Педагогический совет Декабрь 2017
"Конфликты в педагогическом общении и способы их преодоления. Служба школьной службы медиации как альтернативный способ урегулирования конфликтов в образовательной среде".
Данная тема педсовета посвящается изучению конфликтов, которые становятся барьерами для эффективного педагогического общения.
Актуальность данной проблематики обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов (Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Макаренко А.С. и другие) к изучению причин возникновения конфликтов в педагогическом общении и данными анкетирования педагогов нашей школы.
Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основными функциями педагогического общения являются: информационная, контактная, побудительная.
Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации. На этом педагогическом умении в своё время настаивал А. С. Макаренко, говоря, что «можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, – и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений»
В педагогическом общении чрезвычайно важно адекватное понимание педагогом учащихся и учащимися педагога. Это способствует корректировке и интенсификации учебно-воспитательного процесса. В организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами».
Уважаемые коллеги, обратимся к вашему студенческому опыту. Вспомните, когда легче было отвечать экзаменатору: когда он внимательно слушает вас, смотрит в глаза, кивает головой и т. п., т. е. выражает заинтересованность в общении с вами, или когда он сидит, молча, облокотившись на стол, и никак внешне не реагирует на ваш ответ? Естественно, в первом случае атмосфера проведения экзамена более благоприятна, и прежде всего потому, что здесь ярко выражены заинтересованность педагога, его сопереживание студенту. Во втором случае многие, даже отлично подготовленные студенты, глядя на непроницаемое, безразличное лицо экзаменатора, начинают путаться, сбиваться и т. п.
Уверены, что и вы, уважаемые коллеги сможете привести не по одному примеру эмоциональной идентификации себя с учеником из своего богатого опыта.
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:
Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
Продуктивность общения.
Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.
Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).
Итоговая, общая характеристика общения.
Но все эти «технологические» приёмы активно заработают только при наличии главного условия — интереса к педагогической профессии, вкуса к учительской работе, любви к детям, иначе говоря — при условии профессионально-педагогической направленности личности педагога .
Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и педагоги перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.
Можно по-разному относиться к конфликту. В обыденной человеческой жизни отношение к нему негативное. И это психологически можно понять: люди слишком устали от бесконечных конфликтов, войн, проблем и стрессов. Нормальный здоровый человек желает жить в спокойном, безоблачном мире, в ладу с собой и окружающими. Однако конфликты существовали всегда и, к сожалению или к счастью, существуют и будут существовать в дальнейшем.
Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.
Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.
Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница между ними очень существенна.
По мнению ряда исследователей, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их отношениями и характеристиками. Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «пусковым механизмом», порождающим развитие событий. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие.
В ходе подготовительной работы к педагогическому совету психологом школы было проведено анкетирование педагогов о конфликтных ситуациях в нашей школе.
Предлагаю познакомиться с результатами.
Большинство учителей (--%) к конфликтам в школе относятся отрицательно;
В то же время ---% педагогов подтверждают наличие конфликтных ситуаций в своей работе;
Чаще всего конфликтные ситуации у педагогов возникают с обучающимися (--%), незначительный процент указывают наличие конфликтов с коллегами и родителями (--%), с администрацией школы конфликтов нет.
При рассмотрение причин возникновения конфликтов в школе, мы выделили 4 системы взаимоотношений:
Педагог-обучающийся;
Обучающийся-обучающийся;
Педагог-родитель;
Педагог-педагог.
Наиболее значимыми причинами возникновения конфликтов между обучающимися являются: оскорбления, обиды, обман и сплетни, борьба за авторитет.
Наиболее значимыми причинами возникновения конфликтов между педагогами и обучающимися являются: поведения в школе, пропуски занятий, невыполнение требований учителя, плохая успеваемость, внешний вид, недооценка способностей школьников.
Наиболее значимыми причинами возникновения конфликтов между педагогами и родителями являются: разные представления сторон о средствах воспитания, занижение оценок ребенка, недовольство методами обучения педагога.
Наиболее значимыми причинами возникновения конфликтов между коллегами являются: нарушение педагогического этикета, несовпадения взглядов.
Безусловно, конфликты являются серьезными барьерами в педагогическом общении. О способах разрешения конфликтов и о решении данного вопроса в нашей школе предлагаю послушать ______________________.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Именно поэтому от педагогического такта учителя, умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное слово, увидеть личность в каждом ученике, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является утверждение: «Понимание - начало согласия».
В конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.
Проект решения педагогического совета:
Провести анкетирование учащихся школы в конце учебного года.
Вести мониторинг применения способов и приёмов бесконфликтного общения учителями школы.
Внести необходимые изменения в планирование работы школы с целью повышения уровня педагогического общения.
Считать целесообразным осуществление научно-методической деятельности, направленной на овладение и использование способов и приемов бесконфликтного общения.