Конспект открытого занятие на тему:
«Конфликты в нашей жизни и пути их решения»
Цель: формирование у учащихся представления о понятии «конфликт», стилей поведения, приемов разрешения конфликта путем конструктивных способов его преодоления.
Форма: групповая
Методы и приемы: игра – ситуация, упражнения
Материалы и оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация, карточки с ситуациями.
Подготовительная работа: тестирование «Конфликтны ли вы?»,
Ход занятия.
Организационный момент.
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию.
Слайд 1
К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра? Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
- Как вы думаете, что будет являться темой разговора сегодня на занятии?
Слайд 2
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о конфликте, его причинах и путях его решения.
Тема занятия: «Конфликты в нашей жизни»
Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу"
- Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?
Беседа по теме.
- Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?
(Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.).
- А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?
(О бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке, с которым невозможно договориться. Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других).
- Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
- Кому приходилось когда - либо участвовать в конфликтной ситуации?
- Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Слайд 4
- Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"
Ответы детей:
Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании.
У нас совершенно разные характеры.
Мне не понравилось его поведение.
Мы стали болеть за разные футбольные команды.
И т.п.
- Вы все правильно сказали. Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, по-разному реагируем на ситуации.
- Вся история человечества - это история бесконечных войн и конфликтов.
- Может ли быть мир в будущем без конфликтов? (да, нет)
- Конфликты существовали всегда и будут существовать. Они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны и являются патологией. Они - нормальное явление в нашей жизни. Только их надо уметь правильно разрешать.
- В чём вред конфликтов? (мнения детей) (слайд 3)
Слайд 5, 6
- В классе предварительно было проведено 2 анкеты: " Конфликтный ли вы человек?" и "Какие качества ты бы добавил себе и окружающим тебя людям". Результаты показали, что вы все по-разному ведёте себя в конфликтных ситуациях и среди нас есть представители всех конфликтных групп. Так же из таблицы видно, что вы больше предлагаете развивать качества в других людях, чем в себе.
- Что же означает слово «конфликт» в вашем понимании?
(Ссора, спор, драка, когда люди не могут поделить что-то; размолвка, недопонимание, отстаивание своего права, разногласие, недружелюбие, разные точки зрения, обсуждение проблем).
Слайд 7
- А что же такое конфликт? Обратимся к словарям.
Соберитесь в группы. Найдите в своём словаре значение слова "конфликт".
Дети по группам зачитывают. Таким образом, Конфликт – это …
- Рассмотрим ситуацию: "На перемене Ваню толкнули играющие одноклассники. Он рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которую остановил учитель. Когда стали разбирать происшедший инцидент, Ваня понял, что его задели случайно, и драки можно было избежать. Ему стало стыдно, да и мама расстроилась, узнав о случившемся".
- Что произошло в данной ситуации? Эта ситуация похожа на конфликт?
- Можно было избежать конфликта? Как? (можно)
- А что нужно для возникновения конфликта? Что послужило причиной конфликта?
- Подведём небольшой итог: Что приводит к появлению и разрастанию конфликта? (2 и более точек зрения, предмет спора, отрицательные эмоции: гнев, злость).
Слайд 8
А для этого рассмотрим с вами, из чего состоит конфликт, какова его структура.
Структура конфликта
К С (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
К С – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта
И – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
К – конфликт
Существуют различные конфликты, какие виды конфликтов вам знакомы или вы они них слышали? (политические, семейные (супружеские), юридические, военные, среди животных).
Слайд 9
- Исследователи различают такие типы конфликтов: внутриличностные (в душе человека между совестью и честью), межличностные (между 2 людьми более), между группой и личностью, межгрупповые (между группами). Приведите примеры
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликты, нужно научиться осознавать проблему, открыто обсуждать и знать пути разрешения конфликтов.
- Какие пути разрешения конфликтных ситуаций вы можете назвать? Как вы разрешали свои споры? (Деремся, просим прощения, не обращаем внимания, уступаем и др.)
Слайд 10
- Действительно, существует множество выходов из конфликтных ситуаций. Выделяют пять основных варианта поведения в конфликтной ситуации (соревнование, избегание, компромисс, приспособление, сотрудничество). Причем, нельзя с уверенностью сказать, какой из них является наиболее правильным. Все зависит от особенностей сложившейся конфликтной ситуации.
Слайд 11 Соревнование (конкуренция) - Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало, стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
Слайд 12 Сотрудничество - Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
Слайд 13 Компромисс - достижение "половинчатой" выгоды каждой стороной. Люди идут на взаимные уступки.
Слайд 14 Приспособление - человек отступает от своей точки зрения и соглашается с интересами другого, лишь бы не ссориться.
Слайд 15 Избегание (уклонение) - человек показывает отсутствие внимания, как к своим интересам, так и к другим. Он откладывает разрешение конфликта, надеясь, что ситуация разрешится сама собой.
Слайд 16 В чём же вред таких конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Слайд 17 Предупреждение конфликтов
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.
Слайд 18 Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Примерные фразы:
Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди.
Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую же.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Слайд 19 Сейчас вы в группах попытаетесь дать решение житейским конфликтным ситуациям. Используйте один из путей решения конфликта.
1 ситуация: Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают. Между вами возник спор. Дети высказывают своё мнение.
2 ситуация: Ты любишь слушать громкую музыку, а родители любят тишину. По этому поводу возник конфликт. (Выслушиваются мнения детей.)
3 ситуация: Мальчик из старшего класса постоянно обзывает и бьет тебя, коверкает твою фамилию и придумывает обидные прозвища. На перемене дёргает за одежду, пробегая мимо.
Мнения детей.
- Легко ли находить пути выхода из конфликта?
- Как общаться так, чтобы не конфликтовать?
Слайд 20 Работа в группах:
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
Слайд 21 Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.
Ответьте на вопросы:
- Что такое конфликт?
- Почему возник конфликт?
- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?
Слайд 22 Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:
В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, какой-то ненормальный, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот, передо мной конфликт».
Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?
Слайд 23 Я предлагаю вам, выполнить упражнение под названием «Разожми кулак». Разбейтесь на пары. Один из вас сжимает пальцы в кулак. Задача другого - сделать так, чтобы первый участник разжал кулак. Задача первого - поступать в соответствии со своим желанием.
- Удалось ли вам разжать кулак, и каким способом? (Ответы детей)
- Хотелось ли вам разжать кулак, что вы чувствовали? (Ответы детей)
Почувствовав применение к себе силы, вы стали еще больше бороться и сопротивляться, что породило между вами соперничество.
Я вам сейчас прочитаю притчу «Про разжатый кулак» после чтения, которой мы сделаем вывод к нашему упражнению.
Притча «Разжатый кулак»
Однажды учитель боевых искусств по имени Ямада сидел со своими учениками в местном баре. Ямада заметил рослого англичанина, который сидел напротив, пристально смотря на учителя. Немного погодя, англичанин подошел к Ямаде. Должно быть, он знал, что Ямада – учитель боевых искусств. Он приставил кулак к лицу учителя со словами: "Ну-ка, попробуй разжать его". Ямада был худощавым и невысоким человеком, а англичанин имел могучее телосложение. Учитель посмотрел на сжатый кулак, почти упиравшийся в его лицо, и подумал: "Я не смогу разжать этот кулак. Этот человек очень силен. Мне не найти способа разогнуть эти пальцы".
Чувствуя на себе взгляды учеников, учитель читал их мысли: "Как поступит наш учитель? Как он ответит на этот вызов? Как он выйдет из этого положения?" Англичанин с видом победителя смотрел на него сверху вниз, уверенный в том, что ему удалось продемонстрировать превосходство мышц над умением мастера боевых искусств. Надо было что-то делать. Учитель полез в карман, вытащил оттуда несколько денежных купюр и протянул их англичанину. Англичанин, не раздумывая, разжал свой кулак и взял деньги.
Все, засмеялись, в том числе и сам англичанин, который понял, что его перехитрили. Однако поскольку его провели таким неагрессивным способом, он не стал больше задираться. Рассмеявшись, он удалился, покачивая головой. Он получил хороший урок, узнав о своей любви к деньгам, которая взяла верх над желанием похвастаться своей силой. Ученики Ямады тоже получили урок: их учитель ответил на вызов не насилием. Дух примирения восторжествовал.
Вывод: Так вот упражнение «Разожми кулак» было выполнено с целью выявления использования вами несиловых методов. Например? (уговоры, просьба, хитрость, подкуп). Которые, к сожалению, никто из вас не догадался применить!
Что было бы для вас более убедительным: вежливая просьба или сила?
Так вот необходимо учиться решать возникшие вопросы, более эффективными и мирными способами, нежели применение вами силы.
Слайд 21 Давайте, подведём итог нашего занятия.
Для закрепления сегодняшнего материала я предлагаю сравнить и выбрать правильное соответствие девиза и варианта поведения в конфликтной ситуации.
Девизы:
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».
«Чтобы я победил, ты должен проиграть».
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
«Чтобы каждый из нас в чем-то выиграл, каждый из нас должен в чем-то проиграть».
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
(Избегание)
(Соревнование)
(Приспособление)
(Компромисс)
(Сотрудничество)
- Считаете ли вы, что обсуждение данной темы полезно?
- Изменит ли знание этой темы ваше поведение в конфликтных ситуациях?
Слайд 22 Если человек, находящийся рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, мыслями, чувствами, переживаниями. У каждого есть слабые и сильные стороны. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Слайд 23
прежде чем сказать – посчитай до десяти,
прежде чем обидеть – посчитай до ста,
прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
- А напоследок позвольте дать пожелания
Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
10. Будь обаятелен и добр.
11.Извинись, если ты не прав.
12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.