Тема: Конкретный смысл умножения и деления
Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сложение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Вставь нужные числа.
1. 7 дм 4 см = □ см. (74.)
2. 5 дм 8 см < □ см. (59, 60, 61 и т. д.)
3. □ увеличили на 63 и получили 80. (17.) 4.47 меньше □ на 53. (100.)
5. Я задумала число, уменьшила его на 65 и получила 7. Я задумала число □. (72.)
6. Из □ вычесть 0 — получится 59. (59.)
7. Сумма чисел 61 и 9 равна сумме чисел □ и П. (60 и 10, 62 и 8, 63 и 7и т. д.)
8. Сумма чисел 36 и 18 меньше суммы чисел 38 и □ . (17, 18,19 и т. д.) (Четыре ученика у доски решают уравнения.)
67-х=3935 + х = 72х-46 = 46х + 28 = 73
2. Работа с именованными числами
- Сравните. Поставьте знаки >, < или =.
5 см 5 мм О 50 мм1 м О 99 см
3 дм 7 см О 3 см8 дм О 1 м
70 см О 7 дм4 см 8 мм О 48 см
3. Устный счет
- Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.)
— Увеличьте 26 на 34. (60.)
- Уменьшите 30 на 12. (18.)
— Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.)
- Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.)
- К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (/.)
— На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.)
— Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагаемое? (18.)
- К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71? (28.)
- Из 85 вычесть 56. (29.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
- Какие неизвестные компоненты находят сложением?
— Какие неизвестные компоненты находят вычитанием?
III. Самоопределениекдеятельности
- Вычислите.
28 + 26 + 22
35+17 + 13 + 15
3+3+3+3+3
— Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)
— Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)
- Замените. (3 • 5 = 15.)
— Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)
— Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учебника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6—какое число повторяется, 3 — сколько раз оно повторяется.)
— Замените произведение суммой и вычислите. (6+6+6 = 18.)
— Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел.)
№ 1 (с. 18).(Устное выполнение.)
— Почему во всех примерах сложение можно заменить умножением? (Все слагаемые одинаковые.)
— Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число — какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)
№2 (с. 18).
— Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)
— Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения.)
— Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)(Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказывают свой выбор.)
Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа - 5 раз, значит, ставим знак <.
№3(с. 18).(Устное выполнение.)
— Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное.
(4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4-2 — в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 — в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника.)(Аналогично учащиеся комментируют остальные равенства.)
V. Физкультминутка
Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз,(Присесть.)
Тронет руку, тронет нос. (Показатьруку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику №4 (с. 18).
— Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)
— Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнездах по 2птенца. Сколько всего птенцов?)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 2-4 = 8 (п.). Ответ: всего 8 птенцов.
— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы 7)
— Каким действием решается задача? (Делением.)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 8:2 = 4 (г.).
Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.
— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8птенцов, причем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде ?)
— Каким действием решается задача? (Делением.)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 8:4 = 2 (п.).
Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.
№6 (с. 18).(Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
VII. Рефлексия
Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 8).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведениеитоговурока
— Что такое умножение?
— Что показывает первое число в записи умножения? Что показывает второе число?
— Чем был полезен урок для вас?
Домашнеезадание
Учебник: № 5 (с. 18).
Тема: Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2
Цели: повторить названия компонентов и результата умножения, взаимосвязь между ними, понятия «четные» и «нечетные числа»; закреплять умение решать примеры и задачи на умножение и деление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять из примеров на умножение примеры на деление на основе знания взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Реши уравнения и сделай проверку.
х-43 = 3961 -х= 38х+52 = 80
(Два ученика работают у доски.)
— Замени умножение сложением и вычисли.
8-412-318-3
4-5 52-2 25-4
- Сравни.
40 • 4 О 40 + 40 + 40 + 40 + 4
77 + 77 + 77 О 77 • 5
43 • 5 О 34 + 34 + 34 + 34 + 34
4-504 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4
8-807 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7
x-SOx + x + x + x + x
2. Работа с именованными числами
- Сравните.
50 см О 1 м 7 дм О 66 см
3. Устный счет
— Заполните таблицу.
3 см 8 мм О 83 см 90 см О 9 дм
Слагаемое
|
67
|
29
|
|
60
|
Слагаемое
|
|
63
|
34
|
20
|
Сумма
|
75
|
|
62
|
|
- Что значит «умножить на 2»? (Прибавить число само к сере.)
- Вычислите.
2-29-236-2
5-26-248-2
8-215-2
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
Самоопределениекдеятельности
(На доске рисунок.)
- Как узнать, сколько всего фигур? (2-5 = 10.)
- Как узнать, сколько столбцов? (10:2 = 5.)
- Как узнать, сколько строк? (10:5 = 2.)
- Прочитайте примеры с названием компонентов умножения. (Первый множитель 2, второй множитель 5, произведение 10. Произведение 10разделили на первый множитель 2, получили второй множитель 5. Произведение 10 разделили на второй множитель 5, получили первый множитель 2.)
- Как связаны компоненты и результат действия умножения? (Если произведение разделить на один из множителей, получится другой множитель.) Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работапотемеурока Работапоучебнику № 1 (с. 19).
(Устное выполнение.) №2 (с. 19).
— Прочитайте задачу.
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 3-5 = 15 (м).
Ответ: высота дома до крыши 15 м.
— Что может быть неизвестным в обратной задаче? (Количество этажей, высота этажей.)
— Самостоятельно составьте и решите обратные задачи. Сделайте схематические рисунки.
(Проверка по образцу. Самооценка.)
Решение: 15:3 = 5 (эт.). Ответ: в доме 5 этажей.
Решение: 15:5 = 3 (м).
Ответ: высота каждого этажа 3 м.
№4, 6 (с. 19).(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
V. Физкультминутка
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так».(Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает.(Руки согнуты перед грудью,резким рывком развести руки в
стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)
VI. Продолжениеработыпотемеурока
Работа по учебнику
- Прочитайте теоретический материал на с. 20.
- Как поняли, что 8 делится на 2 без остатка? (Разделили все, ничего не осталось.)
- Как называются числа, которые делятся на 2 без остатка? (Четные.)
- Какие числа называют нечетными? (Числа, которые не делятся на 2 без остатка.)
№ 2 (с. 20).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Самооценка.)
№3(с.20).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Самооценка.)
Решение: 2, 6, 10, 14,18.
- Какие получились числа? (Четные.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 19,20). Самостоятельное выполнение Проверка по образцу.) Решение (с. 19):
5-2=107-3 = 213-9 = 27
10:5 = 221:3 = 727:9 = 3
Решение (с. 20):
2:2 = 112:2 = 6
4:2 = 214:2 = 7
6:2 = 316:2 = 8
8:2 = 418:2 = 9
10:2 = 520:2=10
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведениеитоговурока
- Какое правило мы сегодня вспомнили?
- Где пригодится знание правила? Какие числа называют четными, нечетными?
Домашнеезадание
Учебник: № 7 (с. 19), 4 (с. 20)
Просмотр содержимого документа
«Конкретный смысл умножения и деления»
Тема: Конкретный смысл умножения и деления
Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сложение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Вставь нужные числа.
1. 7 дм 4 см = □ см. (74.)
2. 5 дм 8 см (59, 60, 61 и т. д.)
3. □ увеличили на 63 и получили 80. (17.) 4.47 меньше □ на 53. (100.)
5. Я задумала число, уменьшила его на 65 и получила 7. Я задумала число □. (72.)
6. Из □ вычесть 0 — получится 59. (59.)
7. Сумма чисел 61 и 9 равна сумме чисел □ и П. (60 и 10, 62 и 8, 63 и 7и т. д.)
8. Сумма чисел 36 и 18 меньше суммы чисел 38 и □ . (17, 18,19 и т. д.) (Четыре ученика у доски решают уравнения.)
67-х=3935 + х = 72х-46 = 46х + 28 = 73
2. Работа с именованными числами
- Сравните. Поставьте знаки ,
5 см 5 мм О 50 мм1 м О 99 см
3 дм 7 см О 3 см8 дм О 1 м
70 см О 7 дм4 см 8 мм О 48 см
3. Устный счет
- Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.)
— Увеличьте 26 на 34. (60.)
- Уменьшите 30 на 12. (18.)
— Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.)
- Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.)
- К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (/.)
— На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.)
— Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагаемое? (18.)
- К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71? (28.)
- Из 85 вычесть 56. (29.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
- Какие неизвестные компоненты находят сложением?
— Какие неизвестные компоненты находят вычитанием?
III. Самоопределениекдеятельности
- Вычислите.
28 + 26 + 22
35+17 + 13 + 15
3+3+3+3+3
— Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)
— Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)
- Замените. (3 • 5 = 15.)
— Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)
— Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учебника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6—какое число повторяется, 3 — сколько раз оно повторяется.)
— Замените произведение суммой и вычислите. (6+6+6 = 18.)
— Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел.)
№ 1 (с. 18).(Устное выполнение.)
— Почему во всех примерах сложение можно заменить умножением? (Все слагаемые одинаковые.)
— Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число — какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)
№2 (с. 18).
— Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)
— Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения.)
— Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)(Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказывают свой выбор.)
Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа - 5 раз, значит, ставим знак
№3(с. 18).(Устное выполнение.)
— Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное.
(4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4-2 — в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 — в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника.)(Аналогично учащиеся комментируют остальные равенства.)
V. Физкультминутка
Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз,(Присесть.)
Тронет руку, тронет нос. (Показатьруку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику №4 (с. 18).
— Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)
— Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнездах по 2птенца. Сколько всего птенцов?)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 2-4 = 8 (п.). Ответ: всего 8 птенцов.
— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы 7)
— Каким действием решается задача? (Делением.)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 8:2 = 4 (г.).
Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.
— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8птенцов, причем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде ?)
— Каким действием решается задача? (Делением.)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 8:4 = 2 (п.).
Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.
№6 (с. 18).(Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
VII. Рефлексия
Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 8).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведениеитоговурока
— Что такое умножение?
— Что показывает первое число в записи умножения? Что показывает второе число?
— Чем был полезен урок для вас?
Домашнеезадание
Учебник: № 5 (с. 18).
Тема: Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2
Цели: повторить названия компонентов и результата умножения, взаимосвязь между ними, понятия «четные» и «нечетные числа»; закреплять умение решать примеры и задачи на умножение и деление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять из примеров на умножение примеры на деление на основе знания взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Реши уравнения и сделай проверку.
х-43 = 3961 -х= 38х+52 = 80
(Два ученика работают у доски.)
— Замени умножение сложением и вычисли.
8-412-318-3
4-5 52-2 25-4
- Сравни.
40 • 4 О 40 + 40 + 40 + 40 + 4
77 + 77 + 77 О 77 • 5
43 • 5 О 34 + 34 + 34 + 34 + 34
4-504 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4
8-807 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7
x-SOx + x + x + x + x
2. Работа с именованными числами
- Сравните.
50 см О 1 м 7 дм О 66 см
3. Устный счет
— Заполните таблицу.
3 см 8 мм О 83 см 90 см О 9 дм
Слагаемое | 67 | 29 | | 60 |
Слагаемое | | 63 | 34 | 20 |
Сумма | 75 | | 62 | |
- Что значит «умножить на 2»? (Прибавить число само к сере.)
- Вычислите.
2-29-236-2
5-26-248-2
8-215-2
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
Самоопределениекдеятельности
(На доске рисунок.)
- Как узнать, сколько всего фигур? (2-5 = 10.)
- Как узнать, сколько столбцов? (10:2 = 5.)
- Как узнать, сколько строк? (10:5 = 2.)
- Прочитайте примеры с названием компонентов умножения. (Первый множитель 2, второй множитель 5, произведение 10. Произведение 10разделили на первый множитель 2, получили второй множитель 5. Произведение 10 разделили на второй множитель 5, получили первый множитель 2.)
- Как связаны компоненты и результат действия умножения? (Если произведение разделить на один из множителей, получится другой множитель.) Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работапотемеурока Работапоучебнику № 1 (с. 19).
(Устное выполнение.) №2 (с. 19).
— Прочитайте задачу.
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 3-5 = 15 (м).
Ответ: высота дома до крыши 15 м.
— Что может быть неизвестным в обратной задаче? (Количество этажей, высота этажей.)
— Самостоятельно составьте и решите обратные задачи. Сделайте схематические рисунки.
(Проверка по образцу. Самооценка.)
Решение: 15:3 = 5 (эт.). Ответ: в доме 5 этажей.
Решение: 15:5 = 3 (м).
Ответ: высота каждого этажа 3 м.
№4, 6 (с. 19).(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
V. Физкультминутка
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так».(Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает.(Руки согнуты перед грудью,резким рывком развести руки в
стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)
VI. Продолжениеработыпотемеурока
Работа по учебнику
- Прочитайте теоретический материал на с. 20.
- Как поняли, что 8 делится на 2 без остатка? (Разделили все, ничего не осталось.)
- Как называются числа, которые делятся на 2 без остатка? (Четные.)
- Какие числа называют нечетными? (Числа, которые не делятся на 2 без остатка.)
№ 2 (с. 20).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Самооценка.)
№3(с.20).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Самооценка.)
Решение: 2, 6, 10, 14,18.
- Какие получились числа? (Четные.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 19,20). Самостоятельное выполнение Проверка по образцу.) Решение (с. 19):
5-2=107-3 = 213-9 = 27
10:5 = 221:3 = 727:9 = 3
Решение (с. 20):
2:2 = 112:2 = 6
4:2 = 214:2 = 7
6:2 = 316:2 = 8
8:2 = 418:2 = 9
10:2 = 520:2=10
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведениеитоговурока
- Какое правило мы сегодня вспомнили?
- Где пригодится знание правила? Какие числа называют четными, нечетными?
Домашнеезадание
Учебник: № 7 (с. 19), 4 (с. 20)