СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкретный смысл умножения и деления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Конкретный смысл умножения и деления

Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вы­числительные навыки, умение решать задачи и уравнения изучен­ных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сло­жение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Актуализациязнаний

1. Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.)

—  Вставь нужные числа.

1. 7 дм 4 см = □  см. (74.)

2. 5 дм 8 см < □ см. (59, 60, 61 и т. д.)

3. □ увеличили на 63 и получили 80. (17.) 4.47 меньше □ на 53. (100.)

5. Я задумала число, уменьшила его на 65 и получила 7. Я за­думала число □. (72.)

6. Из □ вычесть 0 — получится 59. (59.)

7. Сумма чисел 61 и 9 равна сумме чисел □ и П. (60 и 10, 62 и 8, 63 и 7и т. д.)

8. Сумма чисел 36 и 18 меньше суммы чисел 38 и □ . (17, 18,19 и т. д.) (Четыре ученика у доски решают уравнения.)

67-х=3935 + х = 72х-46 = 46х + 28 = 73

2. Работа с именованными числами

-  Сравните. Поставьте знаки >, < или =.

5 см 5 мм О 50 мм1 м О 99 см

3 дм 7 см О 3 см8 дм О 1 м

70 см О 7 дм4 см 8 мм О 48 см

3. Устный счет

-  Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.)

—  Увеличьте 26 на 34. (60.)

-  Уменьшите 30 на 12. (18.)

—  Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.)

-  Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.)

-  К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (/.)

—  На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.)

—  Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагае­мое? (18.)

-  К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71? (28.)

-  Из 85 вычесть 56. (29.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

-  Какие неизвестные компоненты находят сложением?

—  Какие неизвестные компоненты находят вычитанием?

III. Самоопределениекдеятельности

-  Вычислите.

28 + 26 + 22

35+17 + 13 + 15

3+3+3+3+3

—  Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как скла­дываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)

—  Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)

-  Замените. (3 • 5 = 15.)

— Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)

—  Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)

—  О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)

—  Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

—  Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учеб­ника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6—какое число повторяется, 3 сколько раз оно повторяется.)

—  Замените произведение суммой и вычислите. (6+6+6 = 18.)

—  Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинако­вых чисел.)

№ 1 (с. 18).(Устное выполнение.)

—  Почему во всех примерах сложение можно заменить умно­жением? (Все слагаемые одинаковые.)

—  Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)

№2 (с. 18).

—  Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)

—  Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения.)

—  Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)(Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказы­вают свой выбор.)

Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа - 5 раз, значит, ставим знак <.

№3(с. 18).(Устное выполнение.)

—  Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное.

(4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4-2 — в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 — в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника.)(Аналогично учащиеся комментируют остальные равенства.)

V. Физкультминутка

Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз,(Присесть.)

Тронет руку, тронет нос. (Показатьруку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику №4 (с. 18).

—  Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)

—  Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнез­дах по 2птенца. Сколько всего птенцов?)

—  Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 2-4 = 8 (п.). Ответ: всего 8 птенцов.

—  Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько  гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы 7)

—  Каким действием решается задача? (Делением.)

—  Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8:2 = 4 (г.).

Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.

—  Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8птенцов, при­чем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде ?)

—  Каким действием решается задача? (Делением.)

—  Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8:4 = 2 (п.).

Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.

№6 (с. 18).(Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.)

VII. Рефлексия

Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 8).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведениеитоговурока

—  Что такое умножение?

—  Что показывает первое число в записи умножения? Что по­казывает второе число?

—  Чем был полезен урок для вас?

Домашнеезадание

Учебник: № 5 (с. 18).

Тема: Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2

Цели: повторить названия компонентов и результата умно­жения, взаимосвязь между ними, понятия «четные» и «нечетные числа»; закреплять умение решать примеры и задачи на умноже­ние и деление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять из примеров на умножение примеры на деление на основе зна­ния взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Актуализациязнаний

1. Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.)

—  Реши уравнения и сделай проверку.

х-43 = 3961 -х= 38х+52 = 80

(Два ученика работают у доски.)

—  Замени умножение сложением и вычисли.

8-412-318-3

4-5                              52-2                            25-4

-  Сравни.

40 • 4 О 40 + 40 + 40 + 40 + 4

77 + 77 + 77 О 77 • 5

43 • 5 О 34 + 34 + 34 + 34 + 34

4-504 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4

8-807 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7

x-SOx + x + x + x + x

2. Работа с именованными числами

Сравните.

50 см О 1 м 7 дм О 66 см

3. Устный счет

— Заполните таблицу.

3 см 8 мм О 83 см 90 см О 9 дм

Слагаемое

67

29

 

60

Слагаемое

 

63

34

20

Сумма

75

 

62

 

- Что значит «умножить на 2»? (Прибавить число само к сере.)

-  Вычислите.

2-29-236-2

5-26-248-2

8-215-2

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

Самоопределениекдеятельности

(На доске рисунок.)

-  Как узнать, сколько всего фигур? (2-5 = 10.)

-  Как узнать, сколько столбцов? (10:2 = 5.)

-  Как узнать, сколько строк? (10:5 = 2.)

-  Прочитайте примеры с названием компонентов умножения. (Первый множитель 2, второй множитель 5, произведение 10. Произведение 10разделили на первый множитель 2, получили второй множитель 5. Произведение 10 разделили на второй множитель 5, получили первый множитель 2.)

-  Как связаны компоненты и результат действия умножения? (Если произведение разделить на один из множителей, полу­чится другой множитель.) Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работапотемеурока Работапоучебнику 1 (с. 19).

(Устное выполнение.) №2 (с. 19).

—  Прочитайте задачу.

—  Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 3-5 = 15 (м).

Ответ: высота дома до крыши 15 м.

— Что может быть неизвестным в обратной задаче? (Коли­чество этажей, высота этажей.)

—  Самостоятельно составьте и решите обратные задачи. Сде­лайте схематические рисунки.

(Проверка по образцу. Самооценка.)

Решение: 15:3 = 5 (эт.). Ответ: в доме 5 этажей.

Решение: 15:5 = 3 (м).

Ответ: высота каждого этажа 3 м.

№4, 6 (с. 19).(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

V. Физкультминутка

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так».(Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точно сообщает.(Руки согнуты перед грудью,резким рывком развести руки в

стороны.)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)

VI. Продолжениеработыпотемеурока

Работа по учебнику

-  Прочитайте теоретический материал на с. 20.

-  Как поняли, что 8 делится на 2 без остатка? (Разделили все, ничего не осталось.)

-  Как называются числа, которые делятся на 2 без остатка? (Четные.)

-  Какие числа называют нечетными? (Числа, которые не де­лятся на 2 без остатка.)

№ 2 (с. 20).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Само­оценка.)

№3(с.20).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Само­оценка.)

Решение: 2, 6, 10, 14,18.

-  Какие получились числа? (Четные.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 19,20). Самостоятельное выпол­нение Проверка по образцу.) Решение (с. 19):

5-2=107-3 = 213-9 = 27

10:5 = 221:3 = 727:9 = 3

Решение (с. 20):

2:2 = 112:2 = 6

4:2 = 214:2 = 7

6:2 = 316:2 = 8

8:2 = 418:2 = 9

10:2 = 520:2=10

-  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведениеитоговурока

-  Какое правило мы сегодня вспомнили?

-  Где пригодится знание правила? Какие числа называют четными, нечетными?

Домашнеезадание

Учебник: № 7 (с. 19), 4 (с. 20)

 

Просмотр содержимого документа
«Конкретный смысл умножения и деления»

Тема: Конкретный смысл умножения и деления

Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вы­числительные навыки, умение решать задачи и уравнения изучен­ных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сло­жение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Актуализациязнаний

1. Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.)

— Вставь нужные числа.

1. 7 дм 4 см = □ см. (74.)

2. 5 дм 8 см (59, 60, 61 и т. д.)

3. □ увеличили на 63 и получили 80. (17.) 4.47 меньше □ на 53. (100.)

5. Я задумала число, уменьшила его на 65 и получила 7. Я за­думала число □. (72.)

6. Из □ вычесть 0 — получится 59. (59.)

7. Сумма чисел 61 и 9 равна сумме чисел □ и П. (60 и 10, 62 и 8, 63 и 7и т. д.)

8. Сумма чисел 36 и 18 меньше суммы чисел 38 и □ . (17, 18,19 и т. д.) (Четыре ученика у доски решают уравнения.)

67-х=3935 + х = 72х-46 = 46х + 28 = 73

2. Работа с именованными числами

- Сравните. Поставьте знаки ,

5 см 5 мм О 50 мм1 м О 99 см

3 дм 7 см О 3 см8 дм О 1 м

70 см О 7 дм4 см 8 мм О 48 см

3. Устный счет

- Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.)

— Увеличьте 26 на 34. (60.)

- Уменьшите 30 на 12. (18.)

— Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.)

- Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.)

- К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (/.)

— На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.)

— Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагае­мое? (18.)

- К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71? (28.)

- Из 85 вычесть 56. (29.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

- Какие неизвестные компоненты находят сложением?

— Какие неизвестные компоненты находят вычитанием?

III. Самоопределениекдеятельности

- Вычислите.

28 + 26 + 22

35+17 + 13 + 15

3+3+3+3+3

— Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как скла­дываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)

— Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)

- Замените. (3 • 5 = 15.)

— Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)

— Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)

— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)

— Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учеб­ника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6—какое число повторяется, 3 сколько раз оно повторяется.)

— Замените произведение суммой и вычислите. (6+6+6 = 18.)

— Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинако­вых чисел.)

1 (с. 18).(Устное выполнение.)

— Почему во всех примерах сложение можно заменить умно­жением? (Все слагаемые одинаковые.)

— Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)

2 (с. 18).

— Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)

— Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения.)

— Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)(Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказы­вают свой выбор.)

Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа - 5 раз, значит, ставим знак

3(с. 18).(Устное выполнение.)

— Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное.

(4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4-2 — в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 — в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника.)(Аналогично учащиеся комментируют остальные равенства.)

V. Физкультминутка

Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз,(Присесть.)

Тронет руку, тронет нос. (Показатьруку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику №4 (с. 18).

— Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)

— Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнез­дах по 2птенца. Сколько всего птенцов?)

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 2-4 = 8 (п.). Ответ: всего 8 птенцов.

— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы 7)

— Каким действием решается задача? (Делением.)

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8:2 = 4 (г.).

Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.

— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8птенцов, при­чем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде ?)

— Каким действием решается задача? (Делением.)

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8:4 = 2 (п.).

Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.

6 (с. 18).(Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.)

VII. Рефлексия

Выполнение задания в рабочей тетради

2 (с. 8).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведениеитоговурока

— Что такое умножение?

— Что показывает первое число в записи умножения? Что по­казывает второе число?

— Чем был полезен урок для вас?

Домашнеезадание

Учебник: № 5 (с. 18).

Тема: Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2

Цели: повторить названия компонентов и результата умно­жения, взаимосвязь между ними, понятия «четные» и «нечетные числа»; закреплять умение решать примеры и задачи на умноже­ние и деление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять из примеров на умножение примеры на деление на основе зна­ния взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Актуализациязнаний

1. Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.)

— Реши уравнения и сделай проверку.

х-43 = 3961 -х= 38х+52 = 80

(Два ученика работают у доски.)

— Замени умножение сложением и вычисли.

8-412-318-3

4-5 52-2 25-4

- Сравни.

40 • 4 О 40 + 40 + 40 + 40 + 4

77 + 77 + 77 О 77 • 5

43 • 5 О 34 + 34 + 34 + 34 + 34

4-504 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4

8-807 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7

x-SOx + x + x + x + x

2. Работа с именованными числами

- Сравните.

50 см О 1 м 7 дм О 66 см

3. Устный счет

— Заполните таблицу.

3 см 8 мм О 83 см 90 см О 9 дм

Слагаемое

67

29


60

Слагаемое


63

34

20

Сумма

75


62


- Что значит «умножить на 2»? (Прибавить число само к сере.)

- Вычислите.

2-29-236-2

5-26-248-2

8-215-2

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

Самоопределениекдеятельности

(На доске рисунок.)

- Как узнать, сколько всего фигур? (2-5 = 10.)

- Как узнать, сколько столбцов? (10:2 = 5.)

- Как узнать, сколько строк? (10:5 = 2.)

- Прочитайте примеры с названием компонентов умножения. (Первый множитель 2, второй множитель 5, произведение 10. Произведение 10разделили на первый множитель 2, получили второй множитель 5. Произведение 10 разделили на второй множитель 5, получили первый множитель 2.)

- Как связаны компоненты и результат действия умножения? (Если произведение разделить на один из множителей, полу­чится другой множитель.) Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работапотемеурока Работапоучебнику 1 (с. 19).

(Устное выполнение.) №2 (с. 19).

— Прочитайте задачу.

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 3-5 = 15 (м).

Ответ: высота дома до крыши 15 м.

— Что может быть неизвестным в обратной задаче? (Коли­чество этажей, высота этажей.)

— Самостоятельно составьте и решите обратные задачи. Сде­лайте схематические рисунки.

(Проверка по образцу. Самооценка.)

Решение: 15:3 = 5 (эт.). Ответ: в доме 5 этажей.

Решение: 15:5 = 3 (м).

Ответ: высота каждого этажа 3 м.

4, 6 (с. 19).(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

V. Физкультминутка

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так».(Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точно сообщает.(Руки согнуты перед грудью,резким рывком развести руки в

стороны.)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)

VI. Продолжениеработыпотемеурока

Работа по учебнику

- Прочитайте теоретический материал на с. 20.

- Как поняли, что 8 делится на 2 без остатка? (Разделили все, ничего не осталось.)

- Как называются числа, которые делятся на 2 без остатка? (Четные.)

- Какие числа называют нечетными? (Числа, которые не де­лятся на 2 без остатка.)

2 (с. 20).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Само­оценка.)

3(с.20).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Само­оценка.)

Решение: 2, 6, 10, 14,18.

- Какие получились числа? (Четные.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 19,20). Самостоятельное выпол­нение Проверка по образцу.) Решение (с. 19):

5-2=107-3 = 213-9 = 27

10:5 = 221:3 = 727:9 = 3

Решение (с. 20):

2:2 = 112:2 = 6

4:2 = 214:2 = 7

6:2 = 316:2 = 8

8:2 = 418:2 = 9

10:2 = 520:2=10

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведениеитоговурока

- Какое правило мы сегодня вспомнили?

- Где пригодится знание правила? Какие числа называют четными, нечетными?

Домашнеезадание

Учебник: № 7 (с. 19), 4 (с. 20)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!