне стихийно организационные конфликты в образовательной организации. Помимо этого, становится возможным не только своевременное обнаружение зарождающихся конфликтов в педагогическом коллективе и их разрешение до момента достижения точки невозврата, но и предупреждение этих конфликтов.
В заключение отметим, что в образовательном учреждении весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять – это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальными издержками реализовывались бы поставленные перед образовательным учреждением задачи.